Психологические последствия насилия над детьми

Почему дети молчат?

  1. Часто дети воспринимают происходящее с ними как норму — это следствие комплекса жертвы. Ребенок привык к такому обращению: любая оплошность — удар или лишение.

  2. Когда угрожают родным, ребенок стремится их защитить, поэтому либо подчиняется, либо упорно молчит.

  3. Испытывают страх перед последствиями: станет еще хуже, меня накажут, увезут в детский дом или «мама расстроится, заболеет и умрет».
    Защищают обидчика, поскольку испытывают любовь, привязанность к нему. Ребенок будет скрывать от посторонних какие-то факты, которые могут негативно отразиться на родителях. Например, мама не ухаживает за ним: не стирает одежду, не кормит, игнорирует. Чтобы ее не наказали, ребенок молчит и никому не рассказывает о ситуации.

  4. Под гнетом вины дети берут на себя ответственность за происходящее. Стыдятся быть жертвой, ведь другие начнут их презирать, если узнают: я плохой, ужасный, все от меня отвернутся, поэтому лучше держать язык за зубами.

  5. Запускаются защитные механизмы психики: отрицание, диссоциация. Пытаясь отдалиться от травмирующей боли, ребенок убеждает себя в том, что ничего страшного не случилось, и он в безопасности.

  6. Не доверяют взрослым. Ребенок не знаком с доверительными отношениями и не ждет от взрослых ничего хорошего, поэтому относится к ним с опаской.

  7. Не знают, к кому обратиться за помощью и поддержкой.

  8. Из-за комплекса жертвы чувствуют свое бессилие и беспомощность.

Что делать и куда обращаться за помощью

К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное. При первых же тревожных звоночках следует обращаться за помощью в следующие органы:

  • местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;
  • прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;
  • местный отдел полиции.

А также существует Детский телефон доверия 8–800–2000–122, который создан для оказания психологической помощи детям и их родителям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По этому телефону может обратиться как пострадавший ребёнок, так и любой неравнодушный человек. По телефону вам обязательно подскажут, как поступить правильно в той или иной ситуации.

Пострадавший ребёнок может обратиться за помощью по Детскому телефону доверия

Профилактика

Профилактика насильственных действия достигается методами информирования населения. К ним относятся беседы, проводимые с учениками в учреждения образования (садах, школах), консультации, собрания на рабочих местах родителей. К профилактическим мерам относятся мероприятия, устраиваемые местными органами власти, для достижения благополучия в семьях.

Психологическое негативное давление наблюдается в большинстве семей. Чаще всего, это непреднамеренные действия взрослых, которые губительно отображаются на самооценке ребёнка. Чтобы справиться с этой проблемой, требуется анализировать общую ситуацию, думать о том, что говорить крохе.

Виды

Существуют различные виды психологического насилия над детьми:

  1. Бездействие. Отсутствие защиты родителей при физическом или психическом давлении со стороны сверстников, других взрослых на ребёнка.
  2. Прямые и косвенные оскорбления.
  3. Умаление достоинств, талантов, добрых поступков малыша.

Помимо психологического существуют и другие разновидности насилия:

  1. Отсутствие должного ухода за малышом.
  2. Рукоприкладство. К этой разновидности насилия относятся любые физические действия, направленные на причинение боли ребёнку.
  3. Сексуальное насилие. Большая группа, включающая в себя различные действие сексуального характера. Педофилия, развратные действия, демонстрация порнографических картинок, видео, литературы, психологическое давление, принуждающее к сексуальным действиям.

К насилию относятся любые жестокие действия. Они могут носить психологически или физический характер и проявляться в различных поступках.

Посттравматическое расстройство

Исследователи называют посттравматическое расстройство (ПТСР) тяжелейшим шлейфом, который годами тянется за человеком, пережившим насилие.

ПТСР изначально относилось только к психологическим нарушениям, которые возникали у людей после военных конфликтов, терактов и стихийных бедствий. Но о катастрофах мирового масштаба говорят по телевизору и пишут в газетах, а об издевательствах над ребенком, который живет в соседнем подъезде, мы можем и не подозревать.

Теперь границы понятия расширились до невротических расстройств после бытового и социального насилия. У детей, переживших психотравмирующие события, частота синдрома колеблется от 5 до 98%.

Как проявляется ПТСР у детей и подростков?

  1. Повышенная тревожность. Ребенок не находит себе места, не может успокоиться, выспаться, вздрагивает от резких движений.

  2. Проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары, чрезмерная сонливость).

  3. Расстройство пищевого поведения (снижение аппетита, которое способно привести к анорексии, или, наоборот, обжорство, булимия).

  4. Апатия, безразличие к вещам, которые раньше вызывали живой интерес.

  5. Трудности в учебе, снижение когнитивных способностей и мотивации.

  6. Речевые нарушения (мутизм, заикание, ситуативная немота).

  7. Отыгрывание травмы в повторяющихся играх или рисунках (у детей дошкольного возраста).

  8. Увлечение жестокими играми. Если ребенок увлекся видеоиграми, где преобладают убийства и жестокость, понаблюдайте за ним. Возможно, так он пытается перенести боль от пережитой травмы на онлайн-персонажей.

  9. Депрессия, пессимистичные настроения в отношении будущего (в основном у подростков).

  10. Агрессия.

  11. Аутоагрессия — самоповреждение, нанесение порезов.

  12. Антисоциальное или суицидальное поведение: посты, статусы в соцсетях, заметки на полях.

  13. Рискованное поведение — намеренный поиск приключений, опасных для здоровья и жизни, гуляние по ночам в подозрительных местах.

  14. Употребление алкоголя, психоактивных веществ.

Суть и причины

Для несовершеннолетнего человека первым социальным институтом считается семья. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности среди родственников. Однако случаются ситуации, когда малыш перестаёт ощущать безопасность и начинает бояться домочадцев и домашней обстановки в целом.

Насилие представляет собой силовое или психологическое воздействие негативного содержания. Подвержены этому влиянию слабые люди или дети. Но насильственные действия могут проявляться в бездействии. Если со стороны взрослых отсутствуют защитные действия, касающиеся безопасности ребёнка, это можно расценивать как косвенную угрозу.

Причины насильственного отношения:

  1. Сложившееся поведение взрослых по опыту воспитания прошлого ребёнка.
  2. Низкий социальный уровень развития семьи. Нестабильное экономическое положение, социальные факторы, безработица.
  3. Неудовлетворённость жизни взрослых. Низкая самооценка.
  4. Психологические заболевания родителей.
  5. Нежеланный ребёнок.
  6. Детские страхи родителей, сформировавшие их стиль воспитания.
  7. Достижение власти над ребёнком любыми способами. Принципиальное отношение.

Необходимо понимать, что психологическое воздействие в семье возникает из-за проблем с психикой родителей. Из-за этого работать над исправлением ситуации требуется начинать со взрослых и их детских проблем, неразрешённых конфликтов, страхов.

Виды насилия над детьми в семье

Насилие над детьми в семье — недозволенное обращение взрослых членов семьи с ребёнком, которое наносит вред его здоровью, развитию и психике. Насилие над детьми может выражаться в отсутствии заботы о ребёнке, а также в физическом, эмоциональном и сексуальном воздействии на детей со стороны взрослых.

Физическое насилие

Физическое насилие над детьми — применение в отношении несовершеннолетних грубых и опасных методов воспитания: побоев, пыток и других. Характерными чертами такого насилия является наличие на лице и теле ребёнка патологических повреждений:

  • синяков;
  • царапин;
  • ожогов;
  • гематом;
  • переломов.

Избиение ребёнка — самое распространённое проявление физического насилия

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие в семье заключается в развратных действиях взрослых по отношению к несовершеннолетнему. К таким действиям относятся:

  • сексуальный контакт с ребёнком;
  • демонстрация ребёнку гениталий;
  • прикасание к интимным местам ребёнка с целью получения сексуального удовлетворения;
  • показ несовершеннолетнему порнофильмов.

Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие — однократное или регулярное негативное воздействие родителей на психику ребёнка. К средствам эмоционального насилия относятся:

  • крики;
  • угрозы;
  • оскорбления;
  • унижение и высмеивание;
  • враждебное отношение.

В какой-то степени такие методы воспитания присутствуют в каждой семье. Эмоциональным насилием они становятся в таких ситуациях:

  • когда наносят фактический вред здоровью ребёнка;
  • когда мешают развитию достоинства детей;
  • когда формируют у ребёнка патологические черты характера и страх перед родителями.

Запугивание приводит к формированию у ребёнка страха, а значит является формой насилия

Отсутствие заботы

Отсутствие заботы — также один из видов насилия над детьми в семье. Согласно законодательству РФ, родители несут ответственность за содержание, воспитание, обучение, защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Родители нарушают закон в следующих ситуациях:

  • если не могут предоставить ребёнку нормальные условия для проживания;
  • если у детей нет полноценных продуктов питания, необходимой обуви и одежды, атрибутов для обучения, лекарственных средств;
  • если за поведением ребёнка не осуществляется должный контроль, что приводит к правонарушениям;
  • если ребёнку не прививаются элементарные правила нормального поведения.

Признаки «заброшенных» детей:

  • непосещение ребёнком детского садика или школы;
  • неряшливый внешний вид: грязная одежда, рваная обувь и другие;
  • попрошайничество на улице;
  • задержка физического и психологического развития.

Кто они, насильники в семье

Если жертвами побоев, истязаний в семье в 80% становятся женщины и дети, то психологическим тираном может быть любой член семьи. Половые, возрастные различия здесь не проявляется ярко.

Насилие в семье не зависит от благополучия, культурных, религиозных традиций, оно возможно в любых по составу семьях.

Дамы способны стать домашними тиранами, как и мужчины. «Давить морально» на других может ребенок, бабушка, живущий совместно близкий родственник.

Признаки психологического насилия со стороны тирана:

  • навязывание собственных ценностей (советы что читать, смотреть, слушать);
  • критика (регулярное недовольство внешностью, интеллектом, поступками);
  • стремление контролировать (ограничивать общение, эмоции, поведение);
  • запугивание;
  • расширение экономической зависимости;
  • преувеличенная забота и жертвенность.

В нашем примере имели место не только критика, но и попытки оказания давления и контроль: муж, желая «помочь» запретил жене ходить с ним куда-либо, дабы «не позориться». Поставил условие: сможешь ко мне подходить на улице не раньше, чем похудеешь. Лишил жену права распоряжаться деньгами, требовал, чтобы все средства и накопления (в том числе и зарплата Татьяны) находились у него и т.д.

Вначале желание одного партнера контролировать и ограничивать другого ощущается как проявление любви. С развитием и нарастанием давления тирану все больше нравится манипулировать. Он расширяет сферу влияния уже просто так, чтобы продемонстрировать жертве власть.

Иногда эмоциональное давление трудно отличить от заботы. Всем вокруг кажется, что такую заботливую супругу нужно поискать. Она окружила мужа полным комфортом, предупреждает каждый шаг и помогает во всем. Но партнер «задыхается» в плотном кольце заботы, чувствует не удовлетворение, а стремление вырваться. При этом у жертвы нередко формируется чувство вины – ведь все делается ему во благо, а он не в состоянии оценить самопожертвование.

Неосознанное психологическое насилие

На консультациях психолога многие клиенты рассказывают о потере радости от жизни, усилившихся тревогах, недовольстве собой. При этом внешне все хорошо – есть достаток, семья, дети. В процессе общения выясняется, что причиной служит неосознаваемое положение жертвы.

Процесс насилия идет постепенно малыми шагами. Сначала разрушает взаимоотношения в семье, а потом – личности жертвы и агрессора.

Случается, что сначала тот, кто подвергается давлению, не замечает подавленного состояния в силу чувств, привязанности, привычки. Постепенно нарастает количество моральных унижений, подавления, расширяются сферы контроля. И тогда может быть либо острый конфликт, когда неудовлетворенность отношениями достигает максимума и возникает готовность выйти из ситуации любым способом, вплоть до разрыва с партнером. Либо жертва испытывает вину, чувствуя себя «полным ничтожеством», что ведет к разрушению самооценки, уверенности, психологическим проблемам и болезням.

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать «нет»;
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

  • определение проблемы;
  • определение причин и факторов риска;
  • разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
  • распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.

Признаки психологического насилия

Так называемые признаки или «первые ласточки», по которым можно распознать эмоциональное издевательство или насилие, имеют характерные признаки. Они присутствуют в комбинациях или отдельно, но наличие любого из этих признаков свидетельствует о том, что к вам применяют психологическое давление и насилие:

  • Партнёр высмеивает вас или критикует перед другими людьми. Если вы пытаетесь похудеть, он может назвать вас жирной. Если не получилось пройти собеседование на работе, скажет, что это из-за вашей тупости. Любой повод, по которому можно сыграть на вашей неуверенности, будет рано или поздно использован. В результате партнёр добьётся значительного снижения вашей самооценки и навяжет мысль, что вы никому, кроме него не нужны и вам уже не помочь.

  • Ваши идеи, предложения или мнения никогда не принимаются в расчёт. Чистое игнорирование. Со временем вы сами начнёте сомневаться в рациональности своих идей.

  • Вас пытаются полностью контролировать, стыдят или отчитывают за какие-либо поступки, относятся как к ребёнку, несмотря на зрелый возраст.

  • Унижение, оскорбления, обвинения, угрозы – всё это используется с целью вывести вас из равновесия.

  • Партнёр-агрессор не извиняется в ситуациях, когда неправ.

  • Нарушает ваши личные границы.

  • Отрицает своё обидное поведение, даже если сам его осознаёт.

  • Кричит на вас, а потом говорит, что вы сами его спровоцировали.

  • Отказывается обсуждать проблемы в ваших отношениях или в семье.

  • Использует вашу привязанность к нему в качестве инструмента для манипуляций.

  • Может запретить общаться с кем-либо из друзей или членов семьи.

Диагностика

Когда родители ребёнка совершают непреднамеренные действия, которые относятся к насилию, диагностировать его становится сложнее. Большинство родителей знает метод воспитания по системе кнута и пряника. В этом случае по отношению к ребёнку жестокость будет проявляться за его провинности. Он будет понимать, что виноват и не расскажет воспитателям о насилии, применяемом к нему.

Чтобы диагностировать физическое насилие, психологу или воспитателю требуется пообщаться с родителями жертвы. Во время разговора нужно учитывать такие моменты:

  1. Тревожность, нервозность взрослых.
  2. Обвинения, применяемые в отношении ребёнка.
  3. Преувеличение общей ситуации в собственную пользу.
  4. Ложные показания.

Родители, проявляющие насилие по отношению к детям, могут крайне негативно реагировать на критику в их адрес от посторонних людей. Диагностировать физическое насилие проще, чем психологическое. У ребёнка будут частые жалобы на здоровье, визуальные травмы, вызывающие подозрения.

Чтобы диагностировать насильственные действия физического, психологического, сексуального характера у малыша, требуется пообщаться с ним. При разговоре обращать внимания на следующие моменты:

  1. Нервозность.
  2. Отведение глаз. Попытки сменить тему разговора.
  3. Плач, неконтролируемая истерика.
  4. Защита действий взрослых по причине собственной вины.
  5. Вспыльчивость, агрессивное поведение.
  6. Молчаливость, страх.
  7. Бессвязный лепет.

Важно обратить внимание на момент, когда посторонний человек совершает резкие движения. Ребёнок, к которому проявлялось насилие, будет вздрагивать после этого

Виды эмоционального насилия над детьми

Игнорирование — самое жестокое и опасное отношение взрослых к маленьким – не замечать, не разговаривать. Дети от такого наказания страдают особенно чувствительно, ведь им, как воздух, необходимо тепло и нежность родительских рук, объятия и поцелуи, без этого личность не развивается.

Неприятие — мама или папа откровенно демонстрируют и не скрывают от ребенка, что он нежеланный, ненужный, обуза и лишняя финансовая трата.

Изолирование – при любой оплошности ставить в угол на несколько часов, закрыть в комнате, не разрешать выходить гулять во двор, не общаться по телефону с друзьями, и так далее, по сути, это любое ограничение в свободе.

Запугивание и угрозы – «вовремя не выучишь уроки, не уберешься в комнате, то не будешь смотреть телевизор, не пойдешь в гости, отберу мобильный телефон». Имеется в виду перманентное психологическое напряжение и давление на неокрепшее сознание подрастающего человека.

Унижение – высмеивание на людях, в присутствии друзей, оскорбление недостойными словами. Сюда же можно отнести нескончаемые нотации и лекции о «недостойном» поведении, издевки, крики и брань. Зачастую оскорбительные фразы и слова ранят сильнее, чем шлепок по макушке.

Очень хочется привести цитату Пифагора: «Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой».

Любой родитель хочет видеть свое «сокровище» идеальным — умным, красивым, аккуратным, здоровым, добрым. Как только замечается, что он «не такой» начинается домашнее насилие. Что самое удивительное, каждый из них желает своему ненаглядному чаду только добра, даже не подозревая, как мучается и страдает его ребенок. Верю, большинство взрослых абсолютно не догадываются о травмах, наносимых психике и развитию человечка.

Что делать родителям?

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд. Замечательные, умные, здоровые и развитые во всех смыслах этого слова дети вырастают только в любви. Ребенка надо любить не за то, что он аккуратный, спокойный, красивый, покладистый и так далее, а за то, что он есть! Конечно, без наказания нет воспитания, но надо правильно и грамотно направлять свою кровинку по жизни. Предупреждать об опасностях, разговаривать на все темы, которые его волнуют, а не ссылаться на занятость. Делиться собственными впечатлениями и мнением, подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Позволять ему совершать собственные ошибки, иначе характер не разовьется, не затыкать рот и, тем более не орать и не давить авторитетом. Это не значит быть на равных и потакать во всех прихотях. Это значит признавать достоинство и значимость маленького человека, уважать его и принимать таким, какой он есть, слегка и ненавязчиво корректировать некоторые недостатки, которые, вероятно, помешают ему в дальнейшей жизни.

Понять, чтобы избавиться от груза пережитой боли

Системно-векторная психология предлагает понимание человека таковым, как он есть. Эти знания помогут любому разобраться в себе, в своих жизненных приоритетах, решить внутренние конфликты и психотравмы. Даже дети, пережившие насилие, смогут осознать причины и последствия всех жизненных событий, которые привели их в положение жертвы насилия в семье. И таким образом, простить родителей и перестроить свою жизнь. Читайте результаты бесплатного тренинга Юрия Бурлана:

Только понимание себя и своей психики дает гарантию освобождения от насилия в семьях, потому что помогает человеку чувствовать себя счастливым и реализованным членом общества. Присоединяйтесь к бесплатному онлайн-тренингу «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, чтобы помочь себе и своим детям!

Автор Екатерина Бондаренко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Последствия насилия

Что происходит в головах у взрослых, если они никак не реагируют на тревожные звоночки, а иногда даже игнорируют их или раздражаются?
Когда старшие замечают «что-то не то» в поведении ребенка, им кажется, что это особенности возраста. Взрослые заблуждаются, думая: «Они все так себя ведут!»

Мало того, что в травматичной ситуации ребенок не получает поддержки, так взрослые еще и усугубляют положение: «Учиться не хочешь? Опять двоек нахватал! Сиди теперь дома! Пока всю алгебру за 8-й класс не выучишь, никуда не пойдешь!»

Признаки запущенности (пренебрежение нуждами ребенка)
Плохая гигиена, непричесанные, немытые волосы, запах; отставание в весе, росте, развитии; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, отсутствие медицинской помощи; ребенок часто и подолгу остается один дома, на улице; систематические опоздания, прогулы.

Признаки физического насилия

Частые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, следы ногтей и т.д.; повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным.

Признаки эмоционального насилия

Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).

Когда жертва насилия испытывает невротическую привязанность к агрессору, структура ее личности меняется, что негативно влияет на будущее ребенка, его успех, мотивацию и умение выстраивать отношения.

Признаки сексуального насилия: боязнь определенного человека, недоверие, распространяемое на всех взрослых; сексуализированное поведение (несвойственная возрасту осведомленность в вопросах интима, отыгрывание ситуации на увлечениях, повышенный интерес к теме, несоответствующий возрасту); жалобы на проблемы со здоровьем, боли в области живота, гениталий, специфические симптомы в области половых органов, рта (высыпания, покраснения, повреждения).

Возможные последствия

Насилие над ребёнком в семье может закончиться такими печальными последствиями:

  • острыми и хроническими заболеваниями внутренних органов, если ребёнок неполноценно питается или не получается необходимой медицинской помощи;
  • бессонницей и ночными кошмарами;
  • психическими расстройствами:
    • булимией — расстройством приёма пищи, при котором избыточное употребления еды чередуется с длительным голоданием. Следующая стадия такого пищевого расстройства — анорексия;
    • депрессией, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;

  • сексуальными расстройствами. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, может возникнуть пожизненный страх интимной близости, что, несомненно. скажется на дальнейшем создании семьи;
  • суицидальными мыслями или самим суицидом;
  • серьёзными физическими травмами;
  • пристрастием к алкоголю и наркотикам.

Эмоции

Финансовое насилие необязательно выражается в контроле, возможна чисто эмоциональная тирания. Например, когда жена постоянно выпрашивает у мужа дорогие подарки, пользуясь тщеславием супруга или играя на его безотказности. Часто мужчина стыдится признаться, что в данный момент не в состоянии нормально обеспечить свою супругу, и она может этим пользоваться. С одной стороны, такое положение вещей выглядит как банальное использование своего партнера, но с другой – часто такие отношения устраивают супруга. Он охотно дает деньги, чтобы избежать других обязанностей. Может, ему сложнее поддерживать брак эмоционально, вот он и «откупается».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: