Вызовы эпохи
В педагогическом сообществе уверены: в современном мире для школьников важны не только фундаментальные знания по предметам, но и такие умения, как ориентироваться в больших объемах информации и анализировать ее, креативно подходить к решению задач, планировать исследования, грамотно объяснять процессы и явления, понимать информацию, представленную в графической, иллюстративной, табличной и др. формах, интерпретировать ее, преобразовывать, обобщать.
Как рассказала в своем выступлении руководитель Центра развития и управления качеством продукта ГК “Просвещение” Ольга Логинова, такие навыки нашли отражение в понятии функциональной грамотности – умении использовать знания для принятия повседневных решений.
Сам термин появился еще в 1957 году, но в то время под ним понимались умения читать, считать и писать. Однако с развитием науки и технологий, изменений в обществе и улучшением качества жизни таких навыков стало недостаточно. Вместе с тем была создана Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Первые исследования прошли в 2000 году, чтобы определить, насколько дети умеют самостоятельно и грамотно принимать решения по широкому спектру вопросов.
Позиция ученика
В чем же состоит эта удивительная позиция истинного ученика, который идет в гармонии с миром и своей жизнью, который использует подаренные ему уроки для собственного развития? Какой он, ученик?
- Ученик обладает активным, позитивным сознанием. Он понимает и принимает свою ответственность за свою жизнь и поступки. Не винит в этом окружающих, погоду, правительство. Он понимает, что во многом он сам творит свою жизнь.
- Ученик понимает, что и успех и страдания – это его уроки, поэтому относится к ним без фанатизма, не зацикливается, особенно на успехе, а учится как это использовать для развития.
- Относится к своим достижениям с благодарностью, а не причисляет успех эгоистично себе. Ученик понимает, что успех не только его заслуга но и дар, за который нужно благодарить и который нужно использовать во благо.
- Человек в позиции ученика всегда развивается, ищет, творчески мыслит, подходит к жизни с разумом и творческим началом. Не следует бездумным и слепым алгоритмам, даже если они хороши.
- Ученик открыт миру и доверяет ему, умеет воспринимать даваемые ему уроки, умеет видеть, чему его учит жизнь.
- Умеет ждать результатов, планомерно взращивая в себе лучшее, а не пользуется только быстрыми экспресс-методами.
Для того, чтобы стать таким учеником, надо поменять в своем сознании отношение к миру, как к чему-то угрожающему и насильному, навязанному. Надо удерживать постоянно мысль, что мир – он учит нас чему-то, мне надо лишь понять, чему. Тогда рано или позднее приходит понимание, в чем же был урок, чему именно я учился. Эта истина открывается тому, кто ищет, кто думает и размышляет. И тогда учиться всю жизнь становится приятным, важным и естественным состоянием, которое не пугает, а помогает развиваться.
Успехов вам в освоении жизненных уроков!
Alma mater
Общепризнанным эталоном образования является высшее учебное заведение, университет, институт. Считается, что именно живое присутствие на лекции позволяет максимально эффективно усвоить материал, а диалог с лектором, занятия в формате семинаров — закрепить полученные знания. Однако все чаще учениками (будь то студенты или специалисты, повышающие квалификацию) посещение лекций офлайн воспринимается как принудительное мероприятия с большими потерями времени.
Альтернативой живым лекциям может стать онлайн-обучение, ведь при наличии интернета по договоренности с преподавателем можно учиться откуда угодно в любое удобное время. Но стоит отметить, что такой формат наставничества, во-первых, снижает нашу способность мыслить, а во-вторых, не дает достаточно практики для отработки навыка. Можно изучать иностранный язык онлайн, свободно общаться со своим преподавателем, спрашивать у него аспекты употребления слов в тех или иных ситуациях. Но это не гарантирует того, что оказавшись в иноязычной среде, вы сможете применить все эти знания на практике.
Наличие постоянного помощника в лице лектора исключает необходимость самостоятельного анализа тонкостей изучаемого языка. Мы привыкаем впитывать материал и оперировать только теми знаниями, которые получили на лекции
Такой формат обучения должен быть обязательно подкреплен сильной мотивацией получения новых знаний, а самое важное — необходимости применения этих знаний на практике. При такой мотивации будет продуктивно происходить дополнительная самостоятельная работа, что позволит освоить изучаемую отрасль максимально эффективно
Сочинение Роль знаний в жизни человека
В чём именно измеряется качество и полноценность человеческой жизни – извечный вопрос, касающийся чуть ли не всех. Каждый из нас хоть раз за своё существование задумывался об этом. Являются ли несметные материальные богатства тем истинным критерием, сопутствующим действительно счастливого человека? Либо же это нечто духовное, незыблемое, не имеющее материального воплощения чем, к сожалению, пренебрегает большинство? Заранее склоняясь ко второму варианту, хочется заметить, что синтез материального и духовного и есть платформа, фундамент, протоплазма нашего мироздания, наделённого специфическими характеристиками. Отвергать это – значит отвергать существование человека и поддавать его скепсису в той или иной мере.
Знание, таким образом, выступает в роли определённой категории, влияющей на всё моральное состояние человека и в каком-то роде предопределяя его. Определение морально-этических принципов и нормативов, возможность полноценной адаптации и интеграции, максимизация успешного сценария жизни и много чего сопряженного. Именно благодаря знаниям «человек разумный» акцентирует своё кардинальное отличие (уже более убедительное) от всего биологического массива, наделённого лишь инстинктами.
Таким образом, знания базируются на опыте и интеллектуальном развитии. Исходя из этого положения, подспорьем знаний есть возможность их прикладного использования, а не банальное их нагромождение. Учитывать это, значит обрести базис, с помощью которого можно регулировать своей вектор развития в нужном направления, избегать нелепых ошибок и ставить на путь истинный всё человечество. Приобретать их необходимо, особенно в сегодняшних условиях тотальной безграмотности и безответственности. Читать книги, смотреть познавательные фильмы, общаться с мудрыми и опытными людьми, наблюдать и фиксировать динамику тех или иных процессов. Выстраивая такую парадигму и чётко следуя ей, мы препятствуем вырождению интеллектуального человеческого потенциала, множим их популяцию и созидаем плоды. В ином случае мы обречены на деградацию и умственное вымирание, которые сейчас стоят у нас на повестке дня.
У тебя другие интересы
Часто можешь услышать мнение о том, что сейчас любой человек должен иметь высшее образование. Мы убеждены в обратном: должны иметь высшее образование те, кому это действительно нужно. Вполне возможно, что ты мечтаешь быть художником, медсестрой или садоводом. Этим и другим специальностям учат в колледжах, поэтому ты не видишь необходимости поступать в вуз и, соответственно, усердно готовиться к экзаменам. А может, ты мечтаешь построить спортивную карьеру и уделяешь всё свободное время тренировкам? В любом случае, старайся расставлять приоритеты правильно, чтобы потом не жалеть о потраченном времени.
Я не знаю, кем хочу стать, что мне делать?
Многие подростки, которые вот-вот окончат общеобразовательную школу, не знают, кем хотят стать в жизни. В наше время это довольно распространенная тенденция, которая объясняется некоторыми факторами. В первую очередь — это лень! Человек, который предпочитает провести время, лежа на диване и смотря телевизор (а ныне бывает чаще за компьютером), зачастую не знает, какую бы профессию хотел освоить.
А все дело в том, что в большинстве случаев ему не из чего выбирать. Он привык к безделью и не задумывается над серьезными вопросами. Его интересы направлены только на отдых и развлечение, он зациклен на тех вещах, которые противоречат силе воли, стремлению. Поэтому нужно найти выгодное для себя занятие, и если оно будет не по душе, то не останавливаться и искать следующее. Попробовав множество сфер и отраслей той или иной области, вы поймете, что вам ближе и уже сами определите свои дальнейшие действия, которые будут связаны с учебой.
В ином случае может быть такое, что человек прилежно учился в школе (либо в институте), познавал множество наук и заинтересован в обучении. Но он тоже не знает, кем хочет быть в жизни. В его голове переплетается множество мыслей, порождающее многоэтажные противоречия по поводу будущего. Зачастую, такие люди просто слишком амбициозные, они боятся ступить на неверный путь, тем самым все глубже и глубже закапывая себя в яму неопределенности. В этом случае могут помочь тесты на знания!
В интернете есть множество тестов и опросников, которые исходя из ваших знаний и интересов, могут дать достойный ответ, кем бы вы могли работать. Результат, сформированный из ваших ответов, покажет вам приоритетную лестницу из множества сфер в процентном соотношении — от большего к меньшему. Далее вы уже сами рассматриваете ту или иную сферу деятельности, в которой подыскиваете себе вакантную профессию. Дать стопроцентный ответ вам, конечно же, никто не сможет, потому как залезть в вашу голову невозможно. Вы сами кузнец своего счастья, поэтому прислушайтесь к своему сердцу и сделайте правильный выбор в пользу вашего будущего.
Образование как нежелание думать самостоятельно
Как бы это удивительно ни звучало, но некоторые их тех, кто постоянно посещает тренинги, не хотят разбираться в своих проблемах самостоятельно. Им проще отдать деньги и доверить решение постороннему человеку, который обещает и замуж за 3 дня отдать, и миллионером сделать к Новому Году.
Во всех этих программах, безусловно, есть смысл, но есть он только тогда, когда человек обдумывает полученные знания, применяет их на себе. Обычно такие люди сеют негативные комментарии к посещенным тренингам под общим названием «я пробовал, оно не работает». Хотя результата без действия никто не обещал.
Такие люди после тренингов общаются заученными фразами, их развитие все равно что одежда – может украшать внешне, но под ней всегда то, что и было.
Что делать?
Не посещайте тренинги просто так, определите для себя потребности. Например, лучше не посещать общий тренинг «Я и мои финансы», если вы хотите разбогатеть.
Подумайте и определите для себя проблемные зоны, почему сейчас вы испытываете нехватку денег?
Почитайте статьи в интернете, посмотрите бесплатные вебинары. Вероятно, что с какой-то информацией вы вполне сможете разобраться самостоятельно.
А нужно вам будет посетить узкоспециализированный тренинг, например, по инвестированию, если вы решите, что в своей сфере в ваших условиях вы не сможете заработать столько, сколько хотите. Или чтобы наладить отношения с супругом, вам будет достаточно прослушать несколько бесплатных лекций через интернет. Для вас приоритет такой: сначала самообразование, затем тренинги.
Как избавиться от синдрома вечного студента и начать жить
Первый шаг — осознание
Важно увидеть в себе человека, чересчур увлекшегося учебой. «Образование не может быть собственно целью», — сказал философ Ханс Георг Гадамер
А это значит, что нужно найти приложение этим знаниям. Необязательно ставить крест на учебе, но нужно отдавать себе отчет в том, где эти знания затем возможно применять. И делать это.
Часто вечные студенты не обращают внимания на другие сферы своей жизни. И обучение становится отдушиной
Мы можем посмотреть на свою жизнь и распределить внимание в равных долях. Найти интересное хобби, заняться спортом, устроить личную жизнь.
В зависимости от причин, лежащих в основе стремления учиться, нужно искать средства. Если нас на постоянную учебу толкают страхи и неуверенность в себе, значит, нужно обратиться к специалисту и решать эти проблемы. Если нам кажется, что непрерывное обучение поможет понять свое призвание, то можно попробовать пройти тесты профессиональной ориентации и раскопать то, к чему есть склонность.
Что мешает мозгу эффективно учиться
Препятствий для эффективной работы мозга не так уж и много, а их устранение приносит только радость.
Недосып
Регулярная депривация сна снижает скорость наших мыслительных процессов, которые у невыспавшегося человека нарушены, как и у выпившего. Когда мы пребываем в объятиях Морфея, мозг вовсе не отдыхает — иногда он может быть даже активнее, чем днем, но пока доподлинно не известно, что именно происходит в голове в этот момент. Однако совершенно очевидно, что сон не только важен для хорошей работы мозга в целом, но и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение материала. Правило «никто не отберет у меня восьми часов сна» может показаться эгоистичным и кощунственным, в современной-то жизни с ее бешеным ритмом, — но вы же всегда хотели сопротивляться системе? Вот вам и повод.
Стресс
Стресс, особенно длительный и неконтролируемый, отрицательно влияет на наши когнитивные способности, поэтому продуктивно учиться, постоянно пребывая в таком состоянии, очень трудно. Гормон стресса кортизол в хроническом варианте вызывает истончение нейронной ткани гиппокампа — то есть просто ухудшает память.
Плохое питание
Мозг потребляет до 20 % сжигаемых за день калорий, причем интеллектуальные нагрузки интенсивно снижают уровень глюкозы в крови — а когда ее становится слишком мало, мы начинаем делать ошибки. Вообще все поступающие в кровь вещества стоит проинспектировать, если вы испытываете сложности с концентрацией и уж тем более — если наблюдаете у себя признаки СДВГ. Первый претендент на исключение из рациона (или, во всяком случае, на ограничение его количества) — сахар, избыток которого расшатывает дофаминовую систему и не дает префронтальной коре заниматься делом. То же касается и стимуляторов вроде кофе и сигарет: они могут мешать вам учиться, повышая тревожность.
Иллюзия контроля
Больше, чем любую другую болезненную эмоцию , людям трудно пережить беспомощность. Согласитесь, мы просто ненавидим чувствовать себя беспомощными! Особенно когда речь идет о самых близких людях – супругах, детях, родителях. Когда страдает тот, кого мы любим или о ком мы заботимся, конечно, мы хотим ему помочь.
К сожалению, наша способность помогать другим зачастую более ограничена, чем нам кажется. Но вместо того чтобы противостоять своей беспомощности, мы начинаем ее отрицать. И хотя по факту мы ничего не можем сделать, мы начинаем больше думать, больше волноваться, больше переживать. Размышления просто кажутся нам полезными.
Мы слишком много думаем , потому что это обеспечивает иллюзию контроля и практически сводит на нет ощущение беспомощности.
К сожалению, долгосрочные затраты редко окупаются. Результат: хроническое беспокойство , возникающее из-за постоянной тревоги; низкая самооценка на фоне постоянных размышлений ; стресс и подавленность из-за того, что мы никогда не чувствуем, что можем отключить свой разум.
Все это обычно связано с нашей нетерпимостью к беспомощности. Это означает, что, если вы хотите перестать зацикливаться на своих мыслях, вам нужно привыкнуть к отсутствию контроля в некоторых ситуациях.
Иметь свою точку зрения
Если ваш ребенок много учится, ответственно выполняет задания и прислушивается к вам, то вам переживать не стоит. Дети могут играть в футбол весь день, читать учебники по истории или фантастические романы. И это нормально: отстаивать свои интересы и стараться избегать того, чего не хочется делать.
Но если ребенка не интересует больше ничего, кроме его хороших оценок, он боится возразить взрослым, что хочет заняться чем-то другим, то что-то идет не так. Послушание и уступчивость — не лучшие качества для взрослой жизни. Лучше дать ребенку хотя бы минимальную свободу и ответственность принимать решения даже в сфере образования. Это разовьет независимость и облегчит его жизнь. Но все хорошо в меру, о чем стоит помнить.
Быть отличником — это здорово, когда это твое решение и твой выбор. Но и в средних оценках нет ничего плохого, ведь успех в жизни не определяется школьным аттестатом. Хотя с этим могут быть согласны далеко не все. Многие из нас, кто привыкли быть отличниками, продолжают искать верный способ «жить на пятерку» и часто разочаровываются в неидеальности этого мира. Если вы один из таких, то стоит обратиться за помощью к психологу.
Что такое непрерывное образование
Количество информации в современном мире растет с пугающей скоростью. В 2014-2015 годах человечество произвело больше данных, чем за всю предшествующую историю, а сейчас их количество удваивается каждые 13 месяцев. Постоянно появляются новые профессии, знания и навыки, которые необходимо осваивать не только для карьеры, но и для простого существования в мире. Что это значит для обычного человека? То, что учиться нужно всю жизнь.
Из-за таких изменений возникло новое понимание непрерывного образования — lifelong learning. От обычного образования в рамках школы или университета lifelong learning отличается тем, что человек сам направляет себя в получении знаний и находит свой собственный уникальный путь. Конечно, это не значит, что традиционные институты полностью исключаются из образовательного процесса. Они становятся скорее промежуточными ступенями, а общий вектор задает любознательность и личные интересы самого человека. К тому же сейчас появилось множество возможностей для их реализации помимо вузов — от образовательных платформ до YouTube-каналов. Но о них чуть позже.
Никогда не сравнивай себя с другими
Сравнение себя с другими всегда вызывает чувство несамодостаточности и осуждения себя.
Никогда не гонись за другими и не стремись быть тем, кем ты не являешься!
Пример. Ты смотришь на своего соседа, как он успешно живет и как у него процветает бизнес, сравниваешь со своим положением дел, и ты расстраиваешь самого себя и грузишься из-за этого сравнения.
Сравнение себя с другими мешает принятию себя.
Ты не сможешь быть тем, кем ты не являешься. У тебя не получится прожить чужую жизнь. Как бы ты ни старался, у тебя получится быть более дешевой, унылой версий того человека, за которым ты гонишься!
Лучшее, что у тебя получится, – это быть собой.
Не пытайся быть тем, кем ты не являешься. Не пытайся быть как все.
Будь собой и выходи за пределы своих возможностей, расширяй зону комфорта.
Частенько бывает, что неосознанные девушки сравнивают себя друг с другом. И как следствие потом они вечно с кем-то соревнуются. Это как бесконечное колесо страданий и погони.
С таким типом мышления вопросы женщин о том, как полюбить себя и повысить самооценку в психологии восприятия, навсегда останутся открытыми.
С кем же можно себя сравнивать?
Единственный человек, с которым ты должен себя сравнивать – это ты сам!
Например, какой ты был вчера и какой ты сегодня.
Тонкая грань. Старайся сравнивать себя с самим собой НЕ касаемо достигнутых результатов, а касаемо полученных новых знаний и осознаний.
Ежедневно задавай себе эти вопросы:
- В чем я стал мудрее, чем вчера и что узнал нового?
- Какие уроки я извлек с сегодняшнего дня?
- Вышел ли я из зоны комфорта сегодня?
Только такое сравнение с самим собой имеет место быть.
Если ответ нет, то ты напоминаешь себе над чем нужно работать и куда стремиться.
Мыслить творчески
Хорошие оценки в значительной степени являются результатом хорошей памяти и упорства. Но взрослая жизнь не предлагает готовых решений и не ставит за них оценку. Ребенку придется столкнуться со сложными этическими проблемами, часто принимая решения в ситуациях, когда нет единого и правильного решения, самостоятельно анализировать данные и делать выводы на их основе.
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Воображение, мысль и логика гораздо полезнее в жизни, чем способность запоминать два абзаца в течение ночи. На этом и стоит сосредоточиться.
Страх конфликта
Кому из нас нравятся ссоры и конфликты? По понятным причинам, мы стараемся их избегать каждый раз, когда это возможно. К сожалению, это означает, что у нас недостаточно практики в разрешении конфликтных ситуаций. А это, в свою очередь, делает нас менее уверенными в нашей способности успешно справляться с конфликтами в будущем. Что побуждает нас еще больше избегать ссор… замкнутый круг.
Как и в случае с любой другой фобией, проблема избегания конфликта заключается в том, что вы предполагаете, что конфликт всегда опасен.
То, что некоторые пауки ядовиты, не означает, что все пауки должны вызывать тревогу. Но чем дольше вы будете относиться к насекомым подобным образом, тем больше будете проявлять именно такие чувства.
То же самое и с конфликтами: чем чаще мы их избегаем – тем больше боимся.
Если любой конфликт будет казаться вам опасным, вы ежедневно будете тратить много времени и умственных сил, пытаясь понять, как избежать даже самой мелкой ссоры. А если избежать ее не удастся – вам придется проделать много умственной работы, чтобы попросить прощения.
Чрезмерный страх конфликтов приводит к ненужным размышлениям. Да, возможно, какой-то ссоры вы точно хотите избежать. Но наверняка вы смогли бы справиться с этой ситуацией с минимумом стресса, если бы только дали себе возможность попрактиковаться.
Если вы стараетесь избегать внешних конфликтов, будьте готовы к множеству внутренних.
Я знаю= я могу?
Представьте себе ситуацию, при которой ребенок смотрит на то, как катается на велосипеде другой, и он знает: как держать равновесие, как крутить педали, как входить в виражи и даже под каким углом расположить спину, когда хочет прокатиться, не держась за руль. Кажется, что он эксперт в катании на велосипеде, и даже лучше чем тот, за кем он следит. Но когда ребенок садится на сидение все то, что он так хорошо ЗНАЕТ не работает. Он терпит неудачу по категории СПОСОБНОСТЬ. Расстроенный, с разбитыми коленками и болью, он понимает, что ЗНАЛ недостаточно хорошо. Учится еще, наблюдает, вычисляет, изучает в деталях каждое движение, надеясь, что в следующий раз он будет лучше готов, ведь он по умолчанию ДОЛЖЕН УМЕТЬ кататься на велосипеде с легкостью, но снова падает…
Возможно, это не о всех людях, которые обладают знаниями и у них не получается применить их на практике, но существует похожий механизм на тот, что описан выше, а именно: ощущение что, чтобы быть способным что-то сделать, необходимо обладать достаточными знаниями, и тогда у тебя все получится с первой попытки. Если ты потерпел неудачу — ты недостаточно знаешь. И вот тут возникают несколько капканов, в которые мы попадаем без своего ведома:
- Мы боимся пробовать, чтобы никто не подумал, что мы знаем недостаточно;
- Уверены, что даже при попытке мы не имеем право на ошибки;
- Мы держимся от практики подальше, потому что она часто нас разочаровывает.
И растет пропасть между нашими знаниями и реальными способностями, и с этим ростом падает наша уверенность в том, что мы вообще сможем этому научиться на практике.
Почему это так трудно
Во взрослой жизни у человека, как правило, уже нет никаких учителей или наставников. При этом спрос со взрослого человека гораздо больше — нужно и себя обеспечивать, и платить по счетам, и успевать при этом заниматься саморазвитием.
Часто человек оказывается в этой ситуации, которая затягивает его, словно болото, не имея ни малейшего понятия, как с этим справиться и начать жить полной жизнью несмотря на все свои обязанности.
В такие моменты хочется обратиться за советом или найти некую “правильную” стратегию действия, какой-то секрет, который поможет справиться со всеми навалившимися задачами за раз. Однако секрет в том, что никакой правильной стратегии нет — каждый человек индивидуален и требует особого подхода.
Но почему люди так привыкли ждать совета или помощи извне, особенно, если дело касается обучения и саморазвития?
Почему проще пойти к коучу, который подробно объяснит, как нужно учиться и адаптироваться к миру, чем попытаться самостоятельно разобраться? Разумеется, значительную роль играет то, что люди — социальные животные, и им просто необходима поддержка и одобрение других, а также то, что мы привыкли доверять опыту других, более знающих людей. Но еще один немаловажный фактор — это отсутствие умения учиться и адаптироваться самостоятельно.
Людям, которым с самого начала жизни все время объясняют, как нужно вести себя и как организовывать свою учебную деятельность — сначала родители, воспитатели детсада, потом школьные учителя, а затем и профессора — редко способны к самоанализу и самостоятельной организации своего учебного процесса. Именно поэтому “умением учиться” многим овладеть труднее, чем каким-либо другим навыком.
Желание всех учить и его последствия
Есть всего три последствия такого желания.
Успех,
неудача или нейтральный расклад дел.
Успех – это реализация потенциала и принесение пользы другим людям. Такой расклад дел приносит не только пользу другим людям, но и, в первую очередь, самому человеку. Хотя успех и возможен только в случае как упорного труда, так и приобретения определенных качеств, которые способствуют этой деятельности, без такого желания невозможно долго идти через трудности, которые поджидают на этом пути. Плодов у такого успеха много, но при наличии природы учителя самым главным плодом будет счастье.
Нейтральный исход дел – мягкая альтернатива успеху, заключающаяся в том, что ни пользы, ни вреда такая деятельность не приносит, а все попытки учить кого-то обходятся либо безрезультатно, либо просто без внимания. Иногда это даже хорошо.
Неудача несёт за собой и ряд событий, которые приводят не только к ссорам, конфликтам, формированию негативного образа человека, но и само восприятие жизни складывается так, что человек искажает свои прошлые идеалы и становится циничнее, злобнее и, грубо говоря, ломается от неудач на этом пути. Накапливаются как обида, так и гнев, гордость, ощущение ненужности и прочее. Все это негативно сказывается на личности человека.
Образование – основа жизненного успеха
Человеку из провинции это покажется парадоксом, но сегодня роль обучения в развитии личности стоит на первом месте. Знания стали главным капиталом, которыми обладают люди. По сравнению с предыдущим веком, рабочая сила нужна все меньше. Например, в 1967 году штат компании «Дженерал Моторс» состоял из 870 тысяч рабочих. Сейчас в самой высокооцениваемой корпорации – «Майкрософт» — работает порядка 120 тысяч сотрудников. Но ее рыночная оценка показывает, что удельная стоимость компании на одного работника составляет порядка 15 млн. долларов.
За последние десятилетия значительные перемены претерпели и требования к образованию. То, что еще недавно являлось высшим образованием, фактически становится средним уровнем. Теперь значение образования в развитии личности – вопрос, касающийся не только выпускников школы. Обучение, по европейским меркам, длится на протяжении всей жизни. В зависимости от нужд, человек овладевает новыми знаниями и навыками на разных этапах жизни.
Считается, что современный рост экономики больше не может обеспечивать работников с низкой квалификацией высокой заработной платой, как это было возможно в эпоху индустриализма. Роль образования в развитии личности теперь также проявляется посредством возможного повышения благосостояния. Имея финансовые средства, человек расширяет свои возможности в развитии и познании окружающего мира – он может путешествовать, позволить себе лучшее медицинское обслуживание, обеспечить качественный уровень жизни.
Высшее образование является некоей гарантией, что человек не окажется нищим. Социальное исследование, проведенное американскими учеными, показало: среди чернокожего населения, которое находится за гранью нищеты, доля лиц с незаконченным средним образованием составляет 51%. Этот же показатель среди белокожих американцев – 31%.