Коллективизм и индивидуализм

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи

Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены

Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ удовлетворенности браком

Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Верно, Неверно, Трудно сказать». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить»

Что этот термин означает?

В «сухом» понимании индивидуализм – это некая форма мировоззрения, которая подчеркивает свободу индивида от общества и от системы, которая дает возможность вывести на первый план личные интересы, и заниматься осуществлением непосредственно своих, а не общественных желаний. Чтобы было понятней, что это собой представляет, рассмотрим основные признаки индивидуализма:

  • Главенство личностных целей и желаний. Как правило, таковые идут в разрез с общественными или групповыми. И человек-индивидуалист всегда отдаст предпочтение именно своим собственным потребностям.
  • Самостоятельность в действиях и поступках. Даже если человек является неотъемлемой частью коллектива (группа в университете, коллектив сотрудников и т.д.), он вполне может действовать самостоятельно, исходят из собственных убеждений, и при этом вероятность того, что его деятельность будет успешной, очень велика.

В чем разница между коллективизмом и индивидуализмом?

• Определения коллективизма и индивидуализма:

• Индивидуализм — это идеология, которая признает, что отдельная личность важнее группы.

• Коллективизм — это идеология, которая признает, что группа важнее отдельных лиц, составляющих группу.

• Индивидуализм ставит личность выше всех группировок.

• Коллективизм ставит интересы групп выше индивидуальных.

• Решения:

• При индивидуализме решения принимаются индивидуумом. Он или она может слушать других, но окончательное решение остается за ним.

• В коллективизме решения принимаются группой. Даже если некоторые люди могут не согласиться, решение принимается большинством в группе.

Во всех демократиях и даже в социалистических странах право на жизнь, право на свободу, право на свободу слова и т. Д. Являются не чем иным, как проявлением индивидуализма. Это доказывает, что индивидуализм не противоречит коллективизму. Некоторым это может показаться парадоксальным, но именно в тех обществах и государствах, где проповедуется и практикуется индивидуальная независимость, мужчины и женщины проявляют наибольшее сострадание и заботу об обществе.

Изображения любезно предоставлены:

  1. Толпа Джеймса Кридленда (CC BY 2.0)
  2. Индивидуализм Гвидиона М. Уильямса (CC BY 2.0)

Коллективизм и социализм

Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.

Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.

Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.

Теоретические модели

В одной критической модели коллективизма Маркус и Китайма описывают взаимозависимое (то есть коллективистское) я как фундаментально связанное с социальным контекстом. Таким образом, ощущение себя зависит от окружающих и частично определяется ими, и в первую очередь проявляется в публичном, открытом поведении. Таким образом, организация себя руководствуется использованием других в качестве ориентира. То есть взаимозависимый человек использует невысказанные мысли, чувства и убеждения другого человека, с которым у него есть отношения, а также поведение другого человека, чтобы принимать решения относительно своих внутренних атрибутов и действий.

Маркус и Китайма также внесли свой вклад в литературу, оспаривая одномерную модель коллективизма-индивидуализма Хофстеде. Авторы концептуализировали эти две конструкции двумерно, так что и коллективизм, и индивидуализм могут поддерживаться независимо и потенциально в одинаковой степени. Это мнение было поддержано другими выдающимися теоретиками в этой области.

Некоторые исследователи расширили рамки коллективизма-индивидуализма, включив в них более всеобъемлющий взгляд. В частности, Триандис и его коллеги представили теоретическую модель, которая включает понятие реляционных контекстов. Авторы утверждают, что области коллективизма и индивидуализма можно далее описать с помощью горизонтальных и вертикальных отношений. Горизонтальные отношения считаются равными по статусу, тогда как вертикальные отношения характеризуются как иерархические и неравные по статусу. Таким образом, горизонтальный коллективизм проявляется как ориентация, в которой высоко ценится групповая гармония, и считается, что члены группы имеют равное положение. Вертикальный коллективизм предполагает установление приоритета групповых целей над индивидуальными целями, подразумевая иерархическое позиционирование себя по отношению к всеобъемлющей группе. Горизонтально-вертикальная модель индивидуализма-коллективизма получила эмпирическую поддержку и использовалась для изучения моделей внутри культур. Последующая работа других исследователей предполагает, что для описания независимых и взаимозависимых моделей самости может потребоваться до семи измерений.

Создано В. Э. Б. Дюбуа, некоторые исследователи приняли историческую перспективу возникновения коллективизма среди некоторых культурных групп. Дюбуа и другие утверждали, что угнетенные группы меньшинств борются с внутренним разделением, что означает, что развитие самоидентификации индивидов из этих групп включает интеграцию собственных представлений об их группе, а также обычно негативных социальных взглядов на их группу. Считается, что это разделение влияет на формирование целей, так что люди из маргинализованных групп склонны ставить коллективистские ценности выше индивидуалистических.

Некоторые организационные исследования выявили различные варианты коллективизма. К ним относятся институциональный коллективизм и коллективизм внутри группы. Институциональный коллективизм — это идея о том, что рабочая среда создает ощущение коллективизма из-за схожих статусов и одинаковых вознаграждений, таких как получение одинаковой зарплаты. Коллективизм внутри группы — это идея, согласно которой группа людей, выбранная человеком, например семья или группа друзей, создает ощущение коллективизма. Коллективизм внутри группы можно назвать семейным коллективизмом.

Принцип коллективизма

Дети — стихийные коллективисты, потому они и испытывают неодолимую человеческую потребность дружить и играть. Для них самое строгое наказание — остаться одному. Играй сам — говорят взрослые, не понимая, что ребёнок не может. Ему нельзя играть одному, это противоречит его натуре.

Можно возразить — какой там у детей коллективизм? Поиграли, поиграли и разошлись по домам и квартирам. Нет, именно коллектив складывается у них со своими правилами, формами взаимоотношения, ритуалами. Они даже игры выбирают по интересам, у них свой настрой, иерархия взаимоотношений, то есть у них все по канонам, настоящего коллектива. Особенно в детском саду.

Учителя начальных классов сразу замечают, откуда пришёл в первый класс ребёнок — из детского сада или из дома — и не только по успеваемости и подготовленности. Из детского сада приходят дети с развитым чувством коллективизма. Учителя также почти безошибочно устанавливают — один ребёнок в семье или больше. И, конечно, учителям начальных классов намного легче работать с детьми-коллективистами.

Коллективист чувствует себя среди людей как рыба в воде. Он раскован, без ложного стеснения может прочитать стихи, спеть, станцевать. И как замкнут, застенчив, робок ребёнок, выросший без общения со своими сверстниками. Даже самое правильное общение со взрослыми не может заменить общение с детьми.

Коллективист чувствует себя частью общества, индивидуалист оторван от людей, он ощущает только себя, занят только своими переживаниями, целями, как говорят психологи, он «зациклился на себе». В нашем обществе такие люди — аномалия, и очень трудно индивидуалисту жить среди коллективистов.

Коллективизм в истории

«Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»— известный лозунг коллективиста, никогда не унывающего, всегда окружённого друзьями, не замыкающегося в своём ограниченном мирке. Воспитать такого счастливого человека — первейшая задача родителей и взрослых

Чтобы понять важность принципа коллективизма, заглянем в историю

Можно с уверенностью сказать, что без коллективизма у первобытных людей не состоялось бы успешное развитие в сторону современного человека.

В первобытном обществе развилась первая форма коллективизма, которая была естественной и стихийной. Совместный труд, защита, общежитие, справедливое распределение пищи были невозможны без коллективизма.

В классовом обществе, в его первом типе — рабовладельческом — возникла мнимая коллективность. Очень развита такая форма коллективизма у современной буржуазии. Чем она характерна? Видимостью общих интересов, даже целей и задач, но на поверку ни один капиталист не сможет перешагнуть через свои узкокорыстные, индивидуалистические интересы.

С большой убедительностью это описано в классических произведениях Т. Драйзера, Оноре де Бальзак и других мастеров художественного слова. В наше время капиталисты дошли до апогея своего преступного безрассудства: в пылу погони за прибылями они готовы расколоть земной шар и уничтожить все живое.

Советский коллективизм — совершенно уникальное явление. Впервые в масштабах всего общества этот принцип возведён в нравственный ранг закона. По своей природе коллективизму противоположен индивидуализм, который развивался в частнособственнических обществах.

В сравнении с противоположным термином

Для контраста попробуем сравнить коллективизм и индивидуализм и определить, почему каким-то людям свойственно одно, а другим – другое. Коллективизм – это склонность личности функционировать и мыслить в большом обществе. Как правило, в таких случаях люди зависят друг от друга или же от главы такой группы. Самый первый коллектив, в который попадает человек – это семья. Если она большая (много детей, или бабушки, дедушки, тети, дяди), то ребенок растет именно с коллективным мировоззрением

В будущем для него важно мнение окружающих, он стремится устроиться на работу в компанию с большим штатом сотрудников, ищет много друзей. Если же ребенок в семье один, в нем развивается индивидуалистическое мировоззрение, о котором мы говорили выше

Первые упоминания

Как правило, два термина — индивидуализм и коллективизм – противопоставляются друг другу. Если взглянуть на самые ранние научные работы, в которых были упомянуты данные явления, то можно заметить, что их авторы, как правило, давали однозначную оценку этим характеристикам.

В античной философии и в средневековых трактатах чаще всего не было и намека на то, чтобы рассматривать личность с точки зрения ее отношения к нормам общественной морали, устоям и традициям социума.

Британский ученый Адам Смит (портрет смотрите на иллюстрации выше) и француз Алексис Токвиль были первыми создателями отдельных научных работ, посвященных этой теме. Они придерживались мнения, что индивидуализм — это единственное общественное и личностное мировоззрение, которое ведет к прогрессу.

Говоря об этом, они приводили в пример доисторические общества, существовавшие при так называемом общинном строе. В этих социумах господствовала коллективистская форма сознания.

Коллективизм против индивидуализма

Разница между коллективизмом и индивидуализмом заключается в том, что каждая идеология считает важным: отдельного человека или группу. Если коммунизма, социализма, капитализма, либерализма, консерватизма, маоизма, нацизма и т. Д. Было недостаточно, чтобы спутать людей как разные политические идеологии, теперь нам придется столкнуться с коллективизмом и индивидуализмом. Это все равно, что спрашивать человека о его политической идеологии, а затем прокомментировать его выбор как хороший или плохой в зависимости от контекста. Человеку легче сказать, что он умеренный или либерал, чем выбирать одну из множества сложных политических идеологий. Но ситуация не так уж и проста. Однако мы здесь, чтобы проводить различие между индивидуализмом и коллективизмом, которые оказались концепциями, которые позволяют легко понять и различать разные политические идеологии. Слова коллективизм и индивидуализм сами по себе проясняют смысл.

Культурный аспект

Весьма важную роль сама по себе играет культура индивидуализма, которая, собственно, и поддерживает на плаву это мировоззрение. Благодаря тому что с веками наше общество становится похожим не на стадо, управляемое одним пастухом, оно совершенствуется.

Это проявляется как в быту (улучшение жилищных условий, изобретения в области техники), так и в традициях (к примеру, современный человек не будет поднят на смех потому, что не отпраздновал день весеннего равноденствия, или его входную дверь не обмажут дегтем, если он изменил своей жене). Развитие культуры индивидуализма дает возможность «пробиваться» многим художникам и писателям. Наше культурное общество начинает складываться из полноценных мыслящих индивидов, которые могут найти компромисс друг с другом, не оставляя своих личных принципов.

Основы коллективизма

Во-первых, добровольное, осознанное подчинение личных интересов общественным. В таком осознании заключена возможность выхода из самой сложной ситуации, в которую может попасть человек. Моральный выбор в сторону интересов коллектива, общества всегда будет одобряемым, нравственным, полезным для людей и, следовательно, для каждой личности. Такой выбор не обезличивает человека, а, напротив, обогащает его общественным содержанием.

Во-вторых, отношения товарищества, взаимной помощи, ответственности, требовательности, честности, доверия, уважения — прекрасных нравственных качеств, которые могут быть развиты только у коллективиста. Сила коллектива обтачивает острые углы угрюмого нелюдимого индивидуалиста.

Слово «коллектив», знакомое с детства, закрепляется в нашем сознании всю жизнь: коллектив детского сада, школьный коллектив. Сейчас всё больше говорят о семейном коллективе.

Принцип коллективизма становится мотивом поведения человека лишь в том случае, если он превращается в чувство локтя, товарищества

Подкрепляется нравственными потребностями — стремлением делать людям добро, оказывать заботу, внимание

Воспитание коллективизма в семье должно быть деликатным, ненавязчивым, проникнутым большой любовью к детям. В противном случае можно достичь обратного эффекта.

Статью прочитали 3 499 чел.

Методологический индивидуализм

Данным термином именуется теоретическая позиция. Предполагается, что для адекватной социологической оценки того или иного явления или объекта необходимо обращаться к индивиду, то есть к человеку. Тут имеется в виду именно человеческий фактор, непостоянность и нестандартность. Иными словами, если в былые века над заключенными вершили суд исходя из писаных законов, порой очень жестоких, без прав на амнистию, то сегодня любое преступление рассматривают сквозь различные призмы, находя при этом разумный и гуманный компромисс

Принцип методологического индивидуализма заключается в том, что обращение к некому «гуманному разуму» (не суть важно, живой это человек, у которого просят совета, или же некое божество) может осуществляться как простым гражданином мира, так и представителем государственной власти. Каждый из них должен искать наиболее разумное решение любого вопроса, взвешивая при этом все обстоятельства

2.2 Россия в оппозиции цивилизаций Востока и Запада

Противопоставление категории «консервации» категории «развития» традиционно выражает противопоставление Востока и Запада, хотя принципы охранительства и изменчивости, сочетающиеся в основах законов жизни, демонстрируют отсутствие «застывших» цивилизаций. Т.е. без развития ни одна цивилизация не могла бы состояться.

Однако, развитие на Востоке понимается не так, как на Западе. Развитие на Востока означает прежде всего собственное преобразование. Данная трактовка представлена в рамках философии преображения.

С точки зрения западной идеологии человек – это индивид, т.е. нечто внутренне неделимое. Греческое понятие «атом» является эквивалентом термина «индивид». Поэтому развитие на Западе это изменение под нужды человека внешнего мира, а не его преображение. Человек статичен – он индивидуум, а среда вокруг него меняется. Из этого вытекает как материалистический характер западной цивилизации, так и императив господства над природой, над другими народами, т.е. над внешним миром.

Здесь можно увидеть коренное отличие оснований русского мессианства с доминантной идеей спасения мира и западного планетарного проекта мирового господства. В первом случае мир надо спасать, а в другом – его следует подчинить.

В России идея преображения человека приняла характер общественного проекта. На традиционном Востоке духовное совершенствование вело, прежде всего, на путь отшельника, уход от мира. Если на Западе мир преобразуется под непреобразуемого человека, то на Востоке преобразуется человек, а мир остаётся в прежнем состоянии. Две крайности.

Иное дело в России. Еще в XIV веке был создан новый, обращённый в мир, тип монашеского общежительства. «Вся Россия наш монастырь»- говорил Н.В.Гоголь. Российский путь состоял в социализации идеи духовного преображения. В размножении индивидуального преображения в общественное. Преображалось всё человечество, а не отдельный бежавший из мира отшельник.

Главное российское привнесение состояло в идее коллективного спасения. В этом заключено принципиальное отличие России не только от Запада, но и от Востока.

Ценностные спектры индивидуализма и коллективизма приведены схематически на рисунке 1.

Рис. 1. Ценностные спектры индивидуализма и коллективизма.

Модель достижения цели через включение внутренних духовных ресурсов (цивилизационный ресурс) и объединения людей на основе идеи преображения человека проявляла себя в ситуациях прямого противоборства с западной моделью как более успешная.

Со временем «русскую модель» взяли на вооружение и используют по сей день некоторые из стран Востока.

Список используемой литературы

  1. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. — М.: Высшая школа, 2011.
  2. Государство и ценности: российская модель. — http://rusrand.ru/docconf/gosudarstvo-i-tsennosti-rossijskaja-model.
  3. Ивин А. Философия истории. — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Ivin.
  4. Кожевникова Т.М. К вопросу о природе русского коллективизма // Социально-экономические явления и процессы, №2, 2012. – С. 75-77.
  5. Лебон Г. Психология социализма. — СПб., 1995. — С. 50.
  6. Осборн Р., Ван Лоон Б. Восточная философия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  7. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. — М.: Высшая школа, 2012. — Т. 2. — С. 552.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сложными условия, в которых существовала Россия, определили важное место в отечественной культуре коллективистских ценностей. Огромная российская территория, в большей своей части тяжело поддающаяся освоению цивилизации в сочетании с суровым климатом и необходимостью защиты от внешних врагов стимулировали население нашей страны сообща жить и работать, подчиняя интересы отдельного человека интересам общины, народа, государства

Огромная российская территория, в большей своей части тяжело поддающаяся освоению цивилизации в сочетании с суровым климатом и необходимостью защиты от внешних врагов стимулировали население нашей страны сообща жить и работать, подчиняя интересы отдельного человека интересам общины, народа, государства.

Духовной опорой присущего русскому народу коллективизма является  православная религия, основной идеей которой является идея соборности.

Таким образом, российский коллективизм был объективно обусловлен специфическими условиями существования страны и являлся одним из основных факторов самосохранения общества и личности.

С другой стороны, именно присущее России общинно-коллективистское сознание формировало представление о личности как «колёсике» и «винтике» социальной системы, у которого нет безусловной значимости, способствовало формированию взгляда на человека как на средство для достижения «высоких» целей (общественных, государственных, идеологических).

Не случайно во все периоды российской истории реформаторы рассматривали народ как некую безликую аморфную массу, которая не обладает ни самостоятельной ценностью, ни собственной волей.

Представляет интерес то, что по мнению исследователей, подобное отношение к человеку порождало такие черты национального характера, как активное неприятие независимости и свободы человека, безынициативность, неприязненное отношение к быстрому карьерному продвижению и служебному росту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: