Теория учебной деятельности д.б.эльконина и в.в. давыдова

1.1 Дидактические системы. Общие сведения

В основе процесса обучения
лежат психолого-педагогические концепции,
которые называются также дидактическими
системами. Дидактическая система – это
целостное образование, выделенное по
определенным критериям. Дидактической
системе присуща целостная структура,
образованная посредством единства целей,
содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить три дидактических
системы, кардинально отличных друг от
друга1:

1) Традиционная (Я.А. Коменский,
И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) Педоцентрическая (Д. Дьюи,
Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) Современная (П. Гальперин,
Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Это разделение систем производится
в зависимости от их воззрений на процесс
обучения.

В традиционной системе 
основную роль играет деятельность учителя.
Главный вклад Гербарта в дидактику состоит
в выделении этапов обучения. По данной
схеме процесс обучения протекает от представлений
к понятиям, а от понятий – к умениям теоретического
характера. Практика в этой схеме отсутствует.
В начале XX века традиционная система
подверглась критике за оторванность
от интересов ребенка, т.к. данная система,
хотя и передает ребенку готовые знания,
но подавляет его самостоятельность, не
способствуя развитию мышления, активности
и творчества.

В основе педоцентрической
концепции лежит деятельность ребенка.
Дьюи предлагал строить процесс обучения,
исходя из потребностей, интересов и способностей
ребенка, стремясь развивать его умственные
способности и разнообразные умения. По
этой схеме предлагалось обучать детей
в «школе труда, жизни»2,
когда учеба носит естественный характер,
а получение знаний происходит в ходе
деятельности. Абсолютизация такой дидактики
приводит к переоценке деятельности детей
и к утрате систематичности обучения.

Современная дидактическая
концепция содержит такие направления,
как программированное, проблемное и развивающее
обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов),
гуманистическая психология (К. Роджерс),
когнитивная психология (Брунер) и педагогическая
технология.

Цель обучения в современных
подходах – не только формирование знаний,
но и общее развитие учащихся: формирование
интеллектуальных, трудовых, и художественных
умений, а также удовлетворение их познавательных
и духовных потребностей. Одним из направлений
современной дидактической системы является
педагогическое сотрудничество. Оно представляет
собой гуманистическую идею совместной
деятельности ребенка и педагога на основе
взаимопонимания, коллективного анализа
хода и результатов деятельности.

А автор кто?

Судя по названию, ее авторами являются некто Эльконин и некто Давыдов. А кто же они такие?

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в  детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Современные образовательные технологии

Реализация развивающей функции профессионального образования во многом определяется используемыми психолого-педагогическими технологиями. Каждая образовательная технология является воплощением определенной стратегии. Пока мы говорим о развивающем образовании, необходимы соответствующие технологии. Но сначала следует уточнить, что такое технология и какие виды технологий используются в образовании.

Технология (от гр. tzchne — искусство, мастерство, logos — учение, понятие) — совокупность знаний о способах и средствах осуществления каких-либо процессов, а также самих процессов, в которых происходит качественное изменение объекта.

Масштаб создания новых психолого-педагогических технологий может быть разным: от проектирования урока, системы модулей, до действий по пересмотру методической системы обучения, содержания обучения, процесса обучения, проектирования образовательных стандартов.

Анализируя различия между технологией и методикой, В.М. Монахов уточняет свое понимание педагогической технологии. Если методика в большинстве случаев представляет собой набор рекомендаций по организации и проведению образовательного процесса, то педагогическая технология характеризуется двумя основными признаками: 1) она гарантирует конечный результат и 2) является проектом будущего образовательного процесса.

Таким образом, педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и направленных на достижение запланированного результата. Поскольку мы говорим о субъектах деятельности, сюда входят обучаемые и обучающие. Видами деятельности могут быть обучение и воспитание, а также деятельность, направленная на изменение личности, развитие ее структурных компонентов: Ориентация, образование, опыт, когнитивные способности, социально и профессионально важные характеристики, психофизиологические характеристики.

Технологии развития образования направлены на достижение следующих целей:

  • Реализация профессионального и личностного потенциала;
  • профессиональное развитие личности;
  • Формирование метапрофессиональных образований: обобщенные знания, навыки, умения, действия, компетенции;
  • Приобретение опыта выполнения профессиональной деятельности;
  • Обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-педагогического процесса.

Обобщение вышесказанного позволяет дать следующее определение педагогики развития: это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интегративное единство форм и методов обучения при взаимодействии студентов и преподавателей в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

Это определение подчеркивает важные моменты развивающихся технологий профессионального образования:

  • Постановка целей для личного развития;
  • интегративное единство форм, методов и средств воспитания;
  • взаимодействие обучающихся и преподавателей;
  • индивидуальный стиль педагогической деятельности.
    Эти технологии в профессиональном образовательном процессе используются в следующих условиях:
  • Мотивационное обеспечение субъектов педагогической деятельности и обучения, основанное на их личностных функциях;
  • Наличие четкой и диагностически определенной образовательной цели, то есть измеримого представления об ожидаемом результате;
  • Представление учебного материала в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, заданий, проектов, упражнений и т.д;
  • указание на возможности взаимодействия субъектов профессионально-образовательного процесса;
  • Определение границ деятельности учителя, основанной на правилах (алгоритмической) и творческой, допустимое отклонение от правил;
  • Обеспечение открытости образования профессиональному будущему, ориентация на его предвидение.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитание толерантности обучающихся: состояние и перспективы развития
  2. Виды задач в педагогике
  3. Образовательное пространство, его виды и субъекты
  4. Система педагогических наук
  5. Дефектология
  6. Развитие лингвистического мышления на уроках русского языка в 5-6 классах
  7. Тесты по педагогике
  8. Отчет по практике в школе
  9. Методика формирования социальной активности учащегося
  10. Виды учебных планов

Авторы методики

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала система развивающего обучения. 

Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича. 


Д.Б. Эльконин (слева) и В.В. Давыдов (справа)‍

Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности. 

Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС, а после исключения из этого списка программы Занкова стала единственной развивающей программой для начальных классов, одобренной Министерством образования и науки. 

<<Перелинковка>>

Особенности теории формирования понятий в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

По мнению педагогов, разработавших технологию развивающего обучения, многие общетеоретические понятия доступны детям с дошкольного возраста, и они усваивают их раньше, чем начинают действовать с их эмпирическими проявлениями. Следовательно, необходимо повысить роль теоретического материала, который будет стимулировать рост интеллектуальных способностей младших школьников.

При построении предмета содержание и методы обучения предлагаются для организации знаний ребенка о генетически исходных, теоретически существенных свойствах и отношениях объектов, условиях их формирования и преобразования.

Основой системы теоретического знания являются содержательные обобщения. К ним относятся:

  • Наиболее общие понятия науки (Вселенная, энергия и т.д.);
  • Концепции, которые подчеркивают внутренние, генетические связи (например, исторические), а не внешние, специфические признаки;
  • теоретические образы, полученные в результате мыслительных операций с абстрактными объектами.

Например, эмпирическое понятие фрукта в начальной школе определяется как часть растения, содержащая семена и образующаяся вместо цветка. Это понятие приобретает смысл, когда мы абстрагируем его на универсальный процесс созревания и развития. В данном случае понятие плода определяется как результат процесса развития живого организма.

В. В. Давыдов считает, что в отличие от «инференциально-эмпирического мышления», которое направлено на разложение образов и сравнение свойств объектов с целью выделения формальной общности и придания ей формы понятия, «инференциально-теоретическое или диалектическое мышление» связано с изучением природы самих понятий. Главная особенность теоретического мышления — это особый вид человеческого подхода к пониманию вещей через анализ условий их формирования и развития.

Основой диалектического мышления являются мысленно идеализированные понятия, которые выступают как первичные по отношению к эмпирическим предметам и явлениям.

Для развития теоретического мышления в технологии Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова разработаны специальные виды умственных действий, к которым относятся:

  • контент-анализ, который представляет собой способ выявления генетически исходной основы целостного объекта;
  • осмысленная абстракция, которая выделяет исходное базовое отношение в данном материале и выражает его в знаково-символической форме;
  • содержательное обобщение, которое происходит через анализ целого с целью выявления его генетического происхождения, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого;
  • Восхождение от абстрактного к конкретному, при котором содержательное обобщение используется как суперобобщение для последующего выделения других, более частных абстракций; этот метод является общим принципом ориентации студента во всем многообразии фактической предметной области;
  • осмысленная рефлексия — поиск существенных оснований для собственного мышления.

Методы и приемы обучения

Они довольно интересны:

Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично

Так же такие ловушки привлекают внимание учеников. Еще одна задача учителя — сделать так, чтобы ребенок на уроке чувствовал себя свободно и раскованно

Ведь только в таких «свободных» условиях может по полной проявиться полет мысли, творчества и фантазии. На уроках часто применяются разного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для развития творческих и других способностей.
Каждый урок имеет свою сюжетную линию. Это как небольшой спектакль, очень яркий и интересный. Для развития мышления применяется предметно-практическая деятельность. Это различные исследования, проведение опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально. Ну а основной задачей начального уровня образования по системе Эльконина Давыдова является пробуждение в ученике потребности учиться. Есть потребность кушать или пить? Есть! Вот также сильно ребенок должен стремиться к получению знаний и самосовершенствованию. В начальной школе такая потребность формируется, как и способность к самоизменению. А уже в более старших классах эта способность совершенствуется и реализуется.

Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Несколько слов об авторе методики

Выдающийся советский психолог, Дмитрий Борисович Эльконин (1904-1984 г.г.), посвятил свою жизнь изучению факторов, влияющих на развитие детей в процессе игры. Его научная деятельность тесно переплеталась с практической педагогикой. Ученого интересовали условные рефлексы и нервная система человека: эти темы легли в основу его первых научных монографий, которые писались под руководством одного из основателей советской психологии – М. Я. Басова.

Много научных работ Д. Б. Эльконина было посвящено проблемам возрастной психологии и психодиагностики, которыми он занимался с Л. С. Выготским и его известными учениками – А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурией (один из основателей советской нейрохирургии).

Д. Б. Эльконин, опираясь на идеи Л. С. Выготского, разработал систему развивающего обучения, которая была признана не только в советской педагогике, но и во всем мире. Суть его работы об историческом развитии детства доказывает, что каждый ребенок развивается внутри общества, под влиянием исторических процессов, культуры и искусства, этнических особенностей и т.д. Эта теория ценна тем, что она стала толчком для развития новых форм и содержания, а также индивидуального подхода в обучении.

Прогрессивные взгляды Д. Б. Эльконина в период второй волны политических репрессий (1949 – первая половина 1953 г.г.) были подвергнуты резкой критике, и более сурового наказания ученому удалось избежать лишь из-за смерти И. В. Сталина.

Ученому вернули докторскую степень и звание члена-корреспондента АПН СССР, и он до конца жизни (1984 г.) работал в РГПУ им. А. И. Герцена и преподавал психологию в МГУ.

Не менее бунтарским духом и прогрессивными взглядами на педагогику обладал последователь и ученик Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдов (1930 – 1998 г.г.), советский педагог и психолог, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии им. К. Д. Ушинского. Ему удалось воплотить идеи своего учителя, сломать старую систему обучения, основанную на эмпирическом мышлении, которая стала малоэффективной в условиях стремительно надвигающейся эпохи цифровизации.

В.В. Давыдов так же, как его учитель, подвергался политическому давлению за резкую критику устаревших догм советской педагогики, был отстранен от работы, исключен из партии и лишен возможности работать в экспериментальной школе, где на практике проверялась теория Д. Б. Эльконина и создавались новые развивающие программы обучения. Однако вскоре, через 3 года (1986 г.), его разработки признали лучшим достижением советской педагогики и В. В. Давыдов был восстановлен в должности и в партии, благодаря чему смог продолжить работу. С 1991 г. и до самой смерти академик работал Научном Совете по философии образования при РАО.

Оценивание без оценок

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог  также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Суть развивающей системы обучения

Как уже понятно из названия, у истоков образовательной программы стоят психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Целью их работы было выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста с точки зрения психологии. Проведённые исследования (основанные на разработках Л.Н. Выготского) показали, что в этот период ребёнок развивается в большей степени под влиянием процесса обучения. Этот факт и был положен в основу педагогической системы Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.

Особенностями педагогической технологии является следующее:

  • Поднятие уровня содержания предметов на более высокий (качественный) уровень.
  • Развитие теоретического мышления школьников, умения выделять главное и второстепенное.
  • Дети, занимающиеся по этой системе, умеют решать широкий круг частных задач за короткий промежуток времени.
  • Преобладание коллективно-распределительных отношений между учителем и учениками, между одноклассниками.
  • Совместная творческая деятельность строится на основе самостоятельного усвоения знаний.
  • Возможность наиболее полного раскрытия потенциала учеников, развитие личностных и интеллектуальных способностей.
  • Получение знаний в начальной школе без отметок. По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, это помогает созданию оценочной системы нового уровня, в которой формируется более широкое представление об эффективности образовательного процесса.

Педагогическая технология неизбирательная, она может быть применима к детям с разным уровнем интеллекта, личностных характеристик и имеющихся знаний.

Урок в технологиях развивающего обучения

Структура урока в системе Л.В. Занкова может быть очень разной. Цели урока подчинены не только формированию и проверке знаний и умений, но и развитию личностных качеств ребенка. Уроки строятся в форме сотрудничества между учителем и учениками. Учитель должен организовать в классе полилог, основанный на самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Основная методологическая цель — создание в классе условий для проявления познавательной активности учащихся. Эта цель достигается путем создания проблемных ситуаций; составления и обсуждения плана урока вместе с детьми; создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; опоры на субъективный опыт учащихся; поощрения детей выполнять задание разными способами и высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться; использования на уроке разноуровневого дидактического материала, что дает ученикам свободу выбора для оценки не только конечного результата, но и всего процесса деятельности (правильно/неправильно).

Можно выделить следующие особенности урока по системе Занкова (по Г. К. Селевко):

  1. гибкая структура, определение целей, методов и средств обучения в зависимости от цели урока и его тематического содержания;
  2. процесс обучения «учеников
  3. Преобразующий характер деятельности детей: они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, выясняют законы
  4. Самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным опытом;
  5. Включение ориентированного на запрос ответа, творческой инициативы учащихся путем использования эффекта неожиданности заданий;
  6. Поддержка и поощрение учителей;
  7. Организация преподавателем коллективного поиска, создание ситуаций общения с помощью вопросов и заданий, пробуждение у студентов самостоятельного мышления, инициативы в выборе способа работы;
  8. Создание среды для естественного самовыражения детей.
  9. Эффективность преподавания в этой системе, несомненно, зависит от подготовки учителя.

В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова основным методом обучения является постановка и решение учебных задач. Невозможно решить учебную задачу в рамках одного урока. Поэтому уроки планируются на период времени, включающий постановку и решение одной учебной задачи. Уроки делятся на вводные (или постановочные) и все остальные уроки.

Постановочные уроки — самые сложные и ответственные, потому что они требуют от учителя помочь детям перейти от известного к неизвестному. Для этого он ставит учебную задачу, то есть показывает границы в применении усвоенного способа действия. Это делается в несколько этапов.

На первом этапе студенты работают над заданиями, которые не вызывают затруднений и вселяют в них уверенность в собственных силах.

На следующем этапе дети оценивают свое владение старым способом. Рекомендуется проводить самооценку в письменном виде, чтобы учитель работал с оценкой каждого ребенка, а дети впоследствии могли критически осмыслить свою самооценку.

Ключевой шаг в уроке — постановка проблемы, которую невозможно решить старым способом. Эти задания предлагают авторы курса «Окружающий мир» в методических материалах (программу и методические указания см. у Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букваревой).

Остальная часть урока планируется учителем исходя из возможностей класса

Особенно важно при формулировке вопросов учитывать как «мертвые», так и оригинальные предложения детей. На развивающем уроке учитель всегда должен быть готов отклониться от намеченного пути и принять направление, предложенное учениками

На итоговых уроках с детьми проводится работа по завершению освоения новых способов деятельности. Учитель должен позволить детям работать с установленной схемой действий и применять ее к различным темам. На последнем уроке темы организуется постепенный переход от коллективных форм работы к индивидуальной работе каждого ученика.

Недостатки методики Эльконина-Давыдова

У родителей сохранился в памяти основной ориентир, служивший нескольким поколениям советских школьников – оценка. И они понимают, как надо реагировать, видя определенную цифру в дневнике ребенка. Новая методика смущает отсутствием баллов в дневнике: родители обеспокоены тем, что не могут проследить, чем занимается ребенок на уроке, насколько хорошо усваивает материал. А баллы в это время накапливаются на основании выполненных работ, учитель их суммирует, но объявляет уровень успехов только по итогу изученной темы.

Взрослым сложно отказаться от стереотипной модели поведения. Ясно, что ими движет ответственность за ребенка и самые благие побуждения. Но родителям нужно понять, что «воспитательные мероприятия» за оценки не входят в методическую систему, направленную, в том числе, на развитие самостоятельности и ответственного отношения к учебе.

Сложности при работе по методике Эльконина-Давыдова есть и у учителей «старой закалки», по тем же причинам, что у родителей. К тому же, значительно возрастает степень ответственности учителя за оценивание знаний: ему необходимо с особой тщательностью следить за активностью каждого ребенка на уроке, чтобы фиксировать каждый ответ. Это сделать не сложно, при условии, что наполняемость классов будет незначительной. Но этот вопрос решить сложнее, и он не зависит от учителей: проблема нехватки кадров и школ пока сохраняется.

Технологии развивающего обучения

Технология проблемно-ориентированного обучения основана на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимают такую организацию обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, что приводит к творческому приобретению специальных знаний, умений, навыков и развитию мыслительных способностей.

Целью проблемной методики является приобретение знаний и умений, овладение способами самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемно-ориентированной, поэтому оно требует адекватного оформления дидактического содержания материала, который должен быть представлен в виде цепочки проблемных ситуаций. Проблемные ситуации могут различаться по содержанию неизвестного, уровню проблемы, характеру расхождения информации и другим методологическим особенностям.

Проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, которая заключается в поиске и решении сложных проблем, требующих обновления знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами, явлениями, законами. В современной теории проблемного обучения выделяют два типа проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первый касается деятельности учащихся, второй представляет собой организацию учебного процесса

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие характерные особенности объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации — дело сугубо индивидуальное

Ни слишком трудная, ни слишком легкая когнитивная задача не является проблемной ситуацией для детей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, углублении, контроле.

Технология контекстного обучения. Концепция сигнальной контекстной инструкции была разработана А.А. Вербицким в рамках деятельностной теории совладания с социальным опытом. Активная деятельность служит для совладания с социальным опытом, развития психических функций и способностей человека, системы его отношений к объективному миру, к другим людям и к самому себе. С этой точки зрения продуктивнее рассматривать не два ведущих вида деятельности — учебу и труд, а два разных этапа развития одной и той же деятельности, поскольку цель высшего образования или иной профессиональной подготовки — формирование целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента. На первом этапе происходит формирование деятельности, в ходе которого субъект обучения целенаправленно реализует определенные виды деятельности по приобретению «арсенала» знаний практических действий, умений и социальных ценностей, необходимых для работы.

На втором этапе этот арсенал должен стать средством осуществления регуляции реальной профессиональной деятельности, которая имеет ту же общую структуру, что и профессиональная, но с качественно иным содержанием звеньев этой структуры — потребностей мотивов, целей, действий, средств, объекта и результата. Овладение средством производства не сводится к самому производству и не приравнивается к нему.

Необходимо создать необходимые условия, при которых освоенное средство получает возможность практического применения в логике субъекта той или иной профессиональной деятельности.

Высшее образование не может ограничиваться чисто академическими задачами, решение которых выходит за рамки учебной деятельности и научной работы студента. Они часто отдаляют студентов от реальности профессиональной деятельности, вместо того чтобы приблизить их к ней.

Контекстное обучение предполагает использование активных методов и форм обучения, основанных на моделировании профессионального и социального содержания будущей профессиональной деятельности на жестовом языке. В то же время происходит постепенный переход от наиболее абстрактных моделей, используемых в основном в рамках одной дисциплины и дающих базовые знания, к более конкретным, междисциплинарным моделям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства и взаимоотношений между вовлеченными в него людьми.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: