5 функций невербального общения
Язык поз и жестов существенно дополняет человеческую речь. С его помощью любые сказанные слова приобретают эмоциональный окрас и в целом произносимое лучше воспринимается. Общение становится более конструктивным.
Психологи выделяют у невербального общения 5 функций:
- Дублирование. Человек дополняет свои слова, как бы подтверждая сказанное мимикой и жестами, какими-либо действиями, придавая ему однозначность.
- Противоречие. Случайно или специально человек противоречит сказанному при помощи подмигивания или покачивания головой.
- Подмена смысла. Очень многие фразы можно трактовать по-разному в зависимости от контекста. Наши телодвижения помогают пояснить, например, что словосочетание было употреблено именно в переносном смысле.
- Дополнение к сказанному. Порой нам не хватает слов для выражения своих эмоций или по какой-то причине их не стоит произносить, тогда к словам мы добавляем повороты головы, движения руками, чтобы показать, как что-либо надоело или кого-либо не хватает.
- Усиление смысла. Различные виды невербального способа общения помогают подкрепить слова поддержки улыбкой, а намерение – ударом кулака по столу.
10 основных ошибок начинающего оратора
Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.
Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:
- Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
- Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
- Не стоит извиняться перед публикой.
- Неуместная мимика.
- Неправильный подбор слов и частиц «не».
- Скучный монолог без присутствия юмора.
- Всезнающий вид оратора, высокомерие.
- Много лишних суетливых движений по сцене.
- Монотонная не эмоциональная речь.
- Неправильно расставленные паузы в предложении.
Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:
Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».
Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.
Игорь Родченко «Хозяин слова».
Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.
Иванова Светлана «Специфика публичной речи».
В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.
Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.
Зарождение публики и её задачи
Детский возраст это — то время когда мы чувствуем, как на нас влияет взгляд других, это выражается в поступках, жестах, в идеях и суждениях и.т.д. Только после долгого влияния, которому мы подвергались и подвергали другие субъекты, мы становимся способны посредством идеи, мысли о взгляде другого внушить, что мы составляем предмет внимания для далеких от нас людей. Так же как лишь после того, как мы большое время испытывали на себе и использовали влияние авторитетного голоса, нам достаточно прочесть какое нить энергетическое утверждение для того, что бы подчинится ему. Для образования публики нужна духовная и общественная эволюция. Отсюда образование публики есть более сложный процесс, чем образование толпы.
Виды_взаимоотношений_между_людьми_и_их_психология — Стр 2
. реферате будет затронута тема взаимоотношений между людьми, будут перечислены и описаны виды отношений, а также будет описана их психология. Виды отношений Отношения определяются индивидуальными . решениями или эмоциями, сложившимися взглядами, установками и привычками между людьми. Говоря про отношения с .
В древних языках, берём в поле зрения латинский и греческий, не было ни одного слова обозначающее слово публика. Есть слова указывающие на все различные толпы. Спрашивается почему? Или тут уместен другой вопрос, а была ли публика в средние века? Нет. Зарождение публики стало возможным только после распространения книгопечатания в XVI веке. Передача силы на расстоянии – ничто по сравнению с передачей мысли на расстояние. 2 В то время как Библия была издана в миллионах экземплярах, она повлекла за собой удивительное явление. То есть люди ежедневно читающие Библию почувствовали что составляют некое новое социальное тело, отделённое от церкви. Но эта же новорождённая публика и была церковью. Слабость протестантизма в этом и заключается, что он был и публикой и церковью одновременно.
Теория ‘толпы’ в работах Г. Тарда и Г. Лебона
. повторения. И эта характеристика выявляется особенно отчетливо при исследовании поведения толпы, публики
В своем анализе публики Тард подчеркивает роль общественного мнения, под которым понимает не только. Лебон, говоря о заразительности, имеющей место в толпе, обращает внимание на подражательность
Тард при характеристике и толпы, и публики особое внимание уделяет именно моменту подражания. Это .
Различия между публикой и толпой
Ещё одно из различий это климатические условия. Толпа более естественная группа и она подчиняется силам природы. Она зависит от солнечной погоды или же от дождя, от снега или зноя, чаще можно её увидать летом, а ни зимой. По-другому обстоит с публикой, ей всё равно, что на улице, какая бы погода там не была, эта высшая группа не подвластна изменениям климата.
Отпечаток расы гораздо менее отражается на публике чем на толпе. Хороший наблюдатель по национальности толпы может с уверенностью предсказать последующие действия, чем предсказать, как поступит каждый индивид составляющих её. Почему? Потому что в образование толпы индивидуумы учувствуют своими похожими национальными чертами, которые слагаются и образуются в одно целое, но не свои индивидуальными отличиями, они попросту пропадают. При составлении толпы углы индивидуальности сходят на нет, в пользу национального типа, который в свою очередь прорывается наружу. И это происходит вопреки индивидуальному влиянию вождя.
Тард утверждает, для того что бы увидеть разделение публики достаточно только открыть глаза и станет всё ясно. Разделение это чисто психологическое подобающее различного рода состоянию умов, стремится собою заслонить все с большей очевидностью экономическое, эстетическое, политическое и религиозное подразделение общества на секты, школы, партии и.т.д. Нет не одной секты, которая не хотела бы иметь собственной газеты. В то время как последняя содействовала созданию коллективного сознания, в котором бы погрязла публика. Точно так же дело обстоит и с профессией. Большая ли или незначительная, всё равно она заинтересована в своём журнале или газете, точно так же как в средние века каждая корпорация имела священнослужителя.
Возникновение проксемики
Автором термина «проксемика» является Эдвард Холл – американский психолог и антрополог. Ученый заметил, что каждый человек имеет свое личное пространство, которое он бессознательно старается организовать комфортным для себя образом. В 1969 году Э. Холл написал книгу под названием «Молчаливый язык», в которой описал особенности отношений между людьми, выражающиеся в той или иной дистанции между собеседниками. Здесь же впервые было дано определение понятия «проксемика» в психологии: это вид невербального общения, характеризующийся величиной расстояния между общающимися людьми.
Какое влияние оказывает нарушение этих расстояний на человека?
Нарушение границ человека в пространстве совершается довольно часто ‒ скажем, в лифте или общественном транспорте, когда незнакомые люди вынуждены стоять весьма близко, а порой и прикасаться к друг другу.
При этом реакция почти всегда одинакова ‒ люди стараются показывать минимальный эмоциональный отклик, и стараются избегать зрительного контакта. В общественном транспорте люди смотрят ‒ в окна, а в лифте на указатель этажей, при этом все стараются производить минимум движений.
Это связано с тем, что даже вынужденное нарушение другим человеком допускаемых границ общения может приводить к дискомфорту. Вторжение в личное пространство на бессознательном уровне может восприниматься, как угроза.
Замечание 2
Некорректное нарушение дистанции во время общения может привести к неприятию со стороны собеседника. Если вы позволили себе прикоснуться к новому знакомому после нескольких минут после знакомства, он может расценить это, как вмешательство в его личное пространство и в будущем будет стремиться избегать вас.
В последствие это может затруднять построение доверительных отношений не только в деловой, но и личной сфере.
Искусственная толпа
В век развития научно-технического процесса и информационно-коммуникационных технологий эта дилемма становится невероятно актуальной. Логично предположить, что при использовании СМИ это становится лишь вопросом времени. Сознательный накал социального беспокойства в массах, спровоцированный новостными каналами, может сформировать невротические установки, которые станут поводом для создания толпы. Чтобы закрепить позиции, необходимо какое-либо событие, даже созданное искусственно, вызывающее у созданной группы людей неподдельный интерес и волнение. Удовлетворение возникнувшего интереса становится главной потребностью толпы, что может привести к потере самоконтроля сначала отдельно взятых ее членов, а потом и всех представителей, формирующих толпу.
Совокупность людей, потерявших самоконтроль, становится идеальной жертвой для любого манипулятора, которым может быть как и известный политический деятель, так и индивидуум, закрепившийся в толпе, как явный лидер в продвижении идеи.
Главной проблемой искусственно созданной толпы является снижение общего порога цензуры для каждого отдельно взятого человека, что прямо пропорционально снижает и уровень критического восприятия информации, которую он получает из внешних источников. Результатом вышеизложенного становится внушаемость.
Любое скопление людей, созданное искусственно, можно классифицировать, как агрессивное. Умелый манипулятор может использовать эту агрессию в качестве двигателя социальных изменений, но только в том случае, когда выработано чувство уважения к ее лидеру и методам его воздействия.
Чтобы резюмировать, каким будет поведение каждого отдельного индивидуума, заключенного в искусственно созданную толпу, необходимо выделить несколько тезисов:
- сознание личности каждого человека постепенно стирается;
- способность к различению и индивидуальная воля отсутствуют;
- чувства, начинания и идеи направлены только на то, на что указывает манипулятор.
Для всей группы будет характерно следующее:
- Спонтанность. Любая группа людей живет только настоящим.
- Непостоянность, безответственность и внушаемость массы.
- Направление действия определяет эмоциональный порыв, а не четко сформулированный план.
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
- продуманный способ зацепить публику;
- вводную часть, очерчивающую некую проблему, понятную и близкую слушателям;
- краткий перечень основных идей выступления;
- основную часть, содержащую не более 3-4 ключевых моментов, чтобы не перегружать аудиторию информацией;
- заключительную часть, в которой делаются четкие и значимые выводы по всему выступлению.
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Типы толпы:
Типы толпы определяются по степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы:
- активные – агрессивная толпа, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую, стяжательную толпу, т.е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей.
- в западной литературе выделяют демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.
- пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Толпа зевак.
Социально-психологические особенности толпы, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов:
анонимность – принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично.
однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов
Она крайне некритично воспринимает слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.
внушаемость – одно из важнейших свойств толпы, связанная с предыдущими ее качествами, объясняющая непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии сих сознанием и характером.
Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона психологического единства толпы (по теории Г. Лебона), которой позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.Иррациональность поведения толпы и эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств.Человек, подчиняющийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и способен на любые действия и поступки. Не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.Причины и условия возникновения агрессивной толпы:
- долговременный характер – экономические, политические, социальные и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувство фрустрации, безнадежности, отчаяния.
- ситуативный характер – при наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно – от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха.
Необходимо иметь в виду еще один важный фактор – уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм демократии и правопорядка и превращения выступлений протеста в массовые беспорядки.
Методы исследования. Специфика феномена толпы такова, что она крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и качественных характеристик, высокая эмоциональная напряженность – все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Собирать необходимые данные возможно путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических и служебных документов.
Технология публичных выступлений
Для того чтобы грамотно различать виды и жанры публичных выступлений, эффективно преподносить информацию аудитории и правильно оценивать полученный результат, необходимо разбираться в технологии преподнесения информации.
Правило 1. Тщательно готовим вступление. Эффектное начало, заинтересовавшее слушателей – половина успеха.
Правило 2. Присутствие драмы. Сухое повествование без описания жизненных ситуаций, историй, юмористических или трагических примеров теряет свою привлекательность в глазах слушателя. Эмоционально освещенная тема любого вида публичных выступлений с добавленными историями способна расположить к себе любую публику.
Правило 3. Краткое изложение. Знаменитая поговорка гласит: «Краткость — сестра таланта». Все мысли внутри изложенной информации должны быть преподнесены лаконично и продуманно. Тексту не следует быть слишком растянутым.
Правило 4. Пользование разговорной речью. Любое выступление должно походить на диалог между оратором и аудиторией. Речь не может быть переполнена множеством незнакомых терминов и иностранных фраз. Чем легче получится текст, тем больший интерес увидит выступающий в глазах слушателей.
Правило 5. Готовим финал. Завершение речи должно быть на такой же впечатляющей ноте, как и начало. Правильная интонация и эффектные слова помогут выступлению надолго остаться в умах аудитории.
Принято соблюдать определенную последовательность действий при подготовке и подаче информации слушателям. Технология включает в себя 12 последовательных этапов.
- Ставим четкие цели.
- Определяем целевую аудиторию.
- Продумываем стиль и содержание выступления.
- Выбираем манеру поведения перед публикой.
- Разрабатываем текст.
- Корректируем текст в соответствии с принятыми правилами и этическими нормами.
- Создаем структуру выступления с помощью разных видов восприятия (визуального, аудио и других).
- Готовим место произнесения речи.
- Эмоционально настраиваемся на успешное мероприятие.
- Выступаем.
- Принимаем критику.
- Анализируем поведение слушателей и реакцию аудитории.
На какие виды подразделяются публичные выступления
Для подготовки интересной речи, соответствующей ожиданиям публики, нужно четко представлять, какой стиль ожидают слушатели. Классификаций видов публичных выступлений существует много. Разделение производят по различным признакам. Самой популярной принято считать группировку видов публичных выступлений по цели. К ним относят:
- Информирующий. Главная задача подобной речи – донести до слушателей сведения. Такой формой монолога пользуются учителя, лекторы, инструкторы и многие другие люди, работа которых связана с обучением.
- Протокольный. Такая речь носит традиционный официальный характер. Протокольные тексты используют на политических митингах, юбилеях, вручении наград или в начале официальных мероприятий.
- Развлекающий. Подачу информации в этом стиле мы слышим в юмористических передачах, на концертах, во время неофициальных тостов и в момент рассказа историй собеседником.
- Убеждающий. Одна из популярных в наше время форм общения с публикой. Такая речь должна донести до слушателей позицию оратора и убедить в ее правильности.
Чаще всего речь комбинирована и носит убеждающе-информативный, протоколько-информативный или убеждающе-развлекательный характер. Это связано с тем, что любой монолог или диалог должен поддерживать интерес публики от начала до конца, что сложно сделать, придерживаясь единого стиля.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
- присутствие группы слушателей,
- преобладающая монологическая речь,
- продуманная структура высказывания,
- конкретная цель.
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Особенности публичных выступлений
Для того чтобы понятие публичного выступления было полным, нужно разбираться не только в видах публичных выступлений, но и хорошо знать особенности таких мероприятий. Каждая речь предполагает взаимосвязь оратора и слушателей. При любом стиле преподнесения информации происходит диалог: речевой или вербальный.
Любая речь выступающего предполагает несколько важных особенностей:
- Отклик слушающих. Информация получает ответную реакцию от собравшейся публики. В зависимости от успешности донесения текста оратор видит положительный, негативный, заинтересованный, возмущенный или любой другой ответ от публики. Окраска реакции отражается в жестах, словах, взглядах, позах. Благодаря такому диалогу выступающий может изменить формат представления информации, внести коррективы в структуру речи.
- Устное преподнесение информации. Публичное выступление, как вид устного делового общения, эффективнее любых других форм информации. Благодаря наглядности и непосредственной связи лектора и аудитории, устная речь легче воспринимается и лучше усваивается.
- Использование различных литературных источников. Любое мероприятие готовится заранее. В качестве основы ораторы всегда прибегают к книгам, журналам и другим материалам. Информация, поданная с помощью такой подготовки, украшенная литературными терминами и художественными примерами, всегда воспринимается с большим интересом.
- Способы воздействия. Выступающий может применять в своей речи не только словарный запас, но и жесты, эмоциональную окраску речи с помощью интонаций и другие приемы, помогающие передать настроение.
Толпа
Толпа представляет собой самую хорошо изученную стихийную группу. Согласно Лебону, толпа является человеческой совокупностью, обладающей психической общностью.
Замечание 1
Толпа может образоваться спонтанно по самым разным причинам. К примеру, на улице может собраться толпа, чтобы посмотреть на результат дорожно-транспортного происшествия.
В основе формирования толпы могут лежать различные цели. Например, поглазеть, протестовать против чего-нибудь, выдвинуть определенные требования. Длительность действий зависит от значимости произошедшей ситуации. Так толпа может быстро разойтись, если объект внимания исчезнет. Однако, если идет речь о недовольстве тем или иным социальным явлением, то здесь толпа с течением времени может всё больше возбуждаться и в итоге перейти к определенным действиям. Эмоциональный накал толпы не стабилен. Он может выражать такие эмоции, как страх, радость, гнев, враждебность. В толпе может спонтанно появиться лидер. Однако, из-за свой нестабильности толпа может легко его сместить. Управлять толпой чрезвычайно сложно.
Зачастую толпа может принимать агрессивные формы. Лебон называл толпу «социальным животным, сорвавшимся с цепи» и применял к ней такие качества как неосознанность, иррациональность, консерватизм, нетерпимость.
Следует отметить, что для толпы свойственны специфические формы коммуникации. В ее основе лежит совокупность различных средств поступления информации, таких как общественное мнение, средства массовой информации и слухи. Стоит выделить роль слухов и сплетен, так как они дают объяснения непонятным для людей событиям, что является подготовкой толпы к действиям. Здесь исчезает необходимость в обработке информации, так как возникает групповое стимулирование действий.
Заключение
В совместной деятельности человек объединяется с другими людьми, общается, вступает в контакт, добивается взаимодействия.
Общение – сложный многоплановый процесс, форма взаимодействия человека с другими людьми, форма активности субъекта.
Рассмотрев такие актуальные вопросы, как особенности публичного выступления и приемы влияния на партнера во время делового общения, можно подвести итог. Что необходимо деловому человеку для эффективности общения?
- Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь ими оперативно пользоваться.
- В любом общении, прежде всего в деловом, не следует допускать какой – либо конфронтации, а тем более — конфликта.
- При ведении деловых бесед нужно говорить спокойно, внятно и убедительно. Быть интересным собеседником.
- Неприятное впечатление на слушателей производят «дежурные» фразы. Избавляйтесь от слов – паразитов, такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение.
- Следует умело использовать механизмы психологического взаимодействия.