КУЛЬТ КАК ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТ КАК ТИП РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (лат. «cultus» – «уход», «почитание») – в начале – середине XX в. термин «культ» широко использовался для обозначения определённого типа религиозных групп. В протестантской теологии культы фактически наделяются всеми признаками сект и характеризуются как обособленные группы, существенно отклоняющиеся от основополагающих вероучительных доктрин ортодоксального христианства. В качестве характерной черты культа исследователи называют провозглашение и почитание его основателя в качестве божества или мессии, который принёс в мир новое, единственно истинное учение. В социологии религии представления о культе как типе религиозных объединений разрабатывались Максом Вебером и Эрнстом Трёльчем. Макс Вебер рассматривал культы как антирационалистические, мистические разновидности религиозных образований. Эрнст Трёльч дополняет предложенную Максом Вебером классификацию: церковь – секта – третьим типом религиозных организаций – культом, под которым он понимает протестантские мистические группы. В работах американского социолога религии Гэри Стэнли Беккера культ определяется как аморфный, слабо структурированный тип религиозных групп, последователи которого характеризуются личностными экстатическими переживаниями, гипертрофированной верой в спасение, телесное и физическое исцеление. Английский социолог религии Джон Милтон Йингер считает культами небольшие, часто имеющие локальное распространение, «недолговечные» группы, возглавляемые харизматическим лидером (см. Харизма). Английский исследователь новых религиозных движений Джон Нельсон Дарби видит различие сект и культов в том, что если секты заявляют о своём стремлении усовершенствовать религиозную традицию, в недрах которой они зародились, то культы такую традицию отвергают. Для таких движений не важна преемственность с существующими религиями, они не ищут в такой преемственности своей легитимизации. В отечественной религиоведческой литературе и социологии религии термин «культ» применяется для обозначения достаточно различных образований. Это может быть и малая религиозная группа, без жёсткой иерархической структуры, возглавляемая харизматическим лидером. В то же время к культу относятся группы, члены которых объединены чисто духовными отношениями и не связаны с группой организованно, дисциплиной, обязательствами. Примерами таких культов исследователи называют спиритуализм, движение трансцендентальной медитации. В публикациях оппонентов новых религиозных движений термин «культ» наполняется негативным содержанием, используется в словосочетаниях «деструктивные и тоталитарные культы».
Что такое религия
Религия — это особая система верований и / или поклонения, часто включающая кодекс этики и философии. Он также состоит из определенных моральных принципов, принципов, правил, убеждений и ритуалов, которыми руководствуются люди. Хотя религию часто определяют как веру в бога или группу богов или веру в божественность и поклонение ей, не все религии верят в богов. Буддизм, например, не верит в верховенство Бога. Некоторые другие широко распространенные религии в мире включают христианство, ислам и индуизм. Эти четыре религии являются наиболее распространенными религиями в мире.
Религия состоит из различных элементов, таких как вера, вера, ритуалы, священные предметы и божественность. Разные религии практикуют разные практики, такие как ритуалы, проповеди, молитвы, медитации, церемонии, посвящения, жертвоприношения, трансы и т. Д.
Что еще более важно, религия является устоявшейся организацией. Существует иерархия священников, которые действуют как хранители религии
Религия также имеет ряд принципов, которыми руководствуется жизнь верующих.
История
Итак, лексическое значение слова «еретик» можно определить так: это сторонник веры или теории, которая сильно противоречит установленным убеждениям или обычаям, в частности церкви или религиозной организации.
Термин «ересь» сформировался для обозначения дивизий, расколов и фракций, которые придерживались разного мнения в ранней церкви. По мере роста и развития христианства церковь установила основные учения веры. Эти основы можно найти в «Апостольском кредо» и «Никейском кредо». Однако на протяжении веков богословы и религиозные деятели предлагали отличные от устоявшихся доктрины, противоречащие установленным христианским убеждениям.
Чтобы сохранить крепкое положение последних, церковь выделяла людей, которые проповедовали то, что некоторые идеи представляют собой угрозу для христианства. Незадолго до этого так называемые еретики были заклеймены не только как враги церкви, но и как враги государства. Преследование стало широко распространенным, поскольку Папой была разрешена инквизиция. Эти расследования часто приводили к пыткам и казни невинных жертв. Тысячи людей были заключены в тюрьму и сожжены на костре.
Примеры адептов
Итак, с историческим происхождением и использованием уже разобрались. Но как это слово используется сейчас? Давайте рассмотрим основные сферы и направления использования.
Вобычной жизни
Первоначально важно обратить внимание на более бытовое использование. Когда говорят об этом термине? Вот некоторые примеры:
- Например, человек, который изучает магию, карты таро, астрологию. А многие люди верят в это, пытаются также обучиться, узнать тайные знания;
- В другом примере, адептом может являться фанат. Например, фанат какой-либо музыкальной группы, игры и др. В данном случае человек выступает как таковым последователем за другими людьми, группой людей;
- Сейчас существует множество религиозных течений, в том числе агностицизм и иные. Так, лица, которые относятся к этим течениям могут признаваться адептами;
- Также можно провести параллель и с политическими взглядами и течениями. Например, адепты коммунизма, либерализма и др. Хоть такие словосочетания встречаются крайне редко, их использование возможно и ошибкой не является;
- Также этим термином может именоваться человек, который является последователем какого-либо общественного движения. Например, последователь или представитель феминизма;
- Среди ученых также используется этот термин. Например, есть различные теории и учения. При этом ученый, который в своих взглядах и исследованиях придерживается какой-то теории, может именоваться адептом.
Таким образом, можно сказать, что описываемый термин достаточно широко употребим. Не будет ошибкой назвать адептом человека, который является ярым фанатом чего-либо.
Адепты секты
С явлением сект, наверное, знаком каждый. Секта – это асоциальное (во многих ситуациях) движение, течение или культ. В данном «сообществе» люди фактически завербованы. Ни одна секта не преследует исключительно положительных эффектов для последователей.
В смысле секты – это приверженец и последователь. В данном контексте этот человек после обряда обладает особыми знаниями и тайнами бытия.
Если к вам хоть раз подходили люди и предлагали изучить учение секты, то вы уже знакомы с адептами сект. Такое явление достаточно частое. Такие последователи предлагают книги, брошюры, специальную литературу для изучения. Чтобы привлечь вас в последователи секты.
Последователи сект представляют особую опасность для человека
В кинематографе
Также адепты выделяются и в кинематографе
Если вы обратите внимание на сюжеты и элементы различных фильмов, то обязательно обнаружите во многих художественных и исторических фильмах таких людей – последователей
Существуют также произведения, которые прямо указывают на название адептов. Например, есть фильм в жанре аниме, который описывает историю одного из течений, в котором выделялись адепты – “Адепт святого знака”.
Но давайте рассмотрим некоторые примеры кинофильмов, которые раскрывают сущность этого явления через художественные образы, факты, исторические данные:
- Апостол – фильм 2019 года. В нем описываются событие организации и существования особого культа и религии на острове. В фильме рассказывается о том, как набирают последователей этого культа, и что стоит за вербовкой людей;
- Бойцовский клуб. Это экранизация книги Чака Паланика. В этом фильме описывается, как один человек создал клуб с собственной целью, идеей и последователями. Если вы не читали или не смотрели это произведение, советуем ознакомиться. В нем также поднимается проблема шизофрении, раздвоения личности.
Во многих фильмах поднимается вопрос веры, кельтов, религии
В литературе
Ввиду того, что понятие происходит из оккультизма и магии (мистики), то существует множество книг об адептах каких-то течений. В любом книжном или специализированной магазине вы можете встретить книги о черной и белой магии, о тарологии, а также многих иных течениях. Вот пример таких книг:
- Адептика;
- Адепт стужи (серия произведений);
- Книга Адепт (также серия книг и произведений);
- Адепт. Сокровища тамплиеров (рассказывает таинственную и мистифицированную историю ордена тамплиеров).
В музыке
Литература и кинематограф – это не единственные сферы, где распространены адепты. Это явление также встречается и в сфере музыки. Конечно, это логично. Так как в творческих сферах раскрываются абсолютно все направления жизни человека. Если углубиться в поиски, можно найти множество музыкальных произведений и альбомов, посвященных адептам. Конечно, все они посвящены магии, оккультизму и многим другим мистическим направлениям.
Чем секта отличается от религии
The Sociology of Religion
Церковь | Секта |
Фактическое членство по праву рождения. | Отделенность от общества и пренебрежение его ценностями и институтами. |
Предложение формализованных средств благодати о сопутствующие этому социологические и богословские факторы — иерархия и догмы. | Эксклюзивность по отношению к обществу и его социальной структуре. |
Инклюзивность социальной структуры, зачастую совпадающей с географическими или этническими границами | Акцент на необходимость обращения для получения членского статуса. |
Ориентация на обращение всех. | Добровольное присоединение. |
Тенденция приспосабливаться к существующему обществу и идти на компромисс с его ценностями и институтами | Дух возрождения. |
Строгость в нравах, зачастую аскетизм. |
История
внес созвучный глагол secareQuo magis tuum, Brute, iudicium probo, qui eorum philosophorum sectam secutus es, quorum in doctrina atque praeceptis disserendi ratio coniungitur cum suavitate dicendi et copia; quamquam ea ipsa Peripateticorum Academicorumque consuetudo in ratione dicendi talis est, ut nec perficere oratorem possit ipsa per sese nec sine ea orator esse perfectus. nam ut Stoicorum astrictior est oratio aliquantoque contractior quam aures populi requirunt, sic illorum liberior et latior quam patitur consuetudo iudiciorum et fori.Потому я и одобряю, мой Брут, что ты избрал себе в наставники ту школу философов, в учениях и предписаниях которой философское рассуждение соединяется с приятным и обильным красноречием. Однако не надо забывать, что и у перипатетиков с академиками обучение красноречию таково, что ни само по себе оно не может создать совершенного оратора, ни без его помощи оратор не может достигнуть совершенства. Ибо если у стоиков речь слишком суха и сжата для народного слуха, то у этих философов речь более свободна и пространна, чем это допустимо в судах и на форуме.Посланию к ГалатамМартин Лютер
Как секты вербуют людей?
закрывая очень важную потребность человека в принятии и семейных отношениях
- человек невероятно дружелюбен;
- человек имеет практически идентичные интересы, что и вы, причем этот интерес проявляется после того, как вы сообщите о нем;
- человек будет осыпать вас комплиментами и льстить вам;
- человек заявляет, что у него есть ответы на все вопросы;
Что такое диктатура?
Как пишут в работе 2015 года под названием «Как выживают современные диктаторы: информационная теория нового авторитаризма,» экономисты Сергей Гуриев и Дэниел Тризман, диктаторы выживают не потому, что используют силу или идеологию, а потому, что убеждают общественность в том, что они компетентны.
Исследователи полагают, что граждане не наблюдают за типом диктатора, но делают выводы о нем из сигналов, присущих их уровню жизни, государственной пропаганды и сообщений, посылаемых информированной элитой через независимые СМИ. Если граждане приходят к выводу что диктатор некомпетентен, они свергают его путем революции. В свою защиту диктатор может увеличить инвестирование в создание госпропаганды, оказывать давление на независимые СМИ с помощью силовых структур, а также тратить огромные средства на оснащение полиции для того, чтобы подавлять попытки восстаний.
Авторы исследования также утверждают, что некомпетентные диктаторы выживают ровно до тех пор, пока экономические потрясения в стране не слишком велики. Более того, их репутация как некомпетентных лидеров может со временем исправиться, даже несмотря на падение уровня жизни. В некоторых известных истории случаях правитель использовал пропаганду и финансировал элиту; в других пропаганда изящно сочеталась с цензурой. Все-таки, трудные экономические времена требуют увеличения расходов на цензуру и пропаганду. Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о компромиссах, с которыми столкнулись различные диктаторские режимы в последние десятилетия.
Не стоит недооценивать силу государственной пропаганды
Диктаторы нового стиля могут жестоко подавлять восстания и разгонять мирные демонстрации, применяя светошумовые гранаты и резиновые пули против безоружных протестующих. Но по сравнению с большинством автократов прошлого, современные диктаторы редко прибегают к насилию, предпочитая домашний арест ГУЛАГу. Сохранение власти для таких лидеров – это не столько вопрос запугивания жертв, сколько вопрос манипулирования их представлениями о мире.
Необходимо отметить, что многие тоталитарные лидеры стремились влиять на общественные убеждения — некоторые были великими новаторами в использовании пропаганды. Однако то, как они использовали ее, было совершенно другим. Такие диктаторы как Гитлер и Сталин стремились коренным образом изменить мировоззрение граждан, навязывая им определенную идеологию и мировоззрение.
Новые «самодержцы» более изощренны: они стремятся убедить граждан в своей компетентности править. Тоталитарные диктаторы часто прибегали к пропаганде ради «общего блага.» Их преемники стремятся манипулировать гражданами, чтобы поддержать режим из корыстных соображений. Наконец, хотя пропаганда была важна для автократий старого типа, насилие явно стояло на первом месте.
Албания – Энвер Ходжа
Авторитарный режим коммунистического диктатора Энвера Ходжа длился больше 40 лет – с 1944 года до его смерти в 1985. Политику Ходжа описывают как самобытную идеологию, отличающуюся от первоначальной идеологии марксизма-ленинизма. Ходжа был харизматичной личностью, что способствовало удержанию им власти и популярности среди граждан своей страны. Правительство Ходжа без уважения относилось к верховенству закона, демократии и личной свободе граждан.
Обычным явлением в жизни страны было тюремное заключение после показного суда и пытки. Любое инакомыслие подвергалось суровым наказаниям: от помещения в исправительно-трудовые лагеря до казни. Политический режим Ходжа включал в себя контроль за СМИ, ограничение выезжающих за рубеж. В попытке ограничить влияние Ислама, было запрещено ношение бород.
Причины появления культа личности
Откуда же появилось это явление и почему? Очевидно, что культ личности благоприятно развивается там, где власть становится основной целью правителя страны. Эта «болезнь», к счастью, поражает не всех власть имущих. Однако она великолепно развивается и поражает то общество, где есть масса неукорененных лиц, так называемых маргиналов, которые к тому же бедны. Эти люди вечно всем недовольны, испытывают агрессию по отношению ко всему миру. Вот в таком обществе и зарождается культ личности. Такими людьми легко манипулировать, удовлетворив их желания. Массы людей попадают под воздействие влиятельной личности с признаками «богоизбранности». Подчинив себе маргиналов, управлять становится легче и проще.
Как правило, причины культа личности кроются ещё и в кризисе, в котором пребывает страна на тот момент. Рост цен, разгул криминала, беспорядки вызывают желание и необходимость появления сильной правящей руки. И таковая всегда находится. Так пришел к власти Адольф Гитлер. Однако получив желаемое, лидер становится тираном и деспотом.
Причины возникновения[править]
1) Самомнение правителя и желание ему угодить.
Самое простое и даже примитивное объяснения культа личности. Дорвавшийся до власти начинает активно восхвалять себя любимого, а приспешники и рады стараться. Такие культы, как правило, недолговечны и заканчиваются со смертью объекта поклонения или потерей власти.
2) Обоснование права на власть.
Власть вождя племени основана на его личных качествах и традициях, он напрямую руководит своими соплеменниками, ходит с ними на охоту, проводит ритуалы и т. д. Но что делать, если мы имеем дело с огромной державой, правителя которой в лицо увидят только приближённые? Как объяснить каждому крестьянину, почему именно фараон Рамзес Тутмос Третий или великий император Цин Шин Чен имеет право властвовать над страной? Особенно когда конституции, выборы, гражданское самосознание и пр. пока не завезли, но есть сознание религиозное и мифологическое. Очень просто — нужно расписать НЕВЕРОЯТНУЮ крутизну правителя, его огромные заслуги, несомненные таланты, а желательно вообще божественное происхождение. Это все дает власти заметный бонус в стабильности и объединяет население.
До подобной схемы доходили самые разные народы, причем многие независимо друг от друга. Сюда можно отнести китайских и римских императоров и персидских царей, но больше всех отжигали фараоны, каждый из которых объявлялся сыном бога Солнца. Египтяне верили, что фараон своей божественной волей контролирует почти весь ход жизни страны. Например, считалось, что Нил может разлиться только после того, как фараон ему прикажет. Да, фараон натурально выезжал на церемониальной ладье и бросал в воды приказ реке разлиться, и она разливалась (день, в который нужно бросать приказ, высчитывали по звёздам и климатическим признакам жрецы).
В Средние века культы личности имели место, но в меньшей степени и играли немного другую роль (см. пункт третий). Возрождение культов личности началось уже в XX в., когда выяснилось, что при контроле СМИ старая схема работает на пять с плюсом. Новый виток культов личности назвали вождизмом.
3) Как залог сплоченности и символ некой идеологии.
Принадлежность к культу личности может служить для распознавание по схеме «свой-чужой» или служить основным или дополнительным инструментом объединения людей. Такие культы часто создаются без участия самого героя культа, иногда после его смерти. Для коммунистов таким героем стал Ленин, для разных революционеров, особенно социалистического толка — Че Гевара, для гуманистов-пацифистов-непротивленцев — Махатма Ганди, для идеологии единства и величия Китая — Цинь Шихуанди.
4) Естественные социальные движения в обществе.
В реальной жизни Гитлер пришел к власти в демократической стране демократическим путем через выборы. В выдуманном мире Star Wars схожий прием использует Палпатин. Они оба не смогли бы стать диктаторами, если бы их общество не захотело принять. В обоих мирах желание получить «великого вождя» существовало задолго до его реализации. К такому желанию приводят многие факторы: недовольство существующим режимом, экономические неурядицы, противоречия и разлад внутри государства или империи. А главное — вера в чудо. Придёт великий вождь и всё исправит (пойдет горячая вода, отремонтируют дороги и т. п.). Эти идеи существуют без пропаганды — приходи да бери готовое.
5) Или это просто Бог-Император, неподчинение которому себе дороже, потому что он повелевает силами, простым смертным недоступными, и может спокойно установить повсюду свою власть без чьей-либо помощи.
2Движение за восстановление десяти заповедей Божьих
Джозеф Кибветеере и Пауло Кашакун сформировали движение после того, как заявили, что получили видения от Бога. По словам Кашакуна, он видел сны о своей умершей дочери и другие образы Иисуса и его матери, Девы Марии.
Они назвали свою группу движением за восстановление десяти заповедей Божьих. Как следует из названия, библейские десять заповедей играли значительную роль в деятельности этого движения. Основатели придерживались твердой веры в то, что конец света наступит в последний день 2000 года. Большинство последователей культа были бывшими членами католической деноминации Уганды. Апокалиптическая вера привлекла в группу многих набожных последователей.
Группа начала разваливаться, когда предполагаемый день конца света прошел, а ничего не произошло. Когда правда начала раскрываться, Кибветир и другие лидеры культа поспешили назначить другую дату апокалипсиса. Когда наступила эта дата, Кибветир поджег церковь, в то время как его прихожане находились в здании. В огне погибло пятьсот тридцать членов культа.
Бажовцы
В 1992 году в Екатеринбурге появилось мистическое движение бажовцев, названных так за то, что они на полном серьезе обожествляют сказки Павла Бажова. Собрание уральских сказов «Малахитова шкатулка» считается новым Евангелием, а все, что в нем сказано — буквальной истиной. Кроме того, в этом странном религиозном течении соединились неоязычество, христианство, зороастризм и оккультизм. Бажовцы поклоняются хозяйке медной горы, покорителю Сибири Ермаку и мистическому Ленину, а также проводят обряды телепатической связи с помощью шаманизма. Как видите, бажовцы умудрились намешать в блендере, который заменяет им мозг, вообще все, даже немного конфуцианства и поклонения Великой Отечественной войне, которую они считают сакральным ритуалом борьбы с Люцифером.
Эзотерический ельцинизм
Ультра-современное движение эзотерического ельцинизма можно считать полной противоположностью ведического социализма и его идеологическим антагонистом. Если ленино-индуисты считают Ельцина зловредным духом-ракшасом, то участники движения Yeltsin Death Brigade величают его спасителем и верховным божеством Демократии и Бухла. Они называют его «Ледовласым» и проповедуют, что святой старец заседает в чертогах Вальхаллы, откуда святой дланью карает ненавистных коммунистов и ЗОЖевцев.
Как нетрудно догадаться, эзотерический ельцинизм — это такой постмодернистский молодежный китч, сатира и пародия на все сразу. Хотя, надо отметить, что многие из неоязыческих поклонников Бориса Николаевича конкретно заигрались и иногда грань озорной шутки и реальности начинает размываться. Помимо первого президента РФ, одной из главных фигур движения можно назвать Сашу Скула — рэпера и эксцентрика, который пытается замутить общий проект с небезызвестным Пахомом, что уже говорит о нем как о своеобразной культурной величине.
Формы религиозных объединений – права групп
В России существует несколько форм организаций, проповедующих различные религии. Все они обладают определенными правами:
- Проведение религиозных обрядов на территории детского дома, дома престарелых, больничного учреждения по просьбе людей, находящихся в данных местах. При этом администрация должна предоставить помещение, где церковь будет проводить религиозный обряд.
- В соответствии с законодательством РФ создавать собственные частные предприятия, заниматься предпринимательской деятельностью.
- Иметь собственность – имущество движимое и недвижимое. Для приобретения должны использоваться собственные средства организации, пожертвования от государства, граждан, предприятий.
- Подписывать трудовые договора с гражданами РФ для узаконивания правовых отношений с работниками религиозного объединения.
- Открывать специализированные образовательные заведения для обучения будущих работников церкви, священников.
- Отечественные и международные религиозные организации имеют право заниматься благотворительностью, культурным просвещением.
- Распространять прессу, предметы с религиозными наставлениями среди людей, не являющихся членами группы.
- Экспорт, импорт, производство, распространение печатных материалов, аудиозаписей и видеофильмов на тему религии.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
В последние несколько десятилетий внимание специалистов привлек феномен, который возник уже давно, но в наши дни, в связи с ослаблением конфессионального христианства и возникновением т.н. «свободных» церквей, получил большое распространение
Суть этого феномена заключается в том, что некоторые пасторы и проповедники присваивают себе безраздельную власть над паствой и злоупотребляют этой властью вопреки ясной заповеди Христа: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:42-44). Несмотря на то, что многие подобные церкви сохраняют вполне традиционное богословие, они наносят своим прихожанам серьезный психический и психологический вред.
Христианский социолог Рональд Энрот называет такие церкви «дисфункциональными» :
Дэвид Хенке, американский апологет, основатель служения Watchman Fellowship, называет следующие признаки дисфункциональной церкви:
авторитарное руководство;
создание привлекательного внешнего имиджа, призванного скрыть от окружающих внутренние проблемы группы;
подавление свободомыслия и критики;
требование абсолютного совершенства;
преувеличение важности второстепенных вопросов.