«незамеченные ошибки могут стать критичным барьером для дальнейшего развития»: о роли системного мышления в бизнесе

Понятие системного мышления

Системное мышление – это особый взгляд на ситуацию, при котором учитываются реальные и вероятные взаимосвязи объектов и категорий. Навык объективного восприятия формируется с раннего детства. Огромную роль в развитии системного интеллекта играет стиль воспитания.

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания развитию системного мышления. Школьные педагоги также плохо справляются с этой задачей. Чаще они предпочитают подавать материал в упрощенной, оторванной от реальности форме. Закономерный итог подобного подхода – возмущение учеников, которые просто не понимают, зачем им нужны те или иные знания.

Между тем школьная программа разрабатывалась с учетом потребностей среднестатистического школьника. Информация школьного курса считается полезной для любого взрослого человека. Отрицание этого факта – один из признаков неразвитого системного мышления. Люди с узким кругозором даже не осознают собственной ограниченности и предубежденности.

Мудрые родители и опытные педагоги стараются подавать полезную информацию в контексте реальных потребностей. Практические занятия, примеры из жизни, опыты и наблюдения помогают осознать ценность системного подхода и развивать интеллектуальные способности в заданном направлении.

Свойства и признаки

Умение мыслить системно проявляется в поведении человека, его ответных реакциях и других проявлениях жизнедеятельности.

Свойства умозаключений, основанных на системном мышлении:

  • объективность;
  • адекватность;
  • достоверность;
  • логичность;
  • четкость.

Человека, наделенного развитым системным мышлением, определяют по таким признакам:

  1. Умение осознать и принять цельность окружающего мира и неизбежность множественных взаимодействий.
  2. Реалистичное восприятие происходящего, осознание вероятных искажений.
  3. Умение устанавливать обратные связи. Развитые умы легко угадывают мотивы, которые влияют на поведение людей и реакции систем.
  4. Гибкость мышления. Это свойство позволяет быстро принимать новую информацию и вписывать ее в существующую картину мира.
  5. Независимость. Человек с развитым системным мышлением не поддается на манипуляции и провокации. Любая важная информация подвергается тщательному и беспристрастному анализу, и только потом делаются выводы и принимаются решения.

Для чего используют?

Системное мышление необходимо людям, занятым в сфере науки, искусства, образования, политики, бизнеса, менеджмента. Его используют в качестве конкретного и структурированного инструмента в области инженерии, физики, логистики. Технология распределённого учёта даёт новую жизнь информационным системам в сфере программной инженерии. Системный мыслительный подход помогает человечеству ориентироваться в запутанном мире новых и старых способов работы. Он выявляет лучшие из многочисленных практик предприятия и способствует эффективному развитию проекта.

Выбор правильных методов управления и внедрение новых технологий помогают устранить ошибки. С помощью системного мышления решают различные производственные, исследовательские и жизненные проблемы

Этот вид мыслительной деятельности является важной составляющей для руководителей, так как мыслящий системно человек обладает рядом свойств:

  • умением эффективно управлять любыми системами, в том числе и организовывать труд других людей;
  • гибкостью ума, готовностью к развитию и изменению своих убеждений;
  • умением переключаться с одного объекта на другой;
  • способностью разглядеть закономерность процессов и обратную связь;
  • умением грамотно построить цели и найти способы их достижения;
  • возможностью восприятия ситуации с различных ракурсов;
  • способностью оценивания событий и сведений в комплексе, то есть целостно;
  • умением различать связи между отдельными частями всей системы, а также объектами, расположенными вне её;
  • искусством создания моделей реальных событий, с помощью которых можно установить причинно-следственные связи и увидеть различные варианты их развития;
  • способностью прогнозирования и выбора подходящей тактики поведения в любой сложившейся ситуации.

Системный подход используется при создании новых технических и организационных систем, объединении знаний из разных теоретических данных. Он даёт возможность правильно анализировать ситуацию. Чёткое понимание устройства мира снижает количество совершаемых ошибок. Системное мышление используется в построении личных взаимоотношений, помогает индивиду осознать происходящие вокруг события.

Личность, умеющую мыслить системно, сложно ввести в заблуждение.

Как понять, что человек не мыслит системно

Если в компании уже несколько раз пытались провести изменения, было потрачено много ресурсов и сил, но результат не достигнут или становится только хуже — это верный признак того, что люди, задействованные в этом проекте, не мыслят системно.

Вспоминается интересный эксперимент: в клетке, где висела гроздь бананов, было четыре обезьяны. При попытке дотронуться до лакомства обезьяны получали удар током. Со временем они поняли, что дотрагиваться до бананов опасно, и перестали это делать. Тогда исследователи поместили в клетку новую обезьяну, которая, естественно, потянулась за бананами. Собратья по клетке остановили новичка и объяснили, почему лучше не трогать бананы. Затем исследователи стали подсаживать в клетку новых обезьян и забирать тех, кто участвовал в исходном эксперименте. Постепенно в клетке остались только новички, которых не били током. Однако они всё равно не пытались достать бананы.

Этот эксперимент показывает, что даже те, кто не сталкивался со сложностями, перенимают привычные психологические и ментальные модели, а также склонны действовать по уже сложившейся практике.

Проблема заключается в том, что отказ от использования системного мышления загоняет человека в рамки: из-за стереотипных представлений не происходит развития и изменений, хотя обстоятельства и условия уже могли поменяться.

Стоит также сказать, что люди с системным и несистемным мышлением задают разные вопросы

Первые задумываются сначала о том, что важно изменить, а вторые — как

3 мифа о причинно-следственной связи с точки зрения системного мышления

Причины и следствия разделимы

Системное мышление подразумевает, что причина и следствие часто могут быть одним и тем же событием. Дефицит ли порождает накопление запасов, или накопление запасов создает дефицит? Однозначного ответа на вопрос нет, однако это позволяет задуматься о больших возможностях причинно-следственной связи. Что наступит первым, зависит от того, где мы поставим точку старта.

Следствие всегда следует за причиной

В самых простых вариантах системы определенное действие влечет за собой чуть ли не моментальную реакцию, но это правило вряд ли будет работать для более сложных систем. Часто после события наступает небольшая пауза, задержка, а только потом проявляется следствие. Более того, оно может непредсказуемым образом коснуться другого элемента системы. Самый яркий пример — боль. Если сбой случился в части тела, лишенной болевых рецепторов, реакция проявится в другом месте. Сердечная недостаточность часто отдает болью в руке, а ущемление нервного отростка в позвоночнике вызывает дискомфорт в ноге.

Следствие пропорционально причине

Рассуждение верно, если мы говорим о физическом мире. Ущерб от столкновения двух машин пропорционален массе и скорости, но когда речь заходит о живых системах, все работает несколько иначе. Часто последовательно возникающая ошибка, наоборот, усиливает эффект всего цикла. Например, возьмем элементарный замкнутый круг: «Нервничаю, потому что не хватает времени — стараюсь успеть выполнить задачи и совершаю ошибку — начальство злится — я нервничаю еще больше — снова совершаю ошибку». С каждым новым «витком» стресс сотрудника становится все сильнее, шанс ошибки повышается, а начальство продолжает злиться. Причина — недостаток времени — вполне очевидна, однако эффект может прогрессивно увеличиваться.

Установление связей

Несмотря на то что мы привыкли к весьма прямолинейной цепочке «причина — следствие — стоп», реальный мир несколько сложнее. Система же состоит из циклов, где одно и то же явление может быть одновременно и причиной, и следствием. И системное мышление, несмотря на кажущуюся неповоротливость, на самом деле обладает достаточной степенью гибкости, чтобы не отделять собственный опыт от окружающего мира. Поэтому старайтесь расширить свое мышление и увидеть у события больше, чем одну причину и одно следствие, — тогда события, происходящие с вами, будут восприниматься более целостно и объективно.

У одного действия — несколько последствий

Это утверждение во многом соотносится с предыдущим пунктом, однако здесь речь идет больше о побочных эффектах, нежели о прямых причинах и следствиях. Иногда второстепенные результаты непредсказуемым образом оказываются интереснее, чем то, что было запланировано. И если их не обнаружить, то можно упустить из виду полезные элементы, которые можно вписать в систему и сделать ее еще лучше. Побочные эффекты — это не всегда проблемы, иногда еще и выгода.

Результаты не соответствуют усилиям

У любой системы есть самое уязвимое место, которое, если его обнаружить, может привести к значимым результатам путем приложения наименьших усилий (к слову, таково определение эффективности). И наоборот, если неверно трактовать проблему, есть шанс потратить лишнюю энергию и время на то, что в итоге не даст ожидаемого эффекта. Более того, согласно закону противодействия, чрезмерные усилия могут стать причиной равной по силе обратной реакции, которая приведет за собой еще больше сложностей.

Поэтому, прежде чем предпринимать какие-либо действия, оцените ситуацию целиком, определите все причины и следствия, проблемные зоны и точки роста, решите, что именно вам нужно изменить и каким образом, а только потом выбирайте оптимальный сценарий действий. И не бойтесь менять его по ходу дела: невозможно абсолютно все просчитать заранее.

Слабейшее звено определяет эффективность системы

Простой пример: если дорога до работы занимает час времени, часть которого вы проводите в пробке, удачная смена маршрута может увеличить вашу скорость и сэкономить несколько минут. А пока вы будете полностью зависеть от трафика — то есть слабейшего звена системы — и не сможете ничего с этим сделать до тех пор, пока не решите проблему. То, что хорошо для каждой части системы, зачастую бывает наилучшим для системы в целом.

Ход времени

Даже если мы уже научились думать о причинах и следствиях, при этом помня о возможной цикличности, есть еще и третий компонент — время, о котором мы чаще всего забываем. Иногда последствия имеют свойство задерживаться, а результаты вы получаете в перспективе, а не здесь и сейчас.

Что означает системное мышление

Системное мышление представляет собой способность понимать причинно-следственные связи между явлениями и окружающими предметами. Благодаря этому человек может целостно воспринимать все происходящее вокруг. Термин получил свое распространение во второй половине ХХ века. К этому времени обычного логического мышления стало недостаточно для решения многогранных современных задач.

Любой объект является частью большой системы. Все ее составные элементы связаны между собой одинаковыми задачами. Например, система человеческого организма состоит из органов дыхания, пищеварения, кроветворения и т. д. При патологиях одного органа наблюдаются нарушения в работе других. Сам человек, в свою очередь, является составным элементом отдельных ячеек общества.

Выхватывание отдельных деталей системы для формирования окончательного вывода – это локальное восприятие. Системное мышление предполагает, что человек видит сразу всю картину целиком. Оно позволяет решать достаточно сложные жизненные проблемы.

Согласно исследованиям, системное мышление подразумевает активную работу всех способов запоминания – моторного, зрительного, обонятельного, слухового, эмоционального и осязательного

Люди с системным мышлением легко сосредотачиваются и умеют переключать внимание с одного объекта на другой

Обладание системным мышлением разделяют на несколько уровней:

Нулевой уровень предполагает интуитивные действия. В этом случае человек не умеет анализировать окружающую действительность и прогнозировать события. Представители этого уровня часто принимают спонтанные решения.

Первый уровень системного мышления свойственен людям, умеющим структурировать информацию

Они легко устанавливают причинно-следственные связи в тех областях, в которых хорошо разбираются.

Второй уровень предполагает, что человек умеет брать во внимание сразу несколько мелких деталей. Представителям этой категории легко дается анализ ситуаций, не касающихся их профессиональной деятельности

Они способны мыслить вариативно. Сталкиваясь с проблемами, такие люди легко находят обходные пути.

Третий уровень системного мышления позволяет справляться с трудными задачами. Он обеспечивает умение достраивать недостающие звенья цепочки. Люди этой категории умеют прогнозировать события.

Что можно сделать уже сегодня

Даже если нет времени на чтение и прослушивание книг, можно применить простейшие методы для постепенного развития системного мышления. В первую очередь стоит заняться определением своих ментальных моделей. Так называют все, во что человек верит, и то, в чем он твердо убежден. Эти модели служат основой для принятия решений и своеобразными «стеклами», из-за которых человек разглядывает мир. Нередко они позволяют ему видеть только то, что он хочет. К основным ментальным моделям можно отнести:

  • Процесс вычеркивания информации, которая не укладывается в рамки существующей модели.
  • Способность к конструированию, то есть мысленному достраиванию недостающих частей. Такой прием позволяет человеку избегать возникшего непонимания.
  • Искажение в сторону преуменьшения или преувеличения компонентов системы.
  • Представление опыта, имевшего место однажды, в качестве типичного.

Знание того, какие ментальные модели влияют на собственное поведение, позволяет расширить их для учета особенностей системы и большего количества факторов.

Способность к системному мышлению можно развить

Прежде всего, следует выяснить для себя суть и область применения этого навыка. Ведь системное мышление – это качество, полезное не только на рабочем месте, но и в любых жизненных обстоятельствах. Даже если речь идет о таком банальном деле, как конфликт за семейным ужином, бывает необходимо взглянуть на ситуацию со стороны, проанализировать ее предпосылки и оценить возможные последствия.

Литература, аудиофайлы и видеоролики становятся источниками уникальной информации, помогающей изучить системное мышление. Книги (электронные, из бумаги или в аудиозаписи) позволяют в полной мере окунуться в мир переживаний автора

Важно пройти вместе с ним все ступени на пути к овладению полноценным системным мышлением

Среди достойных авторов в этой области — Джозеф О’Коннор («Искусство системного мышления»). Его книга для многих стала откровением. Повествуя об элементарных и, казалось бы, всем известных, совершенно привычных вещах, этот писатель смог указать основные барьеры, мешающие мыслить системно, а также пути их устранения. Кроме того что «Искусство системного мышления» О’Коннором написано на основании серьезных разработок, его язык предельно доступен и понятен. Пользуясь изложенными в этой книге рекомендациями, можно самостоятельно сформировать и развить необходимые навыки.

Системное мышление Коннор преподает на многочисленных примерах, в которых каждый читатель может рассмотреть себя, своих знакомых и различные жизненные ситуации.

Из русскоязычных писателей вопросом развития системного мышления занимается академик В. Толкачев. Правда, его книга «Роскошь системного мышления» значительно сложнее написанной Коннором. Она предназначена для студентов или интернов психологических факультетов и развивает идеи, затронутые З. Фрейдом. Продолжая теорию Фрейда, а также наработки его последователей, разделение личностей на восемь психотипов ввел именно Толкачев. Системное мышление он называет системно-векторным.

Что делать с разными взглядами на систему

Кроме определения границ, уровней, с точки зрения неудачи проекта очень важно учитывать ошибки с заинтересованными сторонами. Говоря о системе, можно в ней выделять элементы, выделять свойства, и в каждый раз по-другому

Маркетолог, производственник или финансист видят систему по-разному. Но часто они вместе решают какой-то вопрос, требуя от нее противоречивых заданий. И задача руководителя — спроектировать решение так, чтобы удовлетворить всех. Потому что все правы со своей точки зрения.

Кроме того, любой руководитель (или специалист) смотрит на систему с разных точек зрения. И он играет разные роли (что очень хорошо выражено в менеджменте). Так, в одном проекте человек может выступать экспертом, в другом — руководителем, в третьем — заказчиком, которому нужен результат, в четвертом — исполнителем. И в каждой роли он по-разному смотрит на один и тот же проект. Большая ошибка руководителя в этом случае — поставить задачу исходя из одной роли, а принимать ее в другой.

Многие делают крайними исполнителя. Например коммерческий отдел хочет увеличить продажи, увеличивая затраты на рекламу. Но руководитель недоволен: сначала он оценивал будущую прибыль как финансист, а потом включил режим «я экономист, следящий за затратами и эффективностью». Руководителю нужно научиться помнить, в какой роли он ставит и принимает задачи. И определить заинтересованные стороны: в результатах проекта, в его процессе. А также помнить, кто может повлиять на процесс, и учитывать только их мнение — например, мнение владельца компании, клиента.

P.S.

Я специально не стал рассказывать большое количество упражнений, дело не в количестве, а в том сколько вы будете упражнений реально делать.

Каждое из них может привести вас к результату. Многие люди обкладывается книгами, читают много материалов, но нефига не делают.

Главное делайте и вы получите положительный эффект от этого.

Если вы хотите больше, узнать как прокачать в себе креативное мышление, узнать какие есть ловушки в мышление и собственно получить несколько стратегии как решать проблемы, как находить новые идеи, то рекомендуем Вам получить мой обучающий курс по теме креативного мышления (курс пока в разработке). Он будет вашим руководством в плане саморазвития с вашего интеллекта и нахождение новых смыслов.

Технология системного мышления

В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие.

В школьной практике при работе с текстами в основном используются два типа технологий:

1.Косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада).

2.Метакогнитивные технологии. К ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

Анализируя систему, важно научиться выделять её главные части и функции. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:. 1.Для чего нужна эта система?

1.Для чего нужна эта система?

2.Как она действует?

3.Какие части помогают выполнять её главную функцию?

4.Каковы существующие между ними связи?

Если сомневаетесь, является ли главной определенная часть системы, попробуйте её исключить. Если при этом система «рассыпается» – значит, эта часть была главной. Так же можно определить и важные связи системы, исключая связи между главными частями.

В книге «Технология системного мышления», созданной коллективом авторов на основе идей кандидата философских наук Г.П. Щедровицкого, изложена подробная инструкция. Она рекомендована для тех случаев, когда происходят затруднения, а действовать по знакомой схеме, использовать стереотипы – бесполезно.

Данная технология системного мышления содержит ряд пошаговых рекомендаций:

1.Определите «рамки», для этого задайте цели и ориентиры на перспективу и создайте список задач, которые необходимо решить на пути к цели.

2.Определите процесс. Для этого:

а). Решите, какие процессы управления будут задействованы (это может быть развитие, создание, воссоздание и т.д.)

б). Определите происходящие процессы.

в). Найдите тот процесс, который нужно изменить.

3. Проанализируйте ситуацию и создайте границы системы управления.

4. Создайте структурные схемы:

— выявите важные моменты для работы системы;

— выявите взаимозависимость этих моментов;

— прорисуйте существующие между ними связи;

— выявите, какие процессы важны для успешного продвижения дела;

— распределите функции по тем местам, где задачи для достижения целей могут быть решены.

5. Определите, что известно о затруднениях:

— какие задачи в данный момент не имеют ни ресурсов, ни путей решения;

— каковы проблемы;

— каких связей не хватает, какие из существующих являются проблемными?

6. Составьте проект новых организованностей:

— определите, каковы они;

— какие из них останутся неизменными;

— какие из них получат иные функции;

— в каком материале они будут работать.

Под организованностями понимаются люди, группы, организации. Материалом для организованностей служат персонал, технологии, оснащение, программное обеспечение.

7. Подберите и подготовьте новых специалистов. Определите и озвучьте свои требования к персоналу.

Одним из известнейших в мире специалистов по системному мышлению является американская исследовательница, писательница и учительница Донелла Медоуз. В своей книге «Азбука системного мышления» она знакомит с основами понимания систем, их структурой и особенностями поведения. Автор убеждает в том, что системное мышление – важный инструмент, без которого не обойтись при решении проблем самого разного рода, какой бы сферы нашей жизни они ни касались. Без знания азбуки системного мышления, без понимания особенностей поведения систем трудно научиться взаимодействовать с ними успешно.

Развитие системного мышления

Перед тем как приступить к тренировке системного мышления, советуем пройти тест, который покажет, стоит ли вообще это делать – возможно, ваше системное мышление и так развито отлично (хотя дополнительная, так сказать, профилактическая тренировка лишней не будет). Среди рекомендаций предлагаем вам тест от платформы «Россия – страна возможностей», где вы можете авторизоваться с помощью социальной сети или регистрации, и от другой платформы по трудоустройству TestOnJob, где прохождение теста свободно.

Итак, существует несколько способов раскрытия потенциала и формирования системного мышления:

Расширение кругозора и эрудиции

Не случайно данный метод мы поставили на первое место. Чем больше образовательного, коммуникативного, эмпирического опыта вы получаете, тем шире вы раздвигаете рамки своего сознания. Знакомьтесь с интересными людьми, путешествуйте, читайте правильную качественную литературу, приобретайте новые навыки, увлекайтесь дополнительным хобби, учите языки – совершайте больше нового!

Зачем? Ответ прост: это все опыт, позволяющий вам понять многообразие мира, закономерности его функционирования. Системное мышление сродни междисциплинарности, смежности предметных областей, и чем больше профильных и непрофильных компетенций вы наберете, тем легче вам будет ориентироваться в мире систем.

Крушение стереотипов

Об этом также пишут Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. Все мы, так или иначе, окутаны совокупностью стереотипов, мешающих нам жить. Стереотип представляет собой устоявшееся убеждение относительно какого-то явления, выработанное на основе предыдущего опыта.

Проблема со стереотипами заключается в том, что они не позволят вам быть эффективными в трудных ситуациях, порой требующих риска, потому что стереотипы – это форма ригидного и консервативного мышления. Новаторство, креативность даются людям со стереотипным мышлением с трудом, что и становится препятствием на пути формирования системного мышления.

Изучение успешных кейсов

Наверняка вам в голову приходила мысль посмотреть фильм о какой-то личности или прочитать биографическую книгу. Вряд ли эта идея была связана с неудачником или проблемным проектом с печальным результатом, и это совершенно правильно.

Обращая внимание на показательные случаи из практики, вы волей-неволей учитесь хорошему опыту, запоминаете, как правильно, изучаете положительные факторы, приведшие к успеху, и сопоставляете их с негативными, которые могли повлиять отрицательно и привести к плачевным последствиям. Поэтому учитесь на хороших примерах, читайте истории успеха – как отдельных людей, так и их совместной работы

Развитие креативности

Незаменимое средство для развития системного мышления – это умение мыслить нестандартно, искать разные подходы к разбору объекта на составные части и последующему синтезу. О том, как развивать креативное мышление, указано в нашей статье «Приемы развития креативности». Рекомендуем ознакомиться с техниками и приступить к интересной и увлекательной тренировке головного мозга .

Вводя в свою ежедневную практику указанные рекомендации, вы безоговорочно придете к развитому системному мышлению. Также помните, что вы можете знать очень много приемов повышения эффективности, таких как SWOT-анализ, AGILE-подход, матрица Эйзенхауэра, бизнес-модель Остервальдера и т.д., но бесконечно метаться от одного к другому далеко не выход и уж тем более не показатель развитого системного мышления. Главное – это уметь выбирать нужный инструмент в конкретной ситуации, распознав проблемные факторы, как симптомы, требующие правильного подхода в лечении.

Однако не все ученые соглашаются с неоспоримой эффективностью системного подхода. Посмотрим, какие минусы можно увидеть в данном виде мышления.

Дифференциация уровней владения системным мышлением

В зависимости от того, насколько развит системный подход, системное мышление у тестируемого, ему может быть присвоен один из нескольких уровней.

1. Нулевой, его называют уровнем некомпетентности:

  • Такие люди не склонны анализировать что-либо, действуют интуитивно.
  • Не способны выделить главное, оценить риск или последствия, а также оставляют без внимания важнейшие обстоятельства ситуации.
  • Им свойственно принимать необдуманные решения.

2. Первый (начальный):

  • Способны увидеть различные факторы, которые влияют на ситуацию, структурировать информационные данные, используя значимые (не противоречащие друг другу) критерии, и делать логичные выводы.
  • Могут сформировать системный взгляд на ситуацию и проследить причинно-следственные связи только в той сфере, в которой хорошо ориентируются.

3. Второй (на базе первого уровня):

  • Способны дифференцировать данные и отделить главные от второстепенных, а также анализировать довольно большие объемы информации, включая явления комплексного и многофакторного характера.
  • Могут видеть причинно-следственные связи, выявить главные закономерности во время анализа практически любых ситуаций (включая те, которые выходят за пределы их профессиональной компетентности).
  • Видят барьеры, мешающие достижению целей, и могут их обойти или преодолеть.
  • Их мышление вариативно, то есть они способны разработать более одного стандартного варианта решения проблемы.

4. Третий (на базе второго уровня):

  • Могут эффективно достроить недостающие звенья системы, в том числе при отсутствии необходимых данных, делать правильные выводы, основываясь на частичной или противоречивой информации.
  • Способны к продуцированию новых концепций, которые позволяют находить решения для очень сложных практических задач.

В чем отличие системного образа мысли от логического?

В новую информационную эпоху жизнь поражает нас своей сложностью и многогранностью. Чтобы выбрать рациональную линию поведения, а также разобраться в окружающем нас мире, мы начинаем упрощать реальность, разбивая ее на части, изучаем эти составляющие и получаем несколько картинок. Перебирая, рассматривая их, мы добиваемся некоторого понимания. Так работает логическое мышление. Оно не дает нам потеряться в разнообразии жизни, позволяет почувствовать, что мы можем познавать новое, преодолевая барьер сложности.

Но часто возникают ситуации, когда логических взгляд подводит. Простой пример: если мы возьмем два атома водорода и атом кислорода, после чего изучим их свойства, мы не сможем сказать, что исследовали свойства воды. Она обладает иными характеристиками и способами взаимодействия с другими веществами

Вода, как пример системы, показывает нам, что мало разобрать составляющие части, важно рассматривать понятие целиком, выстраивая внутренние и внешние связи. Так поступает системный подход

Говорят, что все сложное – неправда. Но ведь простое тоже не всегда является истиной. Под системным мышлением понимается метод, который старается установить реальный взгляд на вещи. Его основное положение заключается в следующем: вся вселенная является системой, где все взаимосвязано.

Диагностика

Можно пройти самый простой тест на образное мышление. Внимательно посмотрите на изображения и постарайтесь разглядеть в них, кроме основного предмета, и те, что художник тщательно скрыл от прямого взгляда. Чем быстрее вы их увидите, тем лучше.

Ещё один тест, который позволит определить, какой тип мышления у вас преобладает и насколько развито образное. Прочитайте утверждения, поставьте плюсы (галочки) напротив тех, которые относятся к вам.

Интерпретация результатов

Подсчитайте количество плюсов (галочек) в соответствии с этой таблицей и посмотрите, насколько у вас развито образное мышление по сравнению с остальными.

Если в колонке НОМ значится до 2 плюсов — это низкий уровень развития, 3-5 — нормальный, 6-8 — высокий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: