О сектах по существу

Этапы вербовки, или как не стать жертвой

Человека заманивают в секту в четыре этапа:

Забота, любовь, внимание. Новичку искренне радуются, встречают его с любовью и почестями, говорят комплименты, подчеркивают его значимость

Избранник должен поверить в то, что для исполнения великой миссии его-то как раз и не хватало. Жертве обещают свободу, счастье, ответы на все вопросы вселенной. Это и есть первая уловка: образуется контраст между злой реальностью, где человека никто не замечает, не ценит, не любит, и дружелюбной, заботливой группой.
Убийство критического мышления и ненужных качеств личности. Человеку объясняют, что просто так просветления не достичь, нужно выполнить ряд условий, прочитать литературу, опробовать духовные практики. Сектанты максимально загружают человека: работа, лекции, привлечение новых участников, медитации, молитвы. Человеку не хватает времени, чтобы осмыслить все происходящее и посмотреть на свою жизнь со стороны. Все это заставляет отказаться от самого себя, свободы, права на самостоятельность. Многие секты даже учат людей правильно говорить: какие слова, какой тембр и темп речи нужно использовать.
Укрепление связи с сектой и разрыва с обществом. Открыто пропагандируется неприязнь к обществу, его вред, опасность медицины, психиатрии, политики, другой веры. И даже семью выдают за людей, мешающих спасению личности; призывают бросить учебу, работу, сменить место жительства. Жертву заверяют, что общество ее не поймет, не примет, так как само погрязло в ошибочных суждениях. Естественно, те, кто пытаются вразумить сектанта, делают только хуже. Он встречает то сопротивление, о котором ему говорили, и еще больше погружается в группу.
Полная зависимость от группы, невозможность возвращения в общество. Человек потерял семью, работу, доход, жилье, друзей, прочую поддержку. Хватка секты становится еще крепче из-за страха и чувства вины, порождаемых в участниках. В итоге даже если кто-то из участников понимает плачевность своего состояния, решает, что плыть по течению – единственный возможный вариант. Его мучает чувство безысходности, беспомощности. Тем более лидеры заверяют, что счастье и истина вот-вот откроется страдающему. Жертве кажется глупым отступать, когда уже почти все пройдено.

После прохождения всех четырех этапов жертва оказывается полностью подчиненной учителю. Из таких «кукол» получаются фанатики.

Психология деструктивной религиозности:

  • Что такое деструктивная секта — Пси-Фактор
  • Контроль сознания и феномен культа — Стивен Хассэн
  • Феномен деструктивных культов и контроля сознания — Евгений Волков
  • Основные модели контроля сознания (реформирование мышления) — Евгений Волков
  • Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах — Евгений Волков
  • Новейшие секты в странах СНГ — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Психологические особенности сектантства — Андрей Тимченко, Виктор Шапар
  • Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе — Вера Целикова
  • Методы религиозных культов — Пси-Фактор
  • Право на насилие: тоталитаризм вошел в нашу психологию — Елена Лещинская
  • Как стать лидером культа — Элиот Аронсон, Энтони Праткин
  • Почему люди тянутся в тоталитарные секты — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Иерархия тоталитарной секты: «Живые боги» и администраторы, или Власть и Деньги — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Как противостоять вербовке в тоталитарную секту — Игорь Олейник, Виктор Соснин
  • Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости — Николай Орел
  • Классификация сект — Пси-Фактор
  • Психодинамика сект — Цезарь Короленко, Наталия Дмитриева
  • Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально) — Игорь Молчалин
  • К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах — Михаил Балакин
  • К вопросу об использовании информации о деятельности деструктивных культов и сект — Михаил Вершинин
  • Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности — Михаил Вершинин
  • Психологические особенности личности членов деструктивных и террористических групп  — Михаил Вершинин
  • Признаки религий, сект и тоталитарных сект — Олег Заев
  • Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. — решение психологических проблем людей после выхода из сект… — Маргарет Сингер
  • В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия — иерей Евгений Тремаскин
  • Преодоление сектантства как мировоззренческого типажа — Артём Григорян

Психологическая манипуляция

Это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

При внушении происходит передача и индуцирование мыслей, настроения, чувств, поведения, вегетативных и двигательных реакций. Достигается не согласие партнера, а принятие информации, основанной на готовом выводе. Решающее значение имеет доверие к внушающему, его авторитет. В отличие от убеждения, где главное воздействие оказывают рациональные аргументы, внушение апеллирует, прежде всего, к эмоциональной стороне человеческой психики.

Главным внушающим средством является слово. Для обеспечения максимального внушающего воздействия используются выразительные средства речи: ритмика, интонация, ударение, паузы, периодические повторения одних и тех же слов. А также существует своя музыка, своя художественная литература, свой молодежный сленг, практики молитвенных башен (так называемая “круглосуточная молитва”, которая разделяется на молодых людей, обязанных один час, независимо от времени суток, посвятить этой молитве).

Внушаемость определяется как «саморегулирование деятельности личности под неосознаваемым влиянием либо окружающей обстановки, либо позиции группы, либо отдельного субъекта».

Еще Спиноза замечал: «Люди только потому считают себя свободными, что свои действия они осознают, а причин, которыми эти действия определяются, не знают».

Внушение образуется на основе доверия путем стимуляции воображения и эмоций, развитых с помощью механизмов заражения и подражания.

«Обман, фальсификации, подмены все это в секте служит для того, чтобы призрачный свет болотной гнилушки выдать за свет Истины, — пишет профессор Московской Духовной академии А.И.Осипов. — Узость и ограниченность выдаются за избранность и исключительность. Суррогатный коктейль из осколков разных вероучений – за полноту и широту «вероучения» секты. Нетерпимость к другим религиям (и к другим сектам, в том числе) рассматривается как признак чистоты секты. Горделивая самоуверенность и самомнение – как признак истинности и «богоизбранности». Поклонение лидеру как Богу преподносится как поклонение божьему посланнику. Демонические наваждения и самовнушения выдаются за «божественные откровения».

Деструктивные физические и психические изменения у членов секты рассматриваются как «трансмутация» тела и «расширение сознания». Отказ от критического мышления трактуется как лучший способ непосредственного постижения истины. Подавление личности и жесткий контроль за поведением членов секты выдается за заботу о своих членах. Разрыв с семьей, с социальным окружением объявляется стремлением избавиться от погрязшего в грехах окружения, мешающего «духовному росту избранных».

«Обработка» новичка

После привлечения новичка к общению с группой адептов он оказывается в особой атмосфере группового психологического давления. Главной составной частью последнего является «бомбардировка любовью» («love-bombing»), которая отбивает охоту к сомнениям и усиливает потребность в принадлежности «к новой семье».

С самого начала новичкам исподволь внушается полное и абсолютное уважение к лидеру секты. Его восхваляют как гения и революционного лидера. Членов учат, что они были бы ничем без лидера и основателя секты, что без него не было бы спасения. Его следует защищать любой ценой. Из-за этого членам следует делать все, что угодно, идти на любые жертвы, чтобы сделать его жизнь лучше, удобнее, чтобы он, в виде исключения, мог бы выполнять ту работу, которую следует делать «Богом избранному» лидеру.

Далее стремятся доказать, что Бог выбрал именно этого человека, чтобы он выполнил предназначенную ему высокую миссию для облегчения жизни или спасения человечества. Одновременно производится перегруз вновь обращаемого информацией религиозного содержания, постоянно делая упор на ее истинность. В результате тонкой психологической обработки, постоянных совместных молитв и песнопений, непрерывного общения с членами секты, у человека постепенно разрушается способность критически воспринимать учение религиозной секты и ее практические действия. Постоянная занятость делами секты (часто и появление стрессового состояния от ожидания скорого конца света), плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта секты в то состояние, когда им становится легко управлять.

Далее продолжается и завершается разрыв прежних социальных связей адепта. Он практически полностью порывает с прежней работой, семьей и прежними увлечениями. Потребность в самостоятельном определении своей судьбы атрофируется. Адепт секты часто уже не может критически оценивать окружающую действительность. И даже в случае появления некоторых сомнений в религиозной доктрине (если их вносят члены семьи или другие люди), он ее отвергает как проявление сил дьявола, так как боится даже думать о самостоятельной жизни вне секты.

Удержанию в секте способствует и основное правило, что «спасение» человека и его «вечная жизнь» ставятся в прямую зависимость от беспрекословного послушания руководству секты и выполнения диктуемых обязанностей. Лидеры секты, как правило, пользуются неограниченным авторитетом, их слова не подлежат сомнению. Для членов культа не существует свободы информации, дискуссий, действий.

Целью контроля сознания является изменение поведения, мышления и эмоций индивида. Разница в поведении вовлеченного в культ человека становится очевидной, когда в структуре ценностных ориентаций произошли существенные изменения, для ликвидации которых необходимо затратить впоследствии значительные усилия и время. И не факт, что они что-то изменят…

«Тоталитарная секта» и её «адепты»

Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних десятилетий активно изучают феномен так называемых деструктивных культов. В нашей стране сейчас более распространенным и чаще используемым является термин – «тоталитарная секта». Используется нередко и название – асоциальный (деструктивный) культ.

С учетом прочих вариантов определений терминов «секта» и «культ», предлагаемых в различных словарях, научных исследованиях и учебных пособиях, можно дать следующий их вариант.

Термин «секта» происходит от латинского «secta» – образ мыслей, школа, учение, партия. В обиходном языке понятие «секта» со временем все больше ассоциировалось с глаголом secare — отделять, отрезать. Таким образом возникло понимание секты как особого религиозного общества или группы замкнувшейся в своих интересах (в том числе культовых), отделившейся от традиционной церкви или традиционной религии.

Адепт – ревностный последователь, приверженец культа, посвященный в учение и тайны культа. Адептов обычно в просторечии так и называют – «сектанты».

В книге «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» авторы (Свящ.Андрей Хвыля-Олинтер, С.А.Лукьянов) понятие тоталитарной секты раскрывают следующим образом: «Тоталитарная секта – авторитарная иерархическая деструктивная организация (религиозная, политическая, образовательная, коммерческая), или движение, практикующее обманную вербовку и контроль сознания для сохранения своих адептов покорными доктрине и лидеру, который целенаправленно их обманывает и привязывает к себе, пользуясь их неосведомленностью и неопытностью и культивируя у них состояние невежественности и неестественной противозаконной зависимости».

В работах митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) указывается, что духовный тоталитаризм, так же как и политический, имеет своей целью захват власти над людьми, но только с помощью религиозных вероучений.

Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе во имя самого Бога.

Психическое насилие над личностью

Ущерб здоровью и личности человека в культе наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время «богослужений», обрядов, инициации, медитаций.

Специалисты и доктора, наблюдавшие, например, бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Психиатры пришли к мнению, что Хаббард вывернул наизнанку лечебные процессы, используемые для снятия навязчивых состояний, таким образом искусственно доводя клиентов до синдрома этих состояний, которые в свою очередь приводили к ряду психических расстройств. Бывшие члены сообщали о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» – отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось глубоких научных исследований, утверждает Ф.В.Кондратьев.

Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна, кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы) становятся постоянными спутниками бывших адептов тоталитарных культов и сект.

Проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств.

Лента

Войны нет, но лучшие в аду!?
Статья|
вчера в 10:05

Как похоже на прежнее царствие.
Видео|
вчера в 09:30

Совесть людей, общества
Статья|
6 декабря в 09:38

От энергорубля к энергобрикс
Видео|
3 декабря в 10:30

Альтера Парс вам в ухо, волонтёры!
Статья|
2 декабря в 22:19

О процессном мышлении, познаваемости объективных закономерностей
Видео|
2 декабря в 10:07

Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты
Аналитика|
27 ноября в 22:37

БеZумие или иZмена?
Статья|
26 ноября в 20:21

Ефимов В.А. Конференция РАШ в Доме Союза писателей России
Видео|
26 ноября в 11:07

Уголовное дело Солженицына. Вербовка. #4
Видео|
26 ноября в 10:55

Числовая символика в управлении
Аналитика|
25 ноября в 22:07

Как спёрли 300 ярдов. Техника вопроса.
Видео|
23 ноября в 22:52

РФ, Россия и Проект Творца
Статья|
20 ноября в 20:56

Всю власть народу
Статья|
16 ноября в 10:30

Патриотизм
Статья|
14 ноября в 23:18

Слово к месту и ко времени
Видео|
14 ноября в 22:35

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении. 

Разновидности религиозных сект

  • Тоталитарная секта. Замкнутое сообщество, где лидер обладает непререкаемым авторитетом. Членам секты запрещается любая информация извне, общение со своими близкими. Только покорность воле проповедника, малейшее ослушание жестоко карается вплоть до смерти.
  • Сатанинская секта. Тайная и жестокая, криминальная организация, проповедующая культ Зла. Только бездушность и безжалостность к ближнему достойна поощрения. Нередко этакие сообщества возникают в молодежной среде, последователи Сатаны занимаются погромами на кладбищах, могут совершать ритуальные убийства.
  • Оккультные «братства». В основе учения лежит вера в сверхъестественное, в мистику. Вождь — медиум или гуру — проповедует, что мир катится к гибели и только он знает, что нужно для спасения души. Участники группы занимаются спиритическими сеансами, вызывают души умерших или известных людей, которые предвещают Апокалипсис и советуют, как его избежать посвященным.
  • Секты, где поощряются сексуальные контакты. Члены в таких группах исступленно молятся и входят в транс, сознание притупляется, слабнет воля. Призыв «учителя» к свободному сексу не встречает сопротивления. Групповые сексуальные оргии — неотъемлемая черта таких сект.

Важно знать! Деятельность проповедников религиозных сект направлена на одурманивание и подчинении людей своей воле, чтобы потом безнаказанно использовать их труд и состояние в своих целях.

Признаки секты

Поговорим подробнее о деструктивных или тоталитарных сектах. Они представляют собой форму религиозной, социальной, коммерческой, образовательной или рекреационной организации, основанной на авторитарном стиле управления и опасной для жизни и здоровья участников. Ересь под видом курсов личностного развития — вершина нашего времени, но это далеко не единственная разрушительная ассоциация.

Признаки тоталитарной секты:.

  1. Проактивные и рекламные: призывы к вмешательству, приглашения на бесплатные семинары, тренинги по развитию. Лидеры ереси — плохие, но хорошие психологи. Они используют специальные методы вербовки. Два представителя группы всегда на стороне потенциального участника и не позволяют ему высказать ни одной критической мысли по поводу сектантских идей.
  2. Иерархия, преданность. Разделение понятий на уровни доступности является прямым признаком обожания. Иерархия побуждает участника к активности, так как новые уровни открывают перед ним все более тайные и глубокие знания.
  3. Пожертвования и взносы. Некоторые секты объявляют плату за участие сразу, другие оставляют ее на потом. В большинстве случаев непосредственного требования нет, но человек находится под воздействием гипноза, или подавления сознания.
  4. Лидер, пророк, избранный. В каждой секте есть ведущая фигура, более просвещенная, чем другие, избранная самими высшими силами. Его повеления и слова не обсуждаются. На первый взгляд может показаться, что участие в секте добровольное и что все последователи равны, но позже становится видна иерархия, лидер, которого все признают.
  5. Подавление сознания, логики и способности логически мыслить. У разума нет времени думать обо всем происходящем, потому что воздействие на эмоции максимально. Для максимального подавления секта старается управлять жизнью своих жертв и держать ее постоянно и полностью в поле их зрения. Представители сект катехизируют с интересующими их взглядами и убеждениями. Некоторые организации упрощают свою работу, изменяя сознание людей путем приема ритуальных препаратов под видом традиционных лекарств.
  6. Проверьте информацию. Представители организаций заваливают жертв записями, книгами, листовками, фильмами и другими материалами. Собрания необходимы для того, чтобы продемонстрировать ценность знаний, а также исцеления, исправления и всевозможных «чудес». Встречи могут быть как большими, так и индивидуальными.
  7. Противостояние миру. Распространяется идея уникальности для других частей света, например, только члены этой группы могут достичь просветления, спасения или спасения другой заблудшей души. Новички вынуждены идти против общества, чтобы еще больше отделиться от него. Поскольку они еще не обрели смысл жизни, еретики вынуждены проявлять сострадание к другим.
  8. Общие цели. У сект всегда есть цель и план ее достижения. Одни верят в просветление, другие ждут откровения, смерти или мечтают о мировой силе. Доктрина всех сект гласит, что по достижении этой точки все земные проблемы решатся сами собой.
  9. Особенности. Идентификационные знаки, которые разделяют их внутренне и внешне. Воображаемые: татуировки, метки, амулеты, прически, одежда, вербальные знаки. Это делается для того, чтобы помнить о ереси и чтобы люди чувствовали себя причастными к ереси в любое время и в любом мире.

Секты не терпят нерегулярного присутствия на собраниях. Это объясняется тем, что в таких случаях правило индивида не является постоянным. Она постоянно встречается с жертвой и отдаляет ее от привычного образа жизни, семьи, друзей. Сам того не осознавая, человек тратит все свои физические и психологические силы, время и деньги на развитие ереси вместо собственного развития.

Глаза не открываются

Почему мы стремимся найти явные признаки сектантства? Дело в том, что мы в ряде случаев пытаемся защититься от информации, закрыть глаза на реальность. Отсюда все эти ситуации, когда сектоведу задают вопрос: «Мой сын веган, он подолгу живет в ашраме, недавно ездил в Индию, бросил работу. Он в секте или просто увлекается индуизмом?» В данной ситуации термин «секта» будет чисто техническим.

Задаем мы этот вопрос и потому, что мы просто не понимаем, что происходит с человеком, попавшим в секту. Нам кажется, что он просто не ведает, что творит. Что его обманули, что он не понимает, куда попал. И что стоит только открыть ему глаза, показать ему статью из интернета или главу из книги о том, что организация, в которую он вступил, признана сектой, как он сразу одумается и покинет сплоченные ряды ее членов. На самом же деле эффект будет ровно обратным.

Да, со стороны вам может казаться, что сектантское учение совершенно бредовое, что его обряды отвратительны, а образ жизни сектантов странный, неадекватный и деструктивный. Но человеку, который уже принял все это и сделал частью своей идентичности, все это таковым не кажется. Наоборот, он испытывает что-то вроде культурного шока при общении с людьми, которые не говорят на его языке, не ведут себя так же, не исповедуют те же верования.

Поэтому гораздо важнее выявить не признаки того, что человек уже в секте, а тревожные звоночки, сообщающие о том, что он встал на опасный путь, ведущий в сомнительную организацию.

Что такое секта

Слово «ересь» происходит от латинского sequitor. Первоначально все философские, политические и религиозные группы назывались сектами. Когда-то христианская церковь была ересью против языческого общества.

В широком смысле секта — это группа людей, которые продвигают идеи, доктрины и практику, отличающиеся от правил общества. В более узком смысле ересь — это религиозная группа, которая отделяется от господствующей религии или противопоставляет свои идеи господствующей религии общества. У секты есть основатель и ее доктрины.

Исходя из рассмотренных определений, мы можем сделать вывод, что не все ереси являются подрывными. Это социальный стереотип, который в основном выгоден официальным религиозным движениям. Когда-то его причисляли к тем, кто выбрал науку вместо Церкви. Их называли еретиками и казнили за непослушание. К счастью, сегодня Церковь и наука научились жить немного более мирно.

По закону каждый имеет право на создание религиозной организации или религиозной общины. Это объясняется тем, что их учения не угрожают жизни и здоровью человека, не посягают на свободу и не требуют отказа от политических обязательств. На практике большинство сект нарушают эти условия, что приводит к убеждению, что все ереси опасны и вредны.

Каждая секта имеет возможность стать религиозным движением и получить официальное признание. Поэтому представители борются. Все секты закрыты и изолированы, убеждены в своей исключительности и претендуют на звание лучшей церкви.

Ереси — это общества разделенных людей, которые собрались вместе, чтобы построить иной образ жизни, изолироваться и спастись от внешнего мира, который их не устраивает. Тогда возникает вопрос, что ересь предлагает своим участникам. Спасение? Тогда давайте поговорим об опасных и разрушительных ересях.

Этапы вербовки

Влияние секты на человека происходит в четыре стадии.

  1. Оказание повышенного внимания, проявление любви и заботы. Новичок, оказавшийся в сектантской организации, ощущает, что к нему относятся с любовью, делают комплименты, указывают на его значимость. Индивид начинает верить, что он должен там находиться. Ему обещают исцеление, счастье, свободу, и у индивида появляется четкое ограничение между привычными буднями и тем, что ему обещают.
  2. Происходит избавление человека от ненужных качеств и критического мышления. Индивид начинает изучать определенную литературу, занимается какой-то духовной практикой. Так человеку поручают читать молитвы, проводить медитацию, привлекать новых участников, присутствовать на собраниях. У жертвы забирают все время для того, лишают возможности прийти в себя после промывки мозгов. Со временем индивид начинает отказываться от свободы, забывает о самом себе, перестает быть самостоятельным.
  3. Происходит укрепление взаимосвязи с организацией, изолирование от общества. Человеку промывают мозги, указывая на то, что медицина опасна, общение с другими людьми , вредно. Иногда и членов семьи выдают за тех, кто мешает нормальному существованию. Происходит призыв к тому, что необходимо бросить работу или учебу, переехать жить, например, в село, подальше от цивилизации, отказаться от квартиры. Человека убеждают в том, что он не будет понят обществом, так как оно погружено в неправильные суждения. Индивид в этом убеждается, когда близкие люди начинают убеждать его в том, что необходимо выйти из секты, ведь он натыкается на сопротивление, о котором предупреждали в секте.
  4. Развивается полная зависимость от организации, человек уже не имеет возможности самостоятельно вернуться к обычному способу жизни. На данном этапе происходит потеря близкого окружения, работы, жилья. На этой стадии может появиться ощущение того, что был сделан неправильный выбор, не исключено появление чувства вины, страха. Однако, человек, понимая свое плачевное положение, решает, что нужно плыть по течению, ведь он находится в состоянии беспомощности, безысходности, слышит от лидера то, что счастье скоро наступит. В такой момент жертва понимает, что уже глупо сдавать назад, ведь скоро все будет хорошо.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: