Факторы, влияющие на формирование самооценки
Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?
Социальные факторы
Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»
Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:
- несправедливые или чрезмерные наказания;
- необоснованная и слишком частая похвала;
- постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
- положение «царька» в семье или любимчика в школе;
- подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.
Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.
Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно
Личностные факторы
На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.
Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.
- Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
- Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
- Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.
То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».
Уровень притязаний
Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.
Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.
Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.
Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.
Виды и уровни самооценки
Существует два вида самооценки – адекватная и неадекватная. Некоторые психологи также выделяют третий, смешанный, вид – случай, когда она зависит от обстоятельств. По уровню самооценка бывает адекватной, завышенной и заниженной.
Адекватная
Это как раз та самооценка, к которой стоит стремиться. Ведь в этом случае человек воспринимает себя таким, какой он есть: ни обесценивает себя, ни приукрашивается. Он осознает свои достоинства и недостатки, понимая, что никто не идеален.
Например, человек плохо поет, потому что у него плохой (на самом деле плохой) музыкальный слух. Когда человека с адекватной самооценкой спрашивают, хорошо ли он поет, он скажет: «Мне слон на ухо наступил».
Некоторые психологи выделяют оптимальную самооценку, которая может быть либо средней, либо чуть выше. Один из вариантов оптимальной самооценки: «Мне слон на ухо не наступил, но хоботом прошелся».
Итак, для индивида с адекватной самооценкой характерно следующее:
Он правильно оценивает то, как соотносятся его желания и способности.
Его цели реалистичны.
Он умеренно самокритичен.
Он старается предположить, что будет результатом его действий
Для него важно мнение окружающих, но больше он опирается на себя.
Неадекватная
Как уже упоминалось, немного завышенная самооценка и уверенность в себе – это хорошо. Иногда можно не корректировать и ту самооценку, которая чуть ниже средней: она не всегда мешает человеку полноценно жить.
Небольшие погрешности – довольно распространенное явление, не означающее отклонений. То, есть ли отклонения или нет, помогут определить специальные психологические тесты. Об отклонениях можно говорить лишь в тех случаях, когда самооценка значительным образом выше или ниже средней. Такое стоит как можно скорее корректировать, иначе человек будет ошибаться в своих поступках, неадекватно себя вести и вступать в конфликты с другими людьми.
Завышенная
Такие люди везде сильно выделяются: они демонстративны, очень охотно дают советы, любят задавать тон в коллективе. Их особенности:
- У них слишком большое чувство собственной значимости, они переоценивают свои возможности.
- Они неадекватно реагируют на критику, не принимают мнение, отличающееся от его точки зрения.
- Такие индивиды нередко обладают комплексом превосходства, полагая, что они всегда правы.
- Они демонстрируют свою независимость и достаточно высокомерны.
- Они не принимают помощи и поддержки от других людей.
- В их неудачах во всем виноваты другие люди, обстоятельства, но не они сами.
- Они не замечают своих слабостей. А если замечают, демонстрируют их как сильные: «Я не упрямый, как осел. Просто я не сдаюсь».
- Люди с завышенной самооценкой работают «на показуху».
- Они склонны к эгоизму и пренебрегают окружающими.
Существует точка зрения, согласно которой человек с завышенной самооценкой счастливее, чем с заниженной. На самом деле все зависит от степени отклонения – люди, у которых уровень завышенной самооценки зашкаливает, могут быть избегаемы окружающими и впоследствии стать никому не нужными.
Заниженная самооценка
Индивиды с очень низким уровнем самооценки, как уже можно догадаться, зачастую незаметны в коллективе. Распознать ее сложнее, ведь окружающие могут принимать их за скромных и сдержанных людей. И только в процессе общения можно заметить те качества, которые многим неприятны:
- Люди с заниженной самооценкой нерешительны и чрезмерно осторожны.
- Они очень зависимы от чужого мнения, им постоянно требуется поддержка.
- Они не хотят брать ответственность (в частности, за свои поступки) и стараются перекладывать ее на других.
- Из-за комплекса неполноценности они слишком ранимы, обидчивы и неуживчивы.
- Вследствие наличия этого комплекса они пытаются доказать, что они «крутые», и их поведение порой становится неадекватным.
- Они перфекционисты, и их требования высоки не только к себе, но и к другим.
- Они мелочны, мстительны и завистливы.
- Как и люди с завышенной психологической самооценкой, они эгоисты. Только это другой эгоизм: они настолько зациклены на себе, что не видят, как страдают их близкие. Зачастую таким индивидам чужды любовь и уважение.
Место самооценки в структуре самосознания
Важнейшим компонентом самосознания является самооценка, проблема которой привлекает к себе внимание исследователей. Она во многих исследованиях определяется как центральное образование личности со своими видами, свойствами, функциями
Несмотря на большой интерес к проблеме самооценки, разработка данного явления имеет проблемы методического и методологического характера. Отечественная психология рассматривает самооценку в качестве компонента самосознания, важная функция которого заключается в самоуправлении поведением личности.
Внутри самосознания, считает Л.В. Бороздина, существуют подструктуры, которые нельзя смешивать, это разные элементы, имеющие самостоятельную сущность.
Самооценка – это специальная функция самосознания. Она заключается в наличии критической позиции индивида. Эта позиция рассматривается относительно того, чем обладает индивид, его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.
Самооценка и образ себя, как показывает теоретический анализ, являются различными образованиями самосознания. Они имеют определенные соотношения друг с другом – знание человека о себе является необходимым материалом для самооценки, а оценка себя дает возможность соотнести отдельные стороны образа «Я» с определенной системой ценностей.
Специалисты считают, что самоотношение и самооценку не следует смешивать, поскольку определенное самоотношение формируется из оценки себя. Производными самооценки будут комфорт или дискомфорт, самопринятие, удовлетворенность собой.
Отдельные образования самосознания имеют разновременность действия. Например, самооценку младший школьник выполнить ещё не может, несмотря на то, что определенное представление о себе он имеет. Переход на самооценку происходит в подростковом возрасте, что связано с новым уровнем самосознания.
Во время подросткового кризиса, по мнению Л.И. Божович, возникает самосознание – способность направлять сознание на собственные психические процессы. В подростковом возрасте самосознание имеет качественное своеобразие, которое является движущей силой на пути к самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
Замечание 1
Самооценка, таким образом, является самостоятельным компонентом самосознания, функционирование которого начинается в подростковом возрасте.
Самооценку и её представленность в самосознании индивида можно интерпретировать следующим образом — самооценка – часть «Я-концепции», отражающая степень приятия себя, развитие чувства самоуважения, позитивного отношения ко всему, что входит в сферу «Я». При низкой самооценке индивид отрицает себя и к собственной личности относится негативно – в данных рамках самооценка не выделяется в качестве автономного образования и в структуре самосознания её место не устанавливается.
Менее всего распространена точка зрения, согласно которой самооценка понимается как когнитивная подструктура, обобщающая прошлый опыт человека и структурирующая новую информацию о «Я».
Самооценка, считает Л.В. Бороздина, не сводится к образу «Я» и эмоционально-ценностному отношению к себе. Самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к собственному потенциалу.
Что же такое самооценка и как она формируется?
Все, наверное, помнят сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок». Неприятности утёнка начались с самого появления на свет. Вылупился из яйца позже всех, был неуклюж и разительно отличался от собратьев своей неординарной внешностью. На своей первой презентации на птичьем дворе, утёнок провалил экзамен на аттестат «правильного утёнка» и был с позором выгнан, а все птицы нашли его внешность уродливой. После такого сокрушительного удара судьбы, утёнок не сломался, а продолжал бороться за своё место под солнцем. Ему пришлось пережить холод и голод, издевательства окружающих из-за его необычной внешности, и не раз он был на грани решения свести счёты с жизнью. Он не мог понять кто он и зачем родился на свет, ведь никто не принимал его за своего. Его согревала только мысль о том, что когда он подрастет, то он станет таким же красивым, как прекрасные птицы, которых он видел только однажды и не знал им названия.
Негативная оценка внешности утёнка, полученная им на птичьем дворе однажды, а в последствии закрепленная мнением окружающих, надолго закрепила образ «безобразного урода» в сознании утёнка. Он считал, что для него в этой жизни уготована роль изгоя, вынужденного вечно прятать своё уродство от окружающих. У него даже не промелькнула мысль, что может быть всё по-другому. И даже в финальном эпизоде сказки, когда утёнок превратился в прекрасного лебедя, подплыл к величественным птицам и сказал: «Убейте меня!», — всё ещё воспринимая себя уродливым и ничтожным существом.
Ситуация, описанная в сказке, весьма тривиальна и описывает основные этапы формирования самооценки. Большинство специалистов в области психологии развития сходятся во мнении, что ядро личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека. Как правило, мнение о себе основывается на отношении к нам важных для нас людей или референтных групп. Значение референтных групп для человека меняется в процессе его становления как личности. Первые навыки самооценки ребёнок получает в семье. Если родители проявляют в обращении с ребёнком любовь, уважение и доверие, то и ребёнок привыкает сам относится к себе как к человеку, достойному этих чувств.
Считается, что для формирования положительной самооценки у ребёнка необходимо соблюдение трёх условий:
- Полное внутреннее принятие родителями своего ребёнка;
- Ясные и последовательные требования;
- Уважение индивидуальности в рамках установленных ограничений
Стэнли Куперсмит, 1967 год
В дальнейшем значение родителей как главной референтной группы снижается, и на первый план выступают группы товарищей по учёбе, службе в армии, работе. Насколько человек будет успешно адаптирован в этих группах и сможет максимально реализовать свой потенциал зависит дальнейшее формирование адекватной самооценки. Самооценка в идеале – это динамический процесс, который развивается вместе с внутренним миром человека. В реальности мы часто видим совершенно другую картину. Представьте себе преуспевающего финансиста, который «ворочает» миллионами и руководит огромной компанией, но чувствует себя при этом глубоко несчастным и одиноким человеком. Вроде бы всё есть, а ничто не радует. Наверное, сложно предположить, что у такого внешне преуспевающего человека может быть заниженная самооценка.
Безопасно ли так строить самооценку
Совет обвинять других кажется парадоксальным, опасным, даже вредоносным. Понятие перекладывания ответственности знакомо людям не хуже понятия самооценки
Поэтому важно провести разграничение: разумеется, перекладывать ответственность за все беды на что‑то внешнее и никогда не чувствовать себя влияющим на свою жизнь — плохо и вредно. Речь вовсе не о том, чтобы полностью избавиться от ответственности, и под девизом собственной ничтожности тратить жизнь на обвинение других. И в современном мире, полном идей о том, как её повысить, особенно полезно иногда вспоминать, что многие проблемы решаются не через повышение, а через снижение самооценки
Через скромное признание своей чувствительности к чужим словам и действиям. Своей зависимости от каких‑то отношений. Не только через принятие на себя, но и через возвращение людям вокруг ответственности за то, как они влияют на вас. Через осознание конечности своих ресурсов и переоценку своей жизни и успехов в свете того, что вы не супермен, не бог, и даже не кролик с батарейкой Energizer. У вас есть слабости, потребности и конечный запас сил, и вы ответственны перед собой за то, чтобы о себе заботиться
И в современном мире, полном идей о том, как её повысить, особенно полезно иногда вспоминать, что многие проблемы решаются не через повышение, а через снижение самооценки. Через скромное признание своей чувствительности к чужим словам и действиям. Своей зависимости от каких‑то отношений. Не только через принятие на себя, но и через возвращение людям вокруг ответственности за то, как они влияют на вас. Через осознание конечности своих ресурсов и переоценку своей жизни и успехов в свете того, что вы не супермен, не бог, и даже не кролик с батарейкой Energizer. У вас есть слабости, потребности и конечный запас сил, и вы ответственны перед собой за то, чтобы о себе заботиться.
Причины низкой самооценки
По мнению психологов, на самооценку личности может влиять несколько факторов: взаимоотношения с родителями в детстве, оценка окружающих, зацикленность на конкретной неудаче, внешность. Рассмотрим типичные причины.
Родом из детства
Часто родители окружают ребенка гиперопекой, боясь, что малыш сделает неверный шаг, упадет, ушибется. Такое влияние формирует у ребенка чувство беспомощности и неумелости, делает его полностью зависимым от мамы с папой. Итогом подобного воспитания является то, что во взрослой жизни человеку трудно принять решение и сделать что-либо самостоятельно.
Так же ребенок берет пример с родителей: если он видит, что мама или папа неуверенны в себе, то он воспроизведет такое поведение в дальнейшем. К примеру, мама позволяет оскорбления в свою сторону со стороны отца или папа не заступается за маму в спорных или опасных ситуациях, т.к. неуверен в своих силах.
Еще одна причина родом из детства — отсутствие любви родителей к ребенку и постоянное сравнение с кем-либо не в пользу малыша. Это противоположная гиперопеке ситуация. Ребенка не замечают, не уделяют должного внимания, или, еще хуже, обижают и применяют физическое насилие. В итоге ребенок теряет веру в собственные силы и способности. Подобные ситуации делают из ребенка «трудного» подроста в будущем.
Негативный опыт
В жизни у каждого из нас случаются моменты, когда мы терпим неудачу в делах. Это могут быть несложившиеся отношения, предательство друга или фиаско на работе. И здесь важна адекватная оценка ситуации, а не излишняя самокритика. Часто человек зацикливается на плохом опыте и начинает избегать принятия решений.
Кстати, в детстве неудачи способны нанести ребенку серьезные психологические травмы, которые сказываются на самооценке в будущем.
Влияние окружающих
Важную роль в формировании самооценки играет общество. Там, где не ценится проявление инициативы и самостоятельность, уверенность в отдельной личности не сформируется.
Особое влияние оказывает чрезмерная критика других людей. Если человек изначально слабохарактерный, то критика оказывает на него пагубное влияние: опускаются руки, появляется замкнутость, отсутствует желание что-либо делать. Зачастую слабохарактерные люди специально начинают себя критиковать прилюдно. Их цель — получить опровержение своих слов и повысить собственную значимость
В этом случае важно не поддерживать мнение такого человека, а подбодрить его
Общение с манипуляторами тоже способствует снижению самооценки
Им важно навязать свое мнение, получить власть над личностью через внушение чувства неуверенности в себе своей жертве и превознесения своей значимости
Внешние данные
Неудовлетворенность своей внешностью или наличие видимых патологий часто являются причинами насмешек сверстников и нездоровой критики от окружающих во взрослом возрасте. К примеру, если женщина стыдится своего избыточного веса, то какие-либо высказывания на этот счет со стороны будут восприниматься особенно остро и даже могут привести к депрессии, когда для уверенной в себе женщины критика – это повод стать еще лучше в чем-либо.
Это тот случай, когда снова стоит напомнить о простой истине: полюби себя, и тебя полюбят другие.
В любом разе, что бы ни являлось причиной падения самооценки, есть отличные методы, применив которые вы вернете уверенность в себе. Поговорим о самых эффективных из них.
Формирование и развитие самооценки
Если рассматривать, как происходит формирование самооценки, то надо выделить наиболее важные факторы, на нее влияющие:
- собственное отношение к окружающей действительности,
- отношение окружения к личности,
- успешность или неуспешность в профессии, любви или семейных отношениях.
Становление самооценки идет параллельно с развитием личности, то есть уже в раннем детстве. Главное – этот процесс происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений индивида, поэтому дети часто определяют свои способности и возможности так, как говорят взрослые: «Молодец, умеешь делать», «Некрасивый и неаккуратный, поэтому с тобой не дружат», находят свое место в коллективе сверстников так, как его определили окружающие.
Следующий важный этап развития самооценки – подростковый. Это трудный период в жизни подрастающего человека, так как идет пересмотр ценностей, мировоззрения, которые до этого момента были незыблемы. В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается, отмечается резкий переход от недостаточно четкого видения себя к относительно полной Я-концепции. Кроме того, растет объективное осознание своих достоинств и недостатков. Начинает играть большую роль внешность
Например, в сочинениях старшеклассников часто указывается на важность внешности, как определяющего аргумента в социальном признании, в соответствие со стандартами, принятыми среди сверстников. Поддержкой подростка в этот период являются родители, учителя, одноклассники
К сведению. Самооценка не является постоянной величиной, она подвергается влиянию жизненных обстоятельств и активных действий со стороны самой личности. Например, школьник, успешно сдав экзамен, считает себя способным. Но такая оценка может легко поколебаться при малейшем срыве в дальнейшей учебе.
Подростковый период самый сложный в становлении самооценки, так как многое зависит от мнения окружающих и внешних данных
Как отмечают психологи, осознанная и стабильная самооценка формируется в период ранней взрослости к 25 годам
К этому времени приходит осознание того, что оценки окружающих – это чужие оценки, важно иметь личное понимание себя
Как поднять самооценку мужчине
Самооценка влияет на всю нашу жизнь. Масштабные исследования, проведенные в конце 20 века в США, показали, что на протяжении жизни у женщин самооценка в среднем ниже, чем у мужчин.
Чтобы повысить уверенность в себе, мужчине нужно набраться терпения: это процесс долгий и непростой
Но работать над ней важно и этим стоит заниматься, пожалуй, большинству людей.. Основные методы повышения самооценки основаны на том, чтобы повысить уверенность в своих возможностях. Ключевой момент — прекращение всяких сравнений с окружающими
Всегда будет кто-то более успешный, красивый и богатый. Невозможно состязаться со всеми сразу, соперников будет чересчур много. Будьте выше этого
Ключевой момент — прекращение всяких сравнений с окружающими. Всегда будет кто-то более успешный, красивый и богатый. Невозможно состязаться со всеми сразу, соперников будет чересчур много. Будьте выше этого.
Основные методы повышения самооценки основаны на том, чтобы повысить уверенность в своих возможностях. Ключевой момент — прекращение всяких сравнений с окружающими. Всегда будет кто-то более успешный, красивый и богатый. Невозможно состязаться со всеми сразу, соперников будет чересчур много. Будьте выше этого.
Мужчинам довольно просто повысить самооценку, занимаясь спортом. Это не только придает фигуре атлетичность, но и повышает выработку адреналина и мужских половых гормонов. Все эти факторы способствуют уверенности.
Исключите самокопание и прекратите себя ругать. Будучи зацикленным на негативных оценках собственной персоны, невозможно адекватно воспринимать свои возможности. Не допускайте самоуничижения, даже в шутку. Повышение самооценки напрямую зависит от тех слов, какими мы себя характеризуем, и от того, как мы к себе относимся.
Учитесь принимать комплименты и похвалы достойно. Не нужно смущаться, стесняться или умалять свои заслуги. Это сводит к нулю и их, и сам комплимент. А в подсознании закрепляется мысль, что вы не заслужили этих слов. Просто поблагодарите собеседника, этого вполне достаточно.
Как найти себя? Этот фильм изменит твою жизнь:
https://youtube.com/watch?v=Z77HiC1qPKA
Заготовьте шпаргалки с положительными установками. Такие аффирмации хорошо работают при проблемах с самооценкой. Повторяйте фразы самому себе ежедневно, не ленитесь. При тренинге создайте приятную атмосферу, сосредоточьтесь на том, что вы произносите, — это увеличит эффективность. Просто поверьте в каждое написанное слово. Не убирайте карточки с текстом в дальний ящик. Пускай они лежат в удобном месте — в бумажнике или на зеркале в ванной и напоминают о себе в течение дня.
Трудно оставаться на позитиве, если работа опостылела, а дело, которым вы занимаетесь, вас не радует. И, конечно, на любимой работе самооценка неизбежно вырастет, так как вы будете чувствовать свою ценность и значимость. Если сменить сферу деятельности не получается, найдите себе приятное хобби, увлечение. Пусть оно доставляет те положительные эмоции, тот драйв, которых вам не хватает.
Будьте хозяином своей жизни. Не слушайте чужих наставлений, если они расходятся с вашим мнением. Не ждите одобрения окружающих. Принимайте ответственность за свои поступки.
Мужчина должен быть инициативным, без этого самооценку не повысить. Принимайте решения, не отстраняйтесь от происходящих событий. Пусть результат, каким бы он ни был, не влияет на ваши действия. Активность повышает веру в свои силы и, как следствие, способствует росту самооценки мужчины.
Каждый человек уникален и способен на многое. А процессе работы над собой перед вами откроются новые возможности. Не забывайте про самообразование
Информация и навыки — это очень важно.
Читайте нашу статью «Визуализация желаний: правила и секреты метода».
Присмотритесь к тем, кто рядом с вами, к их отношению. Люди, которыми вы себя окружаете, отражают вашу самооценку, отзеркаливая ее. Начните верить в себя прямо сейчас, не нужно это откладывать.
Как повысить самооценку
Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.
Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.
Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.
Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.
Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:
Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»
Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.
Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.
Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.
На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.
Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей
Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.
* * *
Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.
Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».
Процесс формирования самооценки
Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.
Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.
Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.
В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.
Функции самооценки
Умение оценивать себя – комплексное и многогранное понятие, влияет на разные сферы жизни человека.
Функции:
- регуляторная – способность принимать и выбирать решения;
- защитная – предотвращает развитие нестабильности личности;
- развивающая – стимулирует к самосовершенствованию;
- сигнальная – позволяет адекватно оценивать собственные поступки;
- эмоциональная – даёт чувство удовлетворения собой;
- адаптационная – помогает индивиду приспособиться к социуму;
- прогностическая – умение составлять прогнозы и планы в начале действий;
- корригирующая – способность контролировать и корректировать процесс выполнения задач;
- ретроспективная – возможность самокритично оценивать конечный результат деятельности;
- мотивирующая – побуждает к действиям, которые помогают получить позитивную самооценочную реакцию;
- терминальная – навык вовремя остановиться, если поведение или дела вызывает чувство недовольства
Самооценка неразрывно связана с самосознанием, уровнем когнитивных, интеллектуальных процессов, потребностью в самореализации.