Значение и виды способностей в психологии

Общая характеристика способностей человека

  • Московский автомобильно-дорожный государственный
  • Технический университет (МАДИ)
  • Кафедра социологии и управления
  • РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
  • на тему: «одаренность талант гениальность и психология способностей »
  • Выполнила: студентки 1 бЭМТ

Рассолова В.В.,Карих К.Г

Проверил: ст. преподаватель

Дворянинова И.С.

Москва

Введение

В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций.

Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка.

Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

  1. В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.
  2. Цель нашей работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.
  3. Цель реализуется следующими задачами:
  4. — дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;
  5. -изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;
  6. — изучить теоретико-психологические основы таланта;
  7. — раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;
  8. — дать общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми детьми, гениями.
  9. Глава I
  10. Способности.
  11. Общая характеристика способностей человека

Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой).

В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё «не хочу» за «не могу». Под этим «не хочу» может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности.

И за этим «не могу» (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности — качественная и эффективная деятельность, низкие способности — некачественная и неэффективная деятельность.

Б. М.

Теплов выделил три основных признака понятия «способность»: — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность), — индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей, — способности могут существовать без ЗУНов.

Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию

Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей.

Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются. Как считал Б. М.

Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности: — наука, — музыка, — техническое творчество, — художественное творчество, — литература, — математика,

— спорт.

Рекомендуемые страницы:

Специальные сложные способности присущи не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе развития человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Общие способности Специальные способности
Такая система нндивидуалыно.-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности Такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов
в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной и т. и.
Элементарные Сложные Элементарные Сложные
Присущие всем людям, хотя и в разной степени выраженные способности — основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать   Способности к общечеловеческим видам сложной деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом, присущие в тон или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности   Способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то отдельных сторон психофизических процессов: глазомер, музыкальный слух, координацию движений   Способности, присущие не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности (профессиональные способности). К ним относят музыкальные, художественные, литературные, инженерные и др. способности  

Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.

Все многообразие профессий было предложено (Е. А. Климов) разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

П — природа (растения, животные),

Т — техника (машины, материалы),

Ч — человек, группы людей,

3 — знаковая информация (книги, языки, коды, модели),

X — художественные образы (искусство).

При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Психология и педагогика

Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?

Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.

  • Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
  • Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами – «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
  • Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).

Что такое способности?

Способности — это свойства личности, позволяющие успешно заниматься определенным видом деятельности. Они развиваются из задатков в процессе обучения и практики. Способности и задатки – не одно и то же. Способности — результат развития задатков, которые обусловлены наследственностью. Это врожденные особенности анатомии или физиологии, способствующие лучшим результатам, нежели у обычных людей. Задатки обусловлены генами, которые передаются из поколения в поколение.

В семье спортсменов запросто может родиться ребенок, который также посвятит себя спорту. Сын известного кулинара, вероятно, пойдет по стопам отца. А дочь актрисы сама со временем попробует себя на большой сцене. И, скорее всего, у нее тоже получится пробиться в этой профессии. Хотя генотип ребенка формируется под влиянием генов обоих родителей. Даже у настоящего гения может родиться не самый развитый наследник, если от матери ему достанутся менее «гениальные» гены.

Способности и задатки взаимосвязаны, но имеют разную природу. Задатки мы получаем еще до рождения, а умения нуждаются в развитии. К примеру, у кого-то задатки к альпинизму. Они не превратятся в способности, если этот человек всю жизнь проживет в степи или пустыне. Задача взрослых, как можно быстрее выявить задатки своего ребенка, чтобы помочь ему их реализовать.

На базе способностей развиваются склонности – предпочтения относительно определенных видов деятельности. То есть, чем интереснее заниматься. Склонности – важный мотивирующий фактор к развитию личности.

Следующее важное понятие – одаренность, которая зависит от сочетания разных способностей, позволяющих достигнуть вершин в определенной профессии. Одаренность не гарантирует успех, но дает возможности к его достижению

Способности в психологии занимают базовый уровень, на котором могут развиваться таланты, а в отдельных случаях, даже гениальность. Способности человека – это фундамент для его самореализации.

Виды

Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.

Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.

Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.

Способности и задатки. Талант и гениальность

Наука четко различает понятия «предрасположенности» и «способности».

Подавляющее большинство психологов считают, что потенциалы — это врожденные анатомические и физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, а также функциональные характеристики человеческого организма, которые составляют естественную основу для развития собственных способностей. Люди от природы наделены различными предрасположенностями, они являются основой для развития способностей. Если их вовремя не развивать, они исчезнут. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не сумев развить свои способности, теряли их навсегда.

Однако некоторые ученые (например, Р.С. Немов) считают, что у человека есть два вида способностей: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Способности — это индивидуально-психологические характеристики, которые формируются в деятельности на основе тех потенций, которые отличают одного человека от другого и от которых зависит успешность деятельности.

Любая способность, позволяющая человеку выполнять определенную деятельность, всегда включает в себя некоторые операции или способы деятельности, с помощью которых эта деятельность выполняется. Поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является действительной, реальной способностью, пока она не вобрала в себя систему соответствующих социально выработанных операций. С этой точки зрения, данная способность всегда является сложной системой способов, действий и операций.

Следующим этапом в развитии способностей человека является талант. Слово «талант» используется в Библии для обозначения меры серебра, которую ленивый слуга получал от своего хозяина на время своего отсутствия, предпочитая зарывать его в землю, а не использовать с пользой (отсюда пословица «зарыть талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокую выраженность особых способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека характеризуется новизной принципа, оригинальностью подхода.

ТАЛАНТ — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Изолированная способность, даже если она высоко развита, не может называться талантом. Например, среди выдающихся талантов есть много людей с хорошей и плохой памятью. Это связано с тем, что память — лишь один из факторов, влияющих на успех творческой деятельности. Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатого воображения, сильной воли и глубокой целеустремленности.

Высший уровень человеческого таланта называется гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениев очень мало. Считается, что за всю пятитысячелетнюю историю цивилизации насчитывалось не более 400 человек. Высокая одаренность, характерная для гения, неизбежно связана с выдающимися достижениями в различных областях деятельности. Среди гениев, достигших такого универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова. Например, М.В. Ломоносов достиг прекрасных результатов в различных областях знаний: Химия, астрономия, математика, и в то же время был художником, писателем, лингвистом, прекрасным поэтом. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения выражены одинаково. Как правило, гений имеет свой «профиль», одна сторона его доминирует, некоторые способности более выражены.

Уровни развития способностей

В психологии наиболее распространена следующая классификация стадий развития способностей: Способности, склонности, талант и гениальность.

По мнению А.Г. Маклакова, все способности в процессе своего развития проходят ряд стадий, для того чтобы способность поднялась на более высокий уровень в своем развитии, необходимо, чтобы она уже была достаточно сформирована на предыдущем уровне. Но для развития способностей сначала должна быть определенная основа, которая формирует предпосылки.

Задатки являются предпосылкой для развития способностей. Они могут быть врожденными или приобретенными в жизни.

Префакторы — это анатомические и физиологические характеристики нервной системы, которые являются естественной основой способностей, то есть это те характеристики, благодаря которым человек может успешно формировать и развивать способности. Без соответствующих предпосылок хорошие способности невозможны, но прайминг не всегда является гарантией того, что у человека обязательно будут хорошие способности. Люди отличаются друг от друга своими предрасположенностями, и это объясняет, почему при одинаковых условиях обучения и воспитания способности одних людей развиваются быстрее и в итоге достигают более высокого уровня, чем у других. Например, особенности развития различных анализаторов могут служить врожденным потенциалом. Например, определенные особенности слухового восприятия могут служить основой для развития музыкальных способностей.

Основное различие между предрасположенностями и способностями заключается в следующем. Способности даются (присваиваются, отсюда и название) человеку от рождения или возникают в результате естественного развития организма. Способности приобретаются в результате обучения. Человеку не нужно много работать, чтобы иметь предрасположенность. Человеку не «требуется» способность активно участвовать в деятельности, с которой эта способность функционально связана. Способности не формируются без активного участия человека в деятельности, к которой они относятся.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и только в той деятельности, которая не может быть реализована без наличия этих способностей. Невозможно говорить о способностях ребенка к рисованию, если он не пытается научиться рисовать, если он не приобретает способности, необходимые для изобразительной деятельности. Только в процессе специальных уроков рисунка и живописи можно выяснить, есть ли у ученика навыки. Это отразится в том, насколько быстро и легко он или она усвоит методы работы и цветовые отношения и научится видеть красоту в окружающем мире.

Как индивидуально-психологические черты, способности нельзя противопоставлять другим качествам и характеристикам личности — качествам ума, памяти, чертам характера, эмоциональным качествам и т.д. — но должны быть приравнены к ним. Если одно из этих качеств или его совокупность соответствует требованиям деятельности или формируется под влиянием этих требований, то есть все основания рассматривать эту индивидуально-психологическую особенность личности как способность.

Диагностика

Получить информацию можно с помощью тестов. Они могут быть общими или узкоспециализированными.

Сначала индивид должен пройти общие тесты, чтобы исследователь понял какие свойства у него преобладают. Требования к тестированию:

  • стандартизация — процедура должна быть единообразной, чтобы результаты получились достоверными;
  • надежность — вопросы должны быть проверены на практике;
  • непредвзятое отношение к испытуемому со стороны исследователя.

Полученные результаты озвучиваются, на их базе составляются другие тесты.

При определении творческих наклонностей нужно учитывать характеристики креативности:

  • смысловую гибкость;
  • образное мышление;
  • оригинальность ассоциаций.

Можно ли развить способности?

Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой  способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей.

В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения.

При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются

Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то

Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.

Уровни

Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности – это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.

Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.

Одарённость

Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» — высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.

Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они – воплощение задатков.

Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.

Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения – это простота.

И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.

Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.

Рождение способностей

Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:

-социально – культурного окружения, в котором человек существует;

-того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;

-наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;

-наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.

Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.

Специальные способности

Под такими способностями понимают определенную систему свойств личности, благодаря которой можно получить отличные результаты в конкретной сфере деятельности. Есть разные виды и уровни способностей, относящихся к специальным, и процесс их развития является сложным и долгим. Существует их определенная классификация: учебные и творческие, умственные и физические.

Физические способности

Под этим понимают готовность людей осуществлять двигательную деятельность. Функциональные возможности органов и структур организма могут быть врожденными и приобретенными. Выясняя, какие есть виды способностей, стоит отметить, что физические качества отличаются от других тем, что они проявляются исключительно при решении двигательных задач. У каждого человека они выражаются по-разному, например, одни имеют высокий темп выполнения задачи, а другие могут долгое время выполнять действие.

Есть определенные виды физических способностей и этих качеств пять: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. С их помощью можно провести характеристику двигательной одаренности человека. Развитие подобных умений происходит под действием двух факторов: индивидуальной программы, передающейся по наследству, и социально-экологической адаптации.

Творческие способности

Под этим видом способностей понимают умение человека принимать творческие решения и создавать новые идеи. В обычной жизни они проявляются, как смекалка, используемая для достижения целей и выхода из сложных ситуаций. Есть разные виды творческих способностей, которые проявляются в многочисленных жизненных ситуациях:

  1. Возможность увидеть то, что не видно другим людям.
  2. Умение применять для решения задачи навыки, которые были получены для другой.
  3. Представляя творческие виды способностей, стоит упомянуть и умение полностью воспринимать действительность, не дробя ее на части.
  4. Простота генерирования идей и сильное творческое воображение.

Математические способности

У каждого есть врожденные математические способности, благодаря которым человек может оценивать и сравнивать количество предметов, не проводя точный счет, например, автоматически выбрать самую короткую очередь в кассе. Все виды умственных способностей и математические в их числе можно развивать, используя разные практики и тренировки. Кроме этого, стоит заметить, что улучшая математические навыки человек, формируется и элементы способностей к другим смежным видам деятельности.

Музыкальные способности

Индивидуальные умения человека, которые обуславливают возможность воспринимать, исполнять и сочинять музыку, а также обучаться, называются музыкальными способностями. Стоит заметить, что они в той или иной степени проявляются у всех людей, а если они ярко выражены, то это свидетельствует о музыкальной одаренности. Есть определенные виды музыкальных способностей:

Ладовое чувство. Здесь имеется в виду способность человека ощущать эмоциональность композиции. Применяя это чувство индивид узнает мелодию и реагирует на интонации звука.

Слуховое представление. Под ним понимают возможность воспроизводить мелодии на слух. С его помощью можно развивать музыкальную память и воображение. Вместе с ладовым чувством слуховое представление составляет основу гармонического слуха.

Чувство ритма

Описывая виды и типы способностей в музыке, нельзя обойти вниманием чувство ритма, благодаря которому можно активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и с точностью воспроизводить ее на слух.

Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей

Навыки, по мнению Б.М. Теплова, могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, которые человек перестает использовать на практике, со временем утрачиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическим занятием такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.д., мы можем поддерживать и развивать соответствующие навыки.

Теплов сказал: «Недостающие способности могут быть компенсированы в очень широком диапазоне других высокоразвитых способностей. Например: отсутствие абсолютного слуха может быть компенсировано приобретенным навыком».

Компенсация:

1 — социальный аспект — Б.М. Теплов: «Люди с разными предрасположенностями могут добиться одинаково высоких достижений: то есть они могут быть художниками, учеными».

2 — Психофизиологический аспект — люди с по-разному развитыми характеристиками достигают одинаковой производительности. Например: медленная реакция и плохое распределение внимания компенсируется прогнозированием изменений ситуации в будущем. Это компенсация за счет опыта.

Существует также компенсация за счет стиля деятельности, так как, например, люди с разными стилями деятельности достигают 100% выполнения плана в той или иной области.

Говоря о навыках, важно отметить, что для каждого человека они свои. Каждый человек обладает индивидуальным специфическим сочетанием способностей, и успех его деятельности определяется наличием определенного сочетания способностей

Некоторые способности могут быть заменены другими, схожими по своему проявлению, но отличающимися по происхождению. На успех одной и той же деятельности могут влиять разные способности, так что отсутствие одной способности может компенсироваться наличием другой, то есть успех деятельности зависит не от одной способности, а от сочетания разных способностей, и это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть получено разными способами. Если отсутствуют необходимые условия для развития одних способностей, их недостаток может быть компенсирован более высоким развитием других. Одной из важнейших особенностей психики человека, писал Б.М. Теплов, является возможность широкой компенсации одних качеств другими, следовательно, относительная слабость одной способности не исключает возможности успешного выполнения даже той деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостаток способностей может быть в очень большой степени компенсирован другими, высоко развитыми в человеке способностями».

Л.С. Выготский: «Необходимо изучать не только то, какой памятью обладает ребенок, но и то, как он умеет ею пользоваться».

Ананьев рассматривал проблему соотношения биологических и социальных основ психики. Он отличился:

1 — функциональные механизмы, обусловленные природной организацией человека;

2 — оперативные механизмы, усваиваемые в процессе воспитания и обучения в целом социализации — это характеристика человека как субъекта деятельности;

3 — мотивационные характеристики человека как индивида и личности.

Ключевым моментом в изучении навыков является понимание взаимосвязи функциональных и операционных механизмов отдельных навыков. Например: Восприятие, память, мышление комплексное изучение механизма психических функций.

С точки зрения структуры способностей Ананьева, функциональные механизмы способностей определяются природой человека (например, способность к мышлению). Операционными механизмами способностей является использование готовых кодов (лингвистических, логических, числовых). Например: исполнительная стадия мышления является особенностью человека как субъекта деятельности, регуляторные механизмы являются следствием развития функциональных и операционных механизмов. В процессе онтогенеза внешняя и внутренняя регуляция способностей развивается на основе систем ориентации, контроля и коррекции для принятия решений и оценки ситуаций. Все системы связаны между собой взаимодействием, и в процессе развития функциональные и операционные механизмы становятся саморегулирующимися.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: