Виды деятельности человека с точки зрения психологии

Структура и особенности

Ученые выделяют макроструктуру и внутреннюю структуру деятельности. В макроструктуре соединены компоненты, отвечающие за простые, сложные действия. Базовым элементом структуры является операция. Операция — совокупность движений, направленных на выполнение поставленной задачи. При возникновении мотивации человек составляет программу:

  • формирует цель;
  • выбирает действие;
  • совершает действие.

Эта совокупность — макроструктура.

Внутренняя структура рассматривает эти компоненты подробно. Потребность, которая возникает у индивида, продиктована несоответствием между реальным положением, необходимым результатом.

Чтобы поставить рекорд в спорте, спортсмену нужно тренироваться, развивать навыки. Он не может сразу реализовать потребность. Во время тренировки он сравнивает результат с достижениями других спортсменов.

На основании этого заключения психологи пришли к выводу, что мотив — результат сравнения и желания быть похожими на других.

Типы деятельности

С точки зрения развития человека выделяется четыре типа деятельности, усваиваются еще в детстве. К ним относятся:

Игра – развлечение и отдых, не происходит создания нового продукта. К чертам игрового процесса относятся:

  1. создается специальная вымышленная ситуация;
  2. применяются предметы, которые замещают реальные объекты;
  3. результатом является удовлетворение желаний членов группы;
  4. обучает базовым навыкам;
  5. дополняет личность.

Учение – приобретение новых знаний и навыков. Учение разделяют на:

  1. организованное – предоставляется в учреждениях образования;
  2. неорганизованное – получается в результате активности;
  3. самообразование.

Труд – появление важного результата либо для конкретного человека, либо для общества.К ключевым чертам трудовой активности относятся:

  1. ориентация на достижение цели;
  2. применение по ходу действий навыков и знаний;
  3. наличие полезного результата.

Общение – коммуникация между субъектами. Люди в ходе общения делятся друг с другом знаниями, опытом и приобретенными результатами. Без общения невозможна социализация личности.

Понятие и структура

Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:

  • Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
  • Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
  • Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
  • Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
  • Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.

Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:

  • потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
  • мотив – побуждение к деятельности;
  • цель – мысленно представляемый результат деятельности;
  • средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
  • процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
  • результат – завершение, итог деятельности.

Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели

Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации

Виды деятельности человека

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Содержание (быстрый переход):

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

 Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Подробнее читайте в конспекте  «Общение: содержание, субъект, средства, виды»

2. Игра (игровая деятельность)

 Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

 Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

 Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

 Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

 Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Это конспект по обществознанию на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Общение
  • Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
  • Проверить знания по Обществознанию.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Методы изучения

Явление изучали отечественные, зарубежные психологи. Общепринятые теории:

  1. Теория С. Рубинштейна. Деятельность подчинена внешним условиям. Она неделима с сознанием, обладает сложной структурой. Чтобы приспособится к внешним условиям, человек должен регулировать поведение. Человек учится контролю. Параллельно развиваются связь действий, сознания.
  2. Теория А. Леонтьева. Исследователь полагал, что внутренняя деятельность — переход внешнего психического процесса во внутренний. Человек с нарушениями слуха может воспроизвести в сознании звук, хотя не слышит его. Деятельность — комплекс операций, возникший при развитии сознания.
  3. Теория Л. Выготского. Рассматривал деятельность как результат работы высших психических функций. У первобытных людей высшие психические функции формировали отношения между людьми, но трансформировались в психические явления.

Поскольку деятельность — сложный процесс, его изучение возможно только с применением практических экспериментов, компьютерных технологий. Это значимый вопрос для исследований в области психологии, социологии, философии, биологии и других наук. Результаты исследований могут изменить представление о человеке, месте людей в окружающем мире.

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

  • Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.
  • Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.
  • Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).
  • Средства и условия деятельности. К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.
  • Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

  1. Деятельность.
  2. Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.
  3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Компоненты структуры

Содержание деятельности состоит из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Первая категория также делится на перцептивные, мнемические и мыслительные.

Н.А. Леонтьев представляет деятельность в виде строгой структуры, которую можно разделить на несколько этапов. На первом – происходят постановка цели, формулирование задачи и выполнение плана. На втором – проверяется результат, и исправляются ошибки. На третьем – подводятся итоги, и делается анализ работы.

Позже другие психологии расширили представления Н.А. Леонтьева. На первое место специалисты поставили мотив, т.е. опредмеченную потребность. Дальше в структуру добавили цель, которая может представляться как итоговый результат, так и желаемый.

После постановки цели индивид вырабатывает индивидуальный план достижения. От адекватности применяемых средств зависит то, получит ли человек нужный результат. После проводятся подведение итогов и их оценивание.

Деятельность в психологии представляется как сложный процесс, который требует высокой организации психики. Она бывает нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности.

Знания, умения, навыки, привычки

За реализацию программы отвечают разные компоненты. От уровня их развития зависит успешность выполнения. Целенаправленная деятельность возможна только при наличии знаний – образов, ощущений и восприятий. Они перерабатываются головным мозгом в понятия и представления.

Основные умения – это то, что позволяет человеку овладевать определенными действиями. Способ реализации зависит от мышления и индивидуальных особенностей личности. В сущности, умения позволяют находить нестандартные выходы из ситуации и реагировать на изменения условий. Навыки – это автоматизированные действия. Они появляются после многократного выполнения упражнений.

Простой пример. Для того чтобы ребенок научился читать, ему нужно не только запомнить буквы, но и каждый день тренироваться, после чего он не будет задумываться над тем, как соединить слоги в слова.

Навыки бывают двигательными, поведенческими, мыслительными

Развитие автоматизированного действия идет по одной схеме. Сначала происходит общее ознакомление с приемами выполнения, потом – попытки сделать действие, далее – отработка до автоматизма.

Под привычками может пониматься такое действие, которое стало потребностью. Они появляются в процессе многократного повторения, имитирования или научения.

Основные виды деятельности

Самым важным, исторически первым видом человеческой деятельности является труд. В процессе онтогенеза возникают игровые и учебные действия, которые связаны с трудом и вытекают из него. Каждый из этих видов активности имеет свою структуру, психологические особенности, целенаправленность и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производственной, спортивной, технической, учебной, научной, практической, нравственной, религиозной и др.

Все основные виды деятельности — игра, учеба, труд — присутствуют в жизни каждого человека, в глубине этих видов деятельности лежит развитие психики и личности. Все эти виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая новые перспективы для развития личности, которая их выполняет. Но каждый возрастной уровень требует особого соотношения этих занятий как по форме подачи, так и по содержанию. Одни виды деятельности более важны для развития личности на определенном этапе онтогенеза, другие имеют меньшее значение. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Направляющая деятельность — это деятельность, которая в наибольшей степени способствует развитию психики и личности ребенка в определенном возрасте. Ведущая деятельность отвечает за наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенном этапе развития.

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника — учебная деятельность, а для взрослого — работа. Игра и учебная деятельность создают условия для развития навыков и личности ребенка и дают ему возможность достойно войти в трудовую жизнь взрослых.

Личность, индивид и индивидуальность. Личность и социальные роли. Самосознание личности и «Я-концепция». Механизмы психологической защиты личности.

Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью — один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии — практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из самых фундаментальных. Личность, — писал С.Л. Рубинштейн, — образует ту основу, которая определяет изнутри отношение к психике человека в целом. Все психические процессы формируют психическое содержание жизни человека. Каждый тип психического процесса вносит свой специфический вклад в богатство внутренней жизни».1 С другой стороны, он подчеркивал: «Все психические процессы … протекают в личности, и каждая из них зависит от нее в своем реальном течении.

2 Термин «личность» соотносится с такими понятиями, как «индивид», «индивидуальность». Из этих терминов «индивид» — самый широкий и общий; все остальные содержатся в нем.

Термин «индивидуум» может относиться как к людям, так и к животным. Человек как индивид представляет свой биологический вид, род Homo sapiens, «человек разумный». Человек является носителем врожденных характеристик и приобретенных в процессе развития. Основными характеристиками личности являются активность, целостность, стабильность и специфика взаимодействия с окружающим миром.

Психологические основы деятельности и личности

Основным условием для гармоничного развития личности является деятельность. В самом общем понимании слова, под деятельностью подразумевают направленность индивида на какую-либо активность, как внутреннюю, так и физическую. Уникальность человеческой психики заключается, прежде всего, в умении реализовывать свои действия в голове, что является отличительной психологической чертой. Психологические основы деятельности зарождаются в детстве, когда ребенок сначала учиться совершать действие, а после способен эту же операцию произвести в уме, при этом постепенно добавляются новые способности, преобразование предметной активности во внутреннюю. В результате такой особенности психики человек может пользоваться, как собственными знаниями, так и опытом прошлых поколений людей. Если говорить о структуре деятельности человека, то основными элементами здесь являются:

  1. Цель – осознанное желание достичь конечного результата;
  2. Мотивы – объясняют причины, по которым личность хочет достигнуть определенной цели, что побуждает человека двигаться по намеченному плану;
  3. Действие подразумевает системное выполнение текущих задач, которые возникают в процессе достижения намеченной цели.

Изменение структуры деятельности предметного образа в психике человека указывает на отсутствие осознанной активности, т.е. личность действует, руководствуясь только инстинктами, в этом случае говорят об импульсивном поведении индивида.

Основные виды деятельности

Возникновение и развитие различных видов человеческой деятельности является сложным и длительным процессом. Есть три, которые генетически заменяют друг друга и сосуществуют на протяжении всей жизни человека: Играть, учиться и работать. Они отличаются конечным результатом (продуктом деятельности), в организации, особенностями мотивации.

Игра — это форма деятельности человека в условных ситуациях, направленная на реконструкцию и усвоение социального опыта, закрепленная в социально детерминированных способах осуществления объективных действий.

Есть разные виды игр.

Часто в жизни бывают смешанные виды игр: Объектная роль, сюжетная роль, сюжетные игры с правилами и т.д.

Типы игр:

  • Индивидуальный. Один человек занимается игрой.
  • Групповые игры. В игру вовлечены несколько человек.
  • Объектная. Относится к вовлечению любого предмета в игровую деятельность человека.
  • Сюжетная. Разворачиваются в соответствии с определенным сценарием, переигрывая его в основных деталях и т.д.

Обучение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, навыков и умений.

Основной целью обучения является подготовка человека к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основным средством является овладение обобщенными результатами того, что было создано предыдущей работой.

Обучение состоит из следующих компонентов:

  • Ассимиляция информации о свойствах окружающих объектов и явлений (знаний);
  • Владение методами и процедурами, составляющими основные виды деятельности (навыки);
  • Освоение способов использования информации для правильного подбора техник и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (навыками).

Обучение может быть организовано и проведено в специальных учебных заведениях. Она может быть неорганизованной и проходить параллельно с другими мероприятиями как их вторичный результат.

Исторически сложилось так, что работа была основным видом человеческой деятельности. Работа, как правило, является не психологической, а социальной категорией.

Объектом психологического исследования является не работа в целом, а только психологические составляющие трудовой деятельности.

Работа — это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

В соответствии с его установкой создать определенный результат, работать, в то же время, и основной способ формирования личности. В процессе труда рождается не только тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

В работе важна не только технология, но и отношение человека к работе. В нем содержатся основные мотивы трудовой деятельности человека. Такое субъективное отношение к работе обусловлено острой потребностью человека. Работать — значит проявлять себя в деятельности. В работе отражены все стороны развития личности. Каждый вид работ имеет свою более или менее сложную технику, которую необходимо освоить. Поэтому знания и умения всегда играют определенную роль в работе. Никакая работа невозможна без знаний и навыков.

Человеческая деятельность является сложным и многогранным явлением. В осуществлении деятельности участвуют все компоненты структуры человеческой иерархии: физиологическая, психическая и социальная.

Классификация

Для нормального существования одинаково важны оба типа деятельности: физическая и интеллектуальная. Они взаимосвязаны, подчинены одному механизму, направленному на гармоничное развитие.

Физическая форма

Под физической деятельностью понимают движение, выполняемое для достижения цели. Действие происходит под влиянием мотива, связано с работой физических функций. Физической деятельности предшествует мыслительная — вначале человек формирует образ, потом предпринимает попытку его воплотить. Физическая активность необходима для удовлетворения жизненных потребностей.

Интеллектуальная форма

Интеллектуальная деятельность может реализовываться без участия физической (мышление не требует физических движений). Она участвует в удовлетворении низших, высших жизненных потребностей.

Уровни способностей

Каждый человек обладает набором индивидуальных способностей. Но, у каждого они развиты на разном уровне. К ним относятся: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Рассмотрим их детальнее:

  1. Задатки – предпосылки в развитии способностей, основанные на природной предрасположенности. Например, у девушки хороший голос, который можно развить до оперного уровня, но она не раскрыла свой потенциал;
  2. Способности – соответствие навыков и знаний требованиям выполняемой деятельности. Например, бухгалтер безошибочно ведет учет доходов и расходов;
  3. Одаренность – возможность достижения высоких результатов в конкретном деле. Например, торговый представитель заключает более пятидесяти процентов сделок компании;
  4. Талант – возможность стать выдающимся в определенной области. Например, картины молодого художника отличаются высоким качеством и пользуются спросом;
  5. Гениальность – высшая степень развития таланта. Например, Моцарт обладал исключительными навыками с раннего детства и смог их максимально раскрыть.

Уровни способностей определяются вкладом человека в их развитие.

Гении оказывают влияние на общество в целом и оставляют след в истории. Их работа меняет курс исторического развития человечества. Данная высшая степень человеческих способностей характерна для единиц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: