Направленность личности в психологии и её формы и виды

Типы личности

Любая профессия требует от человека определённых черт характера, которые помогут ему достичь успехов в выбранной деятельности. Профессиональная направленность бывает нескольких типов:

  • Реалистический. Люди этого типа выбирают физический труд и дело с реальными объектами. Им подходят такие профессии, как техник, механик, строитель.
  • Конвенциальный. К этой группе относятся спокойные, внимательные и сосредоточенные люди. Эти личности ответственно подходят к любому делу и выполняют его вовремя. Персоны конвенциального типа часто работают товароведами или библиотекарями.
  • Интеллектуальный. Индивиды этой группы любят размышлять и заниматься разными исследованиями. Подходящие специальности для таких личностей — учитель, писатель, учёный.
  • Предприимчивый. Представители типа отличаются качествами лидера. Они умеют руководить другими людьми или проектами. Для них подойдут такие должности, как руководитель, менеджер, бизнесмен, директор.
  • Социальный. У личностей хорошо развито чувство сопереживания. Они стремятся помогать тем, кто нуждается в психологической или материальной поддержке. Эти особы часто становятся социальными работниками, психотерапевтами или врачами.
  • Артистический. Люди такого типа не любят жить по графику и стараются не загонять себя в рамки. Эти личности непредсказуемы. Они обладают различными талантами в творческих сферах. Это могут быть художники, актёры, музыканты, поэты.

Психологи о личном: определения

Психологи, говоря о методике определения направленности личности, обычно понимают под этим термином ориентированность сознания человека на те или иные жизненные сферы. В особенности на те из них, которые обладают определенной ценностью в человеческом сознании, те сферы, в которых формы деятельности являются ведущими. Без них индивидуум не способен был бы к полноценному, гармоничному развитию, к тому, что называется личностным ростом. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности актуально сегодня и для крупных современных корпораций.

Человек как существо в первую очередь социальное проявляет направленность своей личности, ее потребности и мотивы в самых разных аспектах. В их числе и нравственные ценности, и симпатии, и привязанности, вкусы и склонности. Данная психологическая характеристика направленности личности определяет для человека практически все сферы существования — от его политических убеждений до особенностей семейной жизни. Свой отпечаток она накладывает и на выбор профессии. Влияет и на отношения человека с окружающей его действительностью. Позитивная направленность личности определяет для индивида такие важные в социальном взаимодействии качества, как трудолюбие, социальная активность, умение добиваться поставленных целей.

Специалисты сегодня считают направленность одной из наиболее важных ведущих характеристик человека. Ее исследованием занимались многие известные ученые и психологи. Существует несколько концепций различных научных работ, отражающих различные трактовки и подходы к описанию этого свойства личности: исследователи называют его и «смыслообразующим мотивом» личности (советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев), и «основной жизненной направленностью» (ученый, создавший современную концепцию факультета психологии в Санкт-Петербургском университете — Б. Г. Ананьев), и «динамической организацией сущностных сил человека» (доктор психологических наук, профессор А. С. Прангишвили). Кратко же все эти подходы характеризуют направленность как общее свойство личности, которое в сумме определяет ее психологические качества.

Несмотря на то что определения этого понятия различаются в некоторых деталях, мнения ученых сходятся на утверждении, что направленность личности — это основа системы ценностей человека, ее психологические проявления; она является ведущей характеристикой при составлении психологического портрета. Таким образом, именно направленность выражает те цели, во имя которых человек действует, обусловливает мотивы его поступков и те задачи, которые он ставит перед собой.

От данного аспекта зависит темперамент человека, устойчивость к стрессам, специфика многих других психологических процессов и психических состояний. Направленность можно считать основным вектором, по которому будет двигаться человек в процессе достижения своих целей. При этом направленность — не только выбор направления, цель движения, но и тот путь, который — осознанно или бессознательно — выберет для себя человек.

Самостоятельное определение личного психотипа

Характеристики психотипов:

  1. Целеустремленный. Они любят классический стиль одежды. Мимика уверенная, властная. Используют яркую жестикуляцию, чтобы ввести собеседника в заблуждение, выручить из этого выгоду. Часто проявляют высокомерный тон. Речь уверенная. В общении предлагают свои темы, которые их интересуют, о чем-то другом общаться не любят. Соблюдают последовательность в изложении мыслей, живут по строгому распорядку.
  2. Демонстративный. Любят носить нестандартную, выделяющуюся одежду. Часто поступают в разрез с социальными нормами, чтобы выделиться из толпы. Любят быть лидерами в шумных компаниях. Речь экспрессивная, эмоциональная, часто разбавляется драматическими паузами. Не скрывают эмоции, любят общаться. Их проще слушать, чем говорить с ними.
  3. Застревающий. Уверенные личности с тяжелым, прямым взглядом. Речь вялая, движения четкие. Редко выплескивают эмоции. Любят факты, в разговорах всегда оперирует ими.
  4. Возбудимый. Любят спортивный стиль одежды. Мимика слабая, вялая. Взгляд агрессивный, прямой, иногда яростный. Речь вялая, но твердая.
  5. Странный. Живут в иллюзорном мире.
  6. Жизнерадостный. Мимика энергичная, живая. Движения активные, что часто приводит к травмам. Заговариваются, из-за чего теряют суть разговора.
  7. Чувствительный. Одеваются в приятную, мягкую одежду. Имеют неуверенную, слабую мимику. Жесты плавные, речь тихая.

Направленность личности в психологии — психологическое свойство, которое состоит из жизненных целей, стремлений, внутренних установок. При его изучении можно понять причины разного поведения индивида в общественной жизни.

Функции

  • Направляющая: указывает путь, куда идти, к чему стремиться, как развиваться. Проблема в том, что многие мотивы и потребности остаются неосознанными, но даже в таком виде они способны влиять на выбор и поступки человека;
  • Побуждающая: вдохновляет, провоцирует деятельную активность индивида. Ведь очень сложно заставить человека сделать то, что он не хочет. Да и результаты такой работы будут печальными;
  • Регулирующая функция тесно связана с расстановкой приоритетов. Что важнее в данной ситуации, имеет большую значимость;
  • Смыслообразующая: придаёт ценность тому, чем человек занимается.

Направленность как система

Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).

Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие

Направленность на взаимодействие

имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.

Деловая направленность

Деловая направленность

отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Личная направленность

Личная направленность

создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.

Формы

Формами направленности считаются определяющие мотивы деятельности личности. Они характеризуются разной степенью личной значимости для личности, желаемости наступления результата и волевым отношением.

Выделяют следующие формы:

  • желание,
  • стремление,
  • влечение,
  • интерес,
  • склонность,
  • убеждение,
  • идеал,
  • установка,
  • позиция,
  • цель и задачи,
  • мировоззрение.

Опишем важные:

  1. Желание представляет собой самую простую форму направленности и характеризуется осознанным стремлением осуществить что-либо, причем желание имеет приближенные к настоящему сроки возможной реализации. Зачастую эта форма не подчиняется волевым установкам, поскольку тесно связана с эмоциональной сферой. К примеру, желание обнять любимого человека.
  2. Стремление определяется большим волевым участием. Это уже более сложное определение, которое включает как желаемый результат, так и пути его достижения.

    Стремление более растянуто во времени, и нередко имеет практическое значение: найти более подходящую работу или выиграть в состязании.

  3. Влечение подразумевает собой непреодолимое желание. Воля при этом отходит на задний план, чаще наблюдается даже обратная ситуация: влечение реализуется против воли. Нередко такая форма имеет негативную окраску в обществе или в сознании самой личности. Ярким примером является влечение партнера в паре к кому-то третьему. Истоки этой формы находятся у биологических потребностей личности или же глубоких комплексах.

Интерес характеризуется средней степенью значимости и только определяет следующую форму направленности. Интерес имеет волевой компонент, но через небольшое количество времени может либо угаснуть илбо развиться в желание или стремление. Интерес личности является первым элементом ее направленности в той или иной сфере, во время реализации которого человек оценивает сознательно или интуитивно важность и возможность дальнейшего развития этой формы в новую, более сильную и сложную.

Склонность характеризуется выраженным эмоциональным компонентом и большей осознанностью, чем влечение, хотя имеет с ним много общего. Склонность определена доминирующими характеристиками личности: волей или ее отсутствием, склонностью к анализу или эмоциям. Пример: склонность к спорам или к эмоциональной реакции, склонность в аналитическим видам деятельности или к творчеству.

Убеждение сформировано личным опытом и принципами личности. Эта форма несет под собой смысловую нагрузку направленности, определяя ее значение и отношение к другим сферам личности. Яркий пример: физическое здоровье имеет наибольшую ценность в жизни человека. Из этого убеждения вытекает направленность личности сохранять здоровье, а также склонности вести здоровый образ жизни и соответствующие цели.

Из убеждений формируется мировоззрение, которое представляет собой уже целостную систему, подчиняющую все сферы личности.

Также компонентом этой формы является установка: она представляет собой эмоционально окрашенное убеждение, которое непосредственно мотивирует личность на действие.

Идеал является конечным результатом деятельности, который зачастую недостижим. Эта цель является венцом всех стремлений человека. Поэтому такая форма направленности зачастую приносит много неудобств в связи с невозможностью достижения, однако мотивирует на постоянную активность.

Определение направленности личности

В современной психологии существует уже выработанная методика определения социальной направленности личности. Чаще всего для того, чтобы определить личностные устремления человека, специалисты используют анкету, которую впервые создал психолог Б. Брасс в 1967 году. В этой ориентационной анкете имеется 27 пунктов, для каждого из которых опрашиваемый должен выбрать 1 из 3 вариантов ответа, наиболее близкого ему по характеру суждения, и 1, напротив, наиболее далекий. «Приближенный» к размышлениям опрашиваемого ответ получает отметку в 2 балла, несхожий — 0 баллов. Для каждого типа ответов баллы суммируются отдельно. Благодаря данной методике направленность личности достаточно легко определяется специалистами, позволяя им сделать вывод о том, какой вид деятельности будет для человека более комфортным.

Вот 3 наиболее часто встречающихся типа.

  1. Эго-направленность можно счесть низшей ее формой, так как она продиктована эгоцентрическими мотивами в поведении человека. Эго-ориентация характеризуется заинтересованностью индивида в удовлетворении собственных потребностей и желаний, что зачастую допускает проявления агрессии в адрес окружающих в любой ситуации конкуренции.
  2. Направленность на общение: настроение и состояние коллектива будет для человека на 1 месте, зачастую даже в ущерб выполняемой им задаче. Качество, не всегда оптимальное для работы в крупной компании, но незаменимое в семье. Такой человек будет готов поступиться своими интересами в целях сохранения благоприятной обстановки в коллективе, потому что ему лично это также обеспечит психологический комфорт.
  3. Ориентированность на достижение цели: наиболее четко сформированная мотивная структура определяет уровень человеческой деятельности. Главной задачей для человека с такой направленностью личности станет решение деловых задач, способность отстаивать интересы, если необходимо для пользы дела. Прекрасное качество для профессионалов, готовых посвятить себя любимому делу. Ориентация на достижение цели характеризует сильного, волевого человека, способного добиться своего, но в отличие от индивида с эгоцентрической личностной позицией, цель эта не преследует личного характера — она вполне может быть продиктована убеждениями и высокими идеалами. Это поведение, которое индивиду с эго-направленностью покажется непонятным, а для человека, нацеленного на общение, не будет представлять особенной ценности.

Формы направленности личности в психологии

Каждый человек в чём-то нуждается. Есть вещи, в которых нуждаются все или почти все люди: все мы хотим есть, быть здоровыми, защищёнными от внезапной и насильственной смерти, почти все желают прожить как можно дольше. Подобные первичные потребности характерны не только для людей, но и для животных; в определённой степени можно говорить о тех же потребностях и у растений. Помимо биологических, существуют социальные потребности, присущие только людям. Одни из них также характерны для абсолютного большинства людей: это потребности в одежде, жилье и др. Но существуют потребности, характерные только для отдельных людей и не имеющие значения для всех остальных. Например, потребность реализовать себя в ядерной физике или желание создавать музыку. Вообще потребность в самореализации является высшим желанием личности и присуща сравнительно небольшому количеству людей.

Далеко не все потребности человека могут быть удовлетворены сразу, и даже не все они могут быть удовлетворены в принципе. Неудовлетворённые потребности принимают различные формы в зависимости от содержания и от того, насколько человек осознаёт свои цели.

Установки

Это неосознанные состояния, характеризующие готовность человека заниматься какой-то деятельностью. Установки чаще всего возникают тогда, когда неоднократно повторяется какая-то ситуация, называемая установочной, во время которой человек естественным путём реагирует тем или иным образом. Один раз сформированная установка может сохраняться иногда на весьма длительное время. Однако скорость формирования и исчезновения установок у разных людей различная. Различные исследования позволили выделить три типа установок: познавательный (что готов изучить человек), эмоционально-оценочный (его симпатии и антипатии по отношению к объекту) и поведенческий (готовность каким-либо образом действовать в отношении объекта).

Влечения

Это частично осознаваемые потребности, причина которых, однако, может быть неясна человеку. Это некий переходный этап, после которого потребность может либо быть осознанной, либо угаснуть.

Интересы

Так называют избирательное отношение человека к объекту в силу того, что этот объект чем-то привлекателен для него – эмоционально или «жизненно». Интерес представляет эмоциональную сторону познавательной деятельности, он связан с положительным восприятием какого-то предмета, явления или события. Интересов у личности может быть множество, и все они могут быть разными по содержанию, глубине, объёму и т. д.

Склонности

Это мотивы, в которых сильно выражены потребности человека в занятиях какими-либо видами деятельности. В склонности часто перерастают наиболее устойчивые и сильные интересы.

Желания

Это мотивы, основанные на осознанных потребностях, которые при этом ещё не являются сильными побуждениями к действию. Желания часто характеризуют отношение личности к объекту, достичь которого он хочет, но осознаёт невозможность осуществления этого в данный момент.

Стремления

Это побуждения, в которых выражено желание достичь определённых условий существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть реализованы в процессе организованной деятельности. Стремления бывают разных видов: это может быть мечта (воображаемый облик желаемого), идеал (мотив, выражающий потребность подражать какому-то образцу, следовать определённому примеру), страсть (мотив, отражающий потребность непреодолимой силы).

Убеждения

Это совокупность потребностей, которые побуждают её действовать в соответствии со своими взглядами, представлениями и принципами. Убеждения основаны на определённых знаниях о мире.

Мировоззрение

Это система взглядов человека на мир. В первую очередь мировоззрение отражает общественное бытие. Оно является главным регулятором поведения человека и формирует те или иные виды направленности личности.

Ценности и потребности

Отношение человека к действительности определяется в первую очередь теми потребностями, которые он считает для себя необходимыми. Потребности создают конкретные желания и запросы, а это, в свою очередь, складывается в общую психологическую ориентацию личности. Основной из ее компонентов — это ценностно-смысловые образования, основанные на тех потребностях и притязаниях человека в соответствии с его уровнем жизни, запросами и отношениями с окружающими. Сюда можно отнести желание власти и влияния, потребность в определенном социальном статусе, те ценности, которые хочет иметь человек в результате своих стараний и усилий. Сюда же относится и самооценка — способность человека адекватно оценивать себя в соотношении с окружающей действительностью.

Помимо тех целей, которые ставит перед собой человек, важны также и способы их реализации. Все мы много раз могли наблюдать это на практике. Для кого-то «цель оправдывает средства», а для кого-то конкретные методы окажутся недопустимы с этической точки зрения. Такое различие является следствием в первую очередь родительских установок. Львиную долю своей системы ценностей родители передают детям, показывая на своем примере ребенку с раннего детства. Хотя порой и делают это неосознанно

Поэтому многие известные психологи и советуют уделять максимальное внимание особенностям детской психологии, детско-родительским отношениям и вопросам педагогики. Ученые-психологи В

А. Сластенин и В. П. Каширин рассматривают, например, такие проблемы, как личностная психология, теоретико-методологические аспекты воспитания и обучения детей, общие вопросы педагогики, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое внимание ученые уделяют профессиональной детской психологии.

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

  • влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
  • желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
  • стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
  • интерес — познавательная форма направленности на предметы;
  • склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
  • идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
  • мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
  • убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее необходимо вести, реализовывать. Еще одна функция мотива является смыслообразованием, благодаря которому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — это ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, являясь ее основой, базисом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду этого необходимо различать цель деятельности и жизненную цель. Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Влияние направленности на мотивацию деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация

В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.

Осознанность-неосознанность мотивов

— осознанными,

— неосознаваемыми.

Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

Количество и качество потребностей, интересов, склонностей

Социальные потребности:

— стремление человека жить в обществе,

— стремление взаимодействовать с другими людьми,

— стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,

— стремление понимать других людей и общественные процессы.

Чем больше качественно разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее и гибче его деятельность. Чисто человеческое качество — умение сочетать в своей деятельности сразу несколько разных интересов.

Умение ставить цель

Наличие ярких идеалов может побудить человека ставить сложные, далеко идущие цели.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определённый объём кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Формы направленности

Идеалы человека, склонности, цели, интересы, порывы, желания, мотивы, стремления, симпатии, привязанности и позиции, антипатии и ценности, вкусы и потребности – всё это формы направленности.

Важно! Направленность – это в психологии совокупность побуждений, дающих характеристику индивиду и описывающих его продвижение к цели. Это не только стремление к результату, но ещё и выбор пути

Высшая форма направленности

Высшая форма – убеждение. Под ним понимается совокупность мотивов (опирающихся на мировоззрение и идеалы), которые диктуют человеку способы реагирования в различных ситуациях. Оно базируется исключительно на осознанных потребностях, которые формируют мотивацию. Человеку свойственно стремиться передать свои убеждения окружающим.

Понятия убеждения и знания отличаются друг от друга. Личность может понимать, как правильно поступить в данной ситуации, но сделать по-другому. Это просто знание. Когда человек владеет информацией и не может поступить иначе – это убеждение.

Влияние на жизнь индивида

Способы влияния:

  1. Направленность к взаимодействиям. Проявляются у людей, которые для нормального психологического состояния, эффективной деятельности постоянно взаимодействуют с группой людей. Мнение индивида подавляется окружающими, он не может взять руководство над другими. Для таких работников характерна постоянная совместная деятельность с кем-то.
  2. Деловая. Преобладают мотивы, которые связаны с получением требуемого результата для группы. Люди стараются взять все в свои руки, чтобы контролировать ситуацию. Они общаются с другими людьми, мотивируют их на активность.
  3. Личная. Преобладают личные желания, потребности над мнением большинства. Люди занимаются только собой, не обращают внимания на окружающих. В совместной жизни это будет активное проявление эгоизма со стороны одного из партнеров, в работе — игнорирование рабочих, достижение личных целей даже если они идут в разрез с рабочим процессом.

Виды направленности в общении

Направленность личности может проявляться в различных формах. Если говорить об общении, психологи выделяют три вида личностной направленности:

Взаимодействие. При этой форме поведения человек направлен на общение и взаимодействие со своими родственниками и коллегами по работе. У него есть потребность в постоянном общении. Это сформировывает определенную модель поведения. Такие люди редко идут против мнения большинства и не любят руководить своими коллегами. Человеку интересен в первую очередь сам процесс совместной работы

При этом не важно, принесет ли она ему успех и насколько престижное место он занимает в коллективе.
Деловая. Этот вид направленности характерен для людей, которые привыкли достигать поставленных перед собой целей

Это прирожденные руководители, которые привыкли отстаивать свою точку зрения перед другими людьми. Но при этом они делают это обосновано, стараясь доказать коллегам, что такая точка зрения может принести пользу и им в том числе. Такие люди постоянно совершенствуются в навыках и знаниях. Они стремятся добиться максимальной продуктивности работы, как в отношении себя, так и коллектива в целом.
Личная. Людей с таким видом направленности в первую очередь интересует собственный комфорт и престиж. Они стремятся добиться первенства во всех сферах жизни
Такие люди мало обращают внимание на мнение своих коллег и могут игнорировать даже элементарные требования по работе, если их выполнение не сулит им выгоды.

Под эти типы направленности личности попадает большинство людей, живущих на Земле. Впрочем, бывают и исключения. Однако они встречаются настолько редко, что психологи не выделяют их в отдельную категорию.

Классификация

В психологии выделяется 4 классификации направленности личности. Каждая из них имеет определенные особенности.

По открытости

Направленность может быть скрытной или истинной. Скрытую невозможно заметить в обычных жизненных ситуациях. Она проявляется только во время кризиса, нестандартных ситуаций.

Виды:

  • личная;
  • коллективная;
  • деловая;
  • эмоциональная;
  • социальная.

По личной позиции индивида

Направленность бывает:

  1. Депрессивной. Проявляется низкой самооценкой, которая мешает нормально работать, заниматься привычными делами.
  2. Эгоистической. Преобладает устойчивая заинтересованность к себе. Мнение общества или окружающих игнорируется или занижается.
  3. Гуманистической. Проявляется устойчивым положительным отношением индивида к обществу.
  4. Суицидальной. Преобладает у людей, которые частично или полностью утратили ценность к себе, родственникам, близким.
  5. Деловой. Устойчивая система мотивов, которые оказывают прямое влияние на деятельность индивида, ее результат.
  6. Коллективистской. Устойчивая ориентация индивида на контакты с обществом.

Профессиональная направленность по типу личности

Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.

Они зависят от того, к какому типу относится личность:

  • Реалистичный тип. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения.
  • Интеллектуальный тип. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии.
  • Социальный тип. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность.
  • Конвенциональный тип. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др.
  • Предпринимательский тип. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др.
  • Артистический тип. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.

Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.

Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».

Методика: кратко

Для определения направленности личности была разработана ориентационная анкета Басса.

Она состоит из тридцати пунктов, характеризующих тот или иной выбор в определенных ситуациях.

На листе ответов нужно указать наиболее и наименее приемлемый ответ на вопрос в графах &quot,больше всего &quot, и &quot,меньше всего&quot,. На каждый вопрос дается три варианта ответа.

Нужно давать ответы быстро, не задумываясь. По результатам выделяют направленность на себя, на дело и на общение.

Направленность личности формирует устойчивый круг ее интересов и потребностей, а также путей их реализации.

Выявление направленности помогает в решении личностных и общественных конфликтов. Для этого можно воспользоваться специальными опросниками.

Этот аспект личности имеет сложную структуру и задействует также другие черты внутреннего мира человека, являясь одним из связующих личность звеном.

Направленность личности , понятие, формы и свойства:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: