Активное произвольное воображение
Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.
Репродуктивное воображение
Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:
- представление дома по его подробному плану;
- рисунка вязки по схеме;
- образа героя книги по описанию;
- кулинарного шедевра по рецепту.
Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.
То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.
Творческое воображение
Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.
Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.
В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.
Индивидуальные особенности развития воображения
У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.
Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.
Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.
В этом видео вы узнаете о психологии воображения:
Функции
- Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
- Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
- Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
- Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.
Воображение и творчество
Психологи настаивают на том, что воображение и творчество взаимосвязаны. Творчество – это создание нечто нового на основе того, что есть в реальности. Воображение позволяет представить себе это новое еще до того, как оно будет создано. В большинстве своем воображение выступает в качестве поиска нового решения, объекта, плана действий, реализовав которые он сможет достичь поставленной задачи.
Творческое воображение предполагает создание уникального объекта, которого ранее не было. Это в некоторой степени связано с индивидуальными особенностями самого человека. В большинстве творческое воображение является врожденным качеством. Однако разрабатываются методики по развитию творческого мышления.
- На первом этапе появляется нечеткая идея, образ, который пока еще не имеет четко очерченных границ и форм.
- Второй этап заключается в вынашивании идеи, ее продумывании, более четком видении, усовершенствовании.
- Третий этап заключается в переходе от вынашивания идеи к ее воплощению.
Детское воображение является фантастическим, лишенным реальности и рационализма. Уже в подростковом возрасте ум человека становится критичным, что к более взрослому возрасту становится очень заметно. Это в некоторой степени затрудняет процесс творчества, когда человек должен быть гибким, разносторонним, некритичным.
Развитие творческого мышления требует любознательности человека. Чтение книг, просмотр передач, путешествия и многое другое позволяют увидеть нечто новое для себя и стать охваченными новыми впечатлениями. Нередко здесь включается непроизвольное воображение, которое вскоре может стать подконтрольным человеку.
Мир, в котором живете только вы, кажется немыслимым и невероятным, поскольку люди существуют в мире, где есть другие. Можно отправиться в лес или дикие тропы, где люди обычно не бывают. Но полностью остаться в мире, где не будет никого, — что-то из вымысла и фантастики.
Людей на планете Земля живет большое количество, но многие пребывают в мире, в котором существуют только Они. Это так называемые творческие личности, которые не соединяются с окружающим обществом. Они по своему темпераменту настолько погружены в собственный мир, что житейские проблемы для них являются чуждыми.
Творческий человек живет в мире, в котором есть только Он. Это не прихоть, не каприз, не бегство от реальности, а такова натура. Без реализации внутреннего потенциала, творческий человек не сможет выйти во внешний мир. Несомненно, даже он кушает, общается с другими людьми, беспокоится из-за социального положения в стране, создает семью и т. д. Но ему настолько незначимыми становятся правила и традиции, по которым живет общество, что в глазах окружающих он кажется отрешенным от реальности.
Творческий человек не отрекается от реальности. Более того, он ее глубоко видит. Просто суета и нелепые традиции, придуманные людьми, ему кажутся ненужными и бестолковыми. Он просто не следует им.
Мир, в котором есть только Я, — это психология творческого человека. Несомненно, он живет в мире, где существуют другие люди. Но пока не раскрыт и не реализован его внутренний потенциал, творческий человек будет нацелен только на одно — на погружение в себя в любой ситуации и готовность в любой момент проявиться как творческая личность.
Понятие воображения. Функции и свойства воображения
Психология » Предмет и задачи психологии » Понятие воображения. Функции и свойства воображения
Воображение
– это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности
. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Функции:
1. в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность
2. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
3. участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций
С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями
4. состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Свойства:
1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей.
2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.
3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.
5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.
Теоретические аспекты: возрастные мотивационные
особенности. Понятие и сущность мотивации
Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.
Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных проблем высшей …
Какое направление в психологии отрицает сознание как предмет научного
исследования?
Во втором десятилетии 19 века, т.е. спустя немногим более 30 лет после основания научной психологии, в ней произошла революция-смена предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.
Бихевиоризм (от англ. –поведение)-особое направление в поведении человека и животных. Буквально — наука о поведении. Основателем …
Постоянно действующие
команды
Постоянно действующие команды
Управление
Самоуправление, ротация лидера.
Стратегия развития и контакты с
поставщиками и потребителями
остаются под контролем
менеджеров и других
подразделений организации
Самоуправление, ротация лидера.
Стратегия развития и контакты с
поставщиками и потребителями
находятся под контрол …
Кратко о свойствах
Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:
- Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
- Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
- Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
- Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.
Понятие
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, в основу которых входит ранее пережитый опыт, называется воображением.
Так же, как память, мышление и восприятие, воображение необходимо для продуктивной деятельности , прежде, чем совершить какой-либо поступок, спланировать тот или иной шаг, человек заранее мысленно представляет свои действия в различных вариациях, выбирая наиболее приемлемый способ реализовать свою цель.
Практически все научные и культурные достижения человечества возникли в результате работы воображения , чтобы придумать принципиально новую идею, необходимо не только обобщить весь имеющийся опыт, но и добавить в него не существовавшие ранее элементы.
Активное воображение (произвольное/преднамеренное)
Суть активного воображения состоит в преднамеренном моделировании определенных образов, которые основываются на поставленных целях и задачах. Развивается активное воображение у детей в тот период, когда, например, игры предполагают, что дети берут на себя определенную роль (доктор, продавец, президент). Задача таких игр – отобразить в игре выбранную роль наилучшим образом, здесь и включается в работу активное воображение.
Последующее развитие преднамеренного воображения происходит в последующей работе, когда задачи требуют самостоятельных действий, проявления инициативы и творческих усилий. Любой труд, любая работа требует включения активного воображения, для того чтобы четко представлять, что нужно сделать для осуществления той или иной рабочей задачи. Это основной вид воображения в психологии.
Воображение и стремление к достижению
Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.
С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.
Пассивное воображение
Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.
Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.
В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.
Пассивное непроизвольное воображение
К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.
- Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
- Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.
Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.
Пассивное произвольное воображение
К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.
Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?
- Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
- Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.
Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.
Понятие восприятия информации
Восприятием информации называют познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании те или иные предметы и явления при помощи различных органов чувств. Прямое воздействие на органы слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания способствует формированию полной картины изучаемого объекта. Поэтому самыми важными компонентами этого процесса являются пять органов чувств.
Немаловажным фактором выступает также мировоззрение человека, которое участвует при соотнесении данных о новом объекте к какой-либо группе или к уже приобретенному ранее знанию.
Существует несколько важных психических процессов, от которых зависят способы восприятия информации:
- мышление (непрерывное пополнение запаса понятий и представлений об окружающем реальном мире);
- речь (способность обозначить предмет или явление вслух);
- чувства (совокупность реакций на объект восприятия);
- воля (способность осуществлять свои желания и действия ради цели).
Информация может выражаться разными способами, от чего она разделяется на четыре вида:
- Текстовая. Выражается в последовательности символов, которые складываются в слова, фразы и предложения на том или ином языке.
- Числовая. Это количественное отображение свойств объекта, закодированное в виде чисел, знаков и математических действий.
- Звуковая. Устная речь и звуки (музыка, человеческая речь, звуки природы), позволяющие передавать те или иные сведения человеку.
- Графическая. Она представляется разнообразными схемами, графиками, рисунками и другими изображениями.
Для вас подарок! В свободном доступе до11.12
61 проверенный канал из закрытой подборки по поиску работы в IT
Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня
Гарантированно найдете выгодную работу за 1-2 дня
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать файл
Именно поэтому восприятие и представление информации зависят друг от друга. В зависимости от ситуации каждый человек использует наиболее подходящий способ подачи полной совокупности данных.
Какие бывают виды воображения
Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.
Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.
Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения
Пассивное
Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.
Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.
Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;
2.Активное
Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.
Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;
3.Творческое
Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.
Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути
К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;
4.Произвольное
Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.
Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;
5.Воссоздающее
Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.
Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.
Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.