Проблемы неполных семей
Относительно проблем неполных семей, но их достаточно много. Их можно подразделить на экономические, педагогические, медицинские и психологические. Наиболее остро среди названных проблем стоят проблемы экономического характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода.
Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего
Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка.
В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие.
Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе.
Другой не менее важной проблемой неполных семей является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе
Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей). В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. В неполных материнских семьях у девочек также искажаются представления о ролевых функциях жены, матери, женщины. Поскольку незамужняя мама и ее поведение накладывает определенный отпечаток на социализацию девочки.
Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери, что не способствует полноценному воспитанию ребенка.
В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное количество внимания детям.
Другой проблемой неполных семей, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям
Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни, а также самолечение в случаях болезни детей и .т.п.
Как избежать возникновения проблем?
Полностью избежать вышеперечисленных проблем не удастся, но можно максимально их минимизировать. Для этого нужно знать особенности воспитания единственного ребенка в семье.
Во-первых, постарайтесь всегда использовать здравый смысл в подходах к воспитанию вашего ребёнка. Это значит, что не нужно покупать ребёнку весь супермаркет игрушек, если он играет только одной-двумя. Не стоит постоянно внушать вашему сыну или дочери, что он или она лучше остальных только потому, что это ваш ребёнок. Не следует вызывать скорую помощь, потому что вы увидели на его ладошке маленькую царапину. Гиперопека и чрезмерное проявление любви только навредят. Поэтому, целуя на ночь сына или дочь, подумайте о том, каким вы хотите увидеть будущее ребёнка. И только потом приступайте к работе над настоящим.
Во-вторых, социализируйтесь и социализируйте. Это ещё одни особенности единственного ребенка в семье. Если у вас есть знакомые с ребёнком того же возраста, не бойтесь заводить дружеские отношения. Это поможет вашему ребёнку научиться общаться со сверстниками. Это научит его делиться, находить общие решения и прочее. А вы, в свою очередь, сможете немного передохнуть. Сравнивая поведение своих сверстников и их родителей, ваш сын или дочь постепенно придёт к тому факту, что вы воспитываете его по-своему, что родители бывают самыми разными, и что нужно ценить их вклад в развитие его личности.
Кружки и секции также помогут вам справиться с этой задачей. Настоящее хобби увлечёт ребёнка, у него появятся новые знакомства и стимул для дальнейшего развития.
В-третьих, заведите домашнее животное. Если у вас есть такая возможность, обязательно используйте её. Дрессировка собаки или уход за кошкой помогут привить ребёнку понятие об ответственности, а также о заботе и верности. Кроме этого, у вашего сына или дочери появятся обязательные домашние обязанности, связанные с животным. Это поможет в развитии семейной дисциплины. А также, это постоянная возможность заинтересовать ребёнка беседой о будущих планах или покупках, связанных с животным.
Тем не менее, несмотря на все плюсы этой перспективы, будьте аккуратны. Покупая ребёнку собаку или кошку, вы дарите себе и ему не только возможность для тренировки социальных навыков, но и друга, члена семьи, с которым будет очень тяжело расставаться. Умейте проявить терпение и чуткость, если что-нибудь произойдет с животным. И не забывайте, что детская скорбь ничуть не меньше вашей собственной.
Помимо перечисленного вам помогут детские летние лагеря. В них ребёнок наравне с социализацией будет осваивать основные принципы самостоятельной жизни, а лагерный распорядок дня приучит его к дисциплине и определенному графику.
В заключение стоит добавить, что при грамотном воспитании не важно, сколько детей в семье. Главное – это верить в свои силы и постараться передать ребёнку лучшее, что есть в вас самих. Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой
И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность
Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой
И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность
Не нагружайте старшего ответственностью
Многие родители, считая первенца уже взрослым и ответственным, пытаются переложить часть своих обязанностей на него. С одной стороны, помощь малыша может восприниматься им как привилегия, если он будет оказывать матери какую-то символическую помощь. Ведь каждый ребенок хочет чувствовать себя взрослым и самостоятельным.
Однако если требования родителей к ребенку чрезмерны, они попросту эксплуатируют его
Им важно понимать, какая нагрузка является для него допустимой. Екатерина советует позволять первенцу заниматься своими делами и просить его о помощи лишь в исключительных случаях. Предпочтительны просить об одолжении кого-нибудь из взрослых или справляться самостоятельно
Предпочтительны просить об одолжении кого-нибудь из взрослых или справляться самостоятельно.
Какая нагрузка будет для ребенка чрезмерной? Есть литература, которая приводит четкие критерии для каждого возраста
Однако лучше обратить внимание на поведение малыша и его реакцию на поставленные задачи. Например, если попросить старшего ребенка младше 6-7 лет присмотреть за младенцем, чтобы тот не упал с кровати, нагрузка для его детской психики может оказаться чрезмерной
Семья как социальный институт. Классификация неполных семей
Неполная семья развивается как институциональная структура. В том случае, если формирование института не завершается созданием определенной системы ролей и статусов, можно говорить о том, что эти социальные связи имеют неполный институциональный статус. Это же относится и к образцам поведения в институтах, которые не получили социального одобрения – такие институты тоже развились не полностью.
Семья как институт общества – это система принятых норм и процедур для осуществления определенных функций, имеющих важное значение для общества. Семья выполняет следующие функции: воспроизводство общественных отношений, интегративную, регулятивную, коммуникативную, транслирующую и т
д
Семья выполняет следующие функции: воспроизводство общественных отношений, интегративную, регулятивную, коммуникативную, транслирующую и т. д.
Неполная семья довольно многообразное социальное явление. Среди многочисленных классификаций неполной семьи можно выделить классификации :
- по полу родителей: материнские неполные семьи, отцовские неполные семьи;
- по количеству поколений: однопоколенные неполные семьи, многопоколенные неполные семьи;
- по форме институирования: семьи матерей, не состоящих в браке, семьи разведенных и вдовых. В первом случае отсутствует регистрация брака родителей через органы ЗАГС, во втором случае брак был зарегистрирован. То есть, именно форма регистрации брака родителей является основанием для выделения данного типа неполных семей.
- по наличию или отсутствию второго родителя: семьи вдовых; семьи разведенных; семьи с внебрачными детьми, где отец не установлен юридически, а отчество ребенка записано со слов матери; семьи с внебрачными детьми, где отец установлен юридически.
Абьюз, безудержный секс или страх отношений
Детство, проведенное без отца, может оказать большое влияние и на то, как выросший ребенок будет строить романтические и сексуальные отношения. Несмотря на то, что отсутствие отца может отразиться на благополучии детей обоих полов, большая часть литературы сосредоточена на влиянии безотцовщины на половое развитие и репродуктивные функции девочек. Например, в работе психолога Брюса Элиса говорится, что девочки-подростки, которых растили матери-одиночки, имели в два раза больше половых контактов и в семь раз чаще беременели к 17 годам по сравнению с девочками, отцы которых присутствовали на раннем этапе их развития.
А семейный терапевт и автор книги «Дочери развода» Терри Гаспар заметила, что у девушек, воспитанных без отцов, есть несколько сценариев, по которым они выстраивают взаимоотношения. Во-первых, они могут не доверять мужчинам.
Поэтому отношения она строила в основном с девушками. С возрастом страх мужчин сошел на нет, но длительных отношений Алиса избегает как огня и думает, что у нее есть стойкое отвращение к браку и рождению детей.
Во-вторых, девушки, выросшие без отца, могут стремиться получить заботу и одобрение через секс. У Ани, которая никогда не видела своего папу, как раз такая история. Целый год она компульсивно ходила на тиндер-свидания (за день могла посетить два-три дейта) и не понимала, почему не может остановиться. И только после нескольких месяцев психотерапии Аня осознала, что всё это время верила, что ее полюбят, только если она станет отменной любовницей. К тому же она не знала иной близости с мужчиной, кроме сексуальной.
Третье наблюдение Терри Гаспар заключалось в том, что девушки, детство которых прошло без отца, часто попадают в созависимые отношения, потому что из-за низкой самооценки им трудно противостоять манипуляциям. У Валерии, чей папа умер, когда она была подростком, здоровые отношения не складывались. Ее первый романтический опыт обернулся для нее пятилетним абьюзом, после которого ей пришлось лечить депрессию. «Во-первых, в моей семье я привыкла терпеть скандалы и выслушивать „двойные“ послания. Во-вторых, после смерти отца у меня был огромный страх потери, а отношения с парнем, который ревновал меня к собственной тени, помогали оборвать все близкие контакты», — рассказывает Валерия.
Несколько опрошенных мной героев также упоминали, что в качестве партнеров они выбирали людей старше себя, которые заполнили бы пробел, оставленный отцом. «Мне хотелось, чтобы кто-то обо мне позаботился, чтобы была сильная мужская личность, на которую я могла бы опереться. Сейчас сложности в отношениях те же: я часто веду себя довольно инфантильно и жду, что обо мне позаботятся. Мне нужно много безусловной поддержки, которую не все мужчины готовы давать», — говорит Лена, которую воспитывали мама и бабушка. Федор тоже «искал папочку». Например, в 15 он начал встречаться с 25-летним парнем, который внешне был очень похож на его отца и даже носил такое же имя.
«Мы не знаем, какие мы, пока в нашей жизни не появится наблюдатель, через которого мы сможем увидеть и обозначить себя.
Неполная семья: причины возникновения
- рождения ребенка вне брака;
- смерть одного из родителей;
- расторжение брака;
- раздельное проживание родителей.
Отсюда выделяют типы неполных семей: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Кроме того, разделяют отцовскую и материнскую семьи.
Материнские семьи занимают большинство среди неполных семей. Воспитание детей в такой семье имеет ряд особенностей. Из-за отсутствия одного из родителей, другому приходится решать материальные и бытовые проблемы семьи. Кроме того, оставшемуся родителю необходимо восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной ситуации. Одновременно успевать решать все поставленные задачи — дело не простое. Поэтому в большинстве случаев неполные семьи сталкиваются с различными проблемами материального, бытового, педагогического характера.
Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных переживаний, который влияют на психологический климат в семье. Большой процент неполных семей образуется по причине ухода отца. В таких случаях матери довольно трудно сдерживать свои негативные эмоции по отношению к бывшему мужу, а ее раздражение и недовольство часто бессознательно выливается на совместного ребенка
Бывает и наоборот, когда мать акцентирует внимание на ребенка, как на безвинную жертву. Она пытается восполнить недостаток родительской заботы и опеки, окружая ребенка чрезмерной лаской
И в том и в другом случаях воспитательная атмосфера семьи сильно искажается, что в результате отрицательно сказывается на развитии ребенка, как личности.
Большое значение имеет тот факт, что отсутствие одного из родителей лишает возможности ребенка полноценно формировать в себе стереотип поведения своего пола. Например, отсутствие в семье отца способствует формированию у мальчика женских черт, поскольку у него нет возможности примера мужского поведения. Также и для девочки, мать совмещает в сложившейся ситуации материнскую и отцовскую роли, в результате чего формируется противоречивое психосексуальное развитие. Доказано, что большинство гомосексуалистов воспитывались в неполных семьях. Статистические данные показывают, что дети, воспитываемые в неполных семьях, значительно отстают по школьной программе, по сравнению со своими одноклассниками, у которых семья полная, такие дети более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Конечно, это не значит, что неполная семья в воспитательном плане является неблагополучной. Просто проблемы данного характера с большей вероятностью могут возникнуть в неполных семьях, но это еще не значит, что они возникнут с полной уверенностью. Бывают случаи, и их не так мало, когда психологическая атмосфера в неполной семье достаточно благоприятная и не вызывает затруднений в формировании здоровой личности. Также бывает и наоборот, когда в полной семье с неблагополучным психологическим климатом ребенок сталкивается с серьезными проблемами психологического свойства. Поэтому, некоторые родители, которые утратили эмоциональную и душевную привязанность друг к другу, но живущие вместе только «ради детей», делают это совершенно напрасно.
В итоге, хотя неполная семья и сталкивается с огромным количеством трудностей, все же обладает достаточным потенциалом для нормального воспитания детей. Родителю, который стал, в силу сложившихся обстоятельств, главой семьи, необходимо осознавать психологические особенности данной ситуации и делать все, чтобы не допустить негативных последствий.
Воспитание приемного ребенка
Это третья – и немаловажная причина, по которой приемные семьи не распространяются по России так, как было бы нужно.
Бездетные пары боятся взять ребенка из приюта или детского дома, потому что их пугают возможные трудности в его воспитании, в особенности, наследственные склонности. Многие считают, что в государственные учреждения попадают дети алкоголиков, наркоманов, преступников. Конечно, родители могут быть всякими, но малыши, живущие в больнице или Доме малютки, не виноваты, что им не повезло с родителями.
Часто уже приняв ребенка в семью, взрослые с тайным страхом наблюдают за его взрослением, принимая склонность к шумным играм за агрессивность, детское желание взять чужую игрушку – за склонность к воровству, и стараясь подавить в зародыше эти аномалии развития, причем достаточно жесткими методами. Ребенок, не понимая, что он сделал не так, естественно, начинает сопротивляться, зарождается конфликт, который, из-за непонимания ситуации взрослыми, может стать причиной ухода ребенка из дома.
Подготовка, которую проводят для взрослых, желающих стать приемными родителями, предостерегает от таких шагов. Специалисты дают будущим родителям советы и рекомендации, как избегать конфликтных ситуаций, и все же часто бываю случаи, что взрослые, взяв в семью ребенка, особенно старшего возраста, через некоторое время расторгают договор о приемной семье и возвращают ребенка в детдом, объясняя поступок несходством темпераментов или чем-то подобным. На самом деле, такая причина может и возникнуть, но чаще это непонимание психологии чужого ребенка, который не оправдывает возложенных на него ожиданий и не кланяется в ножки приемным родителям за каждый кусок хлеба.
Привыкание родителей и детей в приемной семье – это тонкий осенний лед, который может хрустнуть от любого неправильного шага. Дети, потерявшие семью, пережили настоящее горе, они любят своих родителей – и алкоголиков, и наркоманов, и боятся привязаться к новой семье, чтобы не предать старую. По этой причине в период привыкания дети или замыкаются в себе, или начинают дерзить, на ласковые слова отвечать грубо и вызывающе. Только терпение и такт, понимание приемными родителями того, сколько страданий пришлось пережить этой неокрепшей детской душе, смогут помочь ребенку понять, что в этой семье никто не претендует на роль его мамы и папы без его желания.
Приемные родители, нашедшие подход к каждому ребенку, делятся опытом с новичками, помогая им преодолеть самую первую высоту – привыкание друг к другу чужих людей, есть возможность попросить совета у родителей, побывавших в сходной ситуации, посещать семинары и курсы для приемных родителей и вместе решать проблемы приемных семей.
Если вы думаете, что надо бы взять ребенка из детдома на воспитание – не сомневайтесь, берите. Органы опеки не оставляют без помощи людей, спасающих детские души и воспитывающих полноценных граждан нашей страны.
В России до революции детских домов не было вообще. Если ребенок оставался один, его брали к себе родственники, соседи, друзья родителей. Так что приемная семья – это исторически оправданная для нашей страны форма воспитания сирот.
Это только один пример из жизни
Прожив 15 лет, они расстались. Причина? Лучше указать на точку кипения. Она выгнала мужа, который вытащил ее со дна, не зная другого маршрута «дом-работа-дом». А поменяла его на … подружку. Дети плачут и сейчас, спустя почти год после распада семейства. Папа, когда ты с нами снова станешь жить…
Мать не справляется ни с воспитанием, ни со своей «половинкой», которая посмела уже руки распускать на чужих деток. Отец разрывается между работой, которая позволяет ему платить достойные алименты, и между своими проблемами, которыми постепенно оброс. Ведь надо снимать жилье, ухаживать за собой, ну и т.д.
Психологическая проблема: кумир в семье
Не менее актуальная и такая психологическая проблема семейного воспитания, как тенденция сотворить из ребенка кумира.
Он — главное, ради чего семья живет, поэтому большинство его желаний выполняются, с ним считаются в первую очередь.
Как вам кажется, кто в такой семье главный? Ради кого проходит вся жизнь семьи?
Очень многие читатели ответят на этот вопрос: «Конечно же, дети, ради них мы и живем!» Вспомните классические традиции русских семей. Лучший кусок всегда доставался не детям, а совершенно, верно, мужчине, кормильцу семьи.
Вдове прокормить себя и детей было очень трудно, поэтому хозяину оказывалось всяческое уважение. На втором месте была, конечно, мать. Она тоже много работала, содержала дом, без нее всей семье также было бы очень тяжело.
Дети видели, какое должно быть отношение к родителям, прекрасно понимали (не на словах, а на деле), что значит уважение к старшим. Это не значит, что детей в таких семьях не любили и с ними не считались, их очень любили, ласкали, по-своему баловали, но акценты были расставлены правильно.
А что же происходит в современных семьях?
Многие из них стали детоцентрированными, т. е. вся жизнь в них подстраивается под детей и их интересы. Дети довольно быстро понимают, кто в семье главный. «Ну, а раз уж я главный, — думает ребенок, — то должны исполняться мои желания».
В большей или меньшей степени такое отношение к детям присутствует во многих семьях, но там, где ребенок «кумир», вся эта ситуация обострена до предела.
Что же делать в такой ситуации?
В первую очередь необходимо установить в общении с ребенком нужные границы. Пока он хозяин положения — родители подстраиваются под его желания и настроение.
Родителям в таком случае надо начать настаивать на своем (там, где это необходимо, конечно), не потакать капризам, сместить акцент с ребенка на жизнь семьи в целом.
Чувства родителей в данном случае вполне объяснимы: они очень боятся, что с ним может что-то случиться, боятся его потерять, переживают за его здоровье, поэтому стараются, чтобы его жизнь была под защитой, облегчена как можно больше.
Случается и так, что родители, а также бабушки и дедушки настолько ослеплены любовью к ребенку, что постоянно восхищаются им, находят в нем все мыслимые и немыслимые таланты. Каждый, даже самый небольшой его успех встречается восхищением, на него возлагаются большие надежды, от него ждут каких-то достижений.
Это тоже «кумир» семьи, но, честно говоря, ему не позавидуешь.
А вдруг он не оправдает надежд, останется самым заурядным? Тогда его близких ждет разочарование, а соответственно, отношение к нему изменится, восхищение сменится раздражением. В такой ситуации ребенок оказывается «крайним», виноватым без вины, ведь он не просил, чтобы им восхищались, ничего взрослым не обещал.
Прислушиваясь к словам старших, они привыкают к тому, что они необыкновенные дети, и всю свою последующую жизнь претендуют на что-то очень большое.
К сожалению, такие ожидания в жизни не всегда оправдываются, у ребенка, которым восхищались родители, может и не быть необходимых способностей и талантов, и, не поднявшись на нужную высоту, он будет чувствовать себя неполноценным, неспособным. Такая вот медвежья услуга со стороны родителей.
Особенности неполных семей
Для всесторонней характеристики неполных семей необходимо осветить проблемы, с которыми сталкивается эта ячейка общества. Их преодоление является тяжёлым испытанием для всех членов семейства. Но основная роль в этом процессе отводится родителю.
Основные проблемы
У неполных семейств возникает множество проблем различного характера. Кратко их можно описать следующим образом:
- экономические (их бюджет складывается из заработка родителя и социальных пособий, общей суммы которых часто не хватает на удовлетворение даже элементарных бытовых и личных нужд всех членов семьи);
- проблемы воспитания и обучения (практически постоянная занятость главы семьи на работе оставляет на воспитание и обучение детей очень мало времени, предоставляя детей самим себе);
- психологические проблемы (в таких семьях отсутствует пример модели межличностных отношений и классического гендерного поведения, что мешает формированию адекватной личности детей и созданию их собственных семей);
- медицинские проблемы (дети, воспитывающиеся одним родителем, наиболее часто подвержены различным инфекциям и формированию хронических заболеваний, так как у матери или отца не хватает времени на укрепление здоровья своих чад).
Рекомендации по общению с детьми
Воспитание детей без участия второго родителя — довольно трудный процесс. Облегчить его помогут простые рекомендации.
Родитель должен находить время на ежедневное общение с детьми, чтобы быть в курсе событий, происходящих в их жизни, мыслей и чувств.
Похвала важна для всех детей. Но у детей, воспитывающихся одним родителем, она будет способствовать формированию благоприятной эмоциональной обстановки, адекватной самооценки и уверенности в себе.
Для ребёнка из разведённой семьи важно общение с обоими родителями. Нельзя препятствовать встречам с отдельно живущим родным человеком и создавать его негативный образ
Дети должны быть помощниками в бытовых делах, воспитании и уходе за младшим членами семейства. Они не должны выполнять роль отсутствующего родителя. Родители должны помогать ребёнку в освоении навыков поведения и общения, соответствующих его полу.
Большинство обывателей не может чётко сказать, какая семья считается неполной, путая её с неполноценной. Но понятия неполная и неполноценная семья не являются тождественными. В силу некоторых особенностей, неполные семейства имеют ряд проблем. Но их главы способны выполнять свои обязанности по воспитанию, содержанию и развитию детей в полном объёме.
Originally posted 2018-04-17 13:31:14.
Советы одиноким родителям
- Независимо от того, кто занимается воспитанием – девушка или мужчина, между ребенком и родителем должен быть постоянный контакт. Необходимо чаще говорить по душам, уметь слушать и делиться проблемами и переживаниями. Многодетная семья – не повод отстраняться. Как бы ни было трудно, внимания, теплоты и ласки должно хватать на всех;
- Любое достижение ребенка должно отмечаться похвалой. Не стоит ругать малыша по пустякам, наказание – не самый лучший метод воздействия;
- Многодетная семья с разновозрастными детьми не является поводом возлагать на старшего из детей функции отсутствующего родителя.
Советы родителям неполных семей
Если дело сделано? Отвлекитесь от себя. Обратите взоры на дочь или сына. И не совершайте ошибок, которые могут трагическим образом сказаться на их психике и дальнейшей реализации в этом мире.
Критика
Думая, что это поможет пережить разлуку, детям часто говорят, что второй родитель такой-сякой. Что бы вы ни говорили, ребенок любит вас обоих. И понимание того, что бывший ваш супруг плох, рождает в нем только ущербность и неуверенность в себе.
Идентификация по полу
Очень тяжко переносят расставание пяти- и семилетние дети. Ведь в этот час они отождествляют себя с папой (мальчик) и с мамой (девочка). Отсюда они начинают понимать свою роль в будущем – женщины или мужчины. Реакция на развод в таком возрасте крайне остра. И дело может кончиться у девочек страхом создания семьи, а у мальчиков — появлением гомосексуальных наклонностей.
Тревожность
Она и другие невротические симптомы больше развиты у детей, выросших без отца. У них также занижен уровень притязаний, зато они становятся грубыми и драчливыми. Не бунтуя против сильной зависимости от матери, часто растут пассивными, вялыми, физически слабыми.
А вообще, многие дети впадают в депрессию, становятся озлобленными. И тревожность в них развивается не только в отношении своей жизни, будущего. Многие считают себя виноватыми в распаде семьи. Ощущение их неполноценности будет преследовать их всю жизнь.
Формирование образа
У мальчика, воспитанного матерью, даже если он стремится утвердиться в мужской роли, редко присутствуют твердость характера, дисциплинированность, самостоятельность, решительность и другие мужские качества. Он, желая лидировать в своей среде, не знает, как общаться со сверстниками, понятия не имеет об истинно мужском назначении и роли.
В итоге, может попасть под влияние старших ребят, стараясь подражать им, как «настоящим мужчинам». А у девочки из-за отсутствия отца может сложиться искаженное представление о мужчине. Поэтому в свое время у нее появится упрощенность в отношениях с мужским полом или большие сложности.
Финансы
Дети из неполных семей часто обделены в этом плане. Поэтому не всегда одеты и обуты, как сверстники, не имеют денег на карманные расходы и пр. Откладывайте средства на ребенка, чтобы у него не было комплексов, но все должно быть в меру.
Дисциплина
Живя без отцовского авторитета, дети становятся недисциплинированными, несоциальными, агрессивными
Поэтому так важно матери давать общаться детям (как мальчикам, так и девочкам) с отцом, который при правильном подходе может изменить ребенка
Интерес к ребенку
Да, мать одна несет на себе все заботы. Поэтому она так занята. Настолько, что ребенок все время один, а у нее к нему нет никакого интереса. Но, когда дети предоставлены все время самим себе, о них некому позаботиться, они начинают бродяжничать, совершать правонарушения, сбиваться с пути.
Роль родителей
У матери она биологическая, и она в ответе за внутреннюю среду.
А у отца – социальная, он в ответе за социализацию, за то, как ребенку будет в окружающем мире по мере взросления. Не секрет, что среди школьников растет количество психических расстройств, и не школа в основном виновата, а семья, где невозможно снять стресс.
Современные причины
Неполная семья образуется по следующим причинам:
- Расторжение брака. Сегодня разведенная женщина с ребенком – не редкость. По статистике, на каждые 10 браков приходится 4 бракоразводных процесса;
- Смерть родителя. К естественным смертям относят утрату одного из супругов по причине длительной болезни или старости. Другие причины – несчастный случай, наличие пагубных пристрастий или внезапно возникшей неизлечимой болезни;
- Внебрачное рождение малыша. Тенденция к так называемым гражданским бракам ведет к неблагополучию в обществе. Каждая девушка, соглашающаяся на подобные отношения, должна понимать, что как потенциальная мать она остается беззащитна. Ничто не заставит отца ребенка признать отцовство и не обяжет его помогать материально. Рождению вне брака способствует также решение матери воспитывать детей самостоятельно.
Как преодолеть проблемы неполной семьи
Что можно сделать, чтобы предотвратить опасности или решить имеющиеся проблемы?
Постарайтесь привлечь в жизнь ребенка человека противоположного пола, адекватного и авторитетного для него. Прививайте ему правильные половые качества, отправляя в соответствующие его полу кружки и секции.
Проводите время с ним. Но не для того, чтобы самому расслабиться. Он нуждается в вас, в вашей любви и заботе.
Выясняйте отношения с бывшим супругом без детей.
Разводясь, помните, что это событие и для вашего ребенка станет огромным стрессом. Поэтому не рвите отношения с бывшим, напротив, сохраните их, если они не вредят ребенку.
Одинокому папе психологи советуют больше чувств проявлять к ребенку, восполняя его эмоциональные потребности, быть терпеливее и любить просто так, а не за что-то, как это бывает в природной мужской любви.
Одинокой маме желательно быть по-мужски строгой, требовательной
Но, показывая себя главой семьи, оставаться матерью – любящей, нежной и заботливой.
Не отказывайтесь от помощи близких по уходу и воспитанию ребенка.
Выделяйте побольше времени для общения, веселья и отдыха; увеличивайте его, если это нужно.
Интересуйтесь жизнью и учебой ребенка, его кругом общения, времяпровождением, обращайте внимание на плохие привычки.
Не делайте плохих установок в адрес брака или противоположного пола; уточните, что ваша ситуация исключительна.
Не переусердствуйте с любовью и заботой, пусть ребенок растет самостоятельным и ответственным.
Особое внимание – подросткам. Включите все свои силы, привлеките все авторитеты, помощь родных и близких
Вплоть до консультаций с проверенным психологом.
Проблемы, которые могут возникнуть у детей
Исходя из того, что вы сейчас прочитали, несложно сделать выводы о том, что у детей, растущих в неполных семьях, могут появиться проблемы:
- эмоционального, психологического или умственного характера (например, могут после расставания родителей относиться к ним агрессивно, или начать бояться потерять единственного родителя);
- в школе (из-за неуспеваемости, прогуливания уроков могут быть отчислены или бросить обучение раньше, а потом испытывать проблемы с трудоустройством);
- во взаимоотношениях с обществом;
- с насилием (физическим, эмоциональным или сексуальным);
- с употреблением наркотиков, алкоголя, курением;
- с поведением (многие убегают из дома, склонны к асоциальному поведению (даже до заключения);
- с представлением межполовых отношений (могут возненавидеть противоположный пол);
- с ранними отношениями с противоположным полом (становятся рано родителями, рано разводятся и пр.);
- со здоровьем и т.д.