Виды социализации. понятие, факторы и этапы социализации личности

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения. Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Влияющие факторы ↑

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Этапы социализации

Существует множество классификаций этапов социализации: по возрастам, по видам деятельности, по сферам общественной жизни. Остановимся на наиболее популярной, основывающейся на психологическом подходе.

  • Стадия адаптации происходит с момента рождения до подросткового возраста. Определение модели поведения в этот период зависит от первичных агентов. Основным механизмом усвоения социального опыта является подражание. Учёные считают, что личность формируется на 70 % в детском возрасте: ребёнок узнаёт, что такое хорошо и плохо, знакомится с нормами поведения, учится выполнять социальные роли.
  • На этапе идентификации у человека возникает желание выделиться среди других.

Рис. 3. Стремление выделиться из толпы.

  • Этап интеграции состоит во внедрении в общество, нахождении своего места в нём.
  • Во время трудовой стадии человек применяет полученные знания на практике, преобразовывает окружающую среду под собственные потребности и интересы.
  • Послетрудовой этап характерен для пожилого возраста. В этот период для человека имеет значение передача опыта следующим поколениям.

Что мы узнали?

Социализация — это процесс усвоения человеком норм поведения в обществе. Агентами первичной социализации являются близкие люди (семья, друзья), вторичной социализации — люди, группы, учреждения, влияющие на поведение (школа, спортивная команда). Процесс продолжается на протяжении всей жизни, проходит несколько этапов.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Агенты социализации, социальные статусы и роли

  1. В детстве — это семья, образовательные учреждения, церковь, неформальные объединения.
  2. Во взрослой жизни к этому еще добавляются: трудовой коллектив, СМИ, государство, политические партии и другие институты (науки, бизнеса и т.д)

Итак, на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему приходится на себя примерять. Что это такое? Давайте посмотрим.

Мы всегда занимаем какое-то положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.

  1. Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это предписанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т.п.
  2. Другие статусы называются достигаемые — например, муж или жена, дворник или президент и т.д.

Например, у вас родился ребенок и вы получили новый статус — мать или отец. В связи с этим у вас появляется необходимость играть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он есть, а роль можно исполнять или не исполнять.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение индивида в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой личности и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения

Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Связь воспитания и социализации

Как социализация, так и воспитание направлены на усвоение нравственных норм. Но есть отличия. Первое направлено на развитие духовных качеств, духовного здоровья общества, второе – развитие качеств личности. Одно без другого существовать не может. Если общество не стремится к духовному оздоровлению, социализация становится стандартной адаптацией. Общество, стремящееся к устойчивому формированию, развитию личности, обеспечивает гармонию свобод, прав, обязанностей всех граждан. Если общественный строй поддерживается принудительными методами, здоровым общество назвать нельзя.

Социализация проходит под влиянием воспитания и других факторов. Сформировать личность с нуля только воспитательным влиянием школы невозможно, до поступления в образовательное заведение на ребенка уже воздействует семья, микроокружение.

В отличие от социализации, проходящей всегда стихийно, воспитание – направленный процесс, оно рассматривается как механизм, средство управления нормальным входом в общественную жизнь. Основная функция его – регулирование влияния социального окружения, создание условий для успешного развития.

Социализация – процесс непрерывный, человек взаимодействует с ее факторами в течение жизни. Воспитание дискретно. Оно планомерно, но осуществляется специальными организациями, ограниченными во времени и пространстве.

Виды и агенты социализации.

Социализация

— начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация

. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация.

Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

3 Досрочная социализация

представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация

— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация

— это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация

— это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

… памяти изучаются в когнитивной психологии, потому что процессы хранения и извлечения информации составляют основу психических процессов. Есть несколько теорий, претендующих на описание работы … качестве объекта (Что?) и его локализации (Где?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. …

7. Гендерная социализация

— это усвоение, интернализация социальных ролей, дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от половой принадлежности.

Агенты социализации

— это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации, массовые печатные издания, средства электронной коммуникации.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1 Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.
2 Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.
3 Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.
4 Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.
5 Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание
6 Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.
7 Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.
6 Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного широка и интересна, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Социальная установка
  • Формирование самооценки у детей
  • Роль искусства в развитии детей
  • «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  • Теория психосоциального развития
  • Социальные группы: признаки, виды, функции
  • Формирование самосознания
  • Эрик Берн «Люди, которые играют в игры» — краткое содержание
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Эго, Суперэго и Ид в психоанализе

Ключевые слова:1Самопознание

Виды социализации

Социализация в зависимости от условий ее осуществления бывает трех видов: первичная, вторичная и перманентная (возникающая время от времени).

Первичная

Этап первичной социализации начинается в момент появления человека на свет и длится, пока не сформируется зрелая личность. Этот вид социализации считается основополагающим, так как закладывает концепцию развития личности и будущего процесса социальной адаптации. Огромное влияние на ребенка на этой стадии имеет семья, закладывающая направление его дальнейшего развития. Именно в этой ячейке общества он получает основные понятия об его ценностях и нормах, формирует свое представление об обществе.

Восприятие ребенка на этом этапе не является критичным — он принимает за норму то, что наблюдает и слышит вокруг. Поэтому поведение взрослых в семье становится для него эталоном, примером для подражания.

Спустя некоторое время ребенок попадает в новую социальную группу: детский сад, школу, дружеский коллектив, где ему необходимо пройти процесс адаптации на новом уровне и усвоить правила действия в непривычной обстановке. Здесь происходит опыт приобщения индивида к большой группе людей и определение его места в ней.

В детском возрасте влияние среды на индивида является наиболее заметным. Человек еще долго следует тем мировоззренческим установкам, которые он получил в детстве.

Вторичная социализация (ресоциализация)

Будучи зрелой, сформированной личностью, человек стремится к дальнейшему развитию и познанию окружающего мира. Происходит качественный скачок с одного уровня развития на другой, резкий разрыв с прошлым. Человек начинает подвергаться воздействию радикально новых ценностей. Индивид вынужден избавиться от устоявшихся моделей поведения, взглядов, установок и начать формировать под воздействием среды новое мировоззрение. Изменения на этапе ресоциализации не столь внушительны, как на предыдущем этапе, они происходят постепенно, но на протяжении всей жизни человека.

Иногда признаки вторичной социализации можно наблюдать и на этапе первичной, когда ребенок попадает в новую, непривычную для него среду, особенно при переходе из одной школы в другую, при переезде на новое место жительства. Правила и нормы поведения в новом коллективе сверстников могут отличаться по своей сущности от предыдущих.

То же происходит и со взрослым индивидом при переходе на другую работу или переезде в другой регион. Меняется окружение человека, а вместе с ним порядки и правила, принятые в новой социальной группе. Если эти изменения происходят в рамках одной и той же социальной системы общества, то содержание основных норм поведения остается прежним. При переезде же в другую страну он попадает под влияние новых типов традиций, обычаев (в том числе религиозных), нравственных норм. В этом случае адаптироваться к чуждым порядкам другого социума, особенно людям в возрасте, бывает очень сложно, а иногда и невозможно. В некоторых случаях может потребоваться психологическая поддержка специалиста. 

Отдельного рассмотрения заслуживает призыв в армию или отбывание срока заключения. Даже находясь в родном государстве, человек попадает в социальную среду, где весь жизненный уклад коренным образом отличается от привычного. Позже, возвращаясь к привычному распорядку в родной социум, человек вынужден заново проходить адаптацию. 

Перманентная

Перманентной социализацией называют процесс адаптации индивида к постоянно меняющемуся в ходе непрерывного развития обществу. По мере постепенного возникновения новых идеалов, ценностей и норм поведения взамен старых, человек привыкает к ним и порой даже не замечает происходящих процессов. 

Но если изменения имеют революционный характер, адаптация к ним проходит сложнее. Часть людей не способна быстро интегрироваться в обновленное общество, происходит сбой в естественном процессе социализации. Такое случается в эпоху перестройки общественного строя. 

У индивида может возникнуть чувство растерянности и дискомфорта, он ощущает себя отвергнутым системой. В этом случае человек может предпринять попытки поменять социум на более понятный и привычный — эмигрировать в страну с близкой ему социальной системой.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;

  2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

  3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:

    • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
    • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
    • Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  4. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.

  5. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Влияние факторов социализации на формирование характера и моральных качеств

На формирование характера влияет, как уже было не раз сказано до этого, только первичная социализация, воздействие вторичной сильно переоценено. С моральными качествами все гораздо сложнее. Конечно, у человека может поменяться мнение о различных вещах или отношение к тем или иным вещам на протяжении жизни, однако не настолько глобально.

Если ребенок вырос, например, в семье расистов и, соответственно придерживался такой же точки зрения всю свою жизнь, потому что по-другому не умел, то в какой-то момент в его жизни могут произойти события, заставившие его понять ее, смягчить либо полностью отказаться.


Это работает с вопросами убеждений и взглядов. Но если человек изначально был жадным, то это никуда не уйдет. Он может притворяться, чтобы расположить к себе людей, может через силу раздавать пожертвования и казаться щедрым, может даже сам себе внушить, что он такой на самом деле, но он не сможет изменить себя. Только скорректировать свое поведение так, чтобы оно его устраивало. Для этого нужно проделать гигантскую работу над собой и продолжать делать ее каждый день.

Поэтому на формирование характера влияет исключительно первичная социализация. На формирование моральных качеств и вторичная тоже, но что из них в большей степени сказать сложно.

Саморазвитие — это сложный, многогранный процесс. Вместе с этим он неразрывно связан с каждым человеком и является его постоянным спутником на протяжении всей жизни. Человек так или иначе развивается постоянно, его жизнь не стоит на месте: он получает новую информацию, знакомится с людьми, входит в новые социальные группы, поэтому изменения неизбежны.

В природе человека изначально заложена тенденция и к саморазвитию, и к самореализации, это то, к чему он стремится, и без чего невозможно представить его жизнь. Просто у кого-то это выражено в более яркой степени, а у кого-то в менее, поскольку каждый человек индивидуален, как и его потребности.

Самореализация — один из самых важных процессов в развитии человека, они неразрывно связаны, поскольку люди — существа социальные и им нужно общение. Эти процессы также происходят всю жизнь человека, это нескончаемый процесс, который тем или иным образом помогает человеку добиться того, чего он хочет и к чему стремится. К нему нужно подходить с умом. Ребенка стоит направлять в правильное русло и контролировать процессы его развития, и тогда он вырастет хорошим, гармоничным человеком без проблем в любых сферах жизнедеятельности.

Из следующего видео узнаете 20 правил личностного роста:

Принципы гармоничного развития

Формирование гармоничной личности направлено на достижение целей:

  • формирование сознания гражданина, патриота;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • развитие креативности, способности к творчеству;
  • формирование адекватной Я-концепции, способности самореализации.

Принципы, которые нужно соблюдать:

  • уважительные, доверительные отношения между педагогами, воспитанниками;
  • природосообразность (учет возрастных, гендерных, других природных особенностей);
  • культуросообразность (опора на культурные традиции народа);
  • гуманизация, эстетизация среды воспитательного учреждения.

5.4. Социализация личности.

Социализация личности – это процесс включения личности в общество, усвоения ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, позволяющих ей принимать полноценное участие в жизни общества.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения. При этом результаты социализации во многом зависят от социальной активности самой личности, которая не должна оставаться лишь пассивным объектом разнообразных общественных воздействий.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою специфику. Этот вопрос по разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае социализация наиболее интенсивно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи – первичных агентов социализации, оказывающих непосредственное воздействие на процесс становления личности ребенка. По мере роста ребенка расширяется круг агентов социализации, усложняется ее характер. В этот процесс включаются дошкольные воспитательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные учебно-воспитательные заведения, детские теле– и радиопередачи и т. п. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Очень важен юношеский этап социализации (13–19 лет), когда подростки приобретают значительно более широкие знания, завершают формирование основ своей личности, определяют свое место в окружающей жизни. Сложность социализации «переходного» периода во многом обусловлена противоречием между высоким уровнем притязаний молодых людей и их низким возрастным социальным статусом. Кроме того, на этой стадии возможно возникновение параллельных систем ценностей и взглядов на мир, носителями которых выступают разные агенты социализации – родители, школа, сверстники.

На этапе зрелости главным в социализации личности становится приобретение и освоение социальных статусов и ролей, активное включение в производственную, общественную, политическую и другие сферы жизни общества. В этот период личность не только конкретно усваивает социальный опыт, но и обновляет его через свою деятельность. Зрелая личность порой сталкивается с необходимостью многое менять в своей жизни. Тогда возникает ресоциализация, под которой понимается процесс усвоения новых знаний, ценностей, норм, установок, статусов, ролей вместо прежних.

Ресоциализация особенно проявляется в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд на постоянное жительство в другую страну). Однако чаще всего она связана с изменением статуса личности, ее профессии или служебной должности. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, охватывать большие группы людей, меняющих свои ценностные ориентации и осваивающих новые виды деятельности.

В период старости, с выходом на пенсию завершается активный цикл социализации. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса личности, сокращение диапазона выполняемых ею социальных ролей. Вместе с тем послетрудовая социализация позволяет людям пожилого возраста вносить существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы передачи его новым поколениям.

Следует отметить, что характер социализации определяется прежде всего типом общества, в рамках которого она осуществляется. В демократическом обществе социализация ориентирована на гуманистические ценности и идеалы, в тоталитарном – имеет принципиально иной характер

Это важно учитывать в условиях современного российского общества, переживающего переход от тоталитарного к демократическому правовому государству

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: