Основные психологические особенности личности

Личность в психологии

Определение 1

Личность ‒ это система социально важных качеств индивида, мера овладения им ценностями социального характера и его способность к осуществлению данных ценностей.

Психические особенности людей, такие как интеллект, темперамент, характер, способности обладают общей базовой характеристикой: они являются глубоко индивидуальными.

Замечание 1

Индивидуальность человека есть неповторимое соединение его психических особенностей.

Сформированная личность имеет личностную автономию, индивидуальность. В критических ситуациях подобная личность сберегает собственную стратегию жизни, остается приверженной собственным позициям и ориентациям ценностного уровня.

Тип высшей нервной деятельности человека характеризует его темперамент, который имеет место быть во всех действиях личности. От типа высшей нервной деятельности и типа темперамента находятся в зависимости способности человека. Способности обусловливают возможности включения человека в установленные виды деятельности, оттого они оказывают большое влияние на развитие направленности личности. Направленность, темперамент и способность находят свое отражение в чертах характера.

Характер

Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.

Классификация по отношению к окружающим и самому себе

Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:

По отношению к себе индивид бывает:

  • самокритичным;
  • высокомерным;
  • самовлюбленным;
  • гордым;
  • стыдливым;
  • неуверенным;
  • стеснительным.

По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:

  • правдивость;
  • доброта;
  • общительность;
  • тактичность;
  • открытость;
  • справедливость;
  • доверчивость;
  • вспыльчивость;
  • верность;
  • заботливость.

По отношению к работе индивид проявляет:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • недобросовестность;
  • надежность;
  • неусидчивость;
  • амбициозность.

Если говорить о личной собственности, выделяется:

  • жадность;
  • ревность;
  • щедрость;
  • аккуратность;
  • бережливость;
  • неряшливость;
  • чистоплотность.

Акцентуации

Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:

Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли

Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
Тревожный

Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.

Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.

Чувства и эмоции

Проявления индивидуально-психологических качеств личности связаны с переживанием человеком чувств и эмоций. Эти два явления взаимосвязаны, но имеют некоторые различия.

Эмоции  —  это специфическая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Она направлена на понимание мира и своего места в нем через познание себя. В зависимости от контекста ситуации у человека возникают эмоции, диапазон которых может варьировать от позитивного до негативного полюса.

Эмоции возникают непосредственно в момент взаимодействия с каким-либо предметом, человеком и связаны с первым впечатлением.

Чувства  —  более сложные конструкции, они отражают уже сложившееся представление о какой-либо ситуации, человеке, предмете, потребности. Чувства от эмоций отличаются длительностью и устойчивостью.

Виды чувств  —  моральные, интеллектуальные, эстетические

По содержанию выделяют чувства:

  • нравственные (моральные) —  в них отражается отношение индивидуума к поведению своему и других людей;
  • интеллектуальные (когнитивные) —  они формируются в результате умственной переработки ситуаций. В когнитивных чувствах отражается личностное отношение к собственным мыслям, к познанию, достижениям и неудачам. Любопытство, сомнения, удивление, недоумение  —  все эти чувства из когорты когнитивных;
  • эстетические —  их человек переживает на фоне восприятия природных явлений, предметов искусства и окружающего мира. К числу эстетических чувств относится переживание гармонии (дисгармонии), красоты.

Основное свойство чувств  —  определение вектора активности человека по отношению к объекту, который вызывает эти чувства. В них отображается стойкое обобщенное отношение к предмету, людям, явлениям. Это отношение заставляет действовать определенным образом относительно них. Например, любить  —  значит быть готовым к защите и бережному, нежному отношению к предмету любви.

Проявление чувств реализуется через включение воли. Волевые акты и чувства создают определенный уровень проявлений наиболее характерных для личности черт.

Что относится к основным чертам личности

Основные черты личности, которые определяют мировоззрение человека, можно разделить на несколько групп. Они сформированы на основании отношения людей к различным вещам, окружающих их.

Отношение к себе. Самооценка может быть завышенной, заниженной или адекватной. Слишком плохое или хорошее мнение о себе можно назвать негативным проявлением; адекватная оценка самого себя – положительная черта личности. В эту группу входят также и другие характеристики: честь, самоуважение, обидчивость, самостоятельность, наглость, гордыня, хвастливость, стеснительность.
Отношение к людям вокруг. Эта группа качеств личности является базой для установления отношений в социуме. Среди них: чуткость, альтруизм, доброта, отзывчивость, злость, честолюбие, замкнутость, открытость, пренебрежение, заботливость, уважительность, хамство, бескорыстие.
Отношение к труду. Группа качеств личности выражает отношение к различным видам деятельности. Среди них: пунктуальность, ответственность, трудолюбие, леность, необязательность, перфекционизм, добросовестность, усердие, исполнительность.
Отношение к ценностям. Данная группа демонстрирует отношение к материальным благам

Среди них: бережливость, осторожность, аккуратность, скупость, жадность, щедрость, небрежность, неряшливость.

Практически каждое качество может быть расценено как негативное или позитивное в отношении конкретного человека. Например, альтруизм считается положительной чертой. Тем не менее, если она доминирует на фоне остальных характеристик, это может нанести человеку материальный или физический вред (отсутствие собственного благополучия, тревожность, беспокойство).

По этой причине в каждом конкретном случае в отношении разных людей необходимо точно понимать, какие черты характеризуют человека как личность.

Нередко качества личности могут переходить из одной группы в другую. Например, щедрость может характеризовать то, как человек относится к материальным благам, которые у него есть, к людям и к самому себе.

Необходимо разобраться с тем, какие бывают черты личности и что к ним относить нельзя. Например, следующие группы не принадлежат к личностным характеристикам:

  1. Настроение человека. Оно имеет свойство изменяться в зависимости от того, что происходит в жизни. Также настроение человека зависит от того, как психика реагирует на различные раздражители. Это может быть злость, удовольствие, радость, удивление, грусть, восторг. Поднять настроение помогут голосовые и музыкальные поздравления с днём рождения на сайте https://prazdnoteka.ru/.
  2. Статусы, присвоенные обществом. К этой группе качеств относится то, как человека оценивают другие люди. Например, его могут считать опытным, мудрым, способным, бездарным. Тем не менее эта оценка субъективна. Кроме того, человека оценивают только в одной области, сфере, в которой видят его.
  3. Внешние черты. Они описывают телосложение, внешность человека. Это то, что может измениться из-за болезни или со временем, поэтому нельзя считать их чертой личности.
  4. Субъективная оценка человека. Это то, как его оценивают другие люди. Субъективность редко имеет что-то общее с реальностью. Оценка других людей не может быть использована для оценки качеств личности.

Таким образом, характеризовать личность бывает довольно сложно. При адекватном подходе сделать это можно без особых трудностей.

Темперамент и характер

Термин «темперамент» часто путают с понятием «личность». Темперамент можно охарактеризовать, как систему эмоциональности. Она определяет лишь уровень возбудимости и торможения. Личность – это нечто большее. В неё входят сразу три аспекта психической жизни – знание, чувство, действие.

Слова «характер» и «личность» часто используются как взаимозаменяемые выражения. Однако, это не синонимы. Характер – моральная оценка, а личность – психологическое понятие. Это более широкий термин, и характер – одна из его составляющих.

Темперамент и характерво многом определяют психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения позволяют классифицировать людей по группам со сходным поведением.

Классическая психологическая литература оперирует 4 психотипами:

  • Сангвиник. Полнокровный, склонный к полноте человек с быстрой упругой походкой и ловкими движениями. Он бойкий, деятельный, доброжелательный оптимист. Умеет дружить, прост в общении, имеет твёрдый внутренний стержень. Умён, даже мудр, любит в людях открытость и рациональность.
  • Флегматик. Коренастый, склонный к полноте, широкий в кости, мускулистый. Такой персонаж хладнокровен, сдержан в словах и эмоциях. Внутренне он не слишком смел. Имеет не слишком много друзей, но те, кто заслужил его симпатию, могут надеяться на него в любой ситуации. Флегматик — надёжный, преданный друг и семьянин.

  • Холерик. Худощавый, длинноногий, с тонкими костями и узким лицом. Страстный, горячий, гневливый, холерик часто действует под влиянием эмоций. Он очень активен, способен развивать бурную деятельность, совершать отчаянные поступки. Очень общителен, но ссорится с людьми так же быстро, как сходится с ними.
  • Меланхолик. Хрупкий, утонченный, с длинными руками и ногами, с заостренным носом. Он часто печалится, сетует на удары судьбы и бесчисленные проблемы. Сходится с теми, кто способен понять его. В сущности, он добрый и чуткий. Любит бывать в обществе, хотя общение чрезвычайно утомляет его.

Существует другая классификация психотипов, делящая людей на 2 группы:

  • Интроверты (люди, сосредоточенные на внутреннем мире, собственных эмоциях и переживаниях);
  • Экстраверты (индивиды, ориентированные на взаимодействие с обществом).

Наука соционика, изучающая особенности межличностных отношений, определяет 16 психотипов людей, основываясь на экстравертности и интровертности. Каждый тип носит символическое имя выдающихся людей или литературных персонажей («Гамлет», «Наполеон», «Максим Горький», «Штирлиц» и др.). Определить принадлежность индивидуума к тому или иному психотипу можно на основе специальных тестов.

Чувства и эмоции

Эмоции — переживания, возникающие при удовлетворения или неудовлетворение собственных потребностей. Чувство — сложное переживание. Может ощущаться длительный промежуток времени.

Классификация:

  1. Эстетические — проявляются как результат восприятия предметов. Например, некоторые увидев картину начинают восторгаться, удивляться.
  2. Интеллектуальные — это продукт умственной деятельности. Проявляются как любопытство, удивление, сомнение, воодушевление.
  3. Моральные — это реакции на свое поведение, поступки окружающих.

Чувства могут привести к развитию психологических нарушений.

Свойства и структура личности

Фото saeed karimi on Unsplash

«Свойства личности» в психологии — постоянные психические процессы, влияющие на деятельность человека, и дающие ей характеристику как с психологической, так и с социальной стороны.

Базой психологической структуры и содержания личности есть ее психические свойства, такие как:

  • Направленность
  • Характер
  • Темперамент
  • Способности

Под «структурой» подразумевается связь и взаимодействие разных составляющих.

Она делится на четыре уровня личности:

  • низший — это физиологические (половые) психические свойства;
  • второй — представляет собой индивидуальные особенности, такие как: мышление, память, ощущения, способность и восприятие. Они формируются под воздействием врожденных факторов и их развития;
  • третий — состоит из индивидуального опыта. В его «набор» входит: приобретенные знания, навыки и привычки. Обозначенный уровень обусловлен социальным характером и сформирован в процессе жизнедеятельности;
  • высший — это уровень направленности. Он включает в себя: интересы, желания, взгляды, убеждения, самооценку, мировоззрение, особенности характера. Данный уровень — наиболее социально обусловлен. На его формирование влияет воспитания. Более того, он отображает ту идеологию социума, в котором находится индивид.

Ты, наверное, спросишь для чего тебе важно различать данные уровни? Все очень просто — чтобы ты могла дать объективную характеристику как себе, так и другим людям. Понимание себя и других, подразумевает отсутствие противоречий, а в некоторых случаях и конфликтов

Характер и его классификация

Характер складывается из стойких индивидуально-психологических особенностей человека, которые возникают и проявляются в совместной деятельности с другими людьми.

Характером обусловлены типичные для личности формы поведения, поступки в отношении себя и других людей. Знание характера человека позволяет прогнозировать его действия в определенных жизненных обстоятельствах.

Структура характера включает несколько аспектов:

отношение человека к себе — проявляет ли он разумный эгоизм и самолюбие, уверен в собственных силах, имеет чувство собственного достоинства или демонстрирует противоположные черты;
отношение к другим людям —  демонстрирует внимание, принципиальность, благосклонность, доброжелательность, миролюбие, способен к продуктивной коммуникации, альтруизму, проявляет такт или демонстрирует противоположные черты;
к делам — добросовестность, инициативность, пытливость, решительность, точность, энтузиазм, заинтересованность или другие черты;
к вещам —  проявляет бережливость, аккуратность или другие черты.

Некоторые особенности характера бывают развиты слишком сильно, это проявляется в стиле поведения человека. В такой ситуации речь идет об акцентуациях характера  —  крайних вариантах нормы, которые возникают из-за усиления отдельных черт. Люди с ярко выраженными акцентуациями могут совершать неадекватные поступки. В классификации характеров выделяют такие типы акцентуаций:

  • интровертный —  ему присуща замкнутость, сложности в общении и установлением контактов с другими людьми;
  • экстравертный —  ярко выраженное стремление к общению, деятельности, разговорчивость, поверхностность;
  • неврастенический —  доминирует болезненное самовосприятие, характерна высокая раздражительность, повышенная утомляемость;
  • неуправляемый —  высокая степень импульсивности, конфликтности, категоричности, подозрительности;
  • сензитивный —  повышенная чувствительность, пугливость, стеснительность, ранимость;
  • демонстративный —  ярко проявляется эгоцентризм, требования постоянного внимания и сочувствия к себе.

Ориентируясь на степень выраженности, различают скрытые и явные акцентуации. Под скрытыми понимают те характерологические проявления, которые находятся ближе к среднему диапазону нормы и проявляются редко, только в эмоционально напряженных или  травмирующих ситуациях. Скрытые и явные акцентуации под влиянием разных факторов (особенностей профессии, воспитания в детском возрасте) могут трансформироваться друг в друга.

Акцентуации удается успешно корректировать при помощи психотерапии. Она может понадобиться, если индивидуальные характерологические особенности становятся препятствием для продуктивной деятельности, комфортного взаимодействия с социумом.

Формирование характера начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни человека. Задают направление, в котором будет развиваться характер ребенка, родители, другие значимые взрослые через воспитание. В подростковом возрасте на первый план выходит самовоспитание.

Человек в течение всей жизни может сознательно совершенствовать свой характер, меняя характер поведения в обществе, социальную деятельность, общение с другими людьми.

Теория памяти

У людей разные впечатления от окружающего мира. Они оставляют следы, остаются, фиксируются, при необходимости и возможности эти оттиски копируются. Эти процессы называются памятью. С.Рубинштейн сказал, что без памяти человек станет моментом будущего с мертвым прошлым. Без памяти невозможно функционирование общества и человека. Специалисты считают, что наиболее развитой частью психологии является память, но дальнейшее изучение ее закономерностей делает память одной из ключевых проблем науки. Сегодня нет единой и полной теории памяти.

1. Психологические теории памяти представлены рядом различных направлений:

— Ассоциативное направление, центральным понятием которого является ассоциация. Суть этого принципа заключается в следующем: если определенные духовные формы появляются в сознании одновременно или один за другим, то между ними образуются ассоциативные связи. Таким образом, представление всех элементов приходит в голову, когда какой-либо элемент этого соединения появляется снова;

— Гештальтизм. Основным понятием этого направления является понятие гештальт. Данное понятие обозначает целую структуру, которая не сводится к сумме составляющих её частей. За основу образования связей признается организация материала по принципу изоморфизма – подобия по форме и реализована, может быть только в результате деятельности субъекта;

— Деятельность личности. Данное направление приобретает свое признание и рассматривает деятельность как фактор, детерминирующий формирование всех её психических процессов, включая процесс памяти. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения определяется значимостью материала в деятельности субъекта;

— Физиологические теории памяти. Они имеют тесную связь с учением И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Это теория «запоминания на физиологическом уровне». Эту физиологическую основу запоминания составляет условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже закрепленным содержанием. Понятие подкрепления здесь приобретает большое значение для понимания причинной обусловленности этого акта. Подкрепление – это достижение действиями индивида непосредственной цели;

— Физическая теория памяти. Авторы этого направления считают, что любой нервный импульс, проходя через определенную группу нейронов, оставляет физический след, материализация которого выражается в электрических и механических изменениях синапсов;

— Биохимические теории памяти. На современном этапе изучения механизмов памяти происходит все большее сближение нейрофизиологического с биохимическим уровнем, что подтверждается проведенными исследованиями. В результате исследований была выдвинута гипотеза о том, что процесс запоминания носит двухэтапный характер. В головном мозге на первой стадии происходят кратковременные электрохимические реакции, которые вызывают обратимые физиологические изменения в клетках. В основе первого лежит вторая стадия, а именно собственно биохимические реакции, связанные с образованием новых белковых веществ. По мнению сторонников этой теории, эти специфические химические изменения являются основой механизма фиксации, сохранения и воспроизведения следовых процессов.

Таким образом, можно сказать, что различные теории рассматривали развитие памяти с разных точек зрения – с точки зрения ассоциаций, структурирования материала при запоминании, с точки зрения подкрепления, образования смысловых связей. 

Характер

Характер – это устойчивые психологические особенности личности, которые определяют стиль поведения, привычки и образ жизни. От характера зависит, как будет реагировать человек на те или иные ситуации. С определенным характером не рождаются, он формируется на протяжении всей жизни. Этот процесс зависит от определенных биологических особенностей личности: пола, темперамента, генетического состава.

От свойств характера зависит вся жизнь, он обусловливает наши мысли, дела, поступки, эмоции. Благодаря наличию в психике комплекса паттернов наша жизнь становится легче. Например, оказываясь постоянно в одних и тех же обстоятельствах, человек может совершенно по-разному на них смотреть, оценивать, выстраивать свою линию поведения, проводить анализ возможных последствий. Благодаря характеру данный процесс легче оптимизировать. Если знать, каким характером обладает человек, можно точно определить его дальнейшие действия.

Как формируется характер

Основные его черты закладываются еще в младенчестве, когда ребенок начинает ощущать доверие или недоверие к окружающему миру. В связи с чем именно в этот период малышу важны любовь, забота, развитие, удовлетворение всех его жизненно необходимых потребностей.

По мере взросления дети все активнее познают окружающий мир через проводников – своих родителей, которые пользуются у них безоговорочным и непререкаемым авторитетом. Именно от родителей зависит то, какой характер будет у ребенка в будущем. Некоторые черты формируются у детей благодаря подражанию, другие – в результате развития и планомерного обучения.

Начиная примерно с 3 лет, дети попадают в социум, в котором присутствуют сверстники и другие взрослые. С новыми людьми необходимо взаимодействовать, налаживать контакт. Под влиянием социума формируются дополнительные черты характера, такие как коммуникабельность, сострадание, забота, доброта, щедрость и т. п.

В школьный период жизни для ребенка важно то, как оценивают его взрослые. Он начинает понимать, как нужно поступать, а какое его поведение недопустимо

В это время родители уже не оказывают большого влияния на характер ребенка, который все активнее социализируется. Он вовлечен в разные виды деятельности, в процессе которой у него развиваются такие качества, как инициативность, ответственность, пунктуальность, трудолюбие.

Кроме того, в подростковом возрасте формируется морально-этическая позиция, волевые качества личности. Ребенок, достигший совершеннолетия, имеет уже индивидуальный характер, который в последствии корректируется.

К основным факторам, оказывающим влияние на формирование и развитие характера, относятся:

  • воспитание в семье;

  • общепринятые культурные ценности, правила и устои в обществе;

  • личный пример людей, которых ребенок особенно любит, ценит и уважает;

  • общественное мнение;

  • саморазвитие.

Черты характера

Определенные психологические особенности личности, проявляемые при возникновении похожих обстоятельств, называются чертами характера.

К примеру, грубость и агрессия, выраженные единожды, не являются чертами характера всегда дружелюбного, приветливого и вежливого человека. Такое поведение скорее окажется следствием ситуативного фактора. В данный момент на человека повлияли усталость, а возможно, он был чем-то расстроен. Устойчивой чертой характера, вероятнее всего, является дружелюбие.

В зависимости от направленности черты характера подразделяются на 3 категории, которые имеют положительные и отрицательные стороны:

  • По отношению к себе. Эти черты характера в комплексе отражают позицию, на которую человек себя ставит по отношению к другим людям, его восприятие внутреннего я. От степени самоуважения, самокритичности, тщеславия, высокомерия, скромности, гордости зависит оценка своих поступков и неудач, постановка целей и задач.

  • По отношению к другим людям. На формирование данных психологических особенностей личности человека оказывает влияние взаимодействие в социуме. Эффективность общения зависит от положительных (отзывчивость, общительность, альтруизм, уважение, чувствительность, сострадание и т. д.) и отрицательных (замкнутость, черствость, циничность, снобизм) черт характера.

  • По отношению личности к деятельности. Эти свойства характера проявляются в работе. Человек в профессиональной деятельности может вести себя по-разному. Он может быть трудолюбивым, аккуратным, ответственным и исполнительным, креативным, инициативным и деятельным. Есть ленивые люди, которые к работе относятся поверхностно, безответственно, равнодушно.

Понятие способностей

Психологические особенности индивида во многом зависят от генетически обусловленного аспекта. Именно он влияет на врожденные особенности личности, имеющиеся у нее задатки.

Способности отличают одного человека от другого. Они касаются успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности, но не сводятся только к тем знаниям, умениям, которыми обладает человек. Способности  —  это всегда результат развития.

Основа для формирования способностей  —  врожденные задатки. Человек появляется на свет с определенным набором генетических, анатомо-физиологических свойств, на базе которых при определенных условиях в процессе общения, деятельности формируются способности.

Существует несколько классификаций способностей. Наибольшее значение имеет такая:

  • естественные (природные) —  биологически обусловленные способности, сформированные на базе задатков и при условии необходимого научения, жизненного опыта. Такие способности присущи не только людям, но и животным;
  • специфические —  формируются в процессе эволюции, обеспечивают выживание и способность адаптироваться в среде.

К специфическим способностям человека относится речь, логика, а также творческие, практические, теоретические, учебные способности. Способности развиваются поэтапно. Они переходят от простого уровня (репродуктивного), на котором ребенок усваивает уже готовые знания, к творческому, связанному с освоением имеющихся знаний и созданием оригинальных, новых продуктов.

Общие и специальные способности

Часто под понятием “способности” имеется в виду особенность, которая позволяет человеку успешно заниматься какими-либо определенными видами деятельности. Например, музыкой, математикой, рисованием или другими. Такие способности в психологии называют специальными.

Те способности, которые человек может проявить и реализовать во всех сферах, называют общими. К ним относится хорошо развитая мелкая и крупная моторика, речь, память, другие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 2015. – 300с.
  2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2019. №5. С. 5.
  3. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности со­циализации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2017. №4. С.31.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. — Москва: Аспект-пресс, 2017. – 300с.
  5. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып.З. М. 2019. – 500с.
  6. Андреенкова Н.В Психология о личности // Социальные исследования. Вып.З. М. 2019. – 300с.
  7. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2019. – 2500с.
  8. Дружинин В.Н. Современный психологический словарь. – М.: Просвещение, 2019. – 600с.
  9. Дубровина И.П., Прихожан Е.С. Психология под ред. Дубровиной. — М.: Аспект Пресс, 2019. – 300с.
  10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.— М.: Политиздат, 2019. – 200с.
  11. Кондратьев М.Ю. Психология о личности // Вопросы психологии. 2017. №3. С.69.
  12. Кондратьев М.Ю. Психология о личности // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 70.
  13. Маклаков А.Г. Общая психология- М.: Аспект Пресс, 2016. – 300с.
  14. Митина Л.М. Психология о личности // Вопросы психологии. 2017. №4. С, 10
  15. Психология: Словарь. // Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Феникс, 2015. – 600с.
  16. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2019. – 300с.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие.- М.: Владос, 2016. – 200с.
  18. Русаков Д.Д. Психология. — М.: Феникс, 2015. – 600с.
  19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.- М.: Школа-Пресс, 2015.  – 300с.
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- М.: изд-во «Феникс», 2015.   – 350с.
  21. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности. — М.: Педагогика, 2016. – 300с.
  22. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. — М.: Элайда, 2019. – 300с.
  1. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2015, С. 38

  2. Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 2012.

  3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Академия, 2015. С. 36

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. — Москва: Аспект-пресс, 2017. С. 46

  • Общее понятие о воспитании личности, его отличие от обучения
  • Формирование и развитие команды проекта
  • Лидерами рождаются или становятся
  • Модель кругооборота благ, ресурсов, доходов и расходов, понятия и определения
  • Современные системы физических упражнений (известные виды физических упражнений)
  • Правовые акты управления: понятие, виды, юридическое значение (Понятие правовых актов управления.)
  • Основные понятия и сущность корпоративного управления (Участие в совете директоров)
  • Достоинства и недостатки сравнительного подхода в оценке бизнеса. (Общая характеристика сравнительного подхода)
  • Факторы, влияющие на стоимость организации в сфере образования
  • Классы промышленных систем электронного бизнеса (КЛАССЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА.)
  • Организационно-правовые формы предприятий
  • Психология как наука, ее предмет, методы и структура. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: