Ребенка направили на пмпк. что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?

Что это такое и зачем нужно?

ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:

  1. Умственная отсталость.
  2. ЗПР – задержка психического развития.

На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, опровергнуть, установить. Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:

  • Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
  • Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
  • Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
  • Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.

Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.

Что спрашивают на ПМПК?

  • Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
  • Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин,  распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
  • Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
  • Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
  • Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
    • синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
    • антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
    • омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).

А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

  • Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
  • Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
  • Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики

Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться

Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Задачи психолого-медико-педагогической комиссии

Экспертная служба, определяющая форму обучения, руководствуется Международной конвенцией о правах ребёнка, своим уставом и законодательством РФ.

Главная задача комиссии — создать детям подходящие условия, развивающие способности. Для этого нужна тщательная диагностика, выявляющая любые отклонения как можно раньше.

Основная роль ПМПК:

  • найти резервные возможности развития;
  • обеспечить помощь ребенку с особыми потребностями;
  • провести профилактику срывов и перегрузок при обучении;
  • определить готовность детей к школе;
  • подобрать нужную форму для обучения;
  • отслеживать динамику и уровень социальной адаптации;
  • консультирование родителей и представителей образовательных учреждений.

Пример психологической характеристики на ПМПК

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Фамилия, имя, отчество ребёнка                                                                                            

Дата рождения                                                                                                                      

Адрес                                                                                                                                  

Образовательное учреждение                                      Класс (группа)

Сроки пребывания в учреждении (когда и откуда поступил, оценка адаптации)                                                                                                                                                                                             

Общее впечатление о ребёнке (внешний вид, контактность, эмоционально-поведенческие особенности)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (владение сведениями о себе, семье, ближайшем окружении, уровень актуального развития)                                                                                                                                                                                                                                                       

Особенности психофизического развития (особенности общей и мелкой; латеральный профиль; двигательная активность)                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Характеристика познавательного развития:

Особенности восприятия (качество усвоения сенсорных эталонов цвета, формы, величины; целостное восприятие объектов; представления о времени и пространстве)                                                                                                                                                                                                                           

Особенности внимания (устойчивость, концентрация, объём, избирательность, распределение, переключаемость)                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Особенности памяти (преобладающая модальность, запоминание и воспроизведение, объём запоминания, продуктивность)                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Особенности мышления (форма мыслительной деятельности, операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, моделирования, сформированность теоретических понятий, умение устанавливать причинно-следственные связи)                                                                                                                                                                                                                                                                               

Особенности воображения (репродуктивное, творческое)                                                                               

Характеристика личностно-эмоционального развития:

Особенности личности (личностная активность, направленность, самооценка, мотивационные предпочтения, уровень притязаний)                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Индивидуально-типологические особенности (темп деятельности, работоспособность)                                                                                                                                                                                 

Особенности эмоционально-волевой сферы (эмоциональный фон, эмоциональная лабильность, факторы эмоционального напряжения, распознавание эмоций, произвольность, регуляция, самоконтроль)                                                                                                                                                                               

Особенности коммуникативного развития (особенности общения с родителями, педагогами, сверстниками; социальный статус в группе, поведение в конфликтной ситуации)                                                                                                                                                                                                                      

Особенности игровой деятельности для дошкольников (соответствие игры паспортному возрасту, любимые игры)                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Особенности учебной деятельности (организация деятельности, степень сформированности учебных навыков)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Заключение психолога                                                                                                                                                                                                                                                                               

Рекомендации                                                                                                                                                                                                                                                                                            

«___»                20__

Педагог-психолог                             (                     )

                                                         расшифровка

Заведующий (директор) МОУ                            (                     )

                                                                          расшифровка

Какие специалисты входят в состав

В зависимости от территориальной принадлежности встречаются комиссии, укомплектованные по-разному, но минимальные требования всегда одинаковы. Естественно, что в городах-миллионниках есть возможность организации расширенного состава ПМПК, но в меньших населенных пунктах возникает кадровая проблема.

Поэтому чаще встречаются комиссии, укомплектованные только основными специалистами с обязательным наличием председателя. На практике такой вариант встречается чаще, поэтому и документы для представления ребенка на обследование приходится собирать дольше.

Расширенный состав комиссии ПМПК — что это такое? Под этой формулировкой подразумевается наличие узкопрофильных врачей (детский врач-психиатр и невролог, эндокринолог, оториноларинголог и др.) кроме специалистов психолого-педагогической сферы деятельности. Также может присутствовать юрист.

Минимальный состав комиссии ПМПК — что это такое? Обычно включает председателя комиссии, психолога, логопеда (речь), учителя-дефектолога (учебные навыки), тифлопедагога (зрение), олигофренопедагога (интеллектуальное развитие), сурдопедагога (слух), социального педагога, а также при возможности психиатра, воспитателя, юриста. Особенностью такой комиссии является требование представления справки о здоровье обследуемого от узкопрофильных врачей (тех, которых в составе нет) для составления общей картины состояния ребенка.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи). Индивидуальная воспитательная программа может носить:. Индивидуальная воспитательная программа может носить:

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные

Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции

Заранее протестировать ребенка нужно, чтобы он не волновался, услышав вопрос или задание, и понимал, что его ожидает. Однако диагностические вопросы ПМПК – стандартные и справиться с ними под силу любому малышу определенного возраста.

Документация

Если ученику необходимо обследование ПМПК, стоит знать, что родителям необходимо собрать пакет определенных документов. Для каждого особого случая он будет разным, однако обязательно включает копию свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, документ, который подтвердит место жительства ученика, различные бумаги, подтверждающие, например, инвалидность – это так называемый гражданский комплект. Также понадобится педагогический комплект, в который обязательно входит характеристика ребенка на ПМПК, ксерокопия личного дела учащегося, возможно, понадобится предоставление некоторых рабочих тетрадей (особенно это касается учеников начальной школы).

Необходимы и медицинские документы, такие, как выписка педиатра, а также заключение медкомиссии. В особых случаях могут понадобиться, например, аудиограмммы (если у ребенка нарушение слуха) или особые заключения при таком заболевании, как ДЦП.

Роль родителей в процессе обследования

Главное, что следует помнить законным представителям ребенка: возможность обследования ребенка, где бы то ни было (за исключением судебных разбирательств), реализуется только с письменного их согласия. Причем до того как родителю в руки попадет заключение специалистов, документально подтверждать свою позицию по вопросу диагностики несовершеннолетнего придется неоднократно.

Существует только один нюанс: как правило, понимая необходимость процедуры, взрослые спонтанно мешают работе комиссии. Происходит это из-за неосведомленности и при чрезмерной опеке малыша

Поэтому важно определиться, как себя вести: на каком расстоянии от ребенка находиться, каким образом, не вмешиваясь в процесс, поддержать малыша и т. д

Последующие формальности

После того как комиссия будет пройдена, родители получают на руки результат. Многие не знают, можно ли отказаться от обучения в специальной школе при подтверждении ОВЗ.

Что делать с результатами

Определить дальнейшие действия после получения результатов должны сами родители.

Итогом заседания комиссии может быть решение о необходимости:

  • обучения в обычной школе;
  • изучения специализированной программы, посещения специальной школы;
  • занятий ребенка с одним из узких специалистов.

Некоторые родители не совсем согласны с мнениями врачей и педагогов. В этом случае им нужно попытаться восстановить нарушенные права детей.

Нарушение прав детей

Члены комиссии не всегда благосклонно относятся к детям, которые тестируются ими. Они иногда осуждают матерей за то, что те пытаются отправить ребенка в обычную школу. Поэтому нередко выражается пессимизм в отношении положительной динамики.

Дети, которые приходит на комиссию, обычно помимо проблем с речью, психикой, имеют еще и заниженную самооценку. Они считают себя не такими, как все. Поэтому они не хотят проходить тестирование, получать новую травму за счет того, что их в очередной раз назовут неполноценными.

Недобросовестные члены комиссии специально еще больше навевают ужас. Они торжествуют над беспомощностью детей и выражают собственную власть.

Часто специалисты ПМПК не только не консультируют родителей, но и предоставляют им ложную информацию. Они уверяют, что ребенку требуется лечь в стационар на лечение. В этом случае члены комиссии попросту снимают с себя ответственность за обучение таких детей с остальными школьниками.

Родители имеют право отказаться от прохождения комиссии. Если же ребенок все же прошел тестирование, то перевести его насильно в специализированную школу никто не вправе.

Заключение комиссии имеет рекомендательный характер. Если родители не знают своих прав, они могут растеряться и начать оформление ребенка в спецклассы.

https://youtube.com/watch?v=SfYfxP9IvGk

Заключение комиссии: для чего нужен этот документ?

Чаще всего в настоящее время обращают на себя внимание дети с разными видами нарушений речи. Однако существуют и такие особенности состояния здоровья, как расстройство зрения, слуха, внимания и памяти. Все эти отступления от нормы могут сопровождаться разнообразными интеллектуальными нарушениями

Все эти отступления от нормы могут сопровождаться разнообразными интеллектуальными нарушениями.

В конце выдается заключение комиссии ПМПК. Что это такое и какие проблемы призвано решать? Все документы, представленные законными представителями несовершеннолетних, а также карточки диагностирования, заполненные специалистами комиссии, протокол обследования хранятся в личном деле ребенка. Рассматривая результаты исследования и данных из представленных документов, специалисты составляют заключение о степени нарушения развития несовершеннолетнего, потребности его в организации специальной среды (особенно актуально для детей с нарушением слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата) и образовательном маршруте.

Обычно рекомендуемая образовательная программа шифруется в самом заключении. На основании этого документа может назначаться обучение на дому, в специализированных заведениях, в интегрированном классе или инклюзия. Если родитель не согласен с заключением, то оформляет свое волеизъявление письменно (отказ от рекомендованной программы) и заключение остается в личном деле. Только вот проблемы ребенка от этого никуда не исчезают, к сожалению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: