Понятие социальной дезадаптации
Социальная дезадаптации рассматривается в педагогике в отдельном ключе. Под этим термином понимают поведение ребёнка, которое не соответствует общественным нормам, отклоняется от общественных принципов поведения. Это выражается в:
- нарушении моральных и правовых норм
- асоциальном поведении
- неправильно сформированной системе ценностей, общественных установок
- проблемах с нервно-психическим здоровьем
- подростковом алкоголизме, наркомании
Замечание 1
Социальная дезадаптация более серьезное нарушение, чем школьная дезадаптация. В данном случае ребёнок не только теряет всяческий стимул к учебе, он так же отдаляется от семьи, у него снижается уровень моральных ценностей, возникают проблемы с адекватной самооценкой.
Классификация
К вопросу классификации единого подхода в психологии нет. Например, Коган в своих трудах различает психогенную, невротическую, психопатическую, органическую (в зависимости от причин развития) формы. Однако подробное описание всех этих типов отсутствует.
Чаще всего в литературе и на практике используется классификация С. А. Беличевой. Согласно ей, школьная дезадаптация бывает:
- патогенной: результат фобий и нарушений ЦНС, головного мозга, анализаторов;
- психосоциальной: следствие полового созревания, ярких акцентуаций характера, нездоровых проявлений эмоций, недостаточного умственного развития;
- социальной: формируется из-за отсутствия элементарного воспитания, ценностных ориентаций, асоциального поведения, деформации социальных установок.
В основе данной классификации также лежит оценка причин, приводящих к развитию поведенческих нарушений. Каждый из этих видов характеризуется разными проявлениями.
Школьная дезадаптация в подростковом возрасте
В подростковом возрасте ситуация чаще всего усугубляется. У учеников начинает падать успеваемость, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, которые приводят к его нарушению
Первый фактор – это индивидуальный фактор. Необходимо заметить, что в этот период у подростков происходит сильный гормональный всплеск, что сказывается на их мироощущении, поведении, физическом и эмоциональном состоянии. Некоторые стремятся занять лидирующую позицию, это стремление они реализуют через асоциальное поведение, пытаются демонстрировать свою взрослость через не правильное поведение, начинают курить или пить спиртное, нецензурно выражаться.
Следующий фактор – это психический фактор. В этот период эмоции берут верх над рациональностью. Ребёнок решает для себя делать то, что ему приносит больше удовольствия, меньше думает о пользе.
Следующий фактор- это волевой фактор. У подростка начинаются проблемы с силой води. Он часто не может заставить себя делать то что надо, чаще делает то что хочется. Если цель для него мало привлекательна, то чаще всего работа остается не доделанной.
Последний фактор – это семейный фактор. В подростков возрасте дети стараются казаться самостоятельными. Если в семье хорошие отношения, то ребёнок не отдаляется от родственников, ищет при необходимости помощи и поддержки. Если отношения в семья осложнились, то подростку не с кем поделиться своей проблемой.
Подходы к пониманию причин ПШД
1. Влияние процесса обучения
Психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения, а вызванные им нарушения называются дидактогениями; возникают при недостаточном учете индивидуальных особенностей ребенка и его социальной среды.
Наиболее дидактогенноуязвимыми являются дети с нарушениями анализаторов, физическими дефектами, неравномерностью и асинхронностью интеллектуального и психомоторного развития, с ограниченными интеллектуальными возможностями. Каган В.Е. дополняет, что дидактогенные факторы в большинстве случаев относятся к условиям, а не причинами школьной дезадаптации, причинами же чаще всего при таких условиях являются особенности психологических установок и тип личностного реагирования ребенка.
2. Влияние наследственных факторов
Причиной возникновения школьной дезадаптации, согласно данному подходу, является врожденная и конституциональная уязвимость центральной нервной системы ребенка. В данном подходе снимается ответственность со школы и семьи в качестве источников формирования ПШД.
3. Влияние отношения учителя к ученику
Психотравмирующим фактором признается отношение учителя к ученику и характер организованного им процесса взаимодействия с учащимися. Вызванные этим фактором последствия называются дидаскалогениями. В большей степени указанному соответствует авторитарный стиль педагогического руководства. Однако сензитивность детей к дидаскалогениям неодинакова, в силу разных компенсационных и защитных возможностей, а также в результате разного рода внешкольных влияний на детей (прежде всего, семейной ситуации).
4. Влияние семьи
Психотравмирующим фактором признается отношение к ребенку в семье и стиль родительского воспитания, родительская позиция. Влияние данной причины считают одной из важнейших, которая способствует формированию школьной дезадаптации.
5. Комплексное влияние причин
В рамках данного подхода предполагается учет всех ранее обозначенных четырех факторов, причин в их системном единстве в качестве источников проявления ПШД. Ценность комплексного подхода в понимании причин, источников, влияющих на возникновение ПШД подтверждает позиция Кагана Е.В. о том, что при рассмотрении их как элементов системы, без взаимоисключения, обеспечивается бо́льшая продуктивность психокоррекции нарушений.
Дубровина И.В. выделяет специфически психологические факторы школьной дезадаптаци, которые могут, как вызывать, так и усложнять ее протекание в младшем школьном возрасте. Такими факторами, по мнению автора, являются :
- Низкий уровень функциональной готовности к школе — «школьная незрелость», которая проявляется в рассогласовании степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций и задач школьного обучения (низкий уровень развития тонкой моторики, скоординированности «глаз—рука», функции следования образцу в деятельности, в том числе учебной, и поведении и др.);
- Недостаточное развитие произвольности, которое проявляется в форме трудностей при восприятии инструкции, при выполнении указаний взрослого, в действиях в соответствии с правилом и др.
- Недостаточная степень сформированности собственно школьных видов мышления.
- Недостатки в развитии речевой сферы (фонематический слух, плохое понимание многих употребляемых учителем слов).
- Низкий уровень развития познавательной потребности, познавательного интереса.
- Несформированность внутренней позиции школьника.
Профилактика и коррекция школьной дезадаптации
Дети, у которых имеются проблемы с школьной адаптацией, чаще всего быстро утомляются, им трудно сконцентрироваться, у них может быть снижен объем памяти, внимания и мышления. Все это приводит к неполному усвоению учебного материала. Самостоятельную работу ребенку проще выполнить один на один с учителем, те задания, которые вызывают у ребенка трудности он может выполнить дома. Это связано с тем что домашняя остановка является более комфортной, ребёнку легче сосредоточиться, настроиться на нужный лад.
Замечание 1
Единой методики корректировки школьной дезадаптацией на сегодняшний день не существует. Эту проблему необходимо решать комплексно, учитывая педагогический, психологический, медицинский и социальный аспекты.
Основной специалист, который занимается данной проблемой это школьный психолог. Для начала психолог должен больше узнать о жизни самого ребёнка, определить факторы, которые могли способствовать формированию школьной дезадаптации. Далее психолог составляет программу, которая поможет корректировать поведение ребенка при этом он берет в учет его индивидуальные способности и склонности.
Признаки
Школьная дезадаптация затрагивает прежде всего пребывание ребёнка в стенах учебного заведения и может проявляться в следующих сферах:
- пространственно-временной, когда ученик не может в силу разных обстоятельств соблюдать режим дня — он постоянно опаздывает, не ориентируется в кабинетах;
- личностно–смысловой, если он не может наладить контакт со сверстниками, учителями, другими сотрудниками школы;
- учебно–познавательной, что проявляется в его неуспеваемости.
Психологи называют следующие типичные признаки:
- неврозы, истерики, раздражительность, перепады настроения;
- скачки давления, частая кровь из носа, головокружения;
- хроническая усталость;
- страхи (боязнь учителя, контрольных работ, ответа у доски и т. д.);
- неуспеваемость;
- неадекватная самооценка;
- повышенный уровень тревожности, панические атаки;
- склонность к грубости и хамству, отсутствие воспитанности, вызывающее поведение;
- недисциплинированность: постоянные опоздания, нарушение школьного устава и требований учителей, прогулы;
- конфликтность;
- трудновоспитуемость.
Часто у дезориентированных детей наблюдается один и тот же стереотип поведения: они с утра уходят в школу (так говорят родителям), а сами отправляются гулять по городу или отсиживаются в каком-нибудь укромном месте. Когда уроки заканчиваются (они отслеживают время), идут домой, делают вид, что всё в порядке и даже имитируют выполнение домашних заданий. Такие случаи, как показывает практика, далеко не редкость.
Основные причины возникновения школьной дезадаптации
Главные предпосылки ПШД изучены. Обычно, это целый комплекс разнообразных факторов, не все из которых можно предотвратить.
Повлиять на перечисленные ниже причины не всегда можно, но у родителей всегда остаётся возможность прийти ребенку на помощь вовремя. Для этого необходимо внимательно, но ненавязчиво следить за состоянием ребёнка в школе. Невнимательность родителя легко может привести к серьезному невротическому расстройству у ребенка.
Биологические и наследственные предрасположенности
Не секрет, что люди от природы разные. Есть дети с посредственными когнитивными способностями, есть «узкие специалисты», чьи наклонности видны с самых малых лет, а есть настоящие гении. Предугадать, каким будет ребёнок, трудно. Это зависит как от наследственности, так и от средовых условий.
На вероятность развития психогенной школьной дезадаптации очень влияет то, что мы называем талантами и способностями. У кого-то они есть и сильно развиты — такой ребёнок быстро идёт по программе и даже перегоняет её, а у кого-то, напротив, посредственны или неразвиты в ходе дошкольной подготовки
Если в детском саду не так важно, кто красивее рисует, лепит или знает английские слова, то в школе всё это приобретает большее значение. Ребёнок, сталкиваясь с оценкой своих знаний, навыков и способностей, испытывает иногда сильный стресс
Хорошо, если школьник окажется достаточно уравновешенным, чтобы не воспринимать всё слишком ярко, но, к сожалению, среди детей такой контроль за эмоциями — большая редкость.
Есть родители, которые не верят, что причиной неуспеваемости может стать недостаток способностей и предпочитают объяснять все неудачи ребёнка недостаточным старанием и ленью. Чтобы опровергнуть подобные заблуждения, достаточно вспомнить такие нарушения развития, как дислексия, дисграфия и дискалькулия, которые непосредственно мешают ребёнку освоить некоторые важнейшие для школьной программы обучения навыки: чтение, письмо, счёт.
Доказано, что полностью здоровыми (а таковыми детские специалисты называют детей без каких-либо отклонений вообще) можно назвать всего-то 5% от общего количества детей. Такие цифры — средний показатель, но это наглядно показывают, что нет ничего постыдного в обращении за помощью, тем более что львиная доля таких нарушений легко устраняется, если вовремя начать работу с ними.
Неуспеваемость, вызванная разными причинами
Неуспеваемость может иметь десятки причин — от затяжного конфликта с учителем до отсутствия способностей к конкретному предмету. На развитие ПШД влияет не столько сам факт низкой успеваемости, сколько отношение ребёнка к данному обстоятельству. По большей части это зависит от характера ребёнка, его уровня самооценки. Если его не особо беспокоит неуспеваемость, то вряд ли она приведет к дезадаптации.
Другое дело, если школьник искренне беспокоится о своих низких показателях. Причиной этому может быть его перфекционизм, излишне эмоциональная или оценочная реакция родителей на отметки, а также влияние успеваемости на социальный статус в коллективе (в младшей школе, до полового созревания и появления других главенствующих факторов такое случается часто).
Погода в доме
Если в семье нет гармонии, то во всех остальных сферах жизни ребёнка его быть не может. Родители или родитель в основном, являются центром его мироздания. Даже если ребёнок учится в лучшей школе в стране, ситуация дома влияет на него гораздо сильнее. Родителям следует насторожиться, если в их отношениях есть проблемы — как явные вроде развода, так и те, которые пытаются скрыть, а также при напряжённом взаимодействии ребёнка с братьями и сёстрами, если такие есть.
Также есть проблема, которую многие проблемой не считают — родители последних поколений в желании дать ребёнку всё самое лучшее, превращают его рост и развитие в своеобразное соревнование. Лучшее всё — садик, кружки, репетиторы, школа и спортивные секции нередко дают обратный эффект, утомляя ребёнка завышенными ожиданиями, а иногда — прямыми невыполнимыми требованиями.
Школьная система
Современная школа максимально обезличена — но это только полбеды. К сожалению, из нее ушла практика помощи детям, которые отстают по учёбе — учитель нередко не только не обязан этого делать, но и не может физически из-за объёмов своей основной работы.
Как выявить школьную дезадаптацию
Вот несколько типичных признаков:
Повышенная утомляемость
Ребёнок жалуется на усталость при малейших нагрузках, не проявляет инициативы на уроках.
Рассеянное внимание. Школьник не может долго усидеть за партой, постоянно отвлекается, отвлекает других или просто сидит на уроках с отсутствующим видом.
Измождённое состояние
Бледность, нездоровый румянец, опухшие веки, синева под глазами и над верхней губой. Возможны головокружения, кровотечение из носа и даже обмороки.
Проблемы с общением. Ребёнок ведёт себя замкнуто, старается быть незаметным: сторонится одноклассников, ходит на цыпочках.
Проблемы с дисциплиной. Ученик всё время опаздывает на уроки, хамит учителю, ругается со сверстниками.
Повышенная тревожность. Школьник боится отвечать на уроках, сомневается в себе, паникует, совершает навязчивые движения.
Прокрастинация. Нередки случаи, когда дезадаптированные дети прогуливают школу, а дома имитируют работу над домашними заданиями.
Компоненты
Выделяют следующие компоненты психологического состояния.
Когнитивный
Признаки:
- невыполнение домашних заданий;
- отсутствие активности на уроках;
- отказ выходить к доске;
- сдача пустой тетради на контрольных работах;
- низкие умственные способности;
- недостаток знаний, умений, навыков;
- неуспеваемость по большинству предметов (основной признак компонента).
Когнитивный компонент дезадаптации в школе приводит к тому, что ребёнка отправляют на психолого-педагогическую комиссию, где решают об оставлении его на повторное обучение.
Эмоционально-личностный
Признаки:
- нежелание думать о жизненной перспективе (если я не буду учиться, я не сдам экзамены, не получу аттестат, никуда не поступлю, не состоюсь в жизни и т. д.);
- отношение к школе как к месту встреч с друзьями, но не как к образовательному учреждению;
- отсутствие жизненных принципов, ориентиров, моральных ценностей, мотивации (ведущий признак);
- проблемный круг общения.
Эмоционально-личностный компонент при профессиональном подходе педагога-психолога успешно корректируется даже в подростковом возрасте.
Поведенческий
Признаки:
- асоциальное поведение (основной признак);
- реакции отказа;
- антидисциплина;
- игнорирование школьных правил;
- хамство, обзывательства;
- противопоставление себя окружающим.
Стратегии поведения у дезадаптированных школьников могут быть разными:
пассивно-безучастное отношение к процессу обучения: не реагирует на требования и замечания старших, отличается равнодушием и нездоровым спокойствием (пофигизмом, как говорят подростки);
негативно-протестное поведение: дерзит и хамит взрослым и другим детям только в том случае, если его заденут (попросят выйти к доске, сделают замечание, толкнут и т
д.);
демонстративно-протестное поведение: сам идёт на конфликт, пытаясь привлечь к себе всеобщее внимание.. Поведенческий компонент обладает стойким, повторяющимся характером и с трудом поддаётся коррекции
Поведенческий компонент обладает стойким, повторяющимся характером и с трудом поддаётся коррекции.
Диагностика
Для диагностики школьной дезадаптации можно использовать несколько методов. Предлагаю рассмотреть карту наблюдений для диагностики всех возрастов и отдельно методики для младших школьников и подростков.
Карта наблюдений
Карта наблюдений Д. Стотта представляет собой уже готовый бланк с утверждениями, в который предлагается вписать ответы о верности этих утверждений относительно конкретного ребенка. Всего представлено 16 блоков, то есть все симптомы разделены на симптомокомплексы. Это позволяет установить особенности дезадаптации:
- недоверие к людям, вещам, ситуациям;
- депрессия;
- уход в себя;
- тревожность во взаимоотношениях со взрослыми;
- враждебность во взаимоотношениях со взрослыми;
- тревога в отношении сверстников и других детей;
- асоциальность;
- враждебность к детям;
- неугомонность и неусидчивость;
- эмоциональное напряжение;
- признаки неврозов;
- неблагоприятные условия развития;
- проблемы в сфере сексуального развития;
- умственная отсталость;
- болезни и патологии;
- физические недостатки.
В баллах определяется сам факт дезадаптации, выраженность каждого симптомокомплекса и его роль в дезадаптации. Карту можно использовать как для младших школьников, так и для подростков.
Это обширный и многофункциональный (качество и количество, врожденные и приобретенные причины, выраженность отдельных причин) метод исследования дезадаптации. Но минус методики в том, что более полное наблюдение может провести только специалист школы, но и то не всегда, возможны субъективные ошибки в оценке. Кроме того, это длительный по осуществлению метод.
Младшие школьники
Для диагностики младших школьников, особенно первоклассников, часто используют опросник Л. М. Ковалевой и Н. Н. Тарасенко. Методика тоже ориентирована на наблюдение за ребенком со стороны учителей, но как и в первом случае, отвечать на вопросы может любой взрослый, хорошо знающий ребенка.
Опросник включает в себя 46 вопросов, которые разделены по блокам (возможные причины и факторы дезадаптации):
- родительское отношение к ребенку;
- готовность (неготовность) к школе;
- леворукость;
- неврозы и невротические симптомы;
- инфантильность;
- гиперкинетический синдром (нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность), чрезмерная расторможенность;
- инертная нервная система;
- слабая произвольность психических функций;
- недостаток учебной мотивации;
- астенический синдром;
- нарушения интеллектуальной сферы.
Высчитывается коэффициент дезадаптации. Среди возможных вариантов: нормальная адаптация, средняя степень дезадаптации, серьезная дезадаптация, показания к посещению психоневролога (врожденно обусловленные проблемы).
Подростки
При диагностике подростков можно использовать комплексы диагностических методик для анализа отдельных сфер:
- тесты акцентуаций личности;
- тест тревожности Филлипса;
- методику «Дом. Дерево. Человек»;
- метод незаконченных предложений;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
- тест Томаса (поведение в конфликтах);
- Q-сортировка (анализ самооценки);
- СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности);
- тест ценностных ориентаций;
- Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
- Фурман А. «Насколько адаптирован ты к жизни».
В наблюдении о дезадаптации подростков свидетельствуют:
- Отставание в развитии, при исключении умственной отсталости.
- Проблемы в усвоении школьных знаний, успеваемости.
- Недоразвитость речи, проблемы в виде недостаточного словарного запаса, сложности обобщения, систематизации и других функций речи. Слабость внутренней речи.
- Нехватка познавательной активности, любознательности и словесно-смысловой памяти.
- Агрессия в отношении людей, вещей, животных.
- Чувство неполноценности.
- Возбудимость и конфликтность.
- Неадекватная самооценка.
- Побеги из дома и (или) школы.
- Девиантное поведение.
Как среди младших школьников, так и среди подростков для определения их истинных мотивов, потребностей и интересов можно использовать метод сочинения (для младших детей – сказку, для старших – рассказ).
Методы коррекции школьной дезадаптации
· Осознание проблемы
Если родитель заметил признаки школьной дезадаптации, следует продолжить наблюдать за поведением ребенка, аккуратно задавать ему наводящие вопросы о том, какие чувства он испытывает по поводу школы, преподавателей, домашних заданий.
· Обсудить проблему с другими участниками процесса
Параллельно следует обратиться с проблемой к преподавателю и педагогу-психологу. У них есть целый арсенал методов, чтобы установить школьную дезадаптацию.
· Помнить о важности системного подхода
Залог успеха – включенность всех членов образовательного процесса – и педагогов, и психологов, и, конечно, самих родителей, – в решение проблемы.
· Фокус родителей – на ребенка
Родители, со своей стороны, должны взять на себя контроль усвоения школьной программы, а также совместно с психологом обсудить и найти способы подбадривания и мотивации ребенка.
· Помнить – интерес ребенка там, где успех
Пока родители трудятся «в тылу», в школе преподаватель должен создавать для школьника ситуации успеха. Цель, к которой должны стремиться как родители, так и педагоги – возрождение учебной мотивации, доказательство ребенку, что обучение – это интересно.
· Не школой единой
Еще одна зона ответственности родителей – давать ребенку качественный отдых. Развитие новых увлечений, общение в кругу семьи, пребывание на природе – то, что нужно ребенку, чтобы отдохнуть от школьной рутины.
Причины дезадаптации ребёнка в школе
Дезадаптация может возникнуть в любые переходные периоды: при поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю, смене школы или учителя, на фоне проблем в семье и школьных конфликтов или во время полового созревания.
Обычно к дезадаптации приводят сразу несколько причин. Вот лишь некоторые из возможных:
Мало информации. Ребёнок не представляет, что ждёт его в будущем, и теряется, когда оно наступает.
Педагогическая запущенность
Если у ребёнка недостаточно развиты внимание, память и интеллект, ему сложно сориентироваться в новых условиях.
Пробелы в знаниях. Если школьник долго не посещал школу и пропустил несколько важных тем, вернуться в привычный ритм будет трудно.
Индивидуальные особенности психики
Гипервозбудимость, излишняя впечатлительность, фобии — всё это препятствует адаптации в школе.
Недостаток внимания. Если дома ребёнок предоставлен сам себе, он не учится контролировать поведение и не может подстроиться под школьные правила.
Гиперопека, напротив, купирует волю ребёнка — он не может принимать самостоятельные решения, которых требует школьная жизнь.
Перфекционизм. Попытки соответствовать завышенным ожиданиям взрослых приводят ребёнка к эмоциональному выгоранию и, как следствие, дезадаптации.
Профилактика
Начальная школа
Перед поступлением ребенка в школу показано прохождение психолого-медико-педагогической комиссии, на которой определяется готовность к школе, состояние здоровья и даются рекомендации по индивидуальному пути развития ребенка.
Многие родители боятся комиссии, считая ее оскорбительным мероприятием и видя риски выявления диагнозов у ребенка. Как следствие – отказываются от прохождения. Имеют право, но нужно понимать, что члены комиссии работают в интересах ребенка и семьи.
В целях профилактики дезадаптации нельзя отправлять неготового психологически ребенка в школу, даже если ему 6-7 лет. По законам нашей страны максимально ребенка в школу можно отдать в 8 лет. Второй вариант – заранее выявить пробелы в структуре готовности и работать с ребенком, готовя его к школе.
Младшие и старшие подростки
Подростковый возраст сам по себе характеризуется дезадаптацией личности в широком смысле. Подросток активно познает себя и ищет свое место. Лучшее, что могут сделать родители для профилактики школьной дезадаптации – общаться с подростком, относиться к нему с уважением и пониманием, изучить особенности возраста и специфику реакций.
Что еще можно сделать:
- Не требуйте от ребенка хороших оценок и успехов по всем предметам.
- Помогите подростку разобраться в своих интересах и способностях, составьте индивидуальный план обучения.
- Снисходительно относитесь к естественным для этого возраста когнитивным ухудшениям, помогайте питанием, совместной деятельностью и отдыхом.
Переход из одного учреждения в другое
Смена привычного образа жизни – стресс для любого человека. Переход из одной школы в другую – двойной стресс для ребенка, особенно если это сочетается со сменой места жительства или приходится на переходные классы. Вхождение в коллектив – непростая задача:
- Познакомьтесь и поговорите с классным руководителем. Расскажите об особенностях своего ребенка и успехах в старой школе.
- Узнайте особенности и устав школы, познакомьте ребенка со школой заранее.
- Ученику младших классов полезно помочь найти друзей – сосед по парте, участник кружка. Подростки сами объединяются в группы, не нужно мешать. Но нужно всегда быть готовым прийти на помощь, поговорить со своим ребенком.
Переход из одного учебного заведения в другое – индивидуальное мероприятие. Предугадать развитие событий невозможно, так как все зависит от особенностей ребенка, школы и класса. Рекомендации должны составляться для частного случая. Лучшее, что могут сделать родители для повышения адаптации ребенка – обратиться к местному психологу.
Профилактика и коррекция социальной дезадаптации
Коррекция социальной дезадаптации заключается в восстановлении социального статуса, который был утерян в процессе дезадаптации. Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной.
Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Так же важно чтоб дети и подростки получали удовлетворение от нормальной жизни и от учебы, чтобы они могли реализовать свои возможности, проявить свой скрытый потенциал
Профилактика в пределах возможностей родителей и окружения, облегчение течения дезадаптации
Можно ли помочь ребёнку? Однозначно можно и нужно — более того, шансы справиться без помощи взрослых у него околонулевые, вне зависимости от его интеллекта, характера и прочих особенностей. Вы, как родитель или учитель, можете значительно ускорить этот процесс и минимизировать возможный ущерб.
Поддержка и психологическая помощь
Если ребёнок видит, что ему сочувствуют, его любят и понимают, большая часть проблем уходит самостоятельно. Дезадаптация часто возникает из-за фрустрации — ребёнок оказывается один на один со своей проблемой и никак не может с ней справиться ввиду отсутствия опыта. Вы можете показать ему, что неприятности, из-за которых он так переживает, не так значимы, и точно можете не усугублять положение собственными негативными эмоциями.
Отдушина — хобби, спорт, другой коллектив
Как и взрослый человек, ребёнок нуждается в перемене обстановки. Чтобы помочь ему, найдите ему занятие, которое никак не будет напоминать о существующих проблемах — это творчество, спорт, развлекательный кружок по интересам. Общение оздоровит ситуацию, а новый опыт поможет обрести уверенность в себе в тех сферах, где недостатки не будут мешать. Конечно, такой способ не может быть основным — нельзя делать вид, что проблемы нет, и решать её побегом.
Помощь школы
Не боритесь с проблемой в одиночку — школа может и должна помочь. Информируйте персонал о проблемах ребёнка, чтобы он не создавал впечатление отстающего из проблемной семьи или того, кто имеет более серьёзные нарушения, чем ПШД. Кооперируясь с педагогами и школьными соцработниками можно достичь очень многого — они могут инициировать работу с коллективом, пойти на некоторые уступки и предоставить льготные условия для обучения.
Коррекция школьной дезадаптации
Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей.
Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры.
Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.
Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей
Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи
Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.
Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими.
Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн.