Тьютор

Должностные обязанности и функции тьютора

Должностные обязанности и функции тьютора лучше изучать с опорой на выше перечисленные документы.

В ЕКСД мы видим, что есть разделение: тьютор в сфере высшего и дополнительного профессионального образования и тьютор в остальных сферах образования.

Если обобщить данные статьи, то к должностным обязанностям можно отнести следующие:

— выявляет и развивает познавательные интересы;

-оказывает помощь в выборе образовательной стратегии;

-организует взаимодействие с другими субъектами образования, необходимое для индивидуальной образовательной программы тьюторируемого;

— организует индивидуальные и групповые консультации.

В профессиональном стандарте указаны три основные функции тьюторского сопровождения обучающихся:

  1. Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов

Действия: выявление индивидуальных интересов, способностей, проблем; организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация рефлексии.

2) Организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Действия: проектирование среды, её доступности; координация взаимодействия субъектов.

В разделе «Из практики» можно найти несколько статей про то, как я организую открытую среду для своих ребят, в том числе, и через знакомство и интервью с представителями различных профессий.

3) Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.

Во всех функциях есть уточнение: «включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», что означает – тьютор может работать с данной категорией детей, а может и не работать.

Должностная инструкция тьютора разрабатывается с опорой на данные документы и самое главное, с ориентацией на конкретную организацию, в которой будет работать тьютор. В зависимости от задач, которые ставит организация, типа организации, возраста учащихся, функции и требования к тьюторам могут немного корректироваться, но при этом, сущность профессии, её основная миссия: сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, должна быть сохранена. Как можно получить образование тьютора, свежую информацию о курсах и местах обучения — читайте здесь. 

Пример должностной инструкции тьютора можно изучить по этим ссылкам: https://hr-portal.info/job-description/dolzhnostnaja-instrukcija-tjutora, http://instrukzii.ru/specialisti/obrazovanie/tyutor.html

Уровень заработной платы

Сколько получает тьютор в России, зависит от его квалификации, региона, количества отработанных часов и места работы. Зарплата в Москве достигает 50−90 000 рублей, но начальный оклад составляет 35 000. В Санкт-Петербурге деятельность такого педагога оплачивают в размере 40−45 тыс. руб. В менее развитых регионах зарплата тьютора не поднимается выше 35 000, но за качественное выполнение своих обязанностей он может получать доплату.

Многие специалисты предпочитают почасовую оплату, так как они часто занимаются с учениками вне государственных заведений. Обычная ставка педагога на территории стран СНГ составляет 200 рублей в час. Современные родители не жалеют денег на образование своих детей, поэтому зарплата педагогов с каждым годом растет. Если специалист окончил вуз, прошел несколько курсов, хорошо знает свою работу и качественно ее выполняет, то его ставка будет повышаться.

Открытых вакансий для тьюторов множества. Они могут найти себе работу в столице, регионах и за пределами России — в Беларуси, Украине и других странах СНГ. В Москве максимальный уровень заработной платы на 2019 год достигает 145 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге — до 30 тыс., как и в небольших городах.

https://youtube.com/watch?v=F-lKggW1oUA

Как стать тьютором

Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?

Должность тьютора относится к самому высокому — четвертому квалификационному уровню (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н). Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.

Магистерские программы тьюторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.

При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми

сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу

Педагогика / Прочее Тьюторское сопровождение обучающихся Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения Дистанционная, Профессиональная переподготовка Подробнее

Где искать тьюторов?



Многие продвинутые школы развернули у себя целые тьюторские службы. Если по-честному, это не всегда работает, как хотелось бы. Некоторые превращаются в педагогов-организаторов профориентационных мероприятий. Кто-то ломается на тех же противоречиях, что и школьные психологи: вроде ты на стороне ребенка, но интересы работодателя иногда вступают с ними в конфликт. Кого-то заносит в психологическое консультирование, а вопрос образования остается побоку.

Бывает, что на тьюторов просто сваливают детей, которые мешают учителям. Сейчас в некоторых школах фраза «вашему ребенку нужен тьютор» означает, что он просто всех достал, не справляется, и неплохо бы было, чтобы с ним за партой сидели, следили и делали домашку. Но есть и вполне удачные примеры, когда с детьми работают люди, которые действительно в курсе того, как развивается и меняется мир, и могут сориентировать ребенка и родителей.

Независимые (внешкольные) наставники – не самый плохой вариант. Их можно найти на различных программах дополнительного образования и профессиональной ориентации. Их плюс – при прочих равных, конечно, — способность быть на стороне ребенка, а не образовательной организации. Минус – они не могут наблюдать за ним так интенсивно, как в школе, но это восполняется специальными техниками: не только правильно построенными беседами, но и системой регулярных встреч.

К примеру, в программе “Система выбор” наставника подбирают под конкретного подростка. Он проводит с подростком 8 встреч один-на-один и еженедельно общается с родителями. Наставник на программе знает подростковую психологию, умеет найти подход и вдохновить, а также разбирается в современных тенденциях рынка труда. Наставник помогает определить цели и ценности и спроектировать будущее. 

Как выбирать тьютора

Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом

На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений

Также нужно обращать внимание на:

Квалификацию

Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;

Отзывы

Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;

Первое впечатление

Учащийся должен симпатизировать сопровождающему. Если с первой встречи минимальная связь между ними не сформировалась, лучше продолжать поиски.

Тьютор в средней школе

Источник фото ArthurHidden/freepik

В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

Кроме того, тьютор в школе:

  1. помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
  2. способствует установлению контактов со сверстниками;
  3. учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
  4. составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.

И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?

Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

Как стать тьютором

Чтобы стать тьютором, необходимо пройти соответствующее обучение. За рубежом факультеты тьюторства открыты в колледжах. В России к профессии тьютора предъявляются высокие требования: кандидат на замещение вакансии в том или ином образовательном учреждении должен иметь не только диплом о высшем педагогическом образовании, но и сертификат, подтверждающий обучение по дополнительной узконаправленной программе.

Кроме того, чтобы работать тьютором, человек должен иметь педагогический стаж 2 года.

Где учиться на тьютора

На программы профессиональной подготовки тьюторов принимаются абитуриенты в возрасте 18 лет и старше.

Получить профессию тьютора можно в таких образовательных учреждениях, как:

  • магистратура МГПУ;
  • НГПУ;
  • Сибирский федеральный университет;
  • Национальная академия ДПО г. Москва;
  • Пермский государственный университет;
  • Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • РГПУ имени Герцена;
  • Университет Иннополис;
  • НИИДПО г. Москва (программа профессиональной переподготовки);
  • Школа тьюторов в Якутии (программа профессиональной переподготовки);
  • онлайн-школы.

Если человек планирует работать тьютором в коррекционной школе, ему стоит получить медицинское образование. Востребованным для данных образовательных учреждений являются специалисты, владеющие знаниями в области олигофренопедагогики, сурдопедагогики и тифлопедагогики.

Что такое «dual teaching»

Dual teaching – это модель построения образовательного процесса, в соответствии с которой на базе учебного заведения человек получает только теоретическую подготовку. Применение же теоретических знаний на практике происходит непосредственно при его устройстве на производство.

Тем, кто решил освоить профессию тьютора, стоит учесть, что многие курсы построены именно на основе технологии dual teaching. Это означает, что в формате дистанционного обучения человек получит только теоретические знания. После окончания таких курсов довольно трудно сразу начать профессиональную деятельность в стенах образовательного учреждения. Поэтому лучше проходить обучение на базе университетов, где программой предусмотрен не только теоретический блок, но и практикумы, лабораторные работы и мастер-классы.

Где работают тьюторы

Работать тьютором можно в любом образовательном учреждении, где есть такая должность. Также тьютор может зарегистрироваться в качестве самозанятого или открыть ИП, чтобы оказывать профессиональное сопровождение ребенку на платной основе.

Преподаватель учебного заведения может совмещать основную работу с выполнением обязанностей тьютора, если в школе реализуется инклюзивное образование.

Особенности работы тьютора-фрилансера

Отличительной особенностью работы тьютора-фрилансера является то, что ему необходимо самому находить клиентов. Для этого нужно:

Важным отличием тьютора-фрилансера от штатного сотрудника, решающего задачу педсопровождения ребенка в образовательном процессе является то, что сторонний человек не имеет возможности влиять на педагогический персонал школы. Он может только непосредственно работать с ребенком, но не может стать для него посредником в общении с учителем.

Зарплата тьютора и перспективы профессии

Тьюторство сегодня уверенно входит не только в сферу образования, но и в сферу бизнеса. Конечно, этот вид профессионального труда еще совсем молодой, но эксперты уже пророчат ему большое будущее.

Эксперты говорят о том, что в перспективе развития образования тьюторство станет востребованным направлением профессионального труда. Так как сейчас квалифицированных специалистов на рынке немного, а спрос на людей, способных грамотно организовать сопровождение детей в учебном процессе, велик, заработная плата тьюторов высокая.

Важно понимать, что на размер зарплаты тьютора влияют такие факторы, как:

  • квалификация специалиста, его стаж работы;
  • уровень экономического развития конкретного региона;
  • статус образовательного учреждения;
  • форма собственности образовательного учреждения.

Кто такой тьютор?

Тьютор – педагог, наставник, путеводитель и личный вдохновитель. Этот человек охватывает все аспекты образования ребенка. Он не просто дает знания, он понимает, что нужно ученику, с учетом его слабых и сильных сторон, выявляет склонности и интересы, а также помогает развить способности школьника. Тьютор работает, как с детьми дошкольного возраста, так и со студентами высших учебных заведений. То есть, в сферу его деятельности входят все, кому необходима индивидуальное обучение.

Название профессии произошло от латинского tutor (защитник, опекун). Тьюторство возникло еще в средние века. Многие, хоть раз в жизни, слышали о «бродячих студентах» Средневековья, но не все знают об особенностях обучения в те времена. В тот период для людей была очень важна свобода. Студенты были вольны заниматься тем, что им больше приходилось по нраву, и имели право самостоятельно выбирать дисциплины, которые они хотели посещать, и преимущественно занимались самообразованием. В этой ситуации им был очень необходим наставник, способный определить действительно важные для них предметы. Тьютор сопровождал их весь период обучения от начала и до конца, был посредником между профессорами и студентами. С годами профессия закрепилась в западной системе образования и приобрела более четкие границы.

В России профессия возникла недавно и многим больше известна под другим названием – репетитор. Ее распространение связано с увеличением технологических возможностей, преобразования образовательной сферы, изменением методик обучения, вызванных меняющимися условиями жизни.

Среди обязанностей тьютора можно выделить:

  • разработку индивидуальных методик обучения с использованием современных ресурсов;
  • выявление, формирование и развитие способностей ученика;
  • организация индивидуального процесса обучения;
  • подготовка обучающегося к экзаменам, поступлению в учебное заведение и его сопровождение на протяжении всего периода учебы;
  • оценка индивидуальных достижений подопечного;
  • планирование учебного плана при взаимодействии с преподавателями учебных заведений.

Очень важную роль тьютор выполняет на работе в специальных инклюзивных школах

Дети с ограниченными возможностями не могут вливаться в общество так же легко, как и обычные школьники, поэтому им нужно особое внимание и поддержка. Для работы с такими ребятами персональному учителю нужно гораздо больше знаний, а также на него возлагается и больше обязанностей в соответствии с потребностями подопечного

В этом случае они работают по другим методикам и помогают детям не только усвоить программу обучения, но адаптироваться в коллективе. Однако это совсем не значит, что наставник выполняет всю работу вместо ребенка. Его задача заключается в оказании помощи в некоторых сложных вопросах, а главное он должен научить его быть самостоятельным.

Широкое распространение сегодня получило и дистанционное образование, в котором также требуется помощь тьюторов. Интернет-обучение использует другие методики и предполагает удаленный контакт с учителем, поэтому его обязанности несколько отличаются от очной работы.

Зачем тьютор взрослому?

В школе и университете обучение — это приоритет, но во взрослом возрасте он уходит на второй план. Кроме лекций и домашних заданий есть еще работа, семья и другие сферы жизни, за которые человек несет ответственность. «Поэтому как раз для взрослых людей тьютор очень важен. Он помогает быстро сориентироваться в учебном процессе, найти нужную информацию, подсказывает, к кому обратиться, то есть экономит самый ценный ресурс — время», — считает Елена.

Независимо от возраста, главные факторы успеха — цель, желание и, конечно же, мотивация. «Самому старшему моему студенту было около 70 лет

Он всех собирал на дополнительные активности, и ему важно было общение. У него с мотивацией было все хорошо»

Тьюторы могут работать как в штате учебного заведения, так и на фрилансе. У каждого варианта свои особенности:

Штатный тьютор — это посредник между учебным заведением и учениками. Он хорошо разбирается в программе, знает преподавателей. Если ученику понадобится дополнительная консультация или перенос даты зачета, он знает, к кому идти с этим вопросом.

Тьютор-фрилансер — это специалист, который работает с мотивацией, самоопределением и усвоением материала по теме. Он может как провести несколько консультаций и решить конкретный запрос, так и выстраивать долгосрочную работу со студентом.

Особенности профессии, доходы и перспективы

Источник фото lookstudio/freepik

Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая. Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом. Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностями тьютора, — это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.

Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.

По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.

Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.

<<Форма семейного образования>>

Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

Структура программы включает в себя 9 индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.  

Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начали или в конце.

Темы индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.

Чтобы присоединиться к программе «Вперёд к своей мечте!», необходимо подать заявку. Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» отправит вам ссылку для ознакомления с офертой. После оплаты вы получите анкету для подбора тьютора для ребёнка. Вопросы и предложения можно направлять на почту [email protected].

Зачем нужен тьютор?

Тьютор нужен чтобы:

  • Помочь ребёнку понять, чего он хочет. Часто ребёнок нуждается в мягком внешнем влиянии, чтобы нащупать зону своих интересов. Эту функцию, как правило, выполняют родители, но не у всех достаточно времени или опыта для решения подобной задачи.
  • Выявить сильные стороны ребёнка и те, что нуждаются в дополнительном внимании. Тьютор находится в полуформальном контакте с ребёнком, он ближе школьного учителя и имеет больший простор для наблюдений.
  • Помочь ребёнку с самоопределением и научить справляться с конфликтными ситуациями. Тьюторы, часто имеют диплом психолога, они помогают детям адаптироваться в коллективе и научиться работать в команде, когда это необходимо.
  • Научить ребёнка быть самостоятельным и добиваться того, чего он хочет.
  • Выстроить для ребёнка индивидуальную учебную траекторию, включающую в себя формальное и неформальное образование.Формальное образование — это учебная программа, отвечающая государственным нормам, заканчивающаяся получением аттестата или диплома. Неформальное образование удовлетворяет личные познавательные интересы, оно не ограничено сроками и может продолжаться всю жизнь.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Кто такой тьютор

В переводе с английского «tutor» означает «опекун», «наставник». Профессиональная обязанность тьютора (сьютера) – помочь детям найти свое призвание. Как правило, тьютор начинает работать со своим подопечным еще в детском саду и сопровождает его на протяжении всего пути обучения в различных образовательных учреждениях.

В период детства и обучения в обычной школе, тьютор тщательно изучает личность ребенка, что спланировать его профессиональный маршрут с учетом индивидуально-психологических, физиологических и интеллектуальных способностей.

Ребенок, которого сопровождает тьютор, называется тьюторант.

Психологический портрет тьютора

Для представителей данной специальности профессионально значимыми качествами являются:

  • любовь к детям;
  • коммуникабельность;
  • толерантность;
  • высокий уровень личностной культуры;
  • рассудительность;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • дисциплинированность;
  • развитые организаторские навыки;
  • развитые творческие способности;
  • справедливость;
  • последовательность;
  • обучаемость;
  • гибкость;
  • высокий уровень развития ораторских умений.

Что должен уметь тьютор

Список профессиональных умений тьютора выглядит так:

  • умение читать аббревиатуры, относящиеся к различным диагнозам;
  • умение расшифровывать заключения узких специалистов, проводивших обследование ребенка;
  • адаптировать одно и то же задание для детей с разным уровнем подготовки;
  • изъясняться с ребенком на понятном ему языке (например, на языке жестов или с помощью специальных карточек с картинками).

Задачи тьютора

Задачами профессиональной деятельности тьютора являются:

  • развитие личностного потенциала ребенка;
  • разработка индивидуального образовательного маршрута (ИМС) ребенка с учетом его поведенческих и психологических особенностей;
  • изучение личности ребенка, выявление его интересов и склонностей;
  • определение видов деятельности, которые вызывают у ребенка затруднения;
  • сопровождение школьников в период адаптации к новым условиям;
  • формирование высокого уровня познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
  • профориентация;
  • научить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Структура работы тьютора

Обязанности тьютора

Министерством здравоохранения и социального развития предъявляются высокие квалификационные требования к профессиональному труду тьютора. В своей профессиональной деятельности тьютор должен опираться на положения профстандарта «Специалист в области воспитания».

Работа тьютора предполагает выполнение следующих обязанностей:

  • ведение диагностической карты воспитанника;
  • выбор методов и приемов воздействия на ребенка с учетом его особенностей;
  • организация преемственности между разными ступенями образования;
  • создание среды для развития детей;
  • создание условий для успешной социализации школьников;
  • помощь тьюторанту в поиске информации;
  • помощь подопечному в выстраивании межличностных отношений со сверстниками, родителями и педагогами;
  • контроль полноты реализации образовательной программы.

Тьютор в ДОУ

В дошкольной педагогике задача трекера (тьютора) состоит в том, чтобы помочь ребенку пройти адаптационный период и включиться в игру со сверстниками. В старшей и подготовительной группах ДОУ тьютер занимается подготовкой детей к школьному обучению.

Тьюторство в школе

Концепция тьюторства в общеобразовательной школе

Должности тьюторов сегодня есть в штатном расписании коррекционных школ, элитных гимназий, а также в образовательных учреждениях, реализующих инновационные программы обучения. Тьютор обеспечивает комфортный переход ребенка из детского сада в 1 класс, а также помогает пятиклассникам приспособиться к условиям обучения в среднем звене школы. Старшеклассникам тьютор помогает правильно выбрать профессию и поступить в учреждение профессионального образования.

Кроме того, тьюторы занимаются со школьниками, которые находятся на домашнем обучении.

Преимущества профессии тьютор

Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.

Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.

К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.

Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.

Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

Весь текст за 2 минуты

Тьютором называют специалиста, исследующего мотивацию, интересы, способности учащегося;
Нельзя путать его с коучем, куратором, дефектологом, психологом, учителем;
Педагог-помощник нужен детям, которые потеряли мотивацию к обучению, не могут найти свой жизненный путь;
Детсадовцам тьютор помогает формировать представления о профессиях и о направлениях учебы;
Получить услуги тьютора можно в онлайн-школе, реальной школе, детсаде, специальном центре;
Наиболее продуктивной считается индивидуальная работа с педагогом-помощником;
Важно, чтобы у ученика были доверительные отношения с тьютором, иначе результата не будет.

Качества тьютора и требования к личности

Если должностные обязанности, требования к знаниям тьютора вы сможете легко найти в профессиональном стандарте, поэтому я не стала подробно их расписывать, то вот на качествах тьютора стоит остановиться подробнее.

Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования.

Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута.

Поскольку профессию тьютора  относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности,  умение нестандартно мыслить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: