Теории девиантного поведения

Введение

Каждый из нас ежедневно сталкивается с различными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противоправными действиями… Специалисты, занимающиеся такими проблемами, уже много лет ищут ответы на ряд вопросов. В чем причины такого поведения? Что заставляет человека снова и снова причинять вред себе и другим? Как мне этого избежать? Наконец, правомерно ли использовать термин девиантное поведение?    

Девиантное, отклоняющееся поведение вызывает большой интерес у психологов, врачей, учителей, сотрудников правоохранительных органов, социологов и философов. Тема девиантного поведения является междисциплинарной и противоречивой. Сопряжение термина с понятием социальная норма многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а абсолютно нормального во всех отношениях человека просто не существует.  

Весь мир, социальное существо и каждый человек склонны отклоняться от оси своего существования и развития. Причина такого отклонения кроется в особенностях взаимоотношений и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовном и нравственном состоянии людей и их поведении является условием процветания общества, его улучшения и осуществления социального развития.  

Подавляющее большинство социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. Полезными можно считать лишь несколько небольших отклонений. Одна из задач социологов — распознавать и выбирать полезные культурные паттерны девиантного поведения индивидов.  

Отклонение в поведении — девиантное поведение — следовательно, естественное условие развития человека, жизни всего общества. Другими словами, девиантное поведение было, есть и будет, и в этом актуальность его изучения. 

Наркотизм

В 1980–1990-е гг. основным центром социологических исследований пьянства, алкоголизма и наркотизма становится сектор социальных проблем алкоголизма и наркомании Института социологии АН СССР / РАН (Б.М. Левин — руководитель, Ю.Н. Иконникова, С.Г. Климова, Л.Н. Рыбакова, М.Е. Позднякова и др.). Работа продолжается с конца 1990-х годов под руководством М.Е. Поздняковой (Наркомания: ситуация, тенденции, перспективы / ред. М. Позднякова. — М.: ИС РАН, 1999; Наркотизация населения в современной России: специфика, субъекты, динамика / ред. М. Позднякова. — М.: ИС РАН, 2003). Активизировалась исследовательская деятельность в организациях и учреждениях МВД России (А.Я. Гришко, В.М. Егоршин, В.И. Омигов, Б.П. Целинский и др.). В эти годы, в отличие от работ начала века, авторы пытаются найти причины наркопотребления и пути решения проблемы. Чаще пишут о необходимости разработки государственной антинаркотической политики, не ограничивающейся привычными запретительно-репрессивными мерами.

По мнению известного психиатра А.Е. Личко, в развитии подростковой нарко- и токсикомании главную роль играет групповая активность и желание подростков «не отставать от других». Иной мотив вовлечения в потребление наркотиков — поиск необычных ощущений и переживаний (Ц.П. Короленко и В.Ю. Завьялов).

Б.Ф. Калачев (1987) снял завесу тайны наркопотребления в армии. В частности, 6% опрошенных в вузах молодых людей сообщили, что они приобщились к потреблению наркотических средств в армии. Позднее появились работы К.В. Харабета о наркопотреблении в армии (Харабет К.В. Социально-правовые и криминологические основы предупреждения наркотизма и наркопотребления среди военнослужащих. История и современность. — СПб: Наука, 2013; Он же. Противодействие наркотизму и наркопреступности в Вооруженных Силах Российской Федерации. — М.: Юрлитинформ, 2018).

Наркотизации в молодежной среде посвящена работа Ф.Э. Шереги и А.Л.Арефьева, включающая и словарь наркопотребителей (Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика. — М.: Генжер, 2003).

Существенный вклад в изучение наркотизма принадлежит А.В. Федорову (Федоров А.В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ: уголовно-политические, уголовно-правовые, криминологические, историко-правовые и международно-правовые аспекты. Сборник статей. — М.: Юрист, 2013). Значительный интерес представляет работа И.М. Мацкевича и З.С. Зарипова (Мацкевич И.М., Зарипов З.С. Наркотики в России и в мире. — М.: Элит, 2009).

Среди прочих проблем наркотизм исследуется с 1989 г. сектором социологии девиантности и социального контроля (Центр девиантологии) Социологического института РАН (до 2001 г. — Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН). Наркотизм рассматривается как одна из форм ретретистского поведения в условиях аномии. Другая исследовательская группа того же института провела ряд эмпирических исследований в Санкт-Петербурге, Самаре и Самарской области (Кесельман Л. Социальные координаты наркотизма. — СПб Ф ИС РАН, 1999; Кесельман Л., Мацкевич М. Социальное пространство наркотизма. — СПб Ф ИС РАН, 2001). Основательные исследования наркотизма вообще, молодежного — в особенности осуществляются в Татарстане под руководством Ю.Ю. Комлева (Комлев Ю.Ю., Садыкова Р.Г. Наркотизм в Татарстане: результаты эмпирического исследования. — Казань: Каз. ГУ, 2003; Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды. — Казань: Новое знание, 2005).

Классификация: виды девиантного поведения

В социологии девиантное поведение подразделяется на позитивное и негативное. К позитивным формам девиаций относят:

  • трудоголизм;
  • повышенный интерес к искусству, творчеству, наукам;
  • самопожертвование;
  • благотворительность, волонтерство;
  • увлечение диетами и ЗОЖ.

Перечисленные формы девиантного поведения считаются положительными, хотя и являются, по сути, отклонением от общепринятых норм.

Негативное отклоняющееся поведение заключается в совершении действий и поступков, не принятых в обществе. Отрицательная девиация подразделяется на несколько типов:

  • аддиктивный;
  • аморальный;
  • делинквентный.

Негативная девиация, в свою очередь, делится еще на несколько видов со следующими характеристиками:

  • неосознанный. Человек не понимает, что его действия запретны, и совершает их безотчетно;
  • нонконформистский. Девиант отдает отчет своим действиям и совершает их преднамеренно;
  • абберантный. Неприемлемые поступки совершаются тайно из страха осуждения и наказания.

Существует также синдром, название которого звучит как «преддевиантный». Он включает в себя ряд признаков, среди которых:

  • регулярно возникающие проблемы, конфликтные ситуации в общении с окружающими;
  • повышенная агрессивность;
  • негативное отношение к учебе и труду.

Внимание! Преддевиантный синдром приводит к стойкой негативной девиации.

Разнообразие девиантного поведения

Можно выделить две большие группы поведенческих отклонений. Они принципиально отличаются целым рядом диаметрально противоположных мотивационных элементов.

  • Психические расстройства – наличие у подростков врожденной или приобретенной патологии. Поведенческие отклонения чаще всего наблюдаются у людей с шизофренией, слабостью, глупостью, умственной отсталостью и другими нарушениями сознания. В эту группу могут также входить люди, находящиеся в состоянии стресса, когда некоторые отклонения в поведении находятся на грани нормы и патологии. Эти люди часто не проходят необходимого лечения, поскольку могут жить полной жизнью, не находя у себя психических расстройств.
  • Антисоциальное поведение. Негативные действия совершают абсолютно вменяемые люди. Их бунт имеет множество разных причин: от скуки и праздности до попытки перевернуть все устои общества из-за несправедливого распределения в нем богатства. Если преступления, совершенные этими людьми, не приносят большого вреда обществу, за нарушения на них налагаются штрафные санкции в соответствии с нормами трудового и административного права. В компании, учреждении или офисе людям грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если преступление является уголовным преступлением, к виновным применяются более суровые наказания.

Дивиантное поведение. Фото лицензировано LICENSE CERTIFICATE: Envato Elements Item

Гомосексуализм

Вообще гомосексуализм не является «отклонением», гомосексуальные отношения нормальны наряду с гетеросексуальными, бисексуальными. Но, к сожалению, в ряде стран, включая Россию, преобладает отношение к гомосексуализму как девиантности.

Теоретико-исторический и социологический подход к гомосексуализму представлен в работах И.С. Кона (Кон И.С. Введение в сексологию. — М.: Медицина. 1989; Он же. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. — М.: О.Г.И., 1997; Он же. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. — М.: Олимп, 1998), отчасти — Я.И. Гилинского (Гилинский Я.И. Гомосексуализм: мифы и реальность (социально-правовые проблемы) // За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / ред. Б. Левин. Кн. 2. М.: ИС АН СССР, 1991. С.146-156). Ситуационный гомосексуализм в условиях пенитенциарных учреждений отражен в трудах М.Н. Гернета, В.Ф. Абрамкина и Ю.В. Чижова, Г.Ф. Хохрякова и др. В работах сексопатологов акцентируются медицинские и психологические аспекты проблемы (Г.С. Васильченко, Д.Д. Исаев, С.С. Либих, А.М. Свядощ и др.). Одна из немногих отечественных работ, посвященных женскому гомосексуализму — книга О. Жук (Жук О. Русские амазонки: история лесбийской субкультуры в России, ХХ век. — М.: Глагол, 1998).

Бедственное положение гомосексуалистов в России заставило их объединяться (См., например: Права гомосексуалов и лесбиянок в Российской Федерации. Отчет Международной комиссии по правам человека (подготовлен М. Гессен). — М., 1994). В Москве стала выходить газета «Тема» с гомосексуальной тематикой. В 1991 г. в Санкт-Петербурге были зарегистрированы организации: Фонд им. П.И. Чайковского и Общество «Невские берега» (позднее «Крылья»). В июле того же года в Санкт-Петербурге состоялась первая в стране международная конференция гомосексуалистов с участием ученых и политиков города. В последующем, ежегодно в городе стали проходить фестивали гомосексуалистов «Christopher Street Days», а в 1993 г. вышел первый номер петербургского «литературно-художественного и культурологического журнала, посвященного лесбийской и гомосексуальной культуре и искусству», «Gay, славяне!» (главный редактор — О. Жук).

Однако со временем в стране, к сожалению, вновь воцаряется режим нетерпимости к «иным», включая гомосексуалов.

Виды отклоняющееся поведения

  1. Первичный этап девиации – человек позволяет себе нарушать общепринятые нормы поведения, но не считает себя нарушителем. Вторичный этап девиации – человек попадает под образ девианта, общество обращается с нарушителями не так, как с обычными гражданами. 
  2. Индивидуальный и коллективный вид девиации. Зачастую индивидуальная форма девиантного поведения перерастает в коллективную. Распространение нарушений характеризуется влиянием субкультур, участники которых представлены изгнанными индивидами из общества. Индивиды, предрасположенные к нарушение общественных правил – группа риска.

Симптомы отклоняющегося поведения

Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:

  • конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • безответственность, нежелание помогать другим;
  • постоянная смена увлечений и круга общения;
  • отсутствие контактов с другими людьми;
  • постоянные перепады настроения;
  • завышенная или заниженная самооценка.

Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.

Что такое поведение в общем смысле

Поведение – это все реакции живых существ по отношению к окружающей среде, в которой они находятся.

Исследования, проведенные этологами, психологами и социологами, приходят к выводу, что на поведение живого существа влияет все, что происходит в окружающей среде. Поведение соответствует условиям, переживаемым в определенном времени и пространстве.

В психологии разница наблюдается между поведением и рефлексом, поскольку, хотя все живые существа имеют определенный тип поведения, они не обязательно подразумевают когнитивный процесс. Поведение может быть связано, например, с органической деятельностью.

Поведенческие исследования учитывают наблюдаемые и незаметные реакции, поскольку между двумя ситуациями можно увидеть существенные различия, обусловленные тем, что на поведение влияет ряд органических и психологических аспектов, а также элементы культуры, социальные, семейные и школьные. Таким образом, живые существа имеют разные типы поведения, хорошее или плохое, в зависимости от того, где они находятся и воспринимают они это или нет.

Например, дети ведут себя по-разному в школе и дома. Это связано со стимулами действовать. Также и взрослые люди ведут себя по-разному, например, дома, на работе и в гостях. Это поведение не является когнитивным. Люди имеют разное поведение в личных пространствах и общественных местах, где за ними наблюдают и даже критикуют.

Поведение следует понимать в целом, оценивая биологические факторы и влияющие внешние факторы.

Коррекция и работа с социальной девиацией

Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.

Группы препаратов Влияние на двойственность Примеры средств
Нормотимики Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. Вальпромид, Карбамазелид
Антидепрессанты Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин
Транквилизаторы Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. Диазепам, Феназепам, Гидроксизин
Антипсихотические препараты Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. Галоперидол, Кветиапин, Клозапин
Ноотропные средства Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. Пикамилон, Ноотропил, Глицин
Снотворные средства Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. Донормил, Анданте, Мелаксен
Седативные препараты Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. Валериана, Персен, Ново-пассит
Витамины группы В Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. Нейробион, Витагамма, Мильгамма

Психотерапия

Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.

К методам психотерапии при девиации относят следующее:

  • индивидуальные консультации;
  • групповые занятия с психотерапевтом;
  • проблемно-ориентированные тренинги;
  • семейная терапия, родительский тренинг;
  • арт-терапевтическое лечение.

Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.

Другие методы борьбы

В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:

  • физиотерапевтические методы;
  • закаливание, лечебную гимнастику;
  • ароматерапию, массаж и самомассаж;
  • дыхательную гимнастику, упражнения йоги.

Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.

Функции девиантов в обществе

  1. Сплочающее действие в обществе, на основе понимания себя как личности, формированию личностных ценностей.
  2. Формы допустимого поведения в обществе.
  3. Нарушители представлены в виде предохранительных клапанов государства, которые снимают общественное напряжение в сложные ситуации государства (так во времена СССР дефицитные товары и продукты заменялись наркотиками, снимающими психологическое напряжение).
  4. Количество нарушителей показывает неразрешенную социальную проблему, с которой требуется бороться (количество взяточников приводит к созданию новых законов о борьбе с коррупцией). 

Типология девиантного поведения нашла проявление в трудах Мертона, который представлял девиацию разрывом культурных целей и одобряемого поведения в обществе. Учёный выделил 4 типа девиации: инновация – отрицание способов общепринятого достижения целей; ритуализм – отрицание целей и путей достижения в обществе; ретретизм – отлучение от действительности; бунт —  изменение общепринятых типов отношений.

Что такое девиантное или отклоняющееся поведение

Девиантное или отклоняющееся поведение — это такой тип устойчивого поведения личности, которое не соответствует актуальной норме или набору норм, принятым большинством членов общества.

То, что в человеке проявляется такое поведение, говорит о конфликте его интересов и общепринятых норм. Иначе говоря, человеку приходится выбирать между ожиданиями общества и своим мнением. И в итоге он выбирает себя.

Пример № 1.

У общества есть одна неформальная норма — уступать место пожилым в транспорте. Но давайте представим ситуацию, когда некий Степан едет в 8 утра домой в забитом под завязку транспорте. Вчера Степан отучился 5 пар в университете, а сразу после этого отправился на работу в ночную смену. И вот, когда в автобус заходит бабушка и становится рядом с ним, он решает: я слишком устал, чтобы уступать место.

Тогда члены общества — другие пассажиры — вполне могут применить к нему меры социального контроля, то есть начать ругаться и сгонять с места. А всё потому, что такое поведение считается девиантным, несмотря на личные обстоятельства Степана.

Проверьте себя

Подумайте о том, правильно ли поступил Степан из примера? Как бы вы поступили на его месте?

Порассуждайте о том, всегда ли человек должен действовать согласно социальным нормам или есть случаи, когда ими можно пренебречь в личных интересах. Если да, назовите несколько примеров.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Самоубийства и преступления в молодежной среде

Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу. 

Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.

Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.

Гипертимный тип

Гипертимный тип: с повышенным настроением.

  • Повышенный фон настроения;
  • Высокий жизненный тонус;
  • Хороший аппетит;
  • Крепкий сон;
  • Раннее и сильное сексуальное влечение (10-12 лет);
  • Быстрая адаптация в незнакомой и меняющейся обстановке;
  • Экстравертированность, общительность;
  • Жизнерадостность, оптимизм;
  • Постоянна жажда деятельности;
  • Инициативность;
  • Постоянное стремление к лидерству (неформальному);
  • Отсутствие чувства дистанции со взрослыми, начальством (позиция общения «на равных»);
  • Неразборчивость в выборе знакомых и друзей;
  • Склонность к алкоголизму («выпивки за компанию», неглубокие стадии опьянения);
  • Переоценка своих возможностей;
  • Тенденция не доводить начатое до конца (т.к. появляется новое дело, «заслоняющее» предыдущее);
  • Поверхностность;
  • Склонность распыляться;
  • Смелость, склонность к риску и авантюрам;
  • Щедрость (никому не отказывают);
  • Непостоянство увлечений;
  • Отходчивость;
  • Ускоренная речь с живой мимикой, жестикуляцией;
  • Альтруистичность;
  • Часто имеют проблемы с дисциплиной;
  • Подростки имеют выраженные реакции эмансипации.

Вещи, которые могут уязвить их и недостатки:

  1. Вынужденное безделье, одиночество;
  2. Однообразная обстановка, монотонный труд;
  3. Жестко регламентированный режим;
  4. Контроль по мелочам, опека; наставления и нравоучения.

Психотерапевтическая работа с гипертимами:

С гипертимом легче находить контакт, если он чувствует, видит в психологе независимую самостоятельную личность («общение на равных»). Направить их энергию в мирное русло, дать возможность проявить черты лидерства. Любят туристические походы.

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.

К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:

  • биологические;
  • воспитательные;
  • социальные.

Биологические факторы

Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:

  • воспаления, травмы головного мозга;
  • психосоматические патологии;
  • депрессивные состояния;
  • психозы различной этиологии;
  • шизотипическое расстройство;
  • инфантильность, СДВГ;
  • шизофрения.

Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.

Воспитательные факторы

Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:

  • негативный пример, подаваемый членами семьи;
  • отсутствие уважения между членами семьи;
  • излишняя строгость, несправедливые наказания;
  • потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
  • излишняя опека либо отсутствие опеки;
  • лишение ребёнка личного пространства;
  • игнорирование моральных, физических потребностей.

Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.

Социальные факторы

К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:

  • трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
  • материальное, социальное неравенство с окружающими;
  • неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
  • пагубное влияние религиозных сект;
  • насмешки, издевательства, травля;
  • насилие: физическое и сексуальное.

Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.

Что такое девиантное поведение и отклонения поведения?

Девиантное поведение – это устойчивое поведение, отличающееся от нормы, обычаев, правил и традиций. Часто имеют дело с такими людьми социальные работники и врачи. Чаще всего это бездомные, наркоманы, алкоголики. Негативное девиантное поведение связано с применением формальных и неформальных санкций –  изоляции, лечения, исправления, наказания. Индивидуальные девиации изучаются психологами

Отклонение от поведения – это действия и поведение людей, отличающееся от большинства норм, принятых в обществе. Но что такое социальные нормы? Как правило, они возникают в ходе исторического развития общества, создавая границы дозволенного.

Абсолютно идеального общества не бывает: часто обходятся каноны, не выполняются поставленные задачи. Но поведение нарушителей не всегда агрессивное или деструктивное, а причины их поступков – скрытность, лень, жадность и другие черты характера. Вред себе и окружающим в таких случаях незначителен.

Еще один пример отклонения от общепринятых норм поведения – извращенное поведение. Примеры из жизни показывают, что оно самым негативным образом сказывается не только на умственном и физическом развитии человека, но и на его социализации. И что особо опасно – от этого может пострадать другой человек.

В основе аномального поведения лежат:

  • Эгоистичные цели. Деятельность, направленная на получение материальной выгоды: воровство, грабеж, спекуляция, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия против личности: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивное отношение к жизни. Отказ от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Диагностика девиантного поведения

Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:

  1. Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
  2. Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
  3. Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
  4. Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
  5. Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.

Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).

Теория социального действия как центральная категория развития социологии по Максу Веберу

Макс Вебер — основатель теории социального действия, применивший ее принципы к изучению политической власти, религии, права. Методологические принципы социологии Вебера тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для социальных наук прошлого века — позитивизмом Конта и Дюркгейма, социологией марксизма. 

Согласно Веберу, социолог должен соотносить анализируемый материал с экономическими, эстетическими и моральными ценностями, основанными на том, что служило ценностями для людей, которые были объектом исследования. Чтобы понять реальные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленную интерпретацию человеческого поведения, необходимо построить недействительные — в идеале извлеченные из эмпирической реальности — типичные конструкции, которые выражают то, что характерно для многих социальных явлений.

С принципом понимания связана одна из центральных методологических категорий веберовской социологии — категория социального действия. Насколько это важно для Вебера, можно судить по тому факту, что он определяет социологию как науку об изучении социального действия. 

Так Вебер определяет социальное действие. Действие следует называть человеческим поведением (безразличное, внешнее или внутреннее действие, бездействие и / или страдание), если и поскольку субъект или субъекты связывают с ним какое-то субъективное значение. Но социальным действием следует называть такое действие, которое по своему значению, подразумеваемому действием или действием, связано с поведением других и, таким образом, ориентировано в своем ходе. Исходя из этого, действие нельзя считать социальным, если оно чисто подражательное, когда индивид действует как атом толпы или когда им руководит какое-то природное явление. И еще одно важное замечание Вебера: при использовании понятий государство, сообщество, семья и т. д

Нельзя забывать, что эти институты на самом деле не являются субъектами социального действия. Следовательно, невозможно понять действие народа или государства, хотя вполне возможно понять действия составляющих их индивидов.      

Таким образом, социальное действие, согласно Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой нельзя вообще говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер также называет ожиданием и без которого действие не может считаться социальным.

Следует обратиться к самому Веберу: социальное действие, как и любое действие, можно определить:

  1. целенаправленно, то есть через ожидание определенного поведения объектов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания как условий или средств для рационально направленных и регулируемых целей (критерий рациональности — успех);
  2. ценностно-рациональный, то есть в сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или любую другую безусловную самооценку (внутреннюю ценность) определенного поведения, рассматриваемую просто как таковую и независимо от успеха;
  3. аффективно, особенно эмоционально — через актуальные аффекты и чувства;
  4. традиционно, то есть по привычке

Строго говоря, полностью социальными являются только первые два типа действий, потому что они имеют дело с сознательным смыслом. Итак, говоря о ранних типах общества, социолог отмечает, что в них преобладали традиционные и аффективные действия, а в индустриальном обществе — целенаправленные и ценностно-рациональные действия с тенденцией к доминированию первых. 

Причины девиантного поведения

Существует несколько теорий девиативного поведения. Первая – биологическая. Ее автор – К. Ломброзо. Долгое время ученый работал тюремным врачом, в результате чего им было выявлено множество биологических и наследственных факторов. Он также указал, что окружающая среда также влияет на формирование поведения, но ключевая роль принадлежит генетике. 

Другой ученый, Эмиль Дюркгейм, разработал социологическую теорию девиантного поведения. Он изучал самоубийства (это тоже можно считать отклонением от нормы) и определил понятие аномии – ситуация в обществе, при которой старые нормы разрушаются, а новые еще не сформированы. 

По его мнению Дюркгейма, нормы – стандарты, уместные для всего общества, а девиативное поведение – это то, что не принимается большинством людей. Аналогичную теорию вывел Т. Селлин. Он писал, что девиантное поведение – результат столкновения двух культур. 

Психологи, в свою очередь, выдвинули несколько теорий. Так, Фрейд отмечал, что в дивиантное поведение связано с подавлением агрессивной сущности человека. Фриц Риман, напротив, писал о том, что речь идет только о страхе. Поэтому девиативное поведение возникает как защита.

Социологи называют три основных источника публичного подросткового поведения, выходящего за рамки общепринятых норм.

Социальное неравенство Морально-этический фактор Окружающая среда, общество
С этим феноменом сталкивается ребенок, еще учась в начальной школе: одноклассники одеты лучше, чем он сам, имеют больше карманных денег и так далее. Ребенок чувствует себя слабым. Он не может полностью развить свои способности и таланты из-за отсутствия материальных благ: даже самореализация иногда бывает затруднительной, когда нет денег, на которые можно купить книги, атласы, энциклопедии. Подросток зол на весь мир, но больше всего – на своих родителей, даже если они стараются изо всех сил. Он не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями. Он выражается в низком духовном развитии общества, равнодушии к науке и искусству. Ребенок наблюдает за упадком нравственности среди людей: потребительским отношением к жизни, вседозволенностью, жестокостью, массовым алкоголизмом, половой распущенностью.

Некоторые люди благосклонно относятся к девиантам, жалеют их, обвиняя во всем образование и жизнь в неблагополучных семьях, забывая при этом, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Многие люди выросли во враждебной среде, но благодаря целеустремленности и силе воли сумели достичь определенных высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Для девиантного поведения характерны полное отсутствие у подростков сильных черт и апатия ко всему, что их окружает. Они выбирают в жизни легкий, но опасный путь, который дает ложное забвение в виде алкоголя и наркотиков или воображаемое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Симптоматика девиантного поведения

Человек с деструктивными отклонениями в поведении может наносить вред себе и окружению, быть угрозой общественному порядку, поскольку:

  • демонстрирует агрессию, неадекватность;

  • отличается лживостью;

  • испытывает сложности с адаптацией в коллективе;

  • часто участвует в конфликтах;

  • занимается бродяжничеством, воровством, порчей имущества;

  • страдает повышенной тревожностью;

  • регулярно меняет друзей;

  • уходит из дома;

  • отказывается учиться или работать;

  • сильно увлечен Интернетом (например, компьютерными играми);

  • ничем не интересуется;

  • имеет низкую концентрацию внимания;

  • не способен принимать решения и нести ответственность за свои поступки;

  • неряшлив;

  • не может планировать свое время;

  • неусидчив;

  • подвержен частым переменам в настроении;

  • упрям;

  • регулярно закатывает истерики;

  • замкнут или равнодушен.

Физиологическое здоровье людей с девиантным поведением тоже страдает. Могут проявляться:

  • бессонница и дневная сонливость;

  • нарушение аппетита;

  • низкий иммунитет;

  • психосоматические заболевания;

  • резкое снижение или повышение массы тела;

  • частые инфекции;

  • головная боль;

  • перепады давления;

  • нарушения работы ЖКТ.

Заключение эксперта

Девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и воспитательными факторами, требующими особого внимания при работе с молодежью. Некоторые источники утверждают, что девиации невозможно исключить из социума, отмечая при этом их прогрессирование в обществе во время кризисов.

Если кратко, то отклонения в поведении происходят чаще, когда люди не могут удовлетворить базовые потребности. По данным социологов, сегодня порядка 85% населения деморализовано, растеряно из-за невостребованности и низкого качества жизни. Все это приводит к тому, что «цель оправдывает средства», и порождает экстремизм и коррупцию.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Этот девиз стоит взять на вооружение, ведь только сам человек может оказать помощь себе и своим детям, встав на путь саморазвития и самоисцеления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: