Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье
Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человека.
От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:
- авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи;
- авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника;
- авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.
Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.
Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний
Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях. Семейное сотрудничество предполагает внимательное и поддерживающее отношение во всех делах и вопросах
- Что подарить ребенку на 6 лет
- Подарок ребенку в 7 лет
Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку. Понимание, что его поддерживают и доверяют, придаст дошкольнику уверенность в своих силах.
Опекающий стиль воспитания
Сама по себе опека необходима для малыша, но когда взрослые чрезмерно окружают заботой детей, то это начинает ограничивать их самостоятельность. Гиперопека формирует в ребёнке, с одной стороны, увеличение самолюбия и нарциссизма, с другой – замедленность в социализации и беспомощность по отношению к жизненным трудностям. Стремление уберечь своих детей от всех трудностей, желание сделать за него все, оборачивается в будущем нежеланием и неумением что-либо делать самостоятельно. Как правило, такие люди в будущем попадают под абсолютное влияние более сильных личностей.
Не стоит огорчаться, если кажется, что время уже упущено и ничего нельзя изменить. Это не так. В любой семье эти стили перемешиваются, образуя нечто среднее, как правило, состоящее из двух частей. Какими бы стилями в воспитании вы не руководствовались, самым главным всегда остается любовь. И при должном подходе в каждой семье сможет построиться атмосфера поддержки, взаимопонимания и доверия. Именно такие условия необходимы для формирования цельной личности и спокойствия родителей.
Родительское воспитание – очень важный процесс в жизни малыша. Никогда не поздно провести анализ отношений с детьми, обнаружить негативные тенденции, изменить стиль воспитания, сделать счастье ребёнка приоритетной целью жизни.
Модели и стили семейного воспитания
Существуют три модели семейного воспитания: латиноамериканская, скандинавская и англосаксонская.
Первые две модели рассматривают период дошкольного детства как объект педагогической заботы. Близкие возлагают на ребенка определенные надежды, то есть направляют его, планируют всю его жизнь, отдают его к специалистам, педагогам. Поэтому в этих двух моделях ребенок остается в родительском окружении лишь на короткое время. Образование основывается не на потребностях ребенка, а на потребностях взрослых членов семьи. Эти модели широко используются во Франции, Италии, Финляндии и Швеции.
Третья модель (англосаксонская) рассматривает ребенка дошкольного возраста как самостоятельно развивающуюся личность. Ребенок имеет права и обязанности с момента рождения, включая право на полное развитие своих индивидуальных способностей. Родители осознают, что природа дошкольного детства не приемлет чрезмерной заботы; они стараются воспитывать ребенка в семье, где он наслаждается приятной психологической обстановкой и позитивной свободой. Помощь квалифицированных специалистов используется в доступных формах, и ребенок проводит 2-3 часа в день в государственных дошкольных учреждениях. Эта модель характерна для современной Англии, Канады, США и Германии.
Как видно из описания, различные модели семейного воспитания основаны на разном характере взаимодействия между взрослыми и детьми. Первые две модели основаны на авторитарности взрослого мира, его доминировании. Третий основан на педагогике сотрудничества, которая признает эквивалентность мира детей и мира взрослых.
Модели отличаются стилем воспитания, который формирует у ребенка определенный взгляд общества.
Было установлено, что при авторитарной системе обучения дети не проявляют самостоятельности, инициативы, творчества. Существуют доказательства того, что дети в семьях с авторитарным стилем чаще конфликтуют с родителями в подростковом возрасте и отдаляются от семьи.
При демократическом стиле семейного воспитания родители организуют жизнь и деятельность всей семейной группы
Отношения мужа и жены, а также других членов семьи, характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа дети очень рано становятся активными участниками семейной жизни, работы и отдыха
Уже с детьми 4-5 лет, и особенно с детьми постарше, отец и мать обсуждают вещи, доступные их пониманию. Таким образом, ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью семьи, ее нуждами и заботами. Родители стараются лучше понять детей, выяснить причины их хороших и плохих поступков. Давая задания и требования, родители обращаются к чувствам и совести ребенка и поощряют инициативу. В то же время дети знают слова «можно», «нужно» и «нельзя».
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Гетерохронии развития
- Нормативно-правовые основы воспитания дошкольников
- Связь социальной педагогики с другими науками
- Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении
- Задачи школьного воспитания
- Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников
- Социальное воспитание в школе
- Понятие дидактики, основные дидактические категории
- Методика преподавания русского языка в начальной школе
- Сохранение творчества преподавателя в условиях стандартизации образования
Адекватное воспитание
- ведется с принятием в расчет индивидуальных особенностей экзистенции ребенка, его темперамента, зодиакальных характеристик
- дети сознательно и целенаправленно адаптируются, развиваются
- формируется творческая активность, прививаются навыки, учитываются возможности, соответствующие развитию сенситивного периода
- Тогда, ребенок — на своем месте в жизни, социально адекватен, развивается по заданной программе психогенетической матрицы. Он выживет в любых условиях и при любой политике – благородно, сильно, адекватно.
Вульгарное воспитание
- ведется без принятия в расчет экзистенции индивида
- адаптация идет не по его сильным заданным от рождения параметрам, а по установкам общества и опыту родителей, и он у всех разный, а часто и вульгарный
- через придуманные обществом условные стандарты морали и культуры, которые соответствуют политическим течениям, моде, веяниям других стран
- на условиях чужих установок, в совершенно не свойственной модели развития ребенка
- воспитывается стихийно — «как все»
- по принципу: «вырастет, куда он денется»
Эгоистическое воспитание
- делай что хочешь только меня не тронь
- куплю все что хочешь только не отвлекай меня
- за то, что тебя растил, ты должен …
- я тебя растил, чтобы было кому кружку води в старости подать.
Наказательное воспитание
- я тебя не люблю – ты выродок папенькиного рода
- ты случился, родился, мы тебя не ждали
- я тебя родила вопреки…
- ты механизм манипуляции
- ты орудие управления папенькой.
Разумеется, такие дети никогда не смогут быть счастливыми и никогда не смогут истинно любить своих родителей. А ведь такие родители ждут «кружку воды» в старости. Фактически, любой ребенок может быть испорчен стихийным или эгоистическим воспитанием. Но, ребенок не мебель. Его не поменяешь. Он – пожизненно пришел в жизнь родителей. Только, рожая, знают ли они об этом?
Зачем и для чего использовать стили воспитания?
Каждый родитель в какой-то момент мечтает о том, что когда их ребёнок вырастет, то станет успешным, умным, спортивным, творческим. Но каким образом этого можно достичь? Можно ли вмешиваться в личную жизнь ребёнка? Какие правила устанавливать во взаимоотношениях? Где грань между безразличием и гиперопекой? Как именно вырастить самостоятельного и самодостаточного ребёнка?
Чтобы ответить на эти вопросы, психологи определили четыре вида воспитания: либеральный, демократический, опекающий, авторитарный. Грамотное использование этих стилей поможет пересмотреть взгляды на воспитание для обретения гармонии в семье.
Негативные типы семейного воспитания
Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:
- из-за психологической неграмотности взрослых;
- отсутствия гибкости;
- наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
- перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
- эмоциональная холодность воспитателей.
Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.
Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.
Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.
Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.
«Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.
Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике
Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.
Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу
Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.
Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.
Обратите внимание
Источники стресса ребенка, как правило, находятся не вовне. Типов неправильного воспитания много, именно родители чаще всего создают из своих малышей невротиков
Психический дискомфорт малыша любящие и внимательные родители всегда заметят, не прибегая к помощи специалистов.
Стили семейного воспитания и их характеристика
1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.
2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.
3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Авторитарный стиль воспитания
Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.
Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.
Какие могут быть последствия такого рода воспитания?
По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.
Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:
- он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
- у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
- у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».
Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.
Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.
Как смягчить авторитарный стиль?
Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.
Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:
- Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
- Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
- Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.
Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 33.33%
Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 0%
Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 66.67%
Проголосовало: 3
Классификация нарушений
Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания
Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:
- связывание;
- отвержение;
- делегирование.
Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.
Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.
При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.
Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное — это успеть их вовремя исправить.
Принципы семейного воспитания
Семья — это самое важное явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В связи со сложностью и многогранностью этой ассоциации, в научной литературе существует множество различных подходов к изучению семьи, а также ее определений
В настоящее время можно выделить три общих подхода к изучению семьи — ее можно рассматривать как социальный институт, малую группу и систему отношений.
Семья — это группа людей (не менее двух), связанных браком или (и) кровным родством, общим хозяйством, экономикой, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья является одним из важнейших инструментов взаимодействия между личностью и обществом. Она дает понимание жизненных целей и ценностей, поведения в повседневной жизни, морали, гуманизма и т.д. В семье человек получает практические навыки применения этих идей в отношениях с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать как модель и форму обучения жизни человека. Социальный опыт приобретается, с одной стороны, в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами его семьи, а с другой стороны, накапливается через наблюдение ребенка за особенностями отношений других членов семьи друг с другом.
Типология семьи определяется различными подходами, которые являются основой для классификации, например:
- По количеству детей (бездетные, однодетные, нуклеарная семья, расширенная семья);
- По составу (неполная семья, простая семья, составная семья).
- Возраст семьи (молодая замужняя семья, молодая семья, семья среднего возраста, пожилая замужняя семья) и т.д.
Каждый из типов семьи характеризуется социально-психологическими явлениями и процессами, наблюдаемыми в семье, особенностями эмоциональных контактов членов семьи, индивидуальными психологическими потребностями ее членов и т.д.
Какая из перечисленных семей лучше всего подходит для решения задач воспитания? Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Так, в простой семье младшее поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, меньше конфликтов между отцами и детьми. Но происходит более быстрая потеря связей, нарушаются семейные традиции, у старшего поколения исчезает возможность общения с внуками, сокращается участие в их воспитании.
Сложная семья, объединяющая несколько поколений, дает возможность разнообразного общения и взаимного влияния, облегчая повседневную жизнь. В то же время разные поколения могут иметь разные взгляды на вопросы воспитания, что приводит к жарким спорам и создает драматические ситуации, от которых особенно страдают дети.
Особое положение занимают неполные семьи. Причины этого социального явления различны, но чаще всего это развод, который не может оставить детей равнодушными и от которого они сильно страдают. Неполные семьи не должны рассматриваться как неблагоприятные, а дети, которые в них растут, как потенциально неблагополучные. В некоторых случаях такая семья перестает быть неблагополучной именно благодаря разводу, поскольку освобождается от источников длительного негативного воздействия на детей, связанных с алкоголизмом, наркоманией или психической неустойчивостью одного из родителей.
Конечно, в неполной семье условия воспитания осложняются снижением материального уровня, перегрузкой родителя, с которым остались дети, психологической перегрузкой. Но есть и компенсирующие факторы: дети проникаются уважением и симпатией к родителю, становятся ближе к нему эмоционально и стараются помогать в домашних делах, приучаются сдерживать непомерные требования. Это создает благоприятный моральный климат в семье и помогает преодолевать трудности.
Классификация семьи
Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:
- традиционная семья;
- детоцентрическая;
- супружеская.
В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.
Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.
Основа супружеской семьи — это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.
Материнское отношение
Особняком хочу рассмотреть влияние отношения матери к ребенку на его развитие. Научно доказано, что именно эта связь является первоосновой всего развития человека.
Первый тип
Такие матери легко и быстро приспосабливаются к потребностям ребенка. Их поведение поддерживающее и разрешающее. Матери этого типа не ставят конкретных целей, а ждут, пока ребенок сам созреет для чего-то.
Второй тип
Матери второго типа стараются сознательно приспособиться к потребностям ребенка, но не всегда успешно. Из-за этого поведение матери становится напряженным, а отношения с ребенком формальными. Такие матери чаще доминируют.
Третий тип
Матери ведут себя как матери только в силу долга, никаких чувств они не испытывают. Они жестко контролируют ребенка, проявляют холодность, очень категоричны и хладнокровны в вопросах приучения к чему-либо (не учитывают развитие конкретного ребенка).
Четвертый тип
Непоследовательные в своем поведении матери. Неадекватно относятся к возрасту и потребностям ребенка. Воспитательные методы и реакции на поведение ребенка противоречивы. Они плохо понимают своего ребенка.
Самым неблагополучным для ребенка является последний тип, он формирует тревожность и неуверенность ребенка. Первый же тип – самый благоприятный. Он воспитывает в ребенке ощущения контроля над собственной жизнью.