[править] Альтернативная точка зрения
Кризис среднего возраста — это частный вид ангста, метафизического страха, связанного с осознанием своего конца (не МПХ). Примерно в 5-6 лет ребенок понимает, что он тоже когда-нибудь постареет, а потом умрёт, однако моск не дает сойти с ума молодому организму и включает защитные механизмы, которые справляются с неприятной информацией и позволяют особи долгое время жить вполне себе спокойно. Но чем дальше в лес, тем больше места в голове человека занимает мысль о неизбежном принятии ислама. Растущий ананас переживает несколько кризисов, самый лютый из которых совпадает с угасанием жизненных сил и физическим старением тела. На четвертом десятке лет появляются первые хронические болезни, физические нагрузки даются сложнее, соображалка сбоит, а после взгляда на 17-20-летних хочется выть на луну. Тут-то человек и лишается последних иллюзий и надежд относительно себя. Теперь он отчётливо понимает, что время несётся с огромной скоростью, а большинство из того, что он запланировал, отложил или не успел, уже никогда не сбудется; смерть уже не кажется чем-то отдалённым, а мысль о мучительном уходе в одиночестве пугает страшнее всего. С этих позиций кризис среднего возраста похож на репетицию смертельной болезни: мозгу кажется, что жизнь прошла и конец близок, хотя на самом деле никаких предпосылок для этого нет. К счастью, на помощь страдающему спешит психолог Элизабет Кюблер-Росс со своими пятью стадиями принятия:
- Отрицание — страдающий КСВ не верит, что пришло его время, а на самом деле он еще ого-го-го. Время нелепых попыток казаться моложе.
- Гнев — больной ненавидит молодых и попутно ищет виновных, из-за которых вся жизнь пошла не так, как хотелось (родители, жена и дети). Уходы в синюю яму и астралы.
- Торг — набор бессмысленных ритуалов в надежде поправить свою карму: от бросания пить до участия в благотворительности. В фильмах про КСВ герои на этой стадии либо ищут своих брошенных детей, либо создают террористическую организацию.
- Депрессия — поиск смысла жизни, эксперименты с религией и паранормальным. Уходы в синюю ямы и астралы. Окончательное тотальное понимание, что смерть неизбежна.
- Принятие — человек наконец-то вдупляет, что 35 — это далеко не конец. Подавляющее число пациентов начинает жить нормальной жизнью, небольшой процент счастливчиков делают правильные выводы и переходят на новый уровень.
Правда, не все доходят этот путь до конца.
Кризис среднего возраста — чума, с которой сражаются люди в белых халатах |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Классификация возрастов
Существует множество различных классификаций возрастов, разработанных специалистами в разных областях человеческого знания (и, следовательно, основанных на разных основаниях).
Например, согласно древнекитайской классификации, зрелость делится на 4 периода: от 20 до 30 — возраст вступления в брак; от 30 до 40 — возраст выполнения социальных обязанностей; от 40 до 50 — обучение своим ошибкам; от 50 до 60 — последний период творческой жизни.
Пифагор сравнивал возраст с временами года, и, соответственно, зрелость включала периоды лета (20-40) и осени (40-60).
Согласно возрастной периодизации, принятой на Международном симпозиуме в Москве в 1965 году, средний (зрелый) возраст также можно разделить на 2 периода. Первый период — 22-35 для мужчин, 21-35 для женщин и второй период — 36-60 для мужчин, 36-55 для женщин.
Возрастная периодизация Д.Б. Бромли (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит ее на четыре стадии:
- ранняя взрослая жизнь 21-25 лет;
- средняя взрослость 25-40 лет;
- поздняя взрослость 40-55 лет;
- предвзрослый возраст 55-65 лет.
Стадии развития личности по Э. Эриксону: ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет), средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) и поздняя взрослость (старше 60 лет).
Схема периодизации индивидуального развития (Б.Б. Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает два периода, разделенные на два возраста. Взрослый возраст: первый возраст — 22-28 лет для мужчин, 21-26 лет для женщин, второй возраст — 29-35 лет для мужчин, 27-32 года для женщин. Возраст зрелости: Первый возраст — 36-45 лет для мужчин, 33-40 лет для женщин, второй возраст — 46-55 лет для мужчин, 41-50 лет для женщин.
Выдающийся российский психолог, специалист в области развития для реализации проблем познания человека Б.Г. Ананьев писал: «Жизненный путь человека — это история становления и развития личности в определенном обществе, современников определенной эпохи и современников определенного поколения. В то же время этапы жизненного пути приурочены к историческим событиям, смене образовательных путей, изменениям в стиле жизни и системе отношений, сумме ценностей и жизненной программе — целей и смысла жизни, которыми обладает данная личность. Стадии жизненного пути пересекаются с возрастными стадиями онтогенеза, настолько, что некоторые возрастные стадии в настоящее время называются именно стадиями жизненного пути.
В современной психологической литературе термин «зрелость» довольно часто заменяется термином «взрослость», что позволяет избежать многих двусмысленностей и обычно выделяют 3 стадии:
- «Ранняя взрослая жизнь» — от 20 до 40 лет;
- «Средняя взрослость» от 40 до 60 лет;
- «Поздняя взрослость» — от 60 лет и старше.
Многие авторы утверждают, что не существует более или менее четких или универсальных признаков, позволяющих отличить этот период от жизненного потока, в котором он содержится.
Хотя утверждается, что начало зрелости не разграничивается с предшествующим подростковым возрастом, и что нет существенной разницы между окончанием зрелости и началом взрослой жизни, отсутствие определенных точек для начала и окончания зрелости не должно означать, что зрелость является простым продолжением предшествующих или последующих периодов. Взрослая жизнь отличается от более ранних и более поздних периодов своими предшественниками и последствиями.
Преимущества зрелого возраста
Зрелость – это самый активный и плодотворный период в жизни и такой момент нельзя упускать. В этот момент человек целиком раскрывается как индивид и как личность. Внешность полностью сформирована, а психика подготовлена к большинству жизненных трудностей. Пик развития интеллекта достигается в среднем возрасте.
Зрелость – самое время, чтобы осуществить все свои мечты и решиться на «великие подвиги». Человек стремится стать лучшим во всём. Быть верным другом, лучшим родителем. Высоко продвинуться по карьерной лестнице, стать надежной опорой родным и близким. Эти желания непременно возникают у взрослого человека.
Зрелый возраст отличается тем, что у личности нет юношеского максимализма. Взрослый человек обдумывает поступки и понимает простую вещь. Сколько не старайся, везде успеть невозможно. Понимает, что зачастую наши возможности не совпадают с желаниями. И поэтому зрелому человеку удается сделать намного больше, чем пусть и молодому, но с «горячей головой» человеку.
В среднем возрасте человек лучше уживается с другими людьми. Он умеет признавать свои ошибки, выслушивать других людей, избегать ненужных конфликтов и перепалок. Умеет находить общие интересы. Зрелый человек не старается что-либо доказать, если считает, что прав. Высказывая точку зрения, он аргументирует её объективными фактами, в большинстве случаев – из личного опыта. В зрелом возрасте легче находиться в гармонии с окружающими, при условии, что вы успели «повзрослеть».
Ученые-социологи выделяют общий перечень признаков, присущих зрелым людям:
- сосредоточенность на поставленной задаче;
- толерантное поведение. Снисходительное отношение к недостаткам других людей;
- независимость от чужого мнения. Взрослый человек не связан оценочными рамками других людей;
- объективная оценка происходящих в жизни событий;
- постоянная рефлексия;
- чувство принадлежности к социуму;
- устойчивые нравственные взгляды на жизнь;
- периодически возникающая потребность в уединении;
- осознанное принятие важных решений;
- отсутствие юношеского максимализма и сдержанность в поведении;
- понимание себя и своих желаний.
Но это не значит, что зрелая личность — та, которая достигла своего пика и остановилась в развитии. Зрелая личность – это постоянно развивающаяся система. Взрослый человек каждый день совершенствуется во всем, что ему необходимо
Физически, духовно, профессионально – неважно. Этот процесс не заканчивается вплоть до наступления старости. Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!»
Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!».
Причины появления
Кризис среднего возраста у мужчин — что это такое, когда начинается
Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.
Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики
Лев Выготский: кризисы возрастного развития детей
Первым, кто в психологии поднял тему кризисов возрастного развития как самостоятельную, самодостаточную и нуждающуюся в предметном исследовании, был российский психолог и педагог Лев Семенович Выготский (1896-1934). Многие научные концепции Выготского актуальны по сей день, и на их основе построены действующие педагогические методики. В контексте сегодняшней темы нас более всего интересуют кризисы возрастного развития детей, которые выделил и описал Лев Выготский .
Кризисы возрастного развития детей (по Выготскому):
- Кризис новорожденности, отделяющий внутриутробный этап развития от младенчества.
- Кризис первого года жизни, отделяющий младенчество от раннего детства.
- Кризис 3-летнего возраста, символизирующий переход к дошкольному возрасту.
- Кризис 7-летнего возраста, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом.
- Кризис подросткового возраста в 13 лет.
Напомним, что пик научной активности Выготского, все его научные разработки пришлись на 20-30-е годы прошлого века и являлись отражением ситуации в обществе, сложившейся на тот момент. Сегодня дети могут идти в школу с 6 лет и, соответственно, кризис, символизирующий переход между дошкольным и школьным возрастом, происходит раньше и во многом зависит от степени психологической готовности к школе.
Общество стало более разнородным в социальном плане, поэтому кризис переходного возраста необязательно случится именно в 13 лет. Кто-то «слетает с катушек» уже в 12-летнем возрасте, а кто-то может спокойно «дотянуть» до 15 лет и без происшествий пережить все подростковые гормональные бури.
Так или иначе, возрастные кризисы и социальная ситуация развития тесно взаимосвязаны. И тут есть один очень тонкий момент. Если в ранних кризисах возрастного развития детей меняется внешняя ситуация, у подростков речь идет о внутренних изменениях. Так, можно достаточно четко проследить момент, когда ребенок сделал первый шаг, сказал первое слово. Еще более четкую хронологию имеют последующие события, когда ребенок пошел в детский садик, а затем в школу.
В случае с подростком он по-прежнему продолжает ходить в школу, общаться с друзьями, возможно, заниматься в спортивной секции или творческой студии. Однако в подростковом возрасте начинается глобальная перестройка организма, прежде всего гормональная, которая «накладывается» на объективный процесс эмоционального взросления.
В этот момент происходит переоценка ценностей, появляется большее, чем раньше, стремление к независимости, которое может перерасти в бунт, если взрослые начинают избыточно вмешиваться в те сегменты жизни ребенка, за которые он может и должен отвечать сам. Например, выбор друзей, занятий по интересам, будущей профессии и т.д. В любом случае, для каждого периода детского возраста существует своя ведущая деятельность.
Критерии взрослости
По Арнетту, существует три критерия взрослости — «Большая тройка»: ответственность за себя, независимость в принятии решений и финансовая независимость. Эти три критерия обрели большой вес не только в США, но и в других странах мира (Китае, Греции, Израиле, Индии, Аргентине), правда, с некоторыми нюансами. Например, в Китае к этим критериям добавляют возможность финансово поддерживать своих родителей, а в Индии — обеспечить безопасность своей семьи.
Ученый-исследователь психологии развития Эрик Эриксон представил свои стадии развития, каждая из которых призвана найти ответ на центральный вопрос. Для подростничества центральным вопросом является идентичность, поиск самого себя и своего места в этом мире. В юности фокус внимания смещается на поиск близких отношений и построение дружеских и романтических связей.
Энтони Берроу, доцент кафедры развития человека в Корнеллском университете, изучает вопрос поиска смысла жизни в среде молодых людей. Вместе с коллегами он обнаружил, что жизненная цель у них ассоциируется с поиском своего места среди других студентов. Стремление к цели было связано с большей удовлетворенностью жизнью и позитивными чувствами. Также ученые просили респондентов оценить по шкале соответствия своим чувствам утверждения вроде «Я ищу цель или миссию в своей жизни».
Особенности возраста
К основным особенностям периода взрослости относится:
- изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
- рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
- рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
- объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.
Названные особенности – новообразования взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития в других элементах. Если в предшествующих периодах развитие идет равномерно сразу по всем сферам и направлениям личности, то расцвет зрелости имеет весьма хаотичный или иерархический характер.
Критерии когнитивной зрелости
Анализ типичных моделей человеческого мышления в ранней зрелости был проведен Клаусом Ригелем, который подчеркнул понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он назвал это «диалектическим мышлением»
К. Ригель считал, что если и существует пятая стадия когнитивного развития, которая следует за четвертой и последней стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек размышляет, синтезирует или интегрирует мысли.
Более того, Ригель выделил интеграцию идеального и реального как особенно важный объект диалектического мышления. Таким образом, по его мнению, практический, повседневный мир служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления; он позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сила мышления взрослого человека.
Другой теоретик исследования, Гизела Лейбови-Виф, рассматривала вовлеченность и ответственность как критерий когнитивной зрелости взрослого человека. По ее мнению, курс когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции при переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей последней стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формальных операциональных рассуждений, но она считает, что истинная когнитивная зрелость наступает гораздо позже, когда взрослые становятся по-настоящему автономными и способны справляться с противоречиями и неопределенностями жизненного опыта. А это происходит только тогда, когда человек обретает способность самостоятельно принимать решения.
Таким образом, эта точка зрения поддерживает мнение о том, что интеллектуальное развитие в ранней взрослой жизни тесно связано с формированием личности. Это объясняется тем, что способность принимать самостоятельные решения, о которой говорит Лейбови-Женя, основана на осознании своих обязанностей и понимании ответственности, которую налагает на человека принятое решение. Следует отметить, что не все исследователи склонны рассматривать особенности интеллектуального развития человека в период ранней взрослости как 5-ю стадию когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает, что отличительной чертой мышления взрослых является гибкость, с которой взрослые могут использовать все когнитивные способности, которыми они обладают. Шайи считает, что в детстве, подростковом и юношеском возрасте в мышление человека встраиваются все сложные структуры, необходимые для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты для мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет периодом приобретения.
Человек достигает возраста «ранней взрослости» с психологическими, физиологическими и когнитивными характеристиками. Он продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития
Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличивается его объем и способность к переключению. Память достигает высокого уровня (как долгосрочная, так и краткосрочная память)
Мышление характеризуется гибкостью и оперативностью процессов. В зависимости от возраста определенные типы мышления развиты несколько сильнее.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Семейная психотерапия
- Эмоционально-волевая сфера личности пожилого человека
- Психология отклоняющегося поведения
- Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества
- Диагностика задержки психического развития
- Психология профессий
- Поведенческая психология
- Особенности взаимосвязи мотивации учения и тревожности младших школьников — Особенности младшего школьного возраста
- Направленность личности — тест Б.Басса — Общие понятия направленности личности
- Игры с правилами в психологии
Понятие и суть
Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский
Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления
Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:
- Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
- Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.
Большинство кризисных ситуаций случается не только на фоне взросления, но и под действием окружающих факторов.
Суть периода
Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.
К новообразованиям зрелости относится:
- выстраивание стратегии жизни;
- феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
- поиск смысла жизни и следование ему;
- новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
- родительство.
Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».
Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.
Ранняя взрослость, или молодость
Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:
- стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
- осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
- полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
- нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.
Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.
Средняя взрослость, или зрелость
Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.
Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:
- подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
- переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
- осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
- уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).
Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.
Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.
Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:
- полным избавлением от комплексов;
- полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
- ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
- стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).
Поздняя взрослость
Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».
Стадии
Каждый переживает кризисный период по-своему. Если человек уверен в себе, ему будет проще справиться с трудностями. Неуверенные же в себе люди сталкиваются со всеми его проявлениями.
Независимо от этих особенностей, кризис проходит в несколько этапов:
- Переоценка. В данном случае речь идет не о приоритетах, а о внутреннем мире. Человек проводит переоценку своего Я. Он привыкает к смене ролей, к превращению из опытного специалиста в пенсионера.
- Осознание немощности и зависимости. С этим смириться сложнее всего. Но если это произойдет, появится облегчение.
- Принятие. После того, как человек поймет, что время все-таки не остановить и ему придется привыкнуть к новому себе, начнется последняя стадия кризиса зрелого возраста.
Все стадии в целом можно назвать сложным психосоциальным конфликтом, который способен привести к развитию серьезных проблем.
Кризис 1 года
Если раньше ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то годовалый малыш начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Научившись ползать, а затем ходить, ребенок уже не испытывает постоянную необходимость находиться рядом с мамой. Наоборот, в нем просыпается сильнейший исследовательский интерес к миру. Родителям, до этого носившим малыша на руках и привыкшим к тому, что они могут контролировать все его перемещения и действия, бывает трудно перестроиться на новое положение дел. В результате ребенок сталкивается с тем, что взрослые часто ограничивают его свободу («не трогай это», «туда ходить нельзя» и так далее). Малыши этого возраста очень остро реагируют на запреты, капризничая и бунтуя.
В возрасте 1 года у ребенка закладываются основы таких важных личностных составляющих, как самооценка, уверенность в себе, самоуважение. Помочь малышу активно развиваться можно, создав для него безопасную среду, в которой ребенок мог бы в полной мере проявить свою самостоятельность. Постарайтесь снизить количество ограничений и запретов. Вместо этого предложите малышу другое интересное занятие.