Письмо Министерства просвещения РФ от 25 марта 2020 г. N 07-2395 «О деятельности ПМПК в связи с распространением COVID-19»
12 мая 2020
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации (далее — Департамент) в связи с высоким риском распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования и органам местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, утвердить нормативный правовой акт, регулирующий порядок деятельности соответственно центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.
В указанном порядке считаем целесообразным учесть следующее:
— минимизировать проведение обследования детей, за исключением обследований, проводимых с целью оказания содействия федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и обследований, проводимых на основании постановления начальника органа внутренних дел или прокурора;
— обеспечить прием документов для проведения обследования ребенка, указанных в пункте 15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082, в дистанционном режиме;
— организовать оказание консультативной помощи по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением в дистанционном режиме;
— ограничить проведение массовых мероприятий, проводимых с целью информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Департамент также сообщает о размещении данных на сайте Федерального ресурсного центра психолого-медико-педагогической комиссии.
И.о. директора департамента | Л.П. Фальковская |
Как проходит работа комиссии?
Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребенка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребенка.
В день, когда ребенок должен быть показан на ПМПК, родители приходят заблаговременно (за 30 минут) и регистрируются у дежурного специалиста. После этого с родителями начинает работать секретарь комиссии. Еще раз проверяется наличие всех документов.
При этом собеседовании родители (законные представители) должны предоставить оригиналы документов, удостоверяющие личность ребенка, личность родителя (законного представителя) и их право представлять ребенка на ПМПК.
В определенное время в порядке очереди, установленной заблаговременно, родители и их дети приглашаются на комиссию.
После того, как родитель (законный представитель) даст согласие на обследование ребенка и услышит ответы на все интересующие вопросы по воспитанию и обучению ребенка, члены комиссии, в зависимости от заявленных проблем, проводят обследование ребенка и в рамках своей компетенции выносят решение.
Завершается вся работа собеседованием родителей с секретарем ПМПК, который окончательно оформляет все документы и при необходимости разъясняет родителям их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.
Как происходит ПМПК
В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:
- Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
- Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.
Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это свое законное право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.
Задаваемые вопросы
- Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
- Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, распорядок дня, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
- Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
- Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
- Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
- Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
- Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.
Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.
Организация ПМПК
Деятельность ПМПК организуется на базе образовательного учреждения, вне зависимости от его вида и типа, утверждается приказом руководителя учреждения.
Общее руководство ПМПК осуществляет руководитель образовательного учреждения.
В процессе реализации своей деятельности ПМПК сотрудничает со всеми структурными подразделениями и специалистами учреждения.
Основная деятельность ПМПК заключается в:
- ознакомлении субъектов образовательного учреждения с особенностями развития ребенка;
- осуществлении более наблюдательной и объективной оценки процесс развития ребенка;
- разработке общих методов и средств по работе с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- объединении усилий всех специалистов учреждения для организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- разработке индивидуальной программы развития ребенка с отклонениями в развитии;
- распределении обязанностей между специалистами образовательного учреждения;
- координации действий педагогов и специалистов в рамках воспитательно-образовательного процесса, с целью выработки общей стратегии помощи ребенку с проблемами в развитии.
Общие положения
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПК) является одной из форм взаимодействия специалистов (далее — Учреждение), объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации.
1.2. ПМПК создается на базе Учреждения приказом при наличии соответствующих специалистов.
1.3. Общее руководство работой ПМПК возлагается на .
1.4. ПМПК в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», Уставом Учреждения, договорами между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
Что спрашивают на ПМПК?
- Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
- Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
- Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
- Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
- Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
- Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
- Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
- Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики
Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Задачи ПМПк
ПМПк решает 8 задач:
- Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
- Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
- Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
- Определение потенциала ребенка в плане развития.
- Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
- Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
- Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
- Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.
Права, обязанности и ответственность специалистов психолого-медико-педагогического консилиума
5.1. Специалисты ПМПК имеют право:
— самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
— обращаться к педагогическим работникам, администрации Учреждения, родителям (законным представителям) для координации коррекционной работы с обучающимися;
— проводить в Учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические);
— требовать от администрации Учреждения создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и научно-методической документацией;
— получать от Учреждения информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
— обращаться за консультацией в образовательные, медицинские, дефектологические учреждения, областную психолого-медико-педагогическую комиссии;
— вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;
— обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации;
— .
5.2. Специалисты ПМПК обязаны:
— рассматривать вопрос и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
— в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
— принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических кадров;
— оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу Учреждения, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку;
— разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися;
— осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовывать лечебно-оздоровительные мероприятия обучающихся;
— готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления на ПМПК, в областную психолого-медико-педагогическую комиссию;
— .
5.3. Специалисты ПМПК несут ответственность за:
— адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
— обоснованность рекомендаций;
— конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
— соблюдение прав и свобод личности ребенка;
— ведение документации и ее сохранность.
Понятие и сущность ПМПК
Определение 1
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) – это объединение специалистов определенного образовательного учреждения, созданное для того, чтобы заниматься изучением (исследованием) личности ребенка с учетом всех ее параметров.
Под исследованием личности ребенка понимается изучение психического и психологического развития ребенка, его здоровья, а также оптимальности того педагогического воздействия, которое оказывается на личность ребенка в рамках образовательного учреждения.
ПМПК осуществляет комплексное и всестороннее исследование, и последующее сопровождение детей. Дети, с которыми работают специалисты ПМПК, в основном имеют проблемы с адаптацией в условиях образовательного учреждения, различные виды нарушений и отклонений в развитии.
Таким образом, в рамках ПМПК объединены усилия одновременно нескольких специалистов, для решения проблем воспитания, обучения и полноценного развития детей всех возрастов, в рамках конкретного образовательного учреждения.
Замечание 1
Основная цель ПМПК – обеспечение диагностического, коррекционного и психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонения в развитии.
Помощь детям со стороны ПМПК осуществляется на основании выявленных проблем, а также с учетом возможностей образовательного учреждения. При работе с детьми специалисты ПМПК опираются на возрастные возможности и потребности детей.
Задачи ПМПК:
- Своевременная диагностика отклонений в развитии у детей
- Выявление у каждого ребенка его актуальных и резервных возможностей
- Осуществление подготовки необходимой документации, для реализации своевременной коррекционной помощи ребенку, в рамках образовательного учреждения
- Установление детей, которые нуждаются в дополнительной помощи психолога, дефектолога, логопеда и т.д.
- Осуществление анализа развития и процесса обучения тех детей, которые не имеют проблем в развитии (по просьбе родителей или опекунов, педагогов, воспитателей)
- Разработка рекомендаций для родителей, педагогов, воспитателей и методистов, направленных на оказание коррекционной помощи детям, имеющим отклонения в развитии
- Обеспечение индивидуального подхода в воспитании и обучении детей с отклонениями развития
- Организация индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения детей с отклонениями
- Осуществление отслеживания изменений в развитии детей и определение эффективности реализуемой коррекционной и развивающей программы
- Определение уровня подготовленности детей к обучению в школе, выявление детей, которые в последующем входят в «группу риска» по развитию
- Создание в рамках конкретного образовательного учреждения адекватных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
- Осуществление профилактической работы по предупреждению физической, интеллектуальной и эмоциональной перегрузки детей
- Ведение специальной документации, которая отражает актуальное состояние развития ребенка и его динамику
- Осуществление эффективного взаимодействия между специалистами ПМПК и педагогическим коллективом образовательного учреждения
Структура и организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума
3.1. В состав ПМПК входят: [заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе, учителя с большим опытом работы, учителя специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра].
3.2. Председателем ПМПК является заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе.
3.3. При отсутствии в Учреждении какого-либо специалиста, он может быть приглашен из другого учреждения.
3.4. Специалисты, включенные в ПМПК, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
3.5. Заседания ПМПК подразделяются на плановые и внеплановые.
3.6. ПМПК работает по плану, составленному на один учебный год.
3.7. Плановые ПМПК проводятся не реже 1 раза в квартал.
3.8. На плановом консилиуме решаются следующие задачи:
— определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
— выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
— динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
3.9. Внеплановые ПМПК собираются по запросам специалистов, ведущих с конкретным ребенком коррекционно-развивающее обучение и развитие, а также родителей (законных представителей) ребенка.
3.10. Поводом для внепланового ПМПК является отрицательная или положительная динамика обучения и развития ребенка.
3.11. В рамках внепланового консилиума решаются вопросы о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным обстоятельствам, а также меняется ранее проводимая коррекционно-развивающая программа в случае ее неэффективности.
3.12. Обследование ребенка специалистами ПМПК осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) на основании договора между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
3.13. Для обследования ребенка должны быть представлены следующие документы:
— выписка из истории развития ребенка;
— педагогическое представление на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога при работе с ребенком;
— свидетельство о рождении;
— письменные работы по русскому языку, математике, творческие поделки.
3.14. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра консилиума направляет запрос соответствующим медицинским специалистам с согласия родителей (законных представителей).
3.15. Ребенку, проходящему консилиум и взятому на коррекционно-развивающее обучение и внеурочную коррекционную работу, назначается ведущий специалист.
Ведущим специалистом назначается, в первую очередь, педагог класса, но может быть назначен любой другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу.
Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПК.
3.16. ПМПК анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении.
3.17. Изменение условий получения образования осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (законных представителей).
3.18. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется только при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей).
3.19. В случае выведения учащегося в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.
3.20. При необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПК рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.21. В ПМПК ведется следующая документация:
— годовой план и график плановых заседаний ПМПК;
— журнал записи детей на ПМПК;
— журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПК;
— карты (папки) развития обучающегося/воспитанника;
— список специалистов консилиума, расписание их работы;
— архив ПМПК.
Что полезно знать о ПМПК?
В каждой области два уровня комиссии:
- территориальная ПМПК – районный центр и прилегающие территории,
- центральная ПМПК – находится в областном центре.
Родители имеют право обратиться за консультацией в более высокую инстанцию, минуя нижнее звено. Вопрос рассматривается только по личному заявлению родителя (законного представителя) и в его присутствии. Заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и обязательный для школы. Если комиссия рекомендует кроме адаптированной программы дополнительные занятия со специалистами, учебное заведение обязано их обеспечить.
На ПМПК могут попасть не только школьники, но и дошкольники (ниже изложено в каких случаях).
Состав ПМПК
В состав комиссии входит ряд специалистов: психолог, дефектологи (сурдо- и тифлопедагоги, логопед, олигофренопедагог), социальный педагог, психиатр, секретарь и председатель.
Заседания могут проводится по-разному. Собирается вся комиссия за круглым столом и ведёт собеседование с ребёнком, а потом с родителями. Или каждый специалист работает с посетителями отдельно, в конце высказывая своё мнение.
Документы на комиссию
Обязательны документы:
- заключения специалистов медицинского профиля (окулиста, лора, невролога, психиатра, логопеда, клинического психолога),
- выписка из истории развития (дает педиатр),
- характеристики учителя (воспитателя) и других специалистов, работавших с учеником (если таковые есть),
- заявления родителей на осмотр ребёнка, согласие на обработку данных.
Обследование ведётся по специальному протоколу, доступному в интернете. Ничего особенного, как иногда утверждают посетители, члены комиссии не придумывают. Выбираются методики в соответствии с возрастом обследуемого.
Зачем нужна ПМПК
Задача – исследовать развитие ребёнка, найти причину нарушения и выбрать способы помощи, в том числе определить образовательный маршрут, то есть подобрать программу обучения, комфортную для ученика.
Дошкольники чаще всего приходят на комиссию в случае задержки речевого развития. Сейчас много ребят с тяжёлыми дефектами речи. Для них в детских садах открываются речевые группы.
Условия: 10 воспитанников ежедневно работают с логопедом по программам коррекции речи. Воспитатели и няня помогают детям исправить речь в свободной деятельности. На выходные родителям даётся небольшое домашнее задание. То есть работают все. Как правило, при грамотной согласованной работе за 2-3 года речь приходит в норму.
При повторном осмотре по результатам реабилитации выставленный ранее диагноз снимается (в заключении пишется «речевая норма») или заменяется более лёгким. Дети учатся в школе без особых проблем. Но для определения в речевую группу надо пройти комиссию на общих основаниях.
Как видите, задумано рационально. Трудности в обучении бывают разные. Например, ребёнок никак не может научиться читать, хотя с другими заданиями справляется вполне. Тогда ему предлагают поучиться в речевой школе V вида. Это общеобразовательная программа, делающая упор на исправление письменной речи. При успешной реабилитации ученик может вернуться в свою бывшую школу.
Если ученику совсем не под силу освоить программу массовой школы, выбирается не просто более лёгкая, а с упором не на теорию, а на практические занятия.
Обоснованием перехода на неё является диагноз, выставляемый психиатром и подтверждаемый ПМПК. Вот здесь и начинаются проблемы. Многие родители не соглашаются с диагнозами, обвиняя всех вокруг в предвзятости, желании «выбросить» неудобного ученика из массовой школы вместо дополнительных занятий.
Бывает и такое, но редко. Ученику-разгильдяю с умной головой ни психиатр, ни клинический психолог не выставит задержку развития. Родители напрасно не верят, потому что неадекватный диагноз – дело подсудное. Попадая в школу, как её раньше называли вспомогательную, эти ребята начинают учиться на 4-5, очень успешны на трудовых занятиях. То есть их сразу видно.
Выставленный диагноз можно опротестовать. Любая ПМПК расскажет, как это можно сделать.
В настоящее время количество коррекционных учебных заведений резко сокращено. Надо думать, в целях экономии. Дети с проблемами развития определяются в обычные классы. И называется это «инклюзивное образование». Дети находятся в классе, но обучаются по другой программе. «Инклюзивное» обучение даёт возможность экзамены за 9 класс сдавать в щадящем режиме.
Диапазон консультируемых ПМПК в последние годы значительно расширился за счёт детей-инвалидов, нуждающихся в адаптированных программах. Увеличился возраст обращающихся учащихся. Поэтому, скорее всего, через год комиссия будет реорганизована.
Функции ПМПк
Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.
При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи). Индивидуальная воспитательная программа может носить:
Индивидуальная воспитательная программа может носить:
- лечебный;
- контролирующий;
- дисциплинирующий;
- коррекционный;
- коррекционно-развивающий характер.
Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.
Кто может обратиться
Обратиться в ЦМПК могут родители или законные опекуны школьника с возможными патологиями психического или неврологического развития, а также ребенка с ограниченными возможностями. Прохождение центральной комиссии рекомендовано для школьников 1-4 классов. Именно в этом возрасте начинают проявляться всевозможные заболевания.
ЦПМПК может понадобиться в следующих случаях:
- Установление статуса обучающегося с ограниченными возможностями. Комиссия выносит вердикт о продолжении обучения или направлении школьника в специнтернат.
- Создание специальных условий обучения в общеобразовательной школе для ребенка с ограниченными возможностями. Необходимость в использовании особых методов и форм обучения подтверждает только ЦМПК.
- Организация обучения на дому. Переход на домашнее образование может разрешить только ЦПМПК после ряда соответствующих обследований.
- Переход на обучение по специально адаптированной программе. Комиссия может заключить, что ученик испытывает трудности в получении образования на общих условиях.
- Создание особых условий при сдаче ГИА для школьника с ограниченными возможностями.