Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

Одаренность детей: Трудности описания

Цель этой главы — осветить преобладающие среди психологов и педагогов представления о том, кто такой одаренный ребенок. В литературе об одаренности у детей постоянно переплетаются и сменяют друг друга два взаимоисключающих образа.

Рассматривается как общий одаренный ребенок, представленный в первом разделе этой главы, так и набор одаренных детей, которые специализируются в определенной области по типу одаренности (эти дети обсуждаются во втором разделе). И коллективному ребенку, и семи «специализированным» детям приписываются некоторые универсальные для них характеристики. Реальные факты, однако, ставят исследователей перед фактом (и они сами это признают), что вряд ли найдется хоть один ребенок, который полностью вписывался бы в рамки одной из моделей. В этом случае возникает вопрос: правомерно ли любое суждение об одаренном ребенке или, скажем, о художественно или практически одаренных людях в целом? Здесь следует отметить, что этот вопрос актуален скорее в контексте исследования, чем практической деятельности — несомненно, что на этом уровне рассмотрения некоторые идеализированные типы могут более или менее эффективно служить в качестве сравнительных моделей в процессе выявления одаренных детей по принципу сходства. Если же подобной научной классификации подвергнуть любой материал, включая детей, то для того, чтобы выделить «тип», потребуется набор обоснованных критериев, присущих всем без исключения единицам данного типа и не пересекающихся с характеристиками любого другого типа. К сожалению, такой картины не наблюдается, что приводит к парадоксам при внимательном рассмотрении проблемы.

Наиболее ярко это проявляется в феномене незамеченной одаренности у детей с трудностями в обучении, низкой успеваемостью (видимо, такие одаренные личности остаются незамеченными из-за их непохожести на «канонизированные» образы). Не существует фиксированного и однозначного определения одаренности как таковой. Один только словарь по психологии дает целых пять противоречивых формулировок:

  1. Это качественно особое сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение какой-либо деятельности;
  2. Именно общие способности или общие аспекты способностей определяют широту возможностей человека, уровень и специфику его деятельности;
  3. Это умственный потенциал или интеллект;
  4. Это совокупность предрасположенностей, природных данных, характерных по степени выраженности и своеобразию природных предпосылок способностей;
  5. Это талант, наличие внутренних условий для совершенства в деятельности.

То есть, из этих определений остается неясным, является ли одаренность генетически предопределенной («совокупность природных задатков»), частично воспитанной («общие способности»), или же она берет свое начало в «особых комбинациях способностей».

Эти различные определения, по-видимому, отражают довольно свободное использование термина «одаренность» и отсутствие понимания того, что скрывается за разнообразными явлениями, обозначаемыми этим словом.

Авторы книги «Психология одаренности у детей и подростков» указывают на особое положение двух видов одаренности над остальными. Фактически, художественная, лидерская, психомоторная и академическая одаренность напрямую относятся к сферам человеческой деятельности, в то время как интеллектуальная и творческая одаренность может быть включена как их компонент. К этому следует добавить, что при определении первой группы типов одаренности необходимо задать вопрос: «Какой прогресс делает ребенок в этой области?», а при определении второй группы — вопрос: «Какой этот ребенок?».

Таким образом, вопрос «Каким должен быть ребенок, чтобы быть успешным в той или иной области?» обходится стороной или неизбежно порождает новые классификации, которые дублируют друг друга. В двух словах о проблеме: Первая группа типов отражает следствие без причины; вторая группа отражает причину без следствия. Чтобы избежать такой путаницы, есть, пожалуй, только один способ — обратиться к истокам всех видов и проявлений одаренности, если таковые имеются. Попытки найти такой корень пока не увенчались успехом.

Долгое время интеллект был одним из таких «оплотов». Действительно, одаренность сводилась только к интеллекту, а ее выявление основывалось на использовании тестов, измеряющих «умственное развитие». Однако высокий IQ отнюдь не является простым предвестником одаренности во взрослой жизни.

Психологические особенности одаренных детей

Одаренность интересовала человека с самых древних времен, но наибольший интерес к ней проявился в эпоху Возрождения и совсем не случайно. Именно в это время появились гениальные художники, поэты, ученые.

Концепция одаренности начала создаваться в конце XIX- начале XX веков. Ф. Гальтон экспериментальным путем первым попытался доказать, что выдающиеся способности – это результат действия наследственных факторов.

Корнем термина «одаренность» является слово «дар» – одаренным, умным называли того человека, кто имел способности к выдающимся достижениям, мог найти выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, т.е. делал то, что другим было не доступно. Как правило, одаренный ребенок выделяется яркими достижениями в каком-то виде деятельности.

Сегодня это понятие употребляется очень широко и ребенка можно назвать одаренным, если он обнаруживает необычные успехи в учении, творческих занятиях и превосходит своих сверстников.

Замечание 2

Одаренные дети – дети нестандартные, они легко, быстро и успешно учатся, они имеют свои мысли, свою позицию, отличную от позиции окружающих. Основными отличиями и характерными особенностями таких детей являются отличная память, любознательность, внимательность, абстрактное мышление. У них высокая скорость мышления, они умеют четко прослеживать причинно-следственные связи, классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют широко использовать накопленные знания.

Одаренность в педагогике рассматривается по времени её проявления и, если для взрослых она не сразу заметна, то её называют потенциальной одаренностью.

Педагогика выделяет такие категории одаренных детей:

  • дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками одаренности в определенной области наук;
  • дети с высокими творческими способностями;
  • дети с высокими лидерскими способностями;
  • дети с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенным психологическим складом.

Словарный запас одаренных детей довольно большой, потому что они с удовольствием читают энциклопедии и словари, часто сами придумывают новые слова и понятия.

Одаренный ребенок может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на одном деле и погружаться в него. Характерной чертой одаренных детей является развитое чувство справедливости по отношению к другим и к себе. Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость

Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке

Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость. Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке.

Позднее её проявление происходит в области изобразительного искусства. Что касается науки, то здесь значимые результаты появляются позднее, потому что для научных открытий необходимы глубокие и обширные знания. Что касается математических дарований, то они могут проявиться значительно раньше других.

Рисунок 1.

Психологические особенности одаренных детей, отмечают ученые, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно её порождающие.

Признаки могут быть основанием для предположения об одаренности, а не о её наличии. По этой же причине отсутствие признаков совсем не говорит о том, что ребенок бездарность.

Что необходимо для развития способностей?

Итак, у вашего ребёнка есть ярко выраженные способности: к музыке, рисованию, математике, спорту или любому другому занятию. Они похожи на драгоценный камень, который требует огранки. Вот что поможет придать природным данным достойную форму.

Методичность и регулярность

Говорят, что успех лишь на четверть состоит из таланта, а остальное — это упорная работа. Можно двигаться понемногу, главное — делать это постоянно: даже маленькие шажки могут со временем привести к крупным успехам.

Хороший учитель

Грамотный наставник очень важен для любого ребёнка, а для одарённого — особенно. Такого найти непросто: например, талантливым юным спортсменам в поисках хорошего тренера иногда приходится переезжать в другой город или даже страну. Зато склонность к математике, информатике или языкам таких жертв не потребует: даже если рядом с вами не нашлось достойных педагогов, можно заниматься дистанционно, по видеосвязи. Такую услугу предлагают как частные преподаватели, так и образовательные проекты.

Чуткость и понимание

Помните, что талант должен служить ребёнку, а не наоборот. Поэтому, сосредоточившись на развитии способностей, не стоит приносить детские чувства и потребности в жертву. Внимательно прислушивайтесь к своему ребёнку, организуйте занятия сообразно возрасту, позаботьтесь об отдыхе. Обязательно расспрашивайте своего гения — возможно, он сам подскажет вам, как сделать занятия интереснее, эффективнее и приятнее.

Воспитание и развитие способностей маленьких гениев

Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми

Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. . Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие

Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:

Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:

Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития. 

Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками. 

Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни. 

Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным. 

Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах

Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей. 

Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны

Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки. 

Хвалить, но дозированно
Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности. 

Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может демотивировать одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых. 

Педагогам важно учитывать личностные особенности и потребности юного дарования. Поможет в этом:

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • разнообразные внеурочные занятия;

  • эмоциональная поддержка юного гения;

  • создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;

  • объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;

  • свободный выбор дополнительных образовательных услуг;

  • работа в небольших группах;

  • проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;

  • уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему. 

Одаренные дети – кто они?

Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими способностями. Это маленькие любознательные исследователи, которые активно познают мир и стремятся к саморазвитию. 

Степень одаренности, ее качественное своеобразие, по мнению многих психологов, определяются и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой, учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности. Поэтому в категорию одаренных психологи включают не только пару процентов вундеркиндов (от немецкого Wunder – чудо, Kind – ребенок), но и до 20 процентов детей с оригинальным мышлением, высокой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами, для полного раскрытия которых необходимы особые условия обучения. 

Наиболее сензитивный период для проявления и развития одаренности – от 0 до 10 лет. По данным исследований, в возрасте с 3-4 и до 7 лет ребенок находится словно витязь на распутье – он осознает свои умственные возможности и «выбирает» направление: налево пойдешь – вундеркиндом будешь, направо пойдешь – неспособным станешь, прямо пойдешь – ждет тебя жизнь самого обычного ребенка. 

Вильям Штерн, немецкий психолог и философ, один из пионеров психологии личности и дифференциальной психологии, различал реактивную и спонтанную одаренность. Реактивно одаренным малышам необходимы внешние стимулы, они предпочитают практическую деятельность. Дети со спонтанной одаренностью – интеллектуалы, которым ближе теоретическая деятельность. 

Кстати, одаренность – вовсе не гарантия хорошей успеваемости. Нередко незаурядные способности и богатый потенциал сочетаются с нарушением внимания, дисграфией, дислексией и другими проблемами.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном

Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова. Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики

Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Одиночество одаренного ребенка

Очень способные дети часто могут переживать чувство одиночества и повзрослев, испытать его на себе. Почему это происходит? Потому что они с детства ощущают себя не такими, как все, и в этом есть большой вклад родителей и педагогов.

Незаурядные способности часто переплетаются с непростым характером ребенка — он может больше понимать об окружающих людях, чем его сверстники, быть слишком педантичным или скептически настроенным, серьезным и глубокомыслящим. Такая характеристика больше свойственна взрослым людям, нежели ребенку. По этим причинам дети могут сторониться маленьких гениев только потому, что у них с ним нет общих интересов.

Сущность понятия «одаренность»

Определение 1

Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.

В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.

Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.

Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.

Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.

Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.

Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё. Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования

Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования

Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования. К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями

Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности

К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.

Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.

Замечание 1

Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

5 типов одаренности

  1. Академическая. Юные «академики» внимательны, отличаются хорошей памятью и живостью мышления. Им легко дается усвоение школьного материала, поэтому учеба приносит удовольствие. Именно их фото можно увидеть на школьной доске почета. Правда, когда учеба завершена, таким детям бывает трудно адаптироваться к новой реальности.

  2. Интеллектуальная. Высокий IQ, критическое мышление, повышенная концентрация внимания, наблюдательность, превосходные аналитические способности – все это особенности одаренных детей «интеллектуальной направленности». Представители этой «группы» нередко бывают любимчиками учителей. Они легко запоминают материал, хорошо учатся, но, как правило, успевают по каким-то определенным предметам – например, гуманитарным или математическим.

  3. Креативная. «Креативщики» – неординарные натуры со своим необычным взглядом на мир. У них нестандартное мышление и богатая фантазия. Им не просто уживаться как со сверстниками, так и с учителями. Школьная программа не дает им проявлять свои способности и возможности в полной мере, что нередко приводит к проблемам с учебой. Креативная одаренность – особенность будущих ученых, изобретателей или модельеров. Сюда же относятся творчески одаренные дети – будущие музыканты, художники, поэты, танцовщики или актеры. 

  4. Лидерская (или социальная). Основные черты такого типа одаренности – врожденный эмоциональный интеллект, эмпатия, хорошо развитая интуиция. Это харизматичные ребята, которые быстро находят общий язык с людьми самого разного возраста, с легкостью берут на себя ответственность, обладают хорошими организаторскими способностями, умеют руководить, только вот мотивация к учебе у них невысока. 

  5. Психомоторная. Таким чудо-детям свойственна повышенная двигательная активность, стремление к овладению сложно координированными движениями, хорошее физическое развитие. Они способны воспроизводить ритм, высокий темп движений, сохранять их точность при передвижении в пространстве. С раннего возраста таких малышей привлекают подвижные игры, спорт.

Что такое одаренность

Психология не знает слов «дар» и «проклятие». На языке науки одаренность – это ярко выраженные способности в одной или нескольких сферах, например, острый музыкальный слух.

Одаренный ребенок – ребенок, демонстрирующий способности и успехи, превосходящие достижения своих сверстников, а иногда и взрослых людей.

Основа одаренности – врожденные задатки, но без социального влияния, соответствующего воспитания и образования они не перейдут в способности, талант и гениальность.

Какой бывает одаренность:

  • спортивная;
  • музыкальная;
  • художественная;
  • актерская;
  • социальная;
  • гуманитарная;
  • техническая;
  • академическая (повышенная способность учиться, осваивать и понимать материал из любой области);
  • интеллектуальная (аналитические умения, успехи по конкретному предмету);
  • творческая (выразительные эмоции и нестандартное мышление).

Как видно, не все виды имеют прямое отношение к среднестатистической общеобразовательной школе. Например, музыкальная или художественная одаренность там скудно себя проявит. Но такому ребенку нужно не просто дополнительное образование (увлекаясь музыкой, он забудет или не найдет силы заниматься учебой), а основное особенное образование. Речь идет о центрах развития детской одаренности, о школах с особым уклоном и т. д.

В широком смысле одаренность делится на интеллектуальную и творческую.

Вопрос 1. Особенности личности одаренного ребенка

Хотя все одаренные дети являются разными – по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям — тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков

Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности

Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства.

Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца. Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность в других, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.

Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач

Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями – независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.

Проблемы одаренности

Одаренность – девиация со знаком плюс. Это отклонение от среднестатистической нормы, но в положительную сторону. Любая девиация требует внимания психолога и вызывает непонимание со стороны общества.

С какими трудностями сталкиваются одаренные дети:

  • буллинг со стороны одноклассников, некомпетентных взрослых и учителей;
  • потеря мотивации к обучению (программа слишком проста);
  • внутренняя тревога из-за невозможности полноценно раскрыть потенциал.

Одаренные дети асоциальны, если понимают, что среда им не подходит. Свое негативное отношение к учебе (из-за скуки) они выражают нарушением дисциплины, прогулами. Социальная (лидерская) одаренность, развивающаяся хаотично, выливается в деструктивное поведение, хулиганство. В обычной школе у одаренных детей обязательно возникают проблемы с адаптацией.

Ребенок не понимает своей одаренности, а если интуитивно и ощущает ее, то без поддержки взрослого теряется. В условиях неконтролируемой одаренности ребенок высокомерен, эгоистичен. Для него другие дети не интересны, тем более он видит свое превосходство. Для предотвращения подобных реакций необходима грамотная работа родителей и психологов:

  • своевременное выявление одаренности;
  • направление ее в нужное русло (соответствующее обучение);
  • объяснение нормальности этого явления и предотвращение рождения комплекса бога (воспитание).

В психологии есть понятие «синдром одаренности», что предполагает болезненное самолюбие человека, постоянное стремление самоутверждаться и демонстрировать способности. Позже это вызывает неврозы, депрессии, расстройства. Некоторые одаренные дети в будущем достигают больших высот, некоторые становятся «среднестатистическими», а кто-то вершит историю (искусство, наука), но часто рано и печально заканчивает жизнь.

Система образования пропагандирует целостное развитие личности и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но на практике это реализовано не везде. Да, и физически тяжело одновременно заниматься с одаренными детьми, отстающими, нормально развивающимися. А в классах такой «винегрет» и получается, особенно в сельских школах или малых городах, где нет дифференциации образовательной системы и заведение одно на всех.

Послесловие

Одаренность – не дар и не проклятие. Это особенность личности, которая в умелых или неумелых руках оказывается или тем, или другим соответственно. Одаренность не развивается сама собой. Это не статус ребенка, а вектор направления, подсказка для родителей по взаимодействию с сыном (дочерью). Одаренность проявляется и развивается только в деятельности. И угасает без нее.

Воспитывать одаренных детей не сложнее, чем обычных. Проблема в другом – система образования пока не адаптирована для этих детей. Не все родители в состоянии отправить ребенка в специализированное заведение или отдать в развивающие секции (практически все дополнительное образование платное). В последние 10 лет проблема одаренности и гениальности активно обсуждается, в системе образования пропагандируется необходимость выявления и сопровождения талантливых детей. Это прописано в законах об образовании, но на практике пока выглядит не так цельно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: