Интеракционизм в социальной психологии

Виды или стратегии интеракции

Стратегии интеракции – это особые типы поведения человека в процессе его взаимодействия с другими людьми. Несмотря на разнообразие человеческих отношений в современной социальной психологии выделяют всего 5 стратегий:

Сотрудничество – такой тип взаимодействия, когда партнеры заинтересованы в совместной деятельности, так как цель ее может быть достигнута только согласованными усилиями. Эта стратегия наиболее эффективна, когда участники взаимодействия принимают друг друга и на социальном, и на личном уровне, то есть между ними есть психологическая совместимость и не только взаимная заинтересованность, но и взаимная симпатия.
Соперничество – противоположная сотрудничеству стратегия, в которой тоже имеется общая цель, но она может быть достигнута только одним из участников взаимодействия. Другие же воспринимаются как препятствия, которые нужно устранить. Необязательно в буквальном смысле, но в любом случае полная или частичная нейтрализация соперников необходима. Поэтому следствием этой стратегии часто бывают конфликты. Ее примером может служить влюбленность двух человек в один и тот же объект или желание занять одну должность.
Компромисс – своеобразная промежуточная и, пожалуй, самая сложная стратегия. В ней нет полного принятия партнера, но есть понимание необходимости мирного решения проблемы и взаимодействия для достижения цели. Компромисс – это стратегия взаимных уступок, когда ради основных интересов, базовых ценностей партнеры готовы пожертвовать чем-то менее значимым. Этот тип взаимодействия часто встречается в социуме, так как идеальное совпадение целей и интересов – это редкость

Умение использовать стратегию компромисса – важное условие успеха и собственного психического равновесия. Можно сказать, что и человеческая цивилизация выжила только благодаря тем, кто способен идти на компромисс.
Приспособление

Люди, выбирающие подобный тип поведения, предпочитают жертвовать собственными интересами в угоду более сильному и уверенному в себе партнеру. Как правило, стратегию приспособления выбирают люди с заниженной самооценкой или сильно зависимые от своего партнера, опасающиеся разрыва отношений и неспособные к активному противостоянию.
Избегание – это и не взаимодействие в собственном смысле слова, а стремление уклониться от контактов. Это пассивная позиция, когда человек отказывается от удовлетворения собственных интересов, лишь бы не связываться с неприятным партнером.

Первые три стратегии считаются сильными, а последние две – слабыми. Они нерезультативны, неэффективны и неспособны решить проблемы, которые только накапливаются и приводят в конечном счете либо к открытым конфликтам, либо к психологическим проблемам: фрустрациям и неврозам.

Наша жизнь – сложная и разнообразная штука, поэтому в разных ситуациях мы выбираем различные стратегии взаимодействия. На этот выбор влияет множество факторов: и наши индивидуальные особенности, и цели деятельности, и качества партнера, и наша заинтересованность в нем. Поэтому процессы интеракции так разнообразны и отражают нашу неповторимую уникальность, позволяют нам проявляться как личности.

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

Синонимы

Взаимодействие людей определяется как интерактивная сторона общения. Осуществляется оно не только посредством обмена информацией, но также поступками и действиями. От результатов подобного поведения зависит степень формирования личности.

Позитивное взаимодействие

Проявление интерактивного аспекта общения

Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:

  • общая цель,
  • общие мотивы,
  • единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия,
  • установленное время для осуществления поставленных задач,
  • координация действий участников,
  • наличие закономерностей межличностного взаимодействия,
  • передача информации.

Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.

При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.

Разделение структуры общения на уровни

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.


Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Каковы основные причины неэффективного взаимодействия между людьми?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами — лицами или группами. Одна стороны пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать то же самое. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны.

Сущность интеракции

Определение 1

Интеракция в психологии – это концепция межличностной коммуникации с помощью вербальных и невербальных средств.

Для совместной деятельности люди объединяются путем согласования своих позиций, как мировоззренческих, так и практических. Интерактивная сторона общения заключается в обмене идеями, знаниями, действиями.

Рисунок 1. Интерактивный метод. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Интеракция общения представляет собой условный термин, который обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, с их непосредственной деятельностью.

В социальной психологии проблема взаимодействия имеет давнюю традицию и, на первый взгляд, кажется, что между общением и взаимодействием существует явное сходство. Ряд авторов общение и взаимодействие просто отождествляют, интерпретируя их как коммуникацию. Другие авторы рассматривают оба понятия как отношение формы какого-то процесса и его содержания. Межличностные отношения, особенности субъектов и их поведение, ведущее к согласию или к противоречиям в общении, подвергаются анализу.

Понятие интеракция родом из социологии и его рассмотрение начинать надо с микроуровня, которым является семья.

Семья – это базовая модель взаимодействия людей. Переходя на другие социальные уровни, человек переносит с собой отработанные модели взаимоотношений, корректируя их под новые обстоятельства.

Интеракция в психологии подразумевает реализацию совместных действий участников общения или их взаимное влияние.

Рассматривая общение людей в интерактивном ключе, можно выделить три процесса:

  1. возникновение интеракции в общей деятельности, объединенной общими задачами и целями;
  2. влияние одного индивида на другого через внушение и убеждение;
  3. взаимовлияние сторон.

Таким образом, получается, что интеракция является совокупностью реакций участников общения друг на друга. Другими словами – это умение примерить чужую роль на себя.

Суть классификации интеракции заключается в четком разграничении людей по принципу воздействия и результативности.

Социальная совместная деятельность может быть эффективной и неэффективной. Если эффективная деятельность предполагает значимость партнера с продуктивным обменом информацией и опытом, то во втором случае каждый индивид не желает понять другого и концентрируется только на своих желаниях. Понятно, что такое взаимодействие приводит к конфликтной ситуации.

Чтобы социальная интеракция была реализована, необходимы сигналы, устанавливающие межличностный контакт – это вербальные и невербальные средства. Вербальная – это речевая интеракция, а невербальная предполагает систему сигналов и жестов.

Замечание 1

Сущность интеракции заключается в том, что она составляет основу общения в реальном мире, и успех такого общения невозможен без установления контакта с другим человеком.

Интеракция и коммуникация

Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:

  1. Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
  2. Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)

Социальная психология — наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.

Этот многоплановый социально-псхологический феномен рассматривается учеными как процесс становления и последующего развития контактов между субъектами или группами людей. В ходе общения происходит обмен информацией аффективно-оценочного и познавательного характера. Социальное взаимодействие невозможно без общения. В ходе него происходит налаживание и поддерживание отношений, в том числе личностных и социально-профессиональных. Психологи рассматривают общение как сложный феномен, включающий три важнейших компонента: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. В этой статье мы обозначим, в чем заключается суть определения этих структурных аспектов.

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.


Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Структура речевого общения

Структура речевой коммуникации включает в себя.

  1. значение и смысл слов, фраз («Дух человека раскрывается в ясности его речи»). Важную роль играет точность употребления слов, их выразительность и доступность, правильность структуры предложения и его доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  2. звуковые явления речи: темп речи (быстрый, средний, медленный), модуляция высоты голоса (мягкая, резкая), тон (высокий, низкий), ритм (регулярный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что мягкая, спокойная, размеренная манера говорить наиболее привлекательна в общении.
  3. выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие во время общения: Смех, гудение, плач, шепот, вздох и т.д.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «у-у-у» и т.д. Более того, интонация и эмоциональное выражение могут придавать разные значения одному и тому же предложению. Поэтому, даже если люди знают значение одних и тех же слов, они могут понимать их по-разному: причиной могут быть социальные, политические, эмоциональные, возрастные различия.

А. Согласно исследованиям, в своей книге «Язык тела» Пиз отметил, что в повседневном общении передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых интонаций — на 38%, а невербальных взаимодействий — на 55%.

Невербальные средства общения: мимика, поза, взгляд, жесты собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл предложения. Выражение лица — движения лицевых мышц, отражающие внутреннее эмоциональное состояние — может дать истинную информацию о том, что испытывает человек, т.е. глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше, чем произнесенные слова. В литературе насчитывается более 20 тысяч описаний выражений лица. Таким образом, утверждается, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

В зависимости от своей специфики взгляд может быть: деловым — если он направлен на лоб собеседника, то подразумевает серьезную атмосферу делового партнерства; житейским — если взгляд проходит под глазами собеседника (на уровне губ), то подразумевает атмосферу житейского, непринужденного общения; интимным — если взгляд направлен не на глаза собеседника, а под лицо — на другие части тела вплоть до уровня груди. Специалисты говорят, что такой взгляд показывает большую заинтересованность в общении; прищуренный взгляд свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос и подбородок выражают основные человеческие эмоции: Печаль, гнев, радость, удивление, изумление, страх, отвращение, счастье, интерес и грусть. Положительные эмоции легче распознать: Радость, любовь, удивление; негативные эмоции — печаль, гнев, отвращение — воспринимаются труднее

Важно отметить, что брови и губы несут основную когнитивную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека

Коммуникативные знаки несут много информации; в языке жестов, как и в разговорном языке, есть слова и фразы. Богатый «алфавит» жестов можно разделить на шесть групп.

  1. иллюстраторы жестов — это жесты-сообщения: указки («указывающие пальцы»), пиктограммы, т.е. воображаемые изображения картинок («такого размера и конфигурации»); кинетограммы — движения тела; жесты «ударов» (жесты махания руками); идеограммы, т.е. оригинальные движения рук, соединяющие воображаемые объекты.
  2. регуляторы жестов — это жесты, которые выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относятся: улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения рук.
    Жестовые символы являются своеобразными заменителями слов или фраз в общении. Например, руки, сжатые вместе в манере рукопожатия, во многих случаях означают «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общения Особенности
Трудовая сфера Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
Обучение Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношения Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
Досуг Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости

Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

Виды коммуникативных барьеров


Высказывая свое мнение или сообщая важную информацию, человек надеется, что собеседники его слова поймут верно. Но так бывает не всегда. Существуют так называемые смысловые или коммуникативные барьеры — психологические препятствия, мешающие пониманию информации, передаваемой между участниками. К компонентам общения относятся барьеры трех типов: понимания, социально-психологических различий и отношений.Есть несколько барьеров понимания:

  • фонетический — невыразительная, монотонная речь, нечеткое произношение слов, ускоренный ритм, обилие слов-паразитов;
  • стилистический — несоответствие выбранного стиля ситуации или состоянию собеседника;
  • семантический — различия в словарных запасах участников, возможное недопонимание из-за многозначности слов;
  • логический — когда партнер не видит логической связи между высказываниями или считает некоторые утверждения абсурдными.

Социально-психологические барьеры возникают в случае аналогичных различий между собеседниками. Включают религиозные, социальные и профессиональные отличия. Могут привести к развитию конфликтной ситуации.

Назовите причины конформности. Приведите примеры нон-конформизма

Проявление конформизма обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы экспериментально, например, Соломоном Ашем. Выделяются следующие факторы : индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее); микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее); ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).

Приведем пример минимальной степени нонконформизма. Одному из сыновей царя (вождя) не досталось власти, власть — по обычаю этого общества — должна переходить к старшему сыну, а он, например, младший, но при этом по каким-то обстоятельствам и соображениям стремится занять трон. Претендент ничего не хочет менять — ни существующей системы ве-рований, ни социального уклада, — ему нужна лишь личная власть. Он организует для осуществления переворота дворцовую партию, с целью, допустим, отравить старшего брата, которому может достаться трон. Здесь альтернативность минимальна и сопряжена только с личностью претендента при сохранении основных параметров Политического.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Интеракция — это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин «интеракция» произошел от английского слова «interaction», которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем — «inter» и «activus». Они переводятся как «деятельный».

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция — это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: