Содержание статьи
Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.
Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.
Как помочь ребенку пережить это время?
- Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный стиль воспитания, излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
- Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
- Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
- Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
- Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
- Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
- Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке – небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.
ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 3 года дерется со сверстниками?
Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку – узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье
Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.
ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок врет?
Причины и проявления кризиса трех лет
Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи.
Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!
-
Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.
Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.
Перейдет в… здоровую амбициозность. - Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.
Причина: Он боится показать, что может передумать.
Перейдет в… уверенность в себе. - Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.
Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки.
Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности. - Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.
Причина: Он стремится к полной независимости.
Перейдет в… здоровую самостоятельность. - Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.
Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.
Перейдет в… силу характера. - Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.
Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.
Перейдет в… умение стоять на своем. - Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.
Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.
Перейдет в… гибкость ума.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
Кризис 3 лет: рекомендации родителям
Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение
Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо
Предоставьте ребенку возможность выбора
Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»
Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.
Помогите ребенку принять себя
Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.
Обратитесь к специалистам
Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.
Обесценивание ценностей
То, что еще вчера было важным, теперь кажется пустяком. Например, мама трехлетнего Саши, который с младенчества обожал книжки, рассказывает, что теперь ее сын даже смотреть на книжки не хочет – все бы ему по площадке носиться. Другой вариант обесценивания – неожиданно грубые слова по отношению ко взрослым: «Ты – дура!».
Неужели к этому тоже нужно относиться как к само собой разумеющемуся и спускать с рук? Конечно, нет. Иначе, через пару лет вы уже не сможете справиться с маленьким сквернословом.
Тактика борьбы
Что касается книжек и прочих любимых занятий, то имеет смысл просто подождать. Возможно, у ребенка сейчас наступил период, когда ему нужно немного отдохнуть от познавательного процесса, потом он непременно к нему вернется.
С грубостью нужно действовать иначе
Во-первых, обратить внимание на свою речь и на речь своих близких. Если ребенок, катая по полу свои машинки, кричит: «Куда прешь, козел?!», вам это ничего не напоминает? Не проскальзывают ли у вас по отношению к ребенку словечки типа «бестолочь», «идиот» и пр.? Если нет, то, во-вторых, объяснить, что в вашей семье так говорить не принято
К бранным словам, «принесенным» из сада или с улицы, отнеситесь так же – не реагируйте на них и спокойно скажите, что интеллигентные люди таких слов не употребляют.
Небольшие хитрости от бывалых мам
У каждой мамы, безусловно, есть свои приемы по борьбе с детскими истериками и кризисами.
Кстати, не стоит игнорировать и походы к детскому психологу. В этом нет ничего страшного, опытный психолог подскажет, как вести себя с вашим малышом, чтобы не навредить ему.
Метод «или… или». Если знаете, что малыш всегда идет в отказ на любую вашу просьбу, попробуйте перехитрить его. Не спрашивайте, будет ли он одевать на улицу шапочку, а сразу спросите: какую шапочку оденешь ― зеленую или красную? В первом случае он скажет «нет» и точка, а во втором ― задумается и скорее даст положительный ответ.
Метод «раз, два, три». Если вы просите малыша что-то сделать, а он своевольничает, попробуйте каждый раз начать считать, перед этим простимулировав его: спорим, ты не успеешь до трех? Из чувства противоречия ребенок попытается успеть, а если не успел превратите все в шутку: ага, я же говорила за это тебе положена щекотка!
Метод «игра всегда и везде». Все дети любят играть, поэтому импровизируйте: не мыться, а купать куклу, не кушать, а кормить мишку, не спать, а укладывать зайчика. Фантазируйте весте с малышом, не отгораживайтесь от него мобильным телефоном, а вовлекайте его в игровой процесс.
Метод «слона и мухи»
Переключайте внимание ребенка с какой-то большой просьба на маленькую, уступите в мелочах. Хочу идти на улицу в короне и с куклой на шее ― иди с куклой под мышкой и с мамой за руку
Предложите альтернативу, дети быстро забывают свои капризы, если увлечь их беседой, сконцентрировав внимание на другом. «Хорошо, возьмем куклу, посади ее возле тебя, пусть тоже посмотрит на солнышко. Смотри, какое солнышко, какая погода. Это потому, что сейчас лето…».
Фото: detki.guru
Старайтесь больше общаться с ребенком и объяснять ему все, что происходит вокруг. Пусть учится понимать причинно-следственные связи событий. Даже если вам кажется, что он еще очень маленький ― это вам кажется. Если малыш еще не разговаривает и не может вам ответить, это не означает, что он не понимает вашу речь и интонации. Удачи и терпения вам в воспитании хороших людей!
Причины
Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.
Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.
Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.
Авторитарный стиль воспитания
Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.
Гиперопека
Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.
Социум
Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.
Внутрисемейные отношения
Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.
А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.
Темперамент
Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.
Состояние здоровья
У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.
Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.
Новообразования кризиса
Психологи утверждают, что за каждым негативным симптомом, скрыто положительное содержание. И действительно, положительными личностными приобретениями можно считать становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие волевых качеств, познавательной активности, установление новых взаимоотношений с окружающими.
У ребёнка появляется позиция «Я сам!», чувства «Я хочу», «Я могу», «Я должен». В этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я». До этого ребёнок говорил о себе в третьем лице («Тёма играет», «Тёма идёт»).
Появление «системы Я» стимулирует возникновение стремления быть хорошим. Ребёнок хочет действовать так, как сам захочет, но в то же время он стремится соответствовать требованиям значимых взрослых. Это ведёт к развитию воли, чувства ответственности. В этот период велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Нельзя проявлять безразличие или считать пустяком даже самые маленькие достижения ребёнка. Это в глазах взрослого человека приобретение умения надеть шапку, построить башню из конструктора является мелочью. Для малыша это важнейшее событие – он это сделал САМ! Похвалить ребёнка, подчеркнуть его самостоятельность – значит вселить уверенность в своих силах.
Когда наблюдается затянувшийся кризис 3-х лет
Кризисный период может длиться всего нескольких недель, но также может охватывать жизненный отрезок дольше года. Кризис затягивается при неблагоприятном стечении обстоятельств.
Возрастная перестройка коснется каждого ребенка. Но в то время как малыш, у которого тип нервной системы отличается низкой возбудимостью, проявляет считанные протестные реакции, темпераментные дети склонны устраивать бури, выводящие взрослых из себя.
В первом случае переломный возрастной этап ребенка пройдет почти незаметно для родителей. В другом, – если взрослые отнесутся без должного понимания к состоянию малыша, – действия окружающих могут подогревать детское упрямство и строптивость.
Ребенок не в состоянии посмотреть на себя со стороны до 6 лет. Поэтому он не может оценить свое поведение. Младший дошкольник ведет себя так, как он чувствует себя в данный момент. Понимание, что он поступает плохо по отношению к другому, или что его поведение комично, в принципе не доступно для такого возраста.
Следовательно, причинами затянувшегося кризиса могут стать физиологические и социальные особенности, оказывающие прямое влияние на развитие ребенка:
- Возбудимость нервной системы малыша.
- Импульсивный характер родителей, мешающий терпеливо и с пониманием отнестись к негативным всплескам в поведении ребенка.
- Авторитарность взрослых, подавляющих детскую инициативу и стремление к самостоятельности.
- Нарочитое поведение взрослых, подстрекающее к продолжению симптоматичного поведения (насмешки над ребенком, полное игнорирование его истерик и упрямства).
- Объективные стрессовые обстоятельства (семейные ссоры, расставание ребенка с близким человеком, переезд и пр.).
Впрочем, перечисленные причины оказывают влияние на протекание всех возрастных кризисов, которые преодолеваются в детстве: в 3-летнем возрасте, кризис 7 лет и кризис подросткового возраста. Как пройдет переход на новый этап развития у детей, в первую очередь зависит от окружающих взрослых.
Психологическая картина кризиса трёх лет
Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.
Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.
Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.
1. Негативизм
Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.
2. Упрямство
Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.
3. Строптивость
Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.
4. Своеволие
Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.
5. Протест-бунт
Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.
6. Обесценивание
Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.
7. Деспотизм
Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом
Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей
Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.
Негативизм
«Недобрый не доктор не Айболит Не под деревом не сидит» — именно так в трехлетнем возрасте декламировал известную сказку один трехлетний мальчик.
Если ребенок не соглашается с вами ни в чем, на ваше предложение надеть красный костюмчик наденет все остальные вещи, кроме этого костюмчика, облака называет зелеными, а снег черным – это негативизм. Делает он это для того, чтобы выразить свое отношение к миру, показать, что оно у него «свое собственное» и он имеет на это полное право.
Тактика борьбы
Воспользуйтесь моментом и поиграйте с маленьким спорщиком в специальную игру «Делай наоборот!»
Она, кстати, еще и внимание развивает отлично. Показываем на нос и комментируем: «Это мой рот!» Задача ребенка – раскрутить цепочку в обратном направлении, т.е
показать на собственный рот и сказать: «А это мой нос». Теперь показываем на левую ногу и сообщаем: «А это моя правая нога». Ребенок показывает свою правую ногу и говорит: «Это моя левая нога».
В бытовых ситуациях предложите упрямцу надеть что-нибудь, только не красный костюм. Цель будет достигнута, вот увидите.
Как вести себя родителям, когда истерика в самом разгаре
Истерика возникает там, где есть запреты и ограничения. Но растить детей во вседозволенности тоже невозможно. Есть ситуации, когда ребёнку лучше сказать «нет!». Масштабы реакции на отказ могут быть самые разные: от непродолжительного плача до катания по полу. Поэтому родители должны быть внимательными и уметь предугадывать провоцирующие ситуации и стараться избегать их. Например, малыш видит большой стеклянный бокал и хочет поиграть с ним. Но это небезопасно: если бокал разобьётся, малыш может пораниться. Родители это понимают и отказывают ребёнку. Отказ провоцирует истерику. В таком случае, лучше будет убрать интересный, но небезопасный для ребёнка предмет с поля его зрения.
Если истерика уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:
Родители должны сохранять спокойствие и не заострять внимание ребёнка на истерике.
Нельзя кричать на ребёнка и бить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерика усилится.
Не стоит обращать внимание на косые взгляды окружающих людей
Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребёнка – норма.
Если есть возможность, лучше уединиться с ребёнком. Посторонние люди очень любят советовать, как поступить, или могут попытаться помочь маме успокоить малыша, тем самым вызвать еще больший всплеск эмоций у ребёнка.
Не приказывать малышу успокоиться. Лучше проговарить спокойным и уверенным тоном его эмоциональное состояние: «Я вижу, как ты расстроен, потому что я не разрешила тебе… Ты сильно злишься из-за этого» и т.д.
Если позволяет обстановка, лучше дать малышу полностью прожить свои чувства и не блокировать их – только так он научится их понимать и управлять ими. Но бывают ситуации, при которых ребёнку лучше помочь успокоиться. Тогда можно попробовать переключить внимание малыша, например, на какой-нибудь яркий объект, который сможет заинтересовать ребёнка. Если не получается, нужно просто переждать, пока ребёнок успокоится или попытаться вместе найти компромиссное решение.
Когда истерика пройдёт, обязательно нужно обсудить с малышом случившуюся ситуацию, спросить, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как можно выразить эмоции другим способом.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.