Родители не читают сами, но заставляют детей
— Как чтение вслух в ваш график встроено, как это происходит?
— У меня сейчас прямо огорчение: все вместе мы в последние пару месяцев почти не читаем. Потому что после самоизоляции мы с мужем и младшим сыном радостно уехали на дачу, а старший сказал, что ему там скучно (ему 17 лет), он в основном живет в Москве, и мы пересекаемся, только когда приезжаем его навестить.
А так до последнего времени мы читали перед сном. Я стараюсь загонять младшего сына в какое-то человеческое время, и вот когда младший уже лег в кровать, старший может прийти к нему в комнату, устроиться у него в ногах на кровати, и тут же где-то я примостилась, и что-нибудь вслух читаю — это, мне кажется, прямо счастье. Младший сын ложится в 22:30 или в 23:00, в это время я уже, как правило, дома и у меня почти всегда есть 15–20 минут на чтение вслух.
— Какой прекрасный ритуал! У меня старшему ребенку 11 только будет. Для нас вечернее чтение — это такое время взаимного примирения, что ли. Он приходит уставший из школы: «Все нормально». — «Математику сделал?» — «Математику нет». — «Вот это сделал? На завтра соберись. У тебя зачет, еще надо это выучить». У нас такое пошло трение, к вечеру уже все… И тут наступает время: «Мама, ты читать будешь?» И все становится нормально, все приходят под бочок, всем хорошо.
— Да, и все проблемы сразу закончились. Это действительно очень теплая и объединяющая практика. Мне кажется, зачем ограничивать ее по возрасту? Мы что, эти 15 минут хотим сэкономить? Чего ради отказываться от этого, если все согласны и всем это в удовольствие?
Понятно, что, наверное, бывают люди, которые в целом не любят читать вслух. В принципе, никто не обязан, но мой опыт наблюдений показывает, что люди, которые не любят совместное чтение, которые не готовы 20 минут в день потратить, чтобы почитать что-то своему ребенку, при этом убеждены: дети обязательно должны читать. Но если тебе самому всего этого не хочется и не нужно, то, может, стоит провести рекалибровку собственных требований к ребенку и признать, например, что раз я этого не хочу, то и он не обязан?..
Опять же — нет никаких обязательств и долженствований. Единственная вещь, которая меня раздражает искренне — когда родители сами не читают, причем не читают вполне осознанно и отрефлексированно, не хотят, им не интересно, и при этом у них большие ожидания относительно того, что дети должны.
Если ты сам не хочешь, откуда эти двойные стандарты? Почему ребенку обязательно, а тебе можно тупить в телефон?
Коротко говоря, мне кажется, если вдруг родитель понимает, что для него все это совместное чтение — совершенно непосильная, ненужная нагрузка, тогда ему стоит отвязаться от ребенка и признать, что тот имеет полное право не читать или читать меньше, или читать какую-то ерунду, с точки зрения родителей.
— Все равно хочется, хочется, чтобы у твоего ребенка было самое лучшее. Например, я в жизни никогда не занималась танцами. Но мне бы хотелось, чтобы училась дочь — это осанка, это грация, она на свадьбе станцует, а не как я, слон в посудной лавке. Это понятно. С чтением такая же история срабатывает, ты понимаешь, что у тебя где-то отшибло, но для ребенка это нужно, чтобы грамотность была. Книги — это хорошо, у детей должны быть книги.
— Не знаю насчет танцев, честно сказать. Но вот я, например, предельно далека от скалолазания, а старший мой сын, только дай ему, он обязательно побежит на свой скалодром. Он и на дачу с нами не поехал, потому что заработал скалодром, а как же он не залезет на скалу три раза в неделю, по крайней мере на тренажерную? И мое равнодушие к процессу его вообще не останавливает. То есть бывают люди, которые читают, несмотря на то, что не читают в их семье. Но, мне кажется, сегодня это скорее исключение, чем правило.
«Это что за книга? Возьми нормальную». Как расчитать ребенка
Понятно, что сейчас ваша дочка маленькая, вы можете ее взять за руку и отвести на танцы. Но когда ей исполнится 9–10 лет и она твердо скажет: «Нет, не пойду больше никогда», — вы же не потащите ее туда на аркане.
Чтение вслух — это, в некоторой степени, как взять за руку и отвести на танцы. Это увлечь, это помочь, это поддержать. Представьте себе, что вы не хотите водить Наташу на танцы. Вам лень, вы заняты, вы вообще танцы терпеть не можете, но при этом вы ждете, что она будет танцевать — как-то так сама, без вашего участия. Согласитесь, что это немножко не оправданное требование.
С чтением та же самая история — не хочешь поддерживать, не хочешь вовлекать, не хочешь помогать, не готов быть частью этого процесса — не делай. Я не могу никого отвести на танцы, честно, поэтому я смирилась с тем, что мои дети не танцуют. Но если я захочу, чтобы они танцевали, то приложу к этому усилия и не буду ждать, что оно произойдет автоматически. Мне кажется, что сегодня с чтением для детей то же самое.
Поощряйте подростка вступить в книжный клуб
Иногда школы или библиотеки могут предложить книжные клубы, которые рассчитаны на подростков. Там дети могут найти интереснейший круг общения со своими сверстниками — гораздо более умную аудиторию, чем во дворе или в онлайн-игре. Книги действительно могут быть интересны нашим детям, нужно лишь правильно их подать в современном электронном мире.Хорошие комиксы читают даже самые не-читающие дети и подростки.
Если рядом нет хорошего книжного клуба, ваш подросток сам может его организовать! Почему бы и нет? Библиотека наверняка не будет против. Книжные клубы — это лучший способ превратить чтение в общественную деятельность, которая даст отличные навыки для разных будущих профессий.
Самое главное — помнить, когда дело доходит до запуска книжного клуба, искать участников со схожими интересами. В одном клубе могут увлекаться фантастикой, другой клуб может включать чтение романтических книг. Поощряйте подростка найти единомышленников за пределами своего непосредственного круга общения. Встречи с новыми людьми и разговоры на глубокие темы — одни из лучших способов помочь развитию вашего подростка и его обучению.
Смотрите Навигатор по детской литературе — благодаря ему вы сможете подобрать книгу точно и быстро, основываясь на возрасте и интересах ребёнка.
Toybytoy.com, лето 2016.
Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки
Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.
Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это — первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.
- Еще одна ошибка — это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.
- Оборотная сторона — спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.
Одна из самых распространенных ошибок — это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.
Посещайте библиотеку
С одной стороны библиотека, это волшебное место. С другой стороны — похоже на отголосок прошлого и не пользуется сегодня популярностью. Многих раздражает, что на ее посещение требуется много времени, что приходится искать нужную книгу, ставить штампы с датой и не забывать возвращать вовремя. Но в библиотеках есть большое преимущество — возможность бесплатно использовать огромные ресурсы.
Еще один плюс для библиотек — возможность выбора. И это очень важный элемент в поощрении ребенка к чтению. Школьный материал навязывается заранее, он предусмотрен программой. Если вашему ребенку не нравятся эта обязательная литература, то прочитайте вместе другие книжки или дайте ему частично послушать аудиокниги.
Это не означает, что прослушивание решит проблему нежелания читать. Но это один из способов заинтересовать ребенка, здесь есть большая вероятность того, что он найдет книгу, которая ему действительно интересна.
Чтение развивает критическое мышление
Критическое мышление важно не только для людей творческих профессий, как может показаться на первый взгляд. Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними
Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. А вы, в свою очередь, будете чувствовать себя спокойней и увереннее
Оно помогает нам вести диалог, обсуждение, спор, видеть причинно-следственные связи и параллели, принимать решения, избегать ошибок или справляться с ними. Ведь когда ты понимаешь, почему герои ведут себя именно так, осмыслить, почему в жизни люди ведут себя таким же образом, станет гораздо легче. А вы, в свою очередь, будете чувствовать себя спокойней и увереннее.
Мало кто обращается к книгам с прямой целью улучшить свое критическое мышление, но это происходит неосознанно. Что интересно, книги могут дать эту осознанность, ведь чтение — это как раз тот способ, позволяющий натренировать мозг на осознанный досуг.
Зачем нужны книги, если есть гугл?
А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?
Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.
Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.
Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.
Чего нельзя делать
Пытаясь приучить подростка к чтению, некоторые мамы начинают запрещать ему играть в компьютер или выходить на улицу к друзьям, предлагая вместо этого провести время с книгой.
Они совершают ошибку. Противопоставляя чтение компьютеру или телевизору, родители тем самым порождают у ребёнка непринятие книг.
Тем мамам и папам, которые хотят, чтобы их ребёнок-подросток полюбил чтение, не рекомендуется также прибегать к следующим методам:
- Сравнение с другими детьми, которые читают много и охотно. Получится эффект, обратный ожидаемому.
- Давление на ребёнка. Нельзя вынуждать его читать те книги, которые ему не нравятся. Это надолго отобьёт у подростка интерес к чтению. Если ему больше нравятся журналы или статьи на сайтах в интернете, пусть читает их. Это тоже полезно.
- Предложение книг с большим количеством незнакомых слов. Если после каждого прочитанного предложения ребёнку необходимо будет обращаться к толковому словарю, он и страницы в книге до конца не дочитает.
Иными словами, чтобы сделать книгу другом подростка, нужно показать ему, что эта дружба действительно может подарить много приятных моментов. Добиться этого методом кнута невозможно. А вот путём убеждения – вполне реально.
——
Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!
Как снова полюбить чтение, если травмирован школой
— Вы встречали взрослых, которые прошли какое-то отторжение от чтения в школе, в юности, а потом в 30, в 40, в 50 лет стали читателями?
— Мне кажется, что весь мир состоит из таких людей, я только их вокруг себя и вижу. Самое смешное, что какие 30, 40, 50? Я это вижу среди своих студентов.
Я преподаю студентам-экономистам в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ. У меня есть курс обязательный, который не про литературу, а про риторику и академическое письмо, а есть курс добровольный, как раз таки про книжки. У наших студентов вообще есть некоторое количество гуманитарных курсов, которые они должны прослушать, и многие из них приходят на курс по литературе, потому что думают, что тут будет попроще, надеются как-нибудь сачкануть. Некоторые вполне себе сачкуют, а некоторые втягиваются и начинают все это любить.
«Борьба за чтение обречена». Галина Юзефович
Но 100% участников признаются, что после школьной программы по литературе думали, что никогда читать не будут, и вообще не любят литературу. Они в конце пишут отзывы на мой курс, я их всегда читаю с замиранием сердца. И лучший отзыв за все годы был от девочки, блестящей студентки, которая сейчас учится в Америке. Она была из физматшколы и очень просила, чтобы ей разрешили откосить от гуманитарных курсов, потому что они для нее были невыносимы. После курсов по театру она просто рыдала и говорила, что это невозможно, хотя у нее была гениальная преподавательница. А вот на литературе она почему-то втянулась, причем настолько, что до сих пор из Америки иногда пишет мне письма — вот, дескать, прочла и то, и это. Но ее отзыв на курс начинался словами: «На курс этот меня записали силою», — абсолютно пушкинский зачин, в традициях классической русской литературы.
Это я все к тому рассказываю, что даже очень юные люди часто бывают травмированы и изувечены школьной программой, а больше, я думаю, не столько школьной программой, сколько усилиями родителей любой ценой впихнуть ее в ребенка.
— К вам приходит такой травмированный студент. Что с ним происходит дальше, как он проходит этот путь?
— Отрицание, гнев, торги — все так. Дальше начинается сочетание двух вещей.
Во-первых, всегда очень хорошо на любого человека действует вид преподавателя, который сильно увлечен любимым предметом. Почему классическая Мария Ивановна, преподавательница литературы в средней школе — это такое пугало? Потому что, как правило, ее уже просто тошнит от всего Достоевского и Пушкина, и она ненавидит это все, это всегда видно.
Приходят студенты и видят меня. А я же правда очень люблю то, чем занимаюсь. Мне в этом смысле очень повезло, я совершенно усилий никаких не прилагаю, мне действительно классно, интересно, я горю современной литературой, и я про нее говорю с большой любовью. И они задумываются — похоже, эта странная тетка и вправду любит литературу, она же не притворяется. Ну-ка, давайте я посмотрю, что она там такое нашла…
Со временем я научилась понимать, что можно показать молодому читателю такого, чтобы его потихонечку засосало. У большинства моих студентов очень скромный читательский опыт, по большей части это какой-то янг-эдалт подростковый, разной степени убогости (он такой не весь, но это случается). Случайный набор подросткового чтения — «Школа волшебства», «Школа волшебства наносит ответный удар», «Снова Школа волшебства» и так далее. И плюс школьная классика. То есть очень скудный набор прочитанного.
Галина Юзефович
Поэтому для начала начинаю предлагать студенту что-то такое, что отзывается в его опыте. И человек понимает, что это не с другой планеты ему закинули гуманитарную помощь, а что перед ним что-то, с одной стороны, понятное, а с другой — увлекательное, новое, свежее, захватывающее. Конечно, не 100%, но в среднем процентов 50–60 студентов начинают читать больше и вообще спасаются от этого зажима: ой, литература, страшно, скучно, уберите.
Коротко говоря, лучше всего работает сочетание двух факторов — персональной увлеченности и готовности предлагать правильные книги в правильной последовательности с опорой на интересы и опыт человека.
— Да, совершенно правильно. Можно либо своим каким-то опытом и горением увлечь, либо познакомить ребенка с человеком, который это все делает интересно. Я это видела на своем маленьком ребенке, на дочери. С музеями у меня не сложилось, потому что меня водили туда много, и всегда примерно через 1,5–2 часа после начала я думала: «Когда же мы отсюда, мамочка моя, уйдем?» Про музеи помню, что у меня болела спина и болели ноги.
Точно так же мы пришли в музей с Наташей. Я думала, что надо. А такой был прекрасный увлеченный экскурсовод, что у нас теперь главное счастье в жизни: «Когда мы еще пойдем в музей к Паше?»
Как приучить читать подростка
Первое, что должны понять родители, мечтающие превратить своё чадо в книголюба, — это то, что ЗАСТАВИТЬ его полюбить книги они не смогут никогда.
А вот сделать так, чтобы подросток заинтересовался чтением, помогут следующие меры.
- Дети, мама и папа которых читают часто и с увлечением, редко остаются равнодушными к печатному слову. Родители должны быть примером для своих детей. Если они не читают, требовать этого от младших членов семьи они просто не имеют права.
- Пробудить у подростка желание читать часто помогает интересная для него книга. Найти её можно в обычном книжном магазине, если пойти туда с ребёнком. Вообще детей нужно водить в книжные магазины как можно чаще. Новенькая книга в красивом переплёте, только что покинувшая стены типографии, не оставит равнодушным ни одного из детей. Желательно выбирать те произведения, которые подростку будет несложно воспринимать. Современным детям очень нравятся книги, по мотивам которых были созданы их любимые фильмы.
- Чтобы привить ребёнку-подростку интерес к чтению, рекомендуется пересказывать ему интересные или смешные моменты из книг. Можно также попробовать заинтриговать его, смеясь во время чтения. Дети очень любопытны. Подросток наверняка спросит у родителя, что его рассмешило, и не поленится прочесть произведение, особенно, если оно небольшое по объёму.
- Полезно купить ребёнку иллюстрированную энциклопедию. Детям нравятся такие издания, обычно они с удовольствием листают яркие странички и читают небольшие информационные статьи.
- Отличным стимулом начать читать для ребёнка переходного возраста является его участие в словесных играх. Эти игры могут частью семейного досуга.
Вот примеры некоторых из них.
- «Кто знает больше слов». Правила элементарны: ведущий загадывает букву, а участники в течение одной минуты стараются написать на листках бумаги как можно больше слов, начинающихся с неё.
- «Угадай букву». Ведущий загадывает букву, игроки пытаются её угадать, называя слова. Если в названном слове загаданная буква есть, ведущий говорит: «Да».
- «Составьте слова». Участникам игры предлагается какое-нибудь длинное слово, и в течение минуты они должны составить из букв, которые есть в нём, как можно больше других слов. Использовать одну и ту же букву дважды при этом не разрешается.
Подталкивает ребёнка к чтению и совместное с родителями разгадывание сканвордов и кроссвордов. Все члены семьи могут разделиться на команды и соревноваться в этом искусстве.
Чтение способствует вашему изменению
Отвечая на вопрос о том, какая книга смогла вас изменить, следует знать, что правильным ответом будет «каждая».
После прочтения любой книги человек становится чуточку другим. Даже если вы не ощущаете явных изменений после прочтения книги, может пройти много времени, прежде чем вы поймёте, как именно произведение отложилось у вас в голове.
«Преступление и наказание» меняет людей навсегда. «Макбет» Шекспира меняет людей навсегда. И даже любительские детективные рассказы меняют людей, как бы сложно не было в это поверить. Обозревая мир книги, человек лучше обозревает мир вокруг. Чем это не повод для чтения?
Книга может помочь
Иногда бывают случаи, когда к чтению прибегают за поддержкой. Это тоже особенное качество книги, которая может создать особую связь между собой и читателем. Для кого-то книги становились лучшими друзьями, для кого-то — неиссякаемым источником полезных и интересных знаний, а для кого-то — настоящим лекарством.
Правильно подобранная книга может ответить читателю на волнующие вопросы, — будь то художественная литература или нон-фикшн. Согласитесь, ваш интерес к книге только повышается, если предварительно сказать, что она ответит на мучающие вас вопросы.
Только не стоит ждать, что книга подробно объяснит, как жить надо, а как нельзя. Книга может помочь найти ответ, а такая поддержка бывает незаменима для каждого из нас.
Аудиокниги создают новое время для чтения
— Как у вас с аудиокнигами — это возможный путь для чтения или нет? Я знаю, что здесь есть очень разные подходы, кто-то считает, что это прекрасно и аудиокниги открывают возможность читать, а кто-то говорит, что нет — восприятие совсем другое.
— Если говорить обо мне, я к аудиокнигам отношусь прекрасно, но почти их не слушаю. То, что сейчас их так много, что появляются разные удобные сервисы подписные и не подписные, это потрясающе. Потому что все-таки аудиокниги — это чтение, я совершенно в этом убеждена, и в этом качестве они позволяют чтению претендовать на те временные промежутки, на которые раньше оно претендовать не могло.
У меня есть прекрасная подруга в городе Архангельске, мать двоих довольно еще малолетних мальчиков, и вследствие этого она довольно основательно загружена домашней работой. Так вот, эта моя подруга буквально живет в наушниках — гладит белье, готовит еду, убирает квартиру и за это время успевает прослушать столько книг, сколько не все люди успевают глазами прочесть. Причем в ее случае это хорошее глубокое, осмысленное чтение.
Я так не умею. Как я уже сказала, я плохо воспринимаю тексты на слух, особенно новые. Я могу ушами прослушать то, что я когда-то читала глазами. У меня для аудиокниг есть такой формат потребления — есть некоторая часть русской классики, которую бы мне ужасно хотелось перечитать. Поскольку я много читаю по работе, я не могу себе этого позволить. Пока была самоизоляция, я с огромным удовольствием переслушала всю «Анну Каренину», к которой я не возвращалась лет 20. Таким же способом я употребила «Домби и сын» — последний не читанный мною роман Диккенса. Но новое — нет, только глазами, по старинке.
А вот мой младший сын — вдохновенный потребитель аудиокниг. Он у нас в семье самый преданный подписчик сервиса Storytel, на котором слушает бесконечно все в диапазоне от каких-то серьезных вещей до какой-то ерунды. Он слушает в метро, и дома для него гораздо комфортнее просто лечь, поваляться, послушать аудиокнигу, чем почитать ту же книгу глазами. Для него это какой-то интересный опыт, комфортная модель потребления.
В общем, подводя итог, мне кажется, что есть люди, которым это хорошо заходит. Я не вижу в этом ничего плохого, только приветствую. Другое дело, что не для меня эта роза цветет. Я с радостью всех поддерживаю, восхищаюсь, одобряю, сама не могу, но это специфика моя персональная.
— Да, у меня тоже с аудиокнигами никак не складывается, я со второй страницы начинаю думать про что-то свое и теряю нить.
— Да! А потом в ужасе понимаешь, что вот, ты же все пропустила, нужно вернуться. А как вернуться? Это же не страничку отлистнуть, это же надо перемотать. А сколько перематывать? Сколько я уже проспала, как я это узнаю? У меня та же самая история абсолютно.
Галина Юзефович
Чтение развивает творчество и фантазию
Если вы человек творчества или просто любитель искусства, то книги отлично помогут вам укрепить креативное мышление. Объяснить это очень просто.
Книга — это единственный «инструмент», декодирующий символы в образы. Как музыка рождает образы в нашей голове, так и книги с помощью слов автора рождают наши собственные, неповторимые изображения в голове.
Сколько бы Лев Толстой не описывал пшеничное поле, каждый читатель «увидит» его по-разному. Ни художник, ни фотограф, ни режиссёр не смогут конкурировать с тем множеством образов, которые создает писатель в голове у читателя.
Воображение рождается из памяти человека, поэтому если вы страдаете от недостатка воображения, то книга может стать вашим верным помощником.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
- Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
- Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
- Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать
Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями
Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
- Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
- Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
- Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
- Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
- Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
- Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
- Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
- Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
- Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
- С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.
- Рассказывайте ребенку о личности автора, и, возможно, заинтересовавшись биографией, он захочет прочитать еще одно его произведение.
- Откажитесь от телевизоров в спальнях, как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.
- Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.
- Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.
Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.
Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!