Сила поддержки. как нужно правильно поддерживать и не наделать ошибок

Как поддержать человека, у которого умер близкий друг или родственник

Психолог Елена Кораблева акцентирует внимание на том, что все люди разные и по-разному переживают смерть близких. Однако есть общие закономерности и стадии, которые проходит каждый потерявший близких людей [Т

Бурдицкая, 2020]. И нужно их учитывать, чтобы правильно поддержать человека после постигшего его горя.

Во-первых, на самой начальной стадии большинство людей не готовы принять смерть близкого человека и до конца не верят в утрату. Точнее, умом, конечно, все понимают, а сердцем принять не могут

В это время важно быть рядом, но не назойливо, и общаться ровно столько, сколько готов общаться сам человек, переживший утрату

Во-вторых, потом может начаться стадия гнева, злости и агрессии на все вокруг: на врачей, которые не спасли, на себя, за то, что сделал, быть может, не все, что мог, на несправедливость жизни как таковой

Тут важно дать человеку выплеснуть эмоции, не пытаясь разубеждать его, но и не поддакивая

Далее у человека, пережившего боль потери, может начаться депрессия, которая сопровождается отсутствием интереса к происходящему вокруг. Окружающие могут начать тактично отвлекать человека от грустных мыслей и постепенно пытаться возвращать его к обычной жизни

Важно не переусердствовать и дать человеку прожить все эти стадии, иначе потом он мысленно будет возвращаться к переживаниям и еще долго не сможет восстановиться психологически

Поддержка окружающих важна и на этапе, когда человек начнет постепенно возвращаться в привычный ритм жизни. Нужно всячески поддерживать его возрождающийся интерес к жизни, но не торопить события. Следует знать, что полностью оправиться от потрясения после смерти близкого человека удается лишь спустя 2,5-3 года, так что процесс будет не легким и не скорым .

Елена Кораблева подготовила советы и непосредственно для людей, у которых умер близкий человек, как вести себя в этой ситуации и как пережить боль утраты:

  • Окружить себя близкими людьми, готовыми выслушать. Больше говорить и рассказывать об ушедшем из жизни, вспоминать все хорошее, что с ним связано.
  • Воздержаться от злоупотребления седативными препаратами и алкоголем.
  • Обязательно просить о помощи и обязательно благодарить всех, кто готов помочь.
  • Не пытаться самоизолироваться от всего окружающего мира. Нужно продолжать общаться и заниматься повседневными делами.
  • Попытаться реализовать свой творческий потенциал через музыку, живопись, прочие виды искусства. Если способны писать стихи и песни, пишите, если являетесь заядлым театралом, не бросайте походы в театр.

И еще одна рекомендация от Елены Кораблевой. На стадии злости и агрессии, когда вы готовы обвинить умершего в том, «на кого он вас оставил», стоит заняться духовными практиками. Например, представить, что умерший сидит сзади вас спиной к спине, и высказать ему все претензии. Затем, когда запас агрессии иссякнет, представить, будто он сидит перед вами лицом к лицу, и сказать все хорошее, за что вы ему благодарны.

Это основные рекомендации, которые дают психологи, как поддержать человека в разных обстоятельствах. Выбрать наиболее подходящие из них и правильно выстроить общение как в трудные минуты, так и в обычной повседневной жизни вам помогут наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Построение отношений».

И хотелось бы сказать еще пару слов о великой силе искусства. В июне 2021 года, когда певица Марина Абросимова, выступающая под псевдонимом МакSим, попала в больницу в тяжелом состоянии и была введена в искусственную кому, люди поддержали Максим флэшмобом, исполняя ее песни. Свое исполнение известных хитов поклонники певицы выкладывали в соцсети с хэштегом #Макsимживи, а «Телеканал 360» даже сделал сюжет об этом флэшмобе:

Понятно, что певица, находящаяся в коме, не может видеть и воспринимать эту поддержку. Однако данное действо помогает фанатам МакSим переживать неизвестность и надеяться на лучшее. Кроме того, люди вышли поддержать Максим и спели ее песню «Знаешь ли ты»:

В основном, это были болельщики московского «Спартака», которые и ранее часто пели эту песню перед матчами любимой команды. Кстати, и команда «Спартак» тоже выразила поддержку родным, близким и всем поклонникам творчества МакSим. Начиная с 2014 года, певица является своеобразным «талисманом» команды. В том году МакSим поехала с командой на матч в Казань, и «Спартак» смог одолеть местный «Рубин» в нелегкой борьбе.

Мы желаем вам всегда надеяться на лучшее, и чтобы ваши надежды всегда сбывались. По традиции, мы просим вас ответить на вопрос по теме статьи:

Перечень ТЖС

Социально-медицинские обстоятельства:

— инвалидность;

— психические заболевания;

— инфекционные (туберкулез, ВИЧ / СПИД, ИППП) и другие тяжелые заболевания;

— алкогольная зависимость;

— наркотическая зависимость.

Социально-бытовые обстоятельства и проблемы трудоустройства:

— бедность, малообеспеченность (неполноценное питание, недостаток необходимой одежды)

— безработица одного из родителей / обоих родителей

— отсутствие / потеря документов;

— неоформленные документы на получение государственной социальной помощи;

— долги (в т.ч. за коммунальные услуги)

— нехватка минимальных бытовых условий (отопление, водо-, газоснабжения и т.п.);

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

… раскрывается родителями только под давлением чрезвычайных обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, … должно выполняться с момента подбора ребенку приемных родителей. Если его не могут воспитывать собственные родители, надо отдать ребенка родственникам и только в случае …

— отсутствие / потеря собственного жилья (в том числе, когда двое и более семей проживают на одной жилой площади, если это не соответствует нормам);

— вынужденная миграция (в т.ч. трудовая) одного или нескольких членов семьи;

— грубое нарушение санитарно-гигиенических норм проживания семьи.

Социально-педагогические обстоятельства:

— проблемы адаптации (отсутствие навыков самообслуживания, ведения хозяйства, планирования семейного бюджета; отсутствие профессионального образования; проблема адаптации детей в приемных семьях, опекунских семьях, ДДСТ; отсутствие навыков адаптации к самостоятельной жизни детей с функциональными ограничением);

— недостаточный уход за ребенком раннего возраста;

— девиантное поведение ребенка;

— низкий уровень воспитательного потенциала семьи (недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни; чрезмерно высокие требования к ребенку; попустительство прихотям ребенка; непоследовательное поведение в отношении ребенка: от унижения к идеализации и т.п.), высокий уровень занятости родителей, нехватка времени для воспитания ребенка;

— безнадзорность;

— беспризорность семьи / ребенка;

— социальная изолированность семьи;

— уклонение от выполнения родительских обязанностей;

— самовольный уход детей из места жительства.

Психологические обстоятельства:

— конфликты (поколений; ребенка / детей со сверстниками; ребенка / детей с воспитателями, учителями и другими; конфликт приемного ребенка (ребенка-воспитанника) / детей с родными детьми и т.д.);

— зависимости (от азартных игр, компьютера, религиозных сект);

— насилие (физическое, психологическое, экономическое);

— другие психологические дисбалансы (стрессы, постабортальный, постродовой синдром; агрессия, депрессия, истерические проявления).

Другие обстоятельства:

— нежелательная беременность / ребенок;

— внебрачный ребенок;

— супружеская измена;

— межэтнические конфликты;

— межрелигиозные конфликты;

— родители разведены, но проживают вместе;

— несовершеннолетние отец / мать;

— пребывание одного из родителей / обоих родителей в местах лишения свободы;

— возвращение одного из родителей / обоих родителей из мест лишения свободы;

— родители не разведены, но проживают отдельно;

— местонахождение одного из родителей неизвестно.

Какая помощь нужна людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?

Какая помощь нужна людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию? – практически любая, как материальная, так и психологическая, порой это может быть сбор средств на лечение или просто какой-то матери одиночке необходимы вещи для ребенка. Идея создание платформы, на которой люди могли бы помогать дуг другу — просить о помощи и, соответственно, такую помощь оказывать вынашивалась долго. Продиктована такая необходимость, безусловно,  постоянно растущим количеством людей, которые не могут справляться жизненными трудностями.

Помощь людям в трудной жизненной ситуации нужна по следующим причинам:

  1. Такие люди испытывают потребность в общении и понимании со стороны других людей. Часто человек, попавший в беду, замыкается в себе, замалчивает проблему, пытается решить свои проблемы самостоятельно и лишь еще глубже погружается в бездну, из которой нет пути назад.
  2. Люди в сложной ситуации испытывают ряд психологических проблем, которые могут даже привести к развитию серьезных психоневрологических патологий. Постоянные депрессивные и навязчивые состояния, апатия, депрессия, нарушение сна и другие проблемы испытывает каждый такой человек, а потому он нуждается в помощи и поддержке.
  3. Многие принимают неправильные решение. К примеру, взять кредит на лечение или покупку жилья. Такие шаги приводят к тому, что человек лишь глубже погружается в долговую яму и, таким образом, не решает проблемы, а создает себе новые.
  4. Некоторые физически не в состоянии справляться с существующими проблемами и требуют элементарной помощи более сильных и здоровых окружающих.

К сожалению, все вышеперечисленное не всегда является достаточно весомым основаниям для оказания помощи людям, попавшим в сложную ситуацию, для чиновников и благотворительных фондов. Разве это означает, что общество должно остаться равнодушным к чужим бедам и проблемам? Надеемся, что есть те, кто знает правильный ответ на этот вопрос.

Помощь людям попавшим в сложные обстоятельства требуется не только детям и инвалидам

Помощь людям попавшим в сложные обстоятельства может потребоваться неожиданно и очень остро. Но, как правило, когда речь идет о благотворительности, наша память рисует нам страшные картины больных детей и беспомощных инвалидов. К сожалению, это далеко не единственные категории людей, которые нуждаются в помощи и не знают где ее найти.  К таким категориям относятся:

  • люди, имеющие проблемы со здоровьем;
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • одинокие мамы;
  • женщины, страдающие от бытового насилия и другие.

Помощь людям в сложной жизненной ситуации может понадобиться любая, а потому никто не останется без дела. Мы предлагаем всем нуждающимся раздел сайта «Ищу человека», где вы сможете разместить пост о поиске близкого вам человека, если вы оказались в сложном положении, обращайтесь  к неравнодушным людям, которые готовы прийти на помощь в разделе сайта «Нужна помощь».

*У нас уже есть своя группа взаимопомощи ВКонтакте, среди которых как просящие о помощи, так и готовые её оказать. Мы расширяем границы нашего проекта и хотим сделать его действительно полезным ресурсом для всех людей, которые нуждаются в помощи или хотят делать добрые дела. Люди для людей – проект, который делает этот мир добрее.

Виды проблемных (трудных) ситуаций

Как причин возникновения, так и видов ТЖС достаточно много. Доктор психологии, специалист в вопросах конфликтологии, А.Я. Анцупов, предлагает разделение проблемных жизненных моментов по следующим направлениям:

  • связанные с деятельностью человека: профессиональной или бытовой, аварийной или экстремальной ситуациями;
  • базирующиеся на межличностных отношениях: проблемах взаимоотношений, предконфликтных моментах, конфликтных инцидентах;
  • возникшие в результате внутриличностных проблем: конфликтов, затруднений, кризисов;
  • вызванные обиходными (бытовыми) ситуациями: опасности, неизвестности, потери.

Специалисты акцентируют внимание на том, что ТЖС можно охарактеризовать присутствием сложной обстановки, дисбалансом между возможностями и требованиями к деятельности, а также активностью личностных мотивов. Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй

Существует менее сложное деление ТЖС на два типа: первый и второй.

Первый тип – социальные ТСЖ

Сюда относят неприятности, возникающие в процессе жизни, связанные с обыденными моментами. К первому типу относятся затруднения временного характера и имеющие перспективу восстановления привычного уклада жизни.

Кстати! На возникновение подобных моментов в жизни влияет только сам индивид. Лично он их создаёт своими действиями, сам их переживает и получает негативный опыт.

Второй тип – экстремальные

Результатом таких жизненных моментов принято считать состояние «душевного слома» или «физического выживания». К этому типу относится тяжелейшая утрата в процессе жизни.

К сведению! Ко второму типу относят экстремальные природные, антпропогенные и техногенные ситуации, а также их сложные последствия, проявляющиеся со временем.

Чрезвычайная обстановка, вызванная природными катаклизмами, сопровождает человечество на всех этапах существования. Это силы, неподвластные управлению, однако люди, пытаясь ими овладеть, наоборот, могут не исключить, а спровоцировать возникновение новых эксцессов.

Техногенные (технические) и антропогенные (экологические) кризисы являются результатом действия или бездействия человечества в процессе продвижения технического прогресса и жизнедеятельности на планете.

Примером этого может служить загрязнение окружающей среды и природных угодий отходами производства: механическими или химическими (выбросы в атмосферу, сброс в реки и моря и иные действия).

Попадая в трудные ситуации, человек начинает испытывать психическую напряженность, которая мешает адекватно оценить положение и самостоятельно найти выход.

Виды психической напряжённости в ТЖС

3. Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации

Принцип защиты интересов клиента. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятельности с клиентом чаще всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), то есть не проговариваются границы работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состояние клиента. Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста-психолога.

Принцип не навреди. Своеобразие условий оказания помощи делает возможным вывести несколько следствий из этого принципа. Первое следствие: краткосрочность оказания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа должна быть пролонгированной.

Принцип добровольности. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет, пока клиент обратиться за помощью). Этот принцип в условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение — специалист-психолог активно и ненавязчиво предлагает свою помощь пострадавшим. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую помощь людям, которые находятся в особом состоянии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой стороны — не нарушает личных границ человека.

Принцип конфиденциальности. При оказании экстренной психологической помощи принцип этот сохраняет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушена в случае получения психологом информации о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или для окружающих (такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства).

Принцип профессиональной мотивации. Этот принцип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации соблюдение его становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т.д.).

Принцип профессиональной компетентности предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях.

Соблюдение этих принципов необходимо. Это своего вода этический кодекс специалиста-психолога при работе в чрезвычайных ситуациях .

Выводы. Проанализированы основные правила оказания первой психологической помощи, виды реакций на экстремальную ситуацию и техники экстренной психологической помощи, а также принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

  1. Дайте определение понятию острое стрессовое расстройство.
  2. Перечислите возможные реакции, вызванные стрессовой ситуацией.
  3. Перечислите основные правила оказания экстренной психологической помощи.
  4. Расскажите о приемах помощи при галлюцинации и бреде.
  5. Расскажите о приемах само- и взаимопомощи при тревоге.

Литература

23, 33, 56, 57, 59, 68.

Кризисные семьи

Если говорить о состоянии российской семьи в современных условиях, то все исследователи говорят, что основной признак — это ослабление основных функций семьи (репродуктивной, экономической, воспитательной и т.д.).

В основе ослабления экономической функции остается уровень бедности семей, особенно с детьми; репродуктивной функции — обострение брачно-семейных отношений, проблем рождаемости и репродуктивного здоровья, что негативно влияет на демографическую ситуацию в целом; воспитательной функции — снижение уровня ответственности родителей за воспитание детей и ослабление системы семейного и общественного воспитания, что в свою очередь привело к росту социального сиротства, беспризорности и т.д.

Это свидетельствует о необходимости принятия мер комплексного характера, которые влияли бы не на отдельные составляющие определенной функции, а на все составляющие каждой функции, и учитывали взаимосвязь всех функций между собой. Особое значение приобретает качественное осуществление социального сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС.

Типы семей:

Согласно социально-педагогическому подходу, семьи классифицируют:

— по структуре (полная, неполная);

— по материальной обеспеченности (с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком; с низким материальным достатком или малообеспеченная, семья, находится за чертой бедности);

— по месту жительства (городская, сельская);

— по семейному положению;

— по количеству и наличием неродных детей (бездетная, малодетная, многодетная);

— по качеству семейных отношений (опека, приемная, благополучная, неблагополучная — конфликтная, аморальная) и т.д.

Здоровая семья — это нормально функционирующая семья — такая, которая ответственно и дифференцированно выполняет все функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение …

Семьи группы риска — это такие семьи, которые выполняют свои основные функции, однако они имеют один или несколько факторов риска, которые при неблагоприятных условиях могут создать в семье проблемную ситуацию.

С этой семьей проводится превентивная работа.

Цель работы с данной семьей — предупреждения проблемы.

Проблемная семья — это семья, которая не может самостоятельно справиться со своими ежедневными обязанностями, решать свои проблемы и удовлетворять потребности детей вследствие нарушения одной или нескольких функций.

Семья не в состоянии определиться в необходимых услугах — необходимо вмешательство извне.

Данной семье оказывают защитные услуги.

Цель работы с данной семьей — решение проблем.

Кризисная семья — это семья, где проблемы накапливаются вроде снежного кома и развиваются очень быстро, порождая друг друга.

Кризис является результатом внезапных событий, которые семья не могла предвидеть и с последствиями, с которыми семья не в состоянии справиться самостоятельно.

Необходимо вмешательство извне.

Данной семье оказывают защитные услуги.

Цель работы с данной семьей — решение проблем.

ГБУ РК «Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи Красноперекопского района» осуществляет работу с семьями, которые оказались в ТЖС.

ТЖС — обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативное отношение в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).

Итак, ТЖС можно назвать такие неблагоприятные для человека события, жизненные затруднения, когда ему особенно трудно, и когда он объективно нуждается в посторонней помощи, в том числе и от государства, общества, общины, от ближайшего окружения, чтобы справиться с этими обстоятельствами и восстановить свою нормальную жизнедеятельность.

Факторы и структура в социальной работе

Тжс это в социальной работе положение, которое определяется органами соцзащиты населения непосредственно при оценке степени нарушения связей гражданина с его окружающим социумом и условий для жизни. В результате анализа ситуации социальными службами определяются масштаб и направление помощи со стороны государства.

Доказано! Проблемная ситуация может возникнуть как из-за собственных действий гражданина, так и из-за воздействия внешних факторов. В любом случае человек не может жить и действовать нормально, и ему нужна помощь.

Судить о возникновении ТЖС можно по следующим признакам:

  • несоответствие социального поведения индивида общепринятым нормам;
  • частичное или полное нарушение социальных функций индивида;
  • появление новых требований, предъявляемых окружением к нуждающемуся человеку;
  • неопределённость или отсутствие перспектив в изменении положения.

Сюда же можно отнести появление стрессового состояния у субъекта, возникающее в процессе усугубления ТЖС.

Структура ТЖС вмещает в себя:

  • участников, причастных к рассматриваемым событиям;
  • действия, которые происходят в ТЖС;
  • пространственные и временные координаты, в рамках которых рассматривается ситуация;
  • индивидуальные переживания и то, как индивид видит и понимает проблемную ситуацию.

Работая с клиентом, специалист оценивает его субъективную и объективную невозможность справиться с ситуацией и вырабатывает ряд наиболее оптимальных путей для её преодоления.

Объективные и субъективные трудности семьи

Типы трудных жизненных ситуаций

В зависимости от типа и генезиса нарушений выделяют следующие ситуации:

  • Ситуация депривации, когда отсутствуют базовые элементы для нормального функционирования человека. В этом случае снижается качество достижения намеченных целей, увеличивается время реакции, растет эмоциональное возбуждение. Сужение поля сознания может даже вызвать галлюцинации и ошибки восприятия. Очень сильные и продолжительные лишения – это экстремальные ситуации, которые могут привести даже к смерти. В экстремальных ситуациях теряется смысл жизни, что может вызвать ситуативные депрессии, тревожность или смешанные симптомы.
  • Ситуация перегрузки, когда сложность задания находится на пределе физических или умственных сил, но не превышает их.
  • Ситуация сложности, когда способность выполнять задание снижается из-за появления ненужных или отсутствия необходимых элементов.
  • Конфликтная ситуация, когда человек находится в поле действия противоборствующих сил (физических сил, социального и морального давления), в то же время сталкивается с противоречивыми положительными или отрицательными ценностями.
  • Угрожающая ситуация, когда есть вероятность нарушения оценочной стоимости. Чем большее значение человек придает ценностям, тем большее напряжение возникает в момент опасности.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: