Что такое ассоциации: как связи в памяти помогают тебе в жизни

Виды ассоциаций

В зависимости от характера полученной информации выделяют зрительные, слуховые, тактильные ассоциации. Если ты боишься летать на самолете или однажды попала в зону турбулентности, то, скорее всего, звук двигателя, похожий на самолетный, вызовет у тебя тошноту, страх, беспокойство. Если в грозу увидела пожар от молнии, то в следующий раз гроза может ассоциироваться у тебя с красным цветом.

Исследователями отмечено, что при повреждении тех или иных областей коры мозга ассоциации не возникают. Для их появления также необходимая хорошая память и богатое воображение.

Развиваем ассоциативное мышление

В какой-то момент идея ассоциаций настолько сильно завладела людьми, что ученые, врачи, представители других профессий стали использовать ее в своей практике:

Многие слышали об основателе психоанализа З. Фрейде. В своей работе он активно использовал идею свободных ассоциаций, который позволил «вытаскивать» из пациента глубинные переживания, забытые чувства, эмоции, страхи.

  • Ассоциации превратились в инструмент коучеров, психологов для формирования целей, определения способов их достижения.
  • Связи между образами становятся основой сюжетов литературных произведений, кинофильмов.
  • Ассоциативные взаимосвязи используются в программировании, проведении научных исследований.
  • Преимуществами работы с ассоциациями воспользовалась полиция. Считается, что, если правильно подобрать слова, можно обрисовать ситуацию так, что преступник сам признается в преступлении и все расскажет.

Реорганизация

Ассоциация может быть реорганизована в различные формы некоммерческих организаций.

При реорганизации данного образования все документы, которые обладают значимостью, передаются государству, а именно — в архивы

В случае наличия таковых, документы с информацией о личном составе так же передают государству. При передаче документов должны быть соблюдены все требования архивов, в которых они будет храниться.

Ликвидация ассоциации происходит либо по решению суда, либо по решение ее членов. В случае ликвидации назначается специальная комиссия, которая ставит сроки и определяет порядок ликвидации.

Имущество

Имущество ассоциации формируется из поступлений учредителей, добровольных взносов и доходов, получаемых от ценных бумаг, вкладов и акций, в которые инвестировались средства ранее..

Ассоциация в химии

Асооциация –  объединение молекул или ионов в группы, составляющие более сложные соединения, но не изменяющие химическую природу вещества.

Существует ассоциация ионов и молекул. Ионы группируются под воздействием электростатических сил. Минимальное количество ионов в ассоциации равняется двум.

Ассоциация молекул создается за счет молекулярных сил притяжения. Влияет на свойства растворов и образование комплексных соединений.

Ассоциация – понятие, применяемое в разных областях знаний и по своему не заменимое. Правильное использование подобных терминов – основа правильного понимание сущности предметной области.

голос
Рейтинг статьи

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление об остальных.
  • По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам. Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Тест «Название 60 слов»

Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций испытуемого, а также его словарный запас. Методика напоминает ассоциативный эксперимент К.Юнга. Он предлагал испытуемым называть какие угодно слова, предполагая, что в таком свободном потоке ассоциаций могут раскрыться его переживания, подсознательные стремления и опасения. Не вдаваясь в критический анализ такого направления исследований, укажем лишь, что оно теперь крайне редко применяется. Значительно чаще данный экспериментальный прием используется для исследования связности ассоциаций. Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкновенные часы). Нежелательно проводить этот эксперимент после «классификации предметов». Исследование проводится под видом проверки скорости речи. Экспериментатор говорит испытуемому: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов ‑ все равно каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!». Все слова, которые называет испытуемый, экспериментатор должен постараться записать. По секундомеру регистрируется время, затраченное на произнесение слов. В случае, если испытуемый называет слова с длительными паузами, экспериментатор не отрывает карандаша от бумаги и, пока больной. молчит, продолжает ставить в ряду слов точки. Количество поставленных точек дает представление об относительной длине пауз, сделанных больным. Опыт продолжается 2 минуты, иногда и меньше, если больной не в состоянии называть слова. Для психически здоровых людей, а также школьников задание не представляет трудности. Слова называются обычно «гнездами», по 4‑ 7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду», т. е. близкому ряду слов. Так, например, испытуемый называет: «тигр, волк, лось, медведь, шкура, мех, шуба, пальто, костюм, плащ». В этом ряду следует перечисление зверей, а затем после перехода «шкура ‑ мех» ‑ следующее гнездо: виды одежды. Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10 ‑ 12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных. Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Так, например, больной быстро называет ряд слов: «жемчуг, дирижабль, несмотря, корица, мокрица, фисгармония». В этом ряду невозможно уловить содержательные связи между словами, но отчетливо выступают ассоциации по звучанию (корица, мокрица). Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией. В иных случаях элементы разорванности ассоциаций выявляются среди адекватного содержательного ряда слов. Так, например, «ель, изумруд, счастье, Иванов, дерево, мозги, чиж, щегол, попугай, ель, Барыбинск, соловей, Галли Курчи, Галя, Водопьянов, пошлина, шелк, ситец, Карманьола, Мытищи, Останкино, кулак, дерево, дурак». Следует подчеркнуть, что делать вывод о нарушении связности ассоциации можно лишь тогда, когда больной произносит слова быстро, а не выдумывает их, мучительно выискивая в памяти. Данная проба может также оказаться полезной для выявления богатства или бедности словарного запаса и запаса представлений. Так, например, у больного с неизвестным анамнезом (при ограничении олигофрении в степени имбецильности от шизофренического дефекта) данная проба совершенно неожиданно выявила большой запас абстракных понятий и сложных представлений (испытуемый называл ряд слов: аэродинамика, тяготение, пространство, Млечный путь, индукция… и т. д.), что невозможно при имбецильности.

Борьба с рассеянностью

Если вы из тех людей, что способны по полчаса искать очки, положенные вами же в карман или норовящие забыть о блюде, готовящемся в духовке, вам опять-таки помогут яркие ассоциации.

Например, кладя очки в карман, представьте, что когда в очередной раз засовываете туда руку, её режут осколки стекла. Если у вас есть привычка забывать очки, например, в кровати, постарайтесь вообразить, что они огромного размера и уютно храпят, накрывшись вашим одеялом. Чтобы не забыть о карандаше у вас за ухом и не искать его, когда засунете его туда снова, подумайте, как он входит вам в ухо целиком. Образ чудовищной боли будет настолько ярким, что при первой же мысли о карандаше вы вспомните об ухе

Важно создать ассоциацию прямо в момент действия, чтобы она была связана именно с ним

Порой, спрятав куда-либо дорогую вещь, вы напрочь забываете о «тайнике» и находите её спустя несколько месяцев, а то и лет, совершенно случайно. Чтобы избежать этого, представляйте себе шокирующие образы, например, спрятав золотую перьевую ручку в бельевом шкафу, подумайте, что она потечёт и испортит вам вещи. Наверняка, после такого вы не забудете, куда её спрятали. Если у вас в духовке готовится жаркое, чтобы не забыть вынуть его вовремя, поставьте на самое видное место в квартире сковороду — такая «шпаргалка» точно не позволит вам испортить кулинарный шедевр. Число вариантов подобных напоминаний ограничено только вашей фантазией!

Игра «Ассоциации» для детей с картинками

Игра еще называется «Крокодил», она самая популярная из представленных. В нее с интересом играют даже старшеклассники.

Игроки должны разделиться на 2 команды. Каждая группа участников выбирает ведущего, берет себе пачку карточек с изображениями. Команды по очереди показывают картинки ведущему соперников так, чтобы его группа не увидела изображение. Ведущий старается показать своей команде, что увидел на карточке соперников, используя мимику и телодвижения. При этом он должен соблюдать правила:

  • не произносить ни звука;
  • с самого начала показывать именно загаданный объект, а не близкие к нему понятия, при составлении которых можно догадаться, о чем речь;
  • не указывать пальцем или кивком головы на окружающие объекты, имеющие отношение к изображению, даже косвенное.

Задача команды ведущего – угадать, что он им показывает. Желательно не размышлять молча, а сразу называть один за другим приходящие в голову слова. Так выше вероятность быстро найти верный ответ, потому что команда-победительница определяется по скорости угадывания.

Произнесение речей без зазубривания и шпаргалок

Одна из главных ошибок, совершаемых людьми, которым необходимо выступить перед большой аудиторией с длинной информативной речью — зазубривание наизусть. Механическое вбивание текста в память только запутает вас — забыв одно нужное слово, вы впадёте в ступор и чтобы продолжить связное повествование, вам придётся читать по бумажке или судорожно вспоминать зазубренный термин, что отрицательно скажется на заинтересованности слушателей вашим рассказом.

Если вам предстоит выступать перед некоторым количеством людей, по умолчанию предполагается, что вы разбираетесь в предмете доклада — не владея материалом, не стоит и пытаться.

  • Первым делом, напечатайте свою речь или напишите её от руки.
  • Разбейте текст на важные, по вашему мнению, мысли. Последовательность частей текста должна быть чёткой и логичной, чтобы одна мысль естественным образом вытекала из другой.
  • В каждой мысли выделите ключевые слова и фразы — это нетрудно, если вы понимаете, о чём будете говорить.
  • Затем, пользуясь методом ассоциаций и замены слов, сформируйте яркие образы, которые помогут вам восстанавливать фрагменты речи в их первоначальном порядке. Например, ключевая фраза первого абзаца текста — «размер прибыли», во втором это «пошли в магазины», в третьем «доброе имя компании», в четвёртом «рекламировать по всей стране» и так далее.

Пример ассоциаций, способствующей запоминанию важных мыслей речи: «Все розы мира прибыли в город», затем представьте себе как эти самые розы в цветочных горшках идут в цветочные магазины. Чтобы не забыть о «добром имени компании», вообразите огромного великана с улыбающимся лицом и с вашим именем на груди, который даёт ребёнку розу из цветочного магазина (ассоциации должны быть связаны друг с другом и следовать одна из другой, как и мысли в тексте). Ассоциация для «рекламировать по всей стране» — кипа журналов с радостным лицом этого великана на обложке и так далее. Таким образом, с помощью ярких ассоциаций вы сможете запомнить структуру текста, не зазубривая его и не читая по бумажке. Этот же метод подходит для запоминания материалов лекций и книг.

www.golem.de

Выполнение упражнения.

Выбираем слово, с которым будем работать. Берите то слово, которое вызывает в вас отклик. Вот если бы вас могло продвинуть осознанное исследование какого-то слова, то какое бы это было слово?

Теперь возьмите лист А4, расположите его горизонтально, как обычный альбомный лист. С левого края пишем в столбик цифры от 1 до 16.

Например, это слово учеба.

Думаем об учебе… учебе вообще… учебе, как понятии… вашей личной учебе… А теперь пишем в столбик 16 ваших ассоциаций к слову учеба. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения…

Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения. Здесь нет ни плохих, ни хороших слов — пишите все, что приходит в голову»

Теперь, когда вы написали 16 ассоциаций, объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

Теперь для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.

Теперь, когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку…

Снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово?.. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.

Продолжаем, пока не останется одно слово.

В итоге получается такая картина:

Когда все закончили, переходим к обратной связи.

Что такое ассоциация

Ассоциация

– это закономерно возникающая связь между отдельными предметами, явлениями, фактами, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в памяти

Важно, что ассоциации не существуют во внешней действительности, а порождаются человеческим мозгом

Идея о существовании ассоциаций возникла ещё в античное время, рассуждения об этом есть у Платона, Аристотеля и у других древних мыслителей. Однако в средние века развитие науки во многом остановилось, в том числе и в данной области. Сам термин «ассоциация» ввёл только Джон Локк – английский учёный семнадцатого века.

Как же возникают такие взаимосвязи? Человеческий мозг – сложная машина для обработки информации. Поступающие в него данные подвергаются различной обработке, в том числе анализу, синтезу, сравнению друг с другом. В это время в мозге образуются кратковременные нервные связи, за счёт чего и выявляется сходство каких-либо предметов и явлений.

К примеру, человек видит предмет. Зрительный образ поступает в мозг, который его основательно изучает, при этом он генерирует похожие образы из числа тех, которые человек видел ранее. Так возникает ассоциация.

Таким образом, ассоциация – это результат сосуществования в нашем сознании большого количества образов, между которыми может наличествовать какое-либо сходство.

Нечто похожее можно наблюдать в интернете – в современных поисковых системах. Как только мы начинаем вводить первые буквы запроса, поисковик тут же предлагает возможные варианты, имеющие набранное сочетание букв. Так «в сознании» всемирной сети (или отдельного компьютера) генерируются загруженные ранее «образы», имеющие какое-то сходство с новой информацией.

Ассоциации – продукт развитого абстрактного мышления. Поэтому они свойственны лишь человеческому сознанию и сознанию других высших приматов. На умении строить ассоциации, к примеру, основан язык «йеркиш», имеющий только письменную форму и предназначенный для общения с обезьянами. Чем более развит интеллект у человека, тем большее количество разнообразных ассоциаций к одному предмету он может породить. Известно, что у людей с интеллектуальными нарушениями имеются определённые трудности в понимании связей между предметами.

Изучению ассоциаций посвятил себя И. М. Сеченов, выдающийся русский учёный. Исследуя рефлексы головного мозга, он пришёл к выводу, что ассоциации являются как бы соприкосновением предшествующего рефлекса с последующим.

Связи между явлениями и предметами возникают спонтанно и непрерывно, поскольку ощущения и рефлексы головного мозга тоже возникают непрерывно. Раздражителями, вызывающими ассоциации, могут быть как внешние факторы (увиденное, услышанное и т. д.), так и внутренние (например, боли в животе заставляют вспомнить о съеденном на ночь слишком жирном куске мяса). Раздражителями могут служить даже мысли. Часто бывает, что какая-то случайная мысль порождает целый каскад других мыслей и образов. Английский исследователь Т. Бьюзен метко сравнил ассоциации с фейерверком: сначала возникает одна мысль, которая «взрывается», порождая несколько новых, те тоже «взрываются» и порождают множество очередных мыслей – и так много раз.

Преимущества ассоциативного мышления

Образное мышление помогает в решении задач как в повседневной жизни, так и в работе, учебе и т.д. Это лишь одно из его преимуществ. Есть ряд других:

  1. Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у вас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи. Также вам будет проще заниматься творчеством.
  2. Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют запоминать большое количество нового материала.
  3. Повышает продуктивность. Здесь все понятно. Если вы быстрее усваиваете новую информацию, вы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
  4. Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
  5. Упрощает восприятие. Вам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.

Еще одно неоспоримое преимущество — возможность ближе познакомиться со своим внутренним «Я». По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека. Используя ассоциативное мышление, вы, возможно, откроете в себе ту информацию, которая поможет изменить вашу жизнь.

Наглядно увидеть преимущества ассоциативного мышления можно на примерах. Инженер Броун, который занимался строительством мостов, однажды увидел под кустом паутину. Это побудило его к созданию подвесного моста, креплениями для которого были тросы.

Или вспомните Жоржа де Местраля, создателя застежки-липучки. Он придумал ее после того, как под микроскопом рассматривал устройство колючек репейника. А его он в обилии снимал со своей собаки после каждой прогулки.

5 принципов эффективного запоминания

Понятность. Необходимо понимать, что любая информация легче воспринимается тогда, когда знакома и понятна нам. Если читая книгу, в тексте будут незнакомые термины, то будет лучше для начала разобрать их, а затем приступать к запоминанию.

Структура. Когда информация упорядочена. В пример можно привести книги, словари, каталоги, в которых информация разбита на определенные последовательности, категории и блоки.

Визуализация. Любая информация, которую можно представить в виде ярких визуальных образов, запоминается легче, поскольку зрительная память работает лучше, чем остальные виды памяти.

Ассоциация. Все что нас окружает — связано между собой. Например, если представить собаку, то одновременно с ее образом через ассоциации всплывут и другие: ошейник, намордник, поводок, мяч, кость

Так и в процессе запоминания, когда мы можем увязать новую информацию со старой, то запоминать будет в несколько раз легче.

Внимание. Если на что-то не обращать внимания, то запомнить это не получится

Хороший пример тому — ваш интерес. Все, что будет с ними связано, запомнится легко. Внимание направлено на интересную тему автоматически. Где интереса нет, будет противоположный эффект.

Как происходит преобразование информации в визуальные образы?

Преобразование информации в визуальные образы происходит через ассоциации. Мы ассоциируем все: числа, геометрические фигуры, цвета, действия. Любую информацию можно представить в виде образов. Для этого существует множество ассоциативных приемов.

Однако не все они могут быть применимы для запоминания информации с помощью мнемотехнических методов. Разделим на 2 группы и рассмотрим более подробно.

Группа I. Общие приемы ассоциаций

  1. Словообразовательные — это когда слова образуются от однокоренных слов (синий — синяк, синь).
  2. Парадигматические — это когда мы используем слова, которые используются в рамках одной парадигмы (стол — стул).
  3. Синтагматический — это ассоциации, которые употребляются с другими похожими словами в рамках одного контекста (яблоко — красное; облако — белое).
  4. Тематические — это слова в рамках одной тематики (темно — ночь).
  5. Цитатные — это когда мы используем слова в рамках одной фразы, стихотворения, известного произведения, который на слуху (голубой — вагон, старик — море).
  6. Грамматические — это когда мы путем видоизменения слова, приставки, окончания, суффикса используем полученные слова (слон — слона, бежать — бегать).

Хотите значительно улучшить память?

Предлагаем Вам ознакомитсья с нашей программой:

«Феноменальная память для занятых людей»

Вы будете со 100% точностью запоминать на неограниченный срок в 30 раз больше информации и в 5 раз быстрее для личной эффективности в обучении, работе и бизнесе.

  • Программа подойдет вам, если Вы:
  • Быстро забываете то, что запомнили;
  • Устали от скучной и нудной зубрежки;
  • Забываете купить нужный продукт в магазине;
  • С трудом запоминаете адрес или номер телефона;
  • Часто повышаете свою квалификацию на курсах и тренингах;
  • Выступаете с речью и с трудом запоминаете текст доклада;
  • Составляете план на день, а потом забываете выполнить какое-либо дело;
  • При знакомстве быстро забываете имя собеседника;
  • Хотите предотвратить старческий маразм, болезнь Альцгеймера и сохранить ясный ум после 50 лет;

Подробнее узнать о курсе «Феноменальная память для занятых людей» можно по этой ссылке тут

Группа II. Ассоциативные способы для применения в мнемотехнике

  1. Визуальные — это когда мы кодируем информацию визуально похожим на этот вид информации образом. Например, цифра 7 похожа на косу, 2 — на лебедя. Этот способ используется для запоминания каких-то абстрактных картинок, рисунков, иероглифов, цифр.
  2. Фонетические. Этот прием ассоциаций является самым популярным при преобразовании и используется для запоминания имен, текстов, формул, терминов и английских слов. Преобразование происходит:
    • на уровне рифмы (торт, порт, сорт);
    • по созвучию — это когда просто совпадают некоторые буквы (Анна — вАННА, крот — КРОвать).
  3. Контекстные — это когда мы вспоминаем последовательность образов друг за другом исходя из конкретного контекста. Например, пьедестал — кубок, медаль, грамота, спортсмен).
  4. Личные — это когда из жизненных событий вы вспоминаете образ, который ярко напоминает вам то или иное слово или кусок информации. Например, Лена — рыбалка. Допустим, что у вас была такая девочка в классе, которая постоянно прогуливала уроки из-за рыбалки.
  5. Символьные — это когда у слова нет конкретного образа, оно является абстрактным, его нет в нашем реальном мире, нельзя потрогать. Метод ассоциаций позволяет создать на такие слова конкретные картинки. Например, любовь — сердце, победа — кубок).

Важно! Чтобы не допустить ошибки в использовании ассоциаций, необходимо придерживаться определенных правил.

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека

Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества

Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности

Значение слова «ассоциация»

ассоциа́ция

1. кого, чего объединение лиц, учреждений, организаций и т. п. для достижения общей цели ◆ Принцип ассоциации

тут, несмотря на все протестации, должен непременно остаться в стороне:ассоциация может быть только осуществлена на соединении интересов неравных, ищущих во взаимном содействии как можно большей выгоды, но выгоды не одинаковой для всех. П. В. Анненков, «Записки о французской революции 1848 года», 1848 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Обассоциациях рабочих во Франции она тоже слушала внимательно. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», 1866 г. ◆ Я заметил, что такие личности водятся и не в одном народе, а во всех обществах, сословиях, партиях, журналах иассоциациях . Ф. М. Достоевский, «Записки из мертвого дома», 1862 г. ◆ По всей Средней Азии торговля производится туземцами сообща, более или менее значительнымиассоциациями торговцев. Н. Петровский, «Письмо Стремоухову», 1871 г. (цитата из НКРЯ)

2. психол. возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого ◆ Мы не помним того, что испытывали в младенчестве, не потому, что не сознавали этого в то время, когда испытывали, а потому, что не имели в младенчестве таких определенных ассоциаций

следов, которые можно было бы запомнить. К. Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», 1867 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Обыкновенно между отдельными псевдогаллюцинаторными образами не бывает непосредственной логической связи, так что ни внешней, ни внутреннейассоциации здесь не усматривается. В. Х. Кандинский, «О псевдогаллюцинациях», 1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А любовь? Неужели и она есть продуктассоциации идей? Скажите откровенно: вы любили когда-нибудь? А. П. Чехов, «Драма», 1887 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Стоит мне подумать о нашей детской, как тотчас же, по неизбежнойассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. С. В. Ковалевская, «Воспоминания детства», 1890 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Николай Аполлонович, опуская в тарелку глаза, изгонял из памяти докучныеассоциации : невский закат и невыразимость розовой ряби, перламутра нежнейшие отсветы, синевато-зеленую глубину; и на фоне нежнейшего перламутра… Андрей Белый, «Петербург», 1913—1914 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Человек зла всегда скажет, что «добро» — понятие относительное, но никогда не скажет страдающий человек того же по отношению к злу. Мы употребляем сейчас с вами понятия очень примитивные и растяжимые; это ничего, так как нам помогаетассоциация и около двух коротеньких слов кипит множество представлений. А. С. Грин, «Человек с человеком», 1913 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Слово полупрозрачная имеет в себе три ярких семантических элемента: «половинный», «сквозь», «смотреть», а потому является в высшей степени выразительным словом, богатым сложнымиассоциациями . Л. В. Щерба, «Опыты лингвистического толкования стихотворений: «Воспоминание» Пушкина», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

3. в статистике степень, в которой изменения в одной переменной сопровождаются изменениями в другой

4. прогр. в ] наиболее абстрактная семантическая связь, указывающая на вид отношения между классами ◆ Без ассоциаций

система превращается в набор изолированных классов-одиночек. С. А. Орлов, «Технологии разработки программного обеспечения», 2012 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: