Упражнения
Тема развитие творческих способностей набирает все большую актуальность в наши дни. Самообразование пользуется огромной популярностью. Люди хотят узнавать новое и пробовать себя в новых областях.
Творческие способности личности возможно тренировать. Как узнать, развиты творческие способности у человека или нет? Если вы заинтересованы в этом, то вот два упражнения:
Упражнение «Игра в ассоциации» нацелено на креативную работу и генерирование идей. Возьмите лист бумаги и запишите на нем первое слово, которое придет вам в голову. Это должно быть абстрактное слово, к которому вы не привязаны. Например «пианино».
Затем, как только вы выбрали слово, запомните первую ассоциацию, которая пришла вам на ум. Не нужно долго размышлять и специально придумывать ассоциацию. Это должно быть спонтанно и неосознанно.
Проследим две цепочки ассоциаций:
- В первом случае ассоциации находятся в одной тематике. Человеку не удалось выйти за пределы стереотипного мышления.
- Во втором случае ассоциации находятся в безусловной связи между собой, но сам ход мышление меняет свое направление из одной области в совершенно другую.
Из этих примеров видно, что вторая цепочка ассоциаций принадлежит человеку с более развитыми творческими способностями.
В эту игру полезно играть как взрослым, так и детям. Эффективный метод, который тренирует интеллектуальные и творческие особенности.
Второе упражнение «Универсальный предмет» тренирует и креативное мышление, и фантазию, и образное мышление.
Назовите любой предмет, который первым придет в голову. А затем придумайте, как его можно использовать, кроме его прямого назначения. Чем больше ряд слов в образовавшейся цепочке, тем креативнее вы мыслите.
Например, слово «сковорода». Ее можно использовать как веер, поднос, палитру, кепку, зонт, теннисную ракетку… и т.д.
В эту игру можно играть в компании. Тот, кто не придумывает новое назначение, выбывает из круга. Таким образом, выявляется самый креативный человек в компании.
4 книги для развития креативности
Этот автор входит во все рейтинги книг по развитию креативности. Много дизайнеров вдохновились способами мыслить нестандартно, придуманными Майклом Микалко. В книге описано 21 средство развития креативности. Все методики актуальны современности и показаны на реальных примерах.
Произведение открывает тайны психики гениальных людей. Автор приводит описание девяти техник креативного мышления. Все способы мыслить творчески показаны на примерах из трудов знаменитых личностей. Пособие дает инструменты гениев в руки любого человека. В книге есть список заданий, при помощи которых можно на практике применить 9 стратегий креативности. Книги Майкла Микалко можно изучать в любом порядке.
Йерун ван Хейл «Подай идею»
Автор книги учит на практике реализовывать идеи, рожденные в голове. Повествование показывает весь путь проекта от мысли до практического воплощения. Йерун ван Хейл проводит анализ основ творческих идей, рассказывает секреты проведения лучших презентаций, дает подсказки по поиску нужных людей: партнеров, клиентов.
Тина Силиг «Разрыв шаблона»
Тина Силинг утверждает, что любую задачу можно решить при помощи творческого подхода. «Разрыв шаблона» — это рассказ об обычной жизни под неожиданным углом зрения. Тина предлагает выполнить задания для развития наблюдательности, креативных навыков. Методики, описанные в книге, создают благоприятные условия для творчества, разрушают внутренние ограничения. Творческим людям книга дает уверенность в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
Как реализовать потенциал: техника №1. Потоковое рисование, чтобы раскрыть скрытый потенциал
Необязательно быть профессиональным художником, чтобы создавать шедевры. Особенно если речь идёт про шедевр собственной жизни. Когда вы рисуете, вы погружаетесь в себя, отключаете логику, и в этот момент приходят новые инсайты. С помощью потокового рисования вы можете увидеть новые грани реализации и поймете, как реализовать потенциал.
Подготовьте заранее несколько листов бумаги и краски. Также можно использовать мелки, карандаши, блёстки и другие материалы. Для максимального погружения лучше всего рисовать не кисточкой, а руками.
Потоковое рисование – это один из вариантов медитации, поэтому позаботьтесь о том, чтобы вас никто не отвлекал от процесса.
Перед началом рисования сформулируйте запрос. Напримерчто я должен предпринять для решения той или иной проблемы? В какой области я смогу реализовать себя? Как мне действовать для достижения своей цели? Как раскрыть творческий потенциал?
Затем отпустите себя в творческий процесс и рисуйте
Это может быть что—то абстрактное или конкретное, не важно. Для вдохновения можно включить музыку, причём не обязательно медитативную
Это могут быть разные стили, в зависимости от ваших предпочтений и ощущений.
После того, как вы нарисовали свои работы, попробуйте проанализировать то, что у вас получилось, увидеть в абстракциях нечто конкретное. Выписать ассоциации, которые возникают при созерцании картины. А также можете поискать значения цветов или символизм тех предметов, ситуаций, которые вы нарисовали. Всё это обязательно натолкнёт вас на новые неожиданные решения и позволит полностью раскрыть потенциал.
Творческий талант в театрализованной деятельности
Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.
- Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
- Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
- Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
- Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
- Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
- Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Как реализовать потенциал: техника №2. Как раскрыть внутренний потенциал, создавая книгу своей судьбы
Как реализовать потенциал с помощью…. своей истории? Многие известные авторы признают тот факт, что события, описанные ими в книгах, оказывают мистическое влияние на их жизнь, как положительное, так и отрицательное (зависит от сюжета).
Например, в одном из интервью автор популярных детективов Дарья Донцова говорила, что частенько её родственники и друзья просят интегрировать их в сюжет книги в качестве персонажей и приписать им какие—то недостающие качества, материальные ценности и т.д.
Услышав в своё время эту историю, я тоже решила попытать удачу и написала целую повесть, куда добавила в качестве персонажей себя и своих друзей, «исполнивтам то, о чём мы в тот момент мечтали. И это сработало! Конечно, не на 100%, но тем не менее. Всё—таки писатели не боги, но попробовать такой метод однозначно стоит.
Когда мы пишем, это структурирует хаотичный поток мыслей в нашей голове, помогает нам лучше определиться с целями и путями их достижения, открывать новые возможности.
Итак, представьте, что вы и писатель, и персонаж своего романа. Покажите уже раскрытый потенциал в своей истории.
Подумайте о том, как бы вы могли реализовать свой потенциал в текущей ситуации. Накидайте несколько вариантов своего персонажа в соответствии с тем, о чём в глубине души вы мечтаете
Пусть часть этих идей будет совершенно абсурдной, на данном этапе нам это не важно.
А теперь давайте раскроем потенциал своих персонажей. Для этого вы открываете заметки в телефоне, или компьютер, или пишете от руки, и начинаете сочинять свою историю, описывая все идеи, которые приходят в голову: как вы становитесь миллионером, как находите себя, реализуя в этом произведении все свои скрытые мечты, идеи и т.д
Также вы можете описать препятствия, которые встречаются у вас на пути, и то, как вы их преодолеваете, применяя разные нестандартные методы.
Уделяете этому занятию по полчаса в день в течение недели. А быть может, вы втянитесь и будете писать больше. Главное, выбрать комфортный для себя ритм.
В конце недели вы перечитываете то, что у вас получилось и из этого всего выбираете моменты, которые имеют реальное рациональное звено. И следующую неделю посвящаете тому, чтобы более детально проработать выбранные сюжеты, написав к каждой идее ещё несколько способов её реализации.
В результате у вас получается готовый сценарий действий. То, что даже на бумаге кажется слишком сложным, вы отбрасываете. А то, что оказывается реально воплотимым, начинаете воплощать. Именно так можно реализовать творческий потенциал и открыть новые возможности.
Тренажер креатива у детей, ТОП-10 упражнений
Тренажер креатива у детей
Принцип работы с детьми: все должно быть ярко, интересно и в форме игры. У детей хорошая память, но они утомляются, когда становится скучно. Если будет интересно, дети вольются в игру с удовольствием и будут развиваться. Поскольку дети изначально более открыты, гибки, чем взрослые, то им раскрывать свой творческий потенциал будет намного проще.
На развитие фантазии
Нужно придумать вещь, которая не существует. Это может быть все, что угодно, вплоть до самых бредовых идей.
Посоветовать ребенку вообразить себя пилотом или капитаном судна. Что бы он делал в случае опасности?
Заставить малыша переместиться в какую-либо эпоху прошлого или будущего. Что там будет? Какая одежда, язык, интерьер, исторические события и предметы? Что бы он делал, например, если бы ему, чужаку, нужно было бы выжить в этой обстановке?
Метод ассоциаций
Посоветовать ребенку рассмотреть облака. А потом сказать вслух, на что они похожи. Возможно, ребенок увидит животных, лица, мимику или растения.
3 волшебных краски
Взять палитру красок и предложить ребенку выбрать три оттенка, которые, на его взгляд, сочетаются. Потом этими красками наугад заполнить чистую бумагу. В конце упражнения рассказать, на что похож размалеванный наугад лист.
Конструирование
Конструктор не нужен. Нужны круги, квадраты и другие фигуры из цветной бумаги. Дети из них будут складывать картины, фигурки, дома и все, что захотят.
Изобретатель
Нужно назвать два любых предмета, а потом помечтать, как их можно соединить с пользой. Например, из фонарика с ключами от замка можно придумать устройство, позволяющее открывать двери в темноте.
Рисуем под музыку
Можно поставить ребенку что-то из классики и предложить закрыть глаза. А затем спросить, какие картины и ассоциации вызывает музыка. Потом попросить его нарисовать увиденное им.
Продолжи метафору
Это
упражнение подойдет и для самых маленьких. Ребенку предстоит закончить
сравнение по принципу ассоциаций. Например:
- пищит пронзительно, как…
- голодный, как…
- умный, как…
- надежный, как…
- красный, как…
Слепи одну книгу с другой
Этот метод подойдет детям постарше. Нужно назвать наугад два разных по стилю и жанру произведения, а потом попросить ребенка «перебросить» героев из одной книги, в другую. Также можно менять ход события, «перебрасывать» сюжет из книги в книгу, что-то присочинить. При этом можно смешивать фэнтези и исторические романы, сказки и повести, героев XVIII века и героев современности.
Продолжи рассказ
Это упражнение можно выполнять группой. Ведущий
начинает придумывать рассказ, затем прерывается на полуслове и выкрикивает
первое слово, которое ему придет в голову.
Следующий участник продолжает рассказ, но именно с этого слова. После куска повествования он выкрикивает еще слово, постороннее для этого творения. Следующий участник вновь продолжает и так далее.
Общие рекомендации по развитию творческого потенциала личности
Составьте для себя режим дня и следуйте ему. В книге «О чём я говорю, когда говорю о беге» писатель Харуки Мураками опровергает миф о том, что творческие люди склонны к лени. По его словам, он придерживается четкого распорядка дня, поднимаясь с постели в 5 часов утра и ложась спать в 10 вечера. Мураками утверждает, что именно это помогает ему в работе.
Наш мозг любит искать оправдания для лени, но если есть четкий режим, то вы найдете, что противопоставить этим оправданиям.
Не забывайте о других проявлениях творчества. Рисуйте картины, сочиняйте стихи, играйте на пианино, вяжите и вышивайте. Все занятия творчеством тонизируют мозг, а если вы чередуете разные виды творчества, то можете легко находить интересные и неожиданные методы решения проблем.
Статистика показывает, что более 30 % лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались или рисованием, или танцами, или актерским мастерством. Известный физик Альберт Эйнштейн был страстно увлечен игрой на скрипке.
Не сдавайтесь. Развитие творческого потенциала — это не самый быстрый процесс. Будьте упорны, не опускайте руки, используйте любые методы, чтобы развивать воображение. Писатель Роди Дойл во время творческого кризиса записывает все, что приходит ему на ум.
По его словам, вскоре мысли начинают течь бурным потоком. Писатель Эрнест Хемингуэй, в свою очередь, говорил, что порой у него были десятки вариантов первого предложения романа. Он анализировал их, выбирал лучшее и только тогда двигался дальше.
Не зацикливайтесь. Если вы упорно трудитесь, но не видите результата, попробуйте отвлечься от творческого процесса. Пойдите на прогулку, пообщайтесь с друзьями. Есть мнение, что все, что можно придумать, уже придумано. И когда мы думаем, что сочиняем что-то новое, то на самом деле лишь комбинируем чужие идеи. Все они уже находятся внутри нас, просто нужно их отыскать.
Помедитируйте, сделайте уборку, прогуляйтесь по парку, слушая классическую музыку, поиграйте в футбол
Неважно, что именно вы будете делать, но это занятие должно помочь вам отключить внутренний диалог и быть здесь и сейчас
Воспринимайте творчество как игру. Отнеситесь к развитию творческого потенциала легко, занимайтесь этим играючи. Доказано: в этом вопросе не нужно излишней серьезности. В 2001 году студенты Мерилендского колледжа участвовали в эксперименте. Им нужно было провести мышь через нарисованный лабиринт. Студенты первой группы вели мышь с помощью куска сыра (позитивное подкрепление), второй — заставляли мышь убегать от совы (негативное подкрепление).
Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов
для жизни в Потоке
- Если ты:
- чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
- испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
- ничему не радуешься.
- Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:
- стать эмоционально устойчивой,
- получить заряд энергии
- наладить энергообмен с миром.
Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 10 декабря 10:00
Просто сделайте первый шаг. В детстве мы часто мечтаем о творческих профессиях, хотим стать художниками, актёрами, писателями. Однако по мере взросления многие переключаются на более прагматичные профессии. Согласно теории, разработанной Бетси Эдвардс, у большинства с годами становится доминантным левое полушарие мозга, отвечающее за аналитическое мышление. Когда мы пытаемся заняться творчеством, именно левое полушарие требует от нас не тратить время зря, а заняться полезными делами.
Не у всех получается заставить этого внутреннего критика замолчать. Однако, если постараться его игнорировать, постепенно его голос станет тише или начнет давать конструктивные рекомендации. Именно начало творческого процесса является самым сложным, но усилия будут вознаграждены.
Методы развития творческого потенциала
Технологии развития творческого потенциала, которые применяются в современном мире, направлены на то, чтобы устранить психологическую инерцию. Она возникает у человека, когда перед ним ставятся креативные задачи.
Самые распространенные из них:
- Использование научно-фантастической литературы, исследование ее прогностических функций.
- Оператор РВС.
- Метод моделирования «маленькими человечками» (ММЧ).
- Фантограммы.
- Метод золотой рыбки (разбор фантастических идей и их синтез).
- Ступенчатое конструирование.
- Метод ассоциаций.
- Метод тенденций.
- Метод скрытых свойств объекта.
- Взгляд со стороны.
- Трансформация системы ценностей.
- Ситуационные задания.
- Приемы фантазирования, генерирования идей.
- Шкала оценки НФ-идей «Фантазия-2».
- Система упражнений по развитию творческого воображения.
Расскажем подробней о самых интересных методах.
Метод фокальных объектов (МФО) разработал профессор Берлинского университета Э.Кунце. Впоследствии ученый из США Ч.Вайтинг модернизировал его. Этот метод развития творческого интеллектуального потенциала работает по принципу перенесения свойств одного или нескольких объектов на другой. Его также называют методом поиска новых идей путем присоединения к объекту свойств случайных объектов.
Как именно действует этот метод? Признаки случайно выбранных объектов переносятся на совершенствуемый объект, лежащий в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным. Модификации, которые он получает во время этого процесса, развивают ассоциациями. Они помогают человеку активизировать творческое мышление. Исходный объект улучшается за счет новых оригинальных решений, которые к нему применяются. Метод фокальных объектов используется в педагогике, менеджменте, маркетинге и различных других сферах.
Разберем работу этого метода пошагово:
- Мы выбираем 4-5 случайных объектов, например, из словаря.
- Составляем списки их характерных свойств и признаков (по 5-6 различных слов, в числе которых глаголы, прилагательные и деепричастия).
- Выбираем фокальный объект.
- Присоединяем к нему признаки случайных объектов, все записываем.
- Сочетания, которые мы получили в итоге, развиваем путем свободных ассоциаций.
- Рассматриваем полученные варианты, выбираем самые интересные решения.
Этот прием развития творческого потенциала довольно универсален. Однако он не подойдет для решения сложных задач. Еще один его недостаток — отсутствие четких критериев оценки найденных идей.
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)использовалась в практике британского физика Дж. Максвелла. Она подразумевает моделирование процессов, которые происходят между разными веществами в природе и в творениях человеческих рук. Это один из методов решения простейших противоречий.
Методика ММЧ опирается на наблюдение, что многие задачи становится легче решить, представив их в виде модели. При использовании этого метода объект изображается в виде множества маленьких человечков, которые взаимодействуют друг с другом. В итоге получается модель, у которой есть достоинства эмпатии, например, простота. И нет ее недостатков, одним из которых, к примеру, является неделимость человеческого организма.
На практике процесс применения методики для развития творческого потенциала выглядит так:
- Мы выделяем часть объекта, которая не выполняет требования задачи, и представляем ее в виде маленьких человечков.
- Делим их на группы, которые действуют так, как нужно по условиям задачи.
- Перестраиваем полученную модель так, чтобы выполнялись противоречащие друг другу действия.
Оператор РВС представляет собой инструмент управления психологическими факторами, позволяющий уйти от шаблонного мышления. Цель его применения не в решении задачи, а в избавлении от устоявшихся стереотипов и выходе за рамки сознания.
РВС расшифровывается как «размер, время, стоимость». Метод работает так:
- Выбираем интересующий нас объект.
- Выделяем три его главных характеристики: размер, время и стоимость.
- Определяем исходные значения этих параметров.
Далее мы анализируем изменения значений этих параметров по каждому Р, В, С:
- Р — (∞): увеличение размеров объекта до бесконечности;
- Р — 0: уменьшение размеров объекта до нуля;
- В — (∞): увеличение времени действия объекта до бесконечности;
- В — 0: уменьшение времени действия объекта до нуля;
- С — (∞): увеличение стоимости объекта до бесконечности;
- С — 0: уменьшение стоимости объекта до нуля.
В процессе этой процедуры мы можем увидеть проблемную ситуацию под другим углом и найти решение, которое является неочевидным, но окажется действенным.
Хобби как дело всей жизни
Ну и наконец, чтобы точно избавить вас от зажатости, страха реализовывать свои желания и следовать своей фантазии, поделимся с вами историями людей, которые смогли добиться вершин, раньше казавшихся недостижимой мечтой. Людей, чьё, казалось бы, простое и обычное творчество переросло в большое дело их жизни. Одной из таких личностей является, например, Натан Савайя, который оставил адвокатскую практику и посвятил себя любимому занятию детства – созданию фигур из конструктора LEGO. В итоге мужчина получил всемирное признание и выполнил заказ на LEGO-фигурки для лауреатов премии «Оскар»! То, что объединяет таких творческих людей, – это искренняя любовь к своему занятию, вера в него и в свои силы. И из этого материала вы узнаете, как даже вышивание и фудстайлинг могут стать необычным, неординарным и по-настоящему классным ремеслом.
Творчество – это далеко не только приятное времяпрепровождение (что на самом деле уже немаловажно!). Оно способно раскрыть сильные стороны вашей натуры, избавить вас от границ и условностей и показать мир с другой, светлой и счастливой стороны
Самое главное – не бойтесь послушать себя и свои желания, в нужный момент подхватив вдохновение и вылив его во что-то необычное, интересное и неповторимое. Вот увидите: жизнь заиграет новыми красками, когда вы поймёте, что это необычное, интересное и неповторимое можете создавать вы сами.
Выражайте свои мысли на бумаге
Когда мы записываем понравившиеся или собственные идеи на бумаге, это помогает быть более собранными, целостными. Более того, когда мы фиксируем идею на бумаге, мы ее в определенной степени материализуем, она становится для нас понятней, мы способны больше на ней сфокусироваться.
Психологи утверждают, когда мы записываем свои мысли на бумаге, это помогает быть более сконцентрированным, освобождает от «переполняющих» эмоций, улучшает память.
Начните вести творческий дневник, куда бы вы записывали ваши собственные или вдохновляющие идеи других людей.
Также большим стимулятором творческого вдохновения могут стать мотивационные цитаты. Психологи рекомендуют не только слушать, прочитывать, но также записывать и, по возможности, воплощать в жизни.
Критерии креативности по Торренсу
Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.
Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.
Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.
Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.
Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.
Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.
Особенности развития творческого мышления
Методы развития творческих способностей в психологии достаточно многочисленны. Отмечают концепции:
- латерального мышления (нестандартного, с множеством подходов);
- изобретений (к примеру, система ТРИЗ, как метод развития творческого мышления, представляет собой теорию решения изобретательских задач);
- синектику (метод коллективного исследования или усовершенствованный “мозговой штурм”);
- другие.
Наибольшей универсальностью обладает первая разновидность Э. Де Боно. Латеральное мышление – это теория логики и понимания, связанных с разработкой новых идей.
Говоря об особенностях творчества, имеют в виду деятельность по созданию новых ценностей с применением оригинальных идей. Развитие нестандартного хода мыслей требует нетривиальности (оригинальности), стремления к новизне, гибкости.
Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?
Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.
Отличие детей друг от друга состоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.
То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!
Как реализовать потенциал: техника №3. Медитация открывает новые возможности
Неспроста медитация стала так популярна среди известных людей и бизнесменов. Ведь во время медитации мы расслабляемся, погружаемся внутрь себя, снижается уровень стресса, очищается мозг. Всё это ведёт к появлению новых инсайтов, которые неожиданно вспыхивают яркими красками на чистом холсте нашего мозга.
Поэтому медитация – отличный способ открыть в себе новые таланты и реализовать потенциал в период мирового кризиса. Благодаря медитации, вы будете гораздо спокойнее воспринимать происходящее, принимать взвешенные решения и видеть те возможности, которые не видят другие. Вопрос о том, как раскрыть свой творческий потенциал и как реализовать себя, больше не покажется вам таким уж сложным.
Предлагаю вам выполнить мою авторскую медитацию, которая раскроет новые грани вашей души и поможет реализовывать потенциал!
Хотите узнать больше о себе? Чего ждать в будущем, на чем сделать упор, как найти свое предназначение и место в этом мире? Приходите учиться у Индийских гуру в Институт астрологии “Лакшми-Амея”. Пишите нам ВКонтакте в личные сообщения, чтобы узнать подробнее. Указывайте кодовое слово “ЛАКШМИ БЛОГ”, чтобы получить в подарок пособие по составлению натальной карты со всеми трактовками.
Техники развития творческого мышления
У всех людей с рождения есть определенный творческий потенциал. Например, любой малыш — экспериментатор и исследователь во всех сферах деятельности. Его мышление не ограничено шаблонами, поэтому он постоянно создает какие-то оригинальные решения — картины на обоях, домики из стульев, подушек, одеял. По мере взросления у многих творческие способности ослабевают. Обучение в школе, институте, воспитательное воздействие со стороны родителей и учителей формирует у нас шаблонное мышление и поведение.
Но в любом возрасте творческие способности можно развить с помощью специальных техник.
ТРИЗ
В середине прошлого века советский изобретатель, рационализатор и писатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), направленную на развитие логики, творческого мышления и фантазии. Теория нашла применение не только в технических областях, но также в психологии, педагогике, искусстве, литературе, бизнесе.
Основа ТРИЗ — 40 изобретательских приемов и 76 шаблонов решений, пригодных для широкого круга задач. Некоторые из них применяются для развития творческого мышления у детей.
Этот прием многие творческие люди использовали еще до появления ТРИЗ. Например, к нему прибегал Генри Форд — американский промышленник, бизнес-магнат, изобретатель. Именно Форд стал первым использовать конвейер для поточного производства автомобилей, а также придумал, как его выгодно чинить.
Генри Форд. Источник
У Форда шла постоянная вражда с ремонтной бригадой, которая обслуживала конвейеры на его заводе. Ремонтники работали медленно и часто занимались вредительством — если нужной детали под рукой не было, они заменяли металл на дерево, резину на тряпки. В итоге техника простаивала, Форд нес убытки.
Логичное решение в этой ситуации — увольнение ремонтников. Но Форд поступил наоборот: он создал им зону с мягкими диванами, телевизором и стал платить за время отдыха. Как только выходил из строя заводской конвейер, зарплата переставала начисляться. Такая тактика оказалось выгодной как для производства, так и в финансовом плане.
Принцип обратного эффекта можно использовать в любом виде творчества. Например, не получается классический рисунок — трансформируйте его в креативный:
- Сделайте белого снеговика черным.
- Переверните предмет вверх тормашками.
- Превратите твердое в текучее, как это сделал Сальвадор Дали в картине «Постоянство памяти».
Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали.
Мозговой штурм, брейнлайнинг
Известным исследователем творческого мышления был Алекс Осборн — американский менеджер, учредитель знаменитого рекламного агентства BBDO.
Возглавляя один из филиалов BBDO, Осборн столкнулся с неспособностью сотрудников генерировать творческие идеи. Это сподвигло его разработать технику мозгового штурма. Он предложил проводить коллективную генерацию идей в неформальной обстановке и разбивать этот процесс на несколько этапов:
- Четкое изложение проблемы, постановка одной понятной цели.
- Генерация идей без их анализа, привязки к реальности, критики. На этом этапе участники мозгового штурма высказывают все, что им приходит в голову. Чем фантастичнее идея и чем больше их генерируется, тем лучше.
- Анализ, оценка, критика предложенных идей, выбор лучшего решения.
Мозговой штурм в нью-йоркском офисе BBDO в 1950-х годах. Источник
Современная модификация мозгового штурма — брейнлайнинг, или электронный мозговой штурм, который может проводиться в чатах или видеоконференциях. Некоторые психологи отмечают, что брейнлайнинг эффективнее стандартного мозгового штурма.
Метод интеллектуальных карт
Метод интеллектуальных карт британского психолога Тони Бьюзена за многофункциональность называют «швейцарским армейским ножом мозга». Он развивает ассоциативное мышление, память, помогает генерировать идеи, подходит для решения разноплановых задач.
Еще во время обучения в университете Бьюзен заметил, что студенты, которые при ведении конспектов подключают воображение и ассоциативное мышление, имеют лучшие оценки. Их конспекты были усеяны какими-то странными цветными рисунками и стрелочками. Бьюзен стал изучать этот вопрос глубже и выяснил, что такое визуальное отображение информации использовали некоторые гении — Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн.
На основании своих наблюдений ученый придумал метод интеллектуальных карт. В центре карты находится основная идея. Вокруг нее — важные мысли и категории, которые тоже можно разбивать на подпункты до тех пор, пока не будет структурирована вся информация. Объекты карты дополняются ассоциативными изображениями.
Как же помочь малышу проявить свои таланты?
Прежде всего, детские психологи советуют не мешать ребенку. То есть дать ему возможность проявляться самостоятельно, не навязывая собственные интересы. Задача родителей — дать шанс ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал, помогая осознать разнообразие творческой сферы и окружающего мира. Каждый раз предлагайте ребенку новое занятие. Например, давай сегодня порисуем карандашами, а в следующий раз дайте освоить рисунок красками или фломастерами. Дайте попробовать поработать с пластилином или тестом, а потом откройте для него мир картин из кинетического песка. Приучая любовь к музыке, не стоит делать акцент на чем-то одном, даже если вы сами очень любите классику.
Подарите крохе радость выбора, пусть он сам решит, какую музыку он хочет слушать. Позвольте ему для начала освоить детские музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, пианино, синтезатор, гитару, барабан, мультиплеер, маракасы и т. д. Чтобы он понял, что ему нравится больше. Вдруг окажется так, что он очень любит не играть на инструментах, а петь.
Я певец!
Аналогично действуйте относительно физического развития. Ведь спортивных секций очень много. Разумеется, многие родители предпочитают выбирать за ребенка, отдавая его с малолетства на хоккей, гимнастику, плавание и прочие олимпийские виды спорта.
Я балерина!
Однако практика показывает, что чемпионами и музыкантами становятся единицы, а вырастая, дети часто с ужасом вспоминают ненавистные занятия «под палкой».
Делайте то, что вы любите, любите то, что вы делайте
Ни для кого не секрет, деятельность, лишенная внутренней составляющей- наших эмоций, не может приносить никакой радости. Пища, приготовленная без хорошего настроения, возможно и будет вкусной, но не принесет существенного блага тем, кто ее будет есть. На картине мы видим не только сочетание разных форм и красок, мы восхищаемся нечто более глубоким, что сумел передать художник в своем творчестве, то же самое касается и музыки- нас не вдохновляют просто красивые голоса, но эмоции, та внутренняя составляющая, что скрывается за кулисами красивых звуков.
Психологи советуют избавиться от механичности в жизни. Нужно учится вкладывать эмоциональный посыл в любую деятельность, превращая ее в творчество.
Важные моменты
Но есть и другие важные моменты:
- прислушайтесь к себе, возможно, ваша интуиция знает, как именно вы можете применить творческие навыки;
- попробуйте найти время, расслабиться и подумать, чем именно вы хотели бы заниматься в жизни;
- ответ можно найти в своем детстве – вспомните, что вы любили делать, что приносило максимум удовольствия, захватывало?
- когда найдете свою тему, начинайте накапливать информацию и впечатления – читайте о любимом деле, общайтесь с единомышленниками, расширяйте кругозор;
- определите, когда к вам приходит муза – утром или вечером, перед сном, или ясным днем;
- творите, и будьте готовы к критике, не бойтесь ее – через это прошли все;
- помешать творчеству способны стрессы, усталость нервное перенапряжение, поэтому попробуйте расслабиться, забыть о проблемах.