Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание

Искусство

Искусство — специфическая форма отражения окружающего мира и его практического освоения, основанная на эмоционально-образном, эстетическом представлении о нем. Искусство это также вид общественного сознания, способ духовного производства, специфическое чувственно-художественное отношение к миру. В искусстве наиболее полно и ярко проявляется эстетическое сознание.

Человеку свойственно стремление к красоте, к прекрасному. Это важная отличительная черта человека. С самых древних времен человеку было мало одеться, чтобы спастись от холода, соорудить жилище, чтобы укрыться в нем от хищников и непогоды, мало сделать орудия труда, охоты. Он издавна стремится украсить все, что со временем научился производить. Удачная охота, позволившая утолить голод человеку и его сородичам и оставившая немало ярких впечатлений в сознании охотника, подвигла его стать художником.

Религия

Религия представляет собой одну из древних форм общественного сознания, особый вид знания, основанного на вере в Абсолют, во всемогущее идеальное начало

Важной особенностью религиозного миропонимания становится возникшее отчетливое деление бытия на естественное — постижимое и сверхъестественное — непостижимое или постижимое лишь частично

Понятие «религия» происходит от латинского religio (святыня, набожность, благочестие); Цицерон связывал это понятие с латинским religere (собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Трактовка Августина Аврелия: ге (восстановление, реконструкция, возобновление) и ligos (связь) — подразумевает под религией стремление и процесс восстановления полной связи человека с Богом.

утерянной в результате ослушания Адама и Евы. В настоящее время религией называют один из видов идеального (духовного) отношения к миру, специфическое миропонимание, компонент (и вид) общественного и индивидуального сознания и соответствующую этому сознанию организацию жизни индивидов, а также общества или его части.

Религия — мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также обусловленные ими формы организации общественной жизни, поведения людей, основанные на вере в сверхъестественное начало — Бога, Мировой разум. Абсолют, — обладающее безграничными возможностями и определяющее бытие. Особенностью религии является чувство полной зависимости человека и общества от Бога, а также стремление к соединению с Богом.

Структура самосознания

Самоуважение регулирует человеческое поведение. Если у животных рефлексия играет активную роль, обеспечивая адаптивный тип поведения, то социальная рефлексия присуща человеку, в обществе. Его основа — развитие, прежде всего, труда, а также всей совокупной деятельности человека. Социальная рефлексия (сознание) — высшая форма отражения действительности, присущая социально развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности, связанная с речью.      

Важным аспектом философского понимания сознания является его связь с психикой. Понятие психики шире, чем понятие сознания, поскольку психика — это совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, т.е. внутренний мир человека, отличный от мира вещей. Сознание и психика не идентичны, поскольку психика включает в себя бессознательные явления и процессы. Содержание психических процессов причинно определяется объективным миром, сенсорно-предметным, практическим преобразованием.    

В решении проблемы отношения сознания к мозгу можно выделить две крайности:

  • изоляция мышления от нервной деятельности человека, превращение его в самостоятельную субстанцию;
  • приведение познавательного процесса к высшей нервной деятельности.

В первом случае мышление лишается материальной основы, во втором — без специфики.

Итак, основные черты человеческого сознания:

  • идеальность (то есть ее невозможно обнаружить материальными средствами); 
  • интенциональность (сосредоточенность на предметах и ​​явлениях природного и духовного мира);
  • идея (способность создавать и воспроизводить идеи). Сознание не может существовать вне общества.  

Особенности сознания

Осознаваемое, сознательное имеет неразрывную связь со строением, природой сознания. Представители разнообразных философский течений абсолютно по-разному рассматривали природу сознания, выделяя различные особенности его создания:

  1. Идеалистический религиозный подход показывает, что сознание является первичным, а человек, в свою очередь, выступает его производным, имеет «телесную» оболочку.
  2. Научный естественный подход демонстрирует, что сознание выступает в качестве проявления работоспособности головного мозга. При этом оно является вторичным в сравнении с телесной организацией людей.

Получается, что под сознанием чаще всего понимается способности людей обобщенно, оценочно, целенаправленно отражать окружающую объективную реальность в логических, чувственных образах. Человеческое сознание управляет наиболее сложными вариантами поведения. Речь идет о преодолении сопротивления, интеллектуальных проблемах, осознании конфликтной ситуации, нахождении оптимального выхода из нее, а также действий при реально существующих угрозах.

Под термином «сознание» понимается:

  • субъективное восприятие объективной реальности;
  • свойство высокоорганизованной материи;
  • идеальная форма субъективной реальности в качестве осознанного бытия.

Самосознание

Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.

Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.

Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.

Пример 1. Маша Смирнова – девочка 14 лет — считает себя неинтересной личностью с непривлекательной внешностью. Такое представление о себе сформировалось у Маши под воздействием насмешек ее одноклассниц. Однако сверстницы Маши критиковали ее внешний вид и поведение неискренне, просто они завидовали красоте своей одноклассницы, в которую были влюблены несколько мальчиков из их класса.

Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.

Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.

Концепции, объясняющие происхождение сознания

Сознание и рефлексия

В философии под рефлексией понимается способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других взаимодействующих с ними материальных систем. Следы, отпечатанные на другом объекте, называются информацией. Понятие отражение тесно связано с понятием информация. Любая информация имеет три основных параметра: содержание, количество, ценность. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.      

К формам отражения в неживой природе относятся: механический, физический, химический. Это так называемое пассивное отражение. К биологическому типу отражения относятся раздражительность, чувствительность, мысленное отражение.  

Высший уровень отражения — человеческое сознание — способность высокоорганизованной материи (мозга) отражать материальный мир. Предметно-практическая деятельность — главное условие формирования сознания. Отражение присуще всякой материи. Сознание нельзя сводить только к функции отражения. Сознание — результат социально- исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отражение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания:        

Сознание — это способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальном виде, связанная с деятельностью мозга, целенаправленно, творчески активно отражать реальность и трансформировать ее в своих интересах.

К факторам, вызвавшим появление сознания, можно отнести следующие:

  • внешний объективный и духовный мир; 
  • социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы); 
  • духовный мир личности, жизненный опыт; 
  • мозг как макроструктурная природная система; 
  • космическое информационное поле. 

Все избранные источники взаимосвязаны в формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания является объективная и субъективная реальность, отражаемая человеком через высокоорганизованный материальный субстрат — мозг. Сознание неотделимо от мозга, связано с происходящими в нем биохимическими, физиологическими процессами. Однако мозг — это не источник, а орган сознания.    

Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Ядро сознания — целеполагание. Таким образом, он обладает сознанием, думает не сам по себе, не мозгом, а человеком с помощью мозга. Способность мыслить передается из поколения в поколение через культурные формы. Научившись активно действовать с предметами окружающего мира в соответствии с нормами культуры, человек становится Человеком, приобретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично освоил, превратил в свою собственность. Таким образом, сознание формируется в результате естественно-исторической эволюции материи и ее универсального атрибутивного свойства — отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат, как мозг.       

С появлением цивилизации и изоляции индивида возникает самосознание индивида. Изначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне — свои мысли об объектах и ​​действиях (отражение), своем теле и духе. Самосознание делает предмет объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии происходит не только осознание того, что есть в человеке, но, в то же время, переработка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание — это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Это характерно не только для индивидов, но и для социальных сообществ, когда они поднимаются к реализации своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.      

Концепция общественного сознания

Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная социально развитому человеку и связанная с языком: способность человека к идеальному отображению действительности в мышлении.

Сознание — это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно представлять объективную реальность в сенсорных и логических образах.

Почти каждое общество, независимо от его размера, устойчивости и уровня интеграции, обладает тем или иным видом сознания (некоторые его характеристики можно найти в очереди в магазине). Историческая реальность, отраженная в сознании людей, порождает социальные установки, идеологии, социальные психологии, национальные характеры и т.д. Они, в свою очередь, оказывают эффективное влияние на реальность. Общественное сознание служит основой культурной деятельности и влияет на индивидуальную психологию каждого человека в обществе.

Сознание — явление социальное по самому своему происхождению и по необходимости обеспечения нормальных условий его функционирования. Но социальная природа сознания еще глубже, поскольку общество выступает как носитель сознания и в то же время как детерминант его содержания. В связи с этим необходимо выделить категорию общественного сознания и соотнести ее с индивидуальным сознанием.

Оба типа сознания имеют один и тот же источник происхождения — общественную жизнь, но у них разные субъекты. Индивидуальное сознание представляет собой сознание отдельного человека. Общественное сознание включает в себя совокупность идей, теорий и взглядов, возникающих в определенный исторический период в большинстве социальных групп.

Общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний. Общественное сознание — это качественно особая психическая система, имеющая свои особые, объективные законы развития.

С гносеологической (когнитивной) стороны общественное сознание — это целенаправленное осознание (отражение, воображение, оценка и т.д.) природного, социального, индивидуального бытия (прошлого, настоящего, будущего) в форме ощущений, знаний, проектов — «живое» или текстуальное сознание. С социологической (нормативной) стороны общественное сознание — это внутренняя сущность (управление, создание) общественного бытия (его функционирования и развития) в соответствии с потребностями и интересами людей. Общественное сознание включает: Знания, формы и методы познания, последовательность умственных действий и операций, умственные потребности и интересы людей.

Общественное сознание включает в себя, прежде всего, совокупность ощущений, восприятий, мыслей, теорий в памяти живущих. Это сознание называется массовым сознанием и живым сознанием для конкретного общества. Далее, сюда входит «неживое» сознание, историческая память, «знаковое» сознание, которое закодировано и сохраняется в виде рукописей, фильмов, предметов материальной культуры и так далее. Часть этого сознания может быть расшифрована и понята, а часть утрачена, уже непостижима для современников.

Общественное сознание включает формы и методы социального познания. Методы эмпирического познания включают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.д. Теоретические методы социального познания включают: исторический и логический, анализ и синтез, гипотезу и аналогию, научную теорию и научную утопию. Формы и методы социального познания различаются среди масс, интеллигенции и элиты общества по их количеству, глубине усвоения и способности их использовать.

Основными когнитивными актами, относящимися к процессу социального познания, являются рефлексия, воображение, оценка, проекция, регуляция, спецификация и т.д.

Отражение — это копирование социального бытия в сенсорные и ментальные образы.

Воображение — это способность создавать новые сенсорные и ментальные образы на основе преобразований, полученных в процессе отражения. Воображение делится на добровольное и непроизвольное, репродуктивное и творческое, конкретное и абстрактное, научное, изобретательское, художественное.

Оценка — это процесс чувственного и умственного сравнения, отбора и отнесения знаний к добру и злу, полезному и вредному, справедливому и несправедливому и т.д. Критериями оценки являются потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, формирующие его менталитет.

Сфера бессознательного: подсознание и его уровни

Человеческая психика состоит из нескольких уровней, и наряду с сознанием у людей также существует сфера бессознательного — ее называют подсознанием. Сила подсознания оказывает не меньшее влияние на слова, поступки, деятельность человека, чем сознание. Иногда, люди даже сами говорят, что поступили неосознанно, не отдавая себе в этом отчета, но они могут сильно раскаиваться в совершении таких действий.

Подсознание хранит в себе «отпечатки» всех жизненных событий индивида, даже если он уже давно забыл о том, что с ним происходило. Подсознание представляет собой своего рода базу данных, эмоций, впечатлений, чувств — которые откладываются в нижнем уровне психике, выходят из-под контроля сознания.

Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.

Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.

Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других

В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании

Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.

Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.

Список литературы

  1. Автономова Н.С. Разум, разум, рациональность. — М.: Наука, 1990.  
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. — М.: TEIS. — 2001.      
  3. Витгенштейн Л. О надежности // Вопросы философии. 2003.
  4. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. — М.: Высшая школа, 1996.  
  5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М.: Мысль, 1991.  
  6. Жуков Н.И. Проблема сознания. — Минск: Университетское, 1992.  
  7. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1989.  
  8. Ильенков Е.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1988. 
  9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Проблемы философии, 1987. 
  • Реферат на тему: Жизнь и философия Сократа
  • Реферат на тему: Психоанализ З. Фрейда
  • Реферат на тему: Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители
  • Реферат на тему: Происхождение, сущность и структура сознания
  • Реферат на тему: Основные социальные функции образования
  • Реферат на тему: Эволюция социального образования 
  • Реферат на тему: Аборт как  философская проблема
  • Реферат на тему: Основные законы и категории диалектики
  • Реферат на тему: Философское понимание пространства и времени
  • Реферат на тему: Особенности буддийских школ
  • Реферат на тему: Философия Карла Маркса
  • Реферат на тему: Эвтаназия — право человека или преступление

Что такое сознание

Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.

Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.

Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.

Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:

  1. Познавательную – сознание необходимо для познания окружающего мира, людей, самого себя. Познание осуществляется посредством чувственного восприятия, ощущений, логического мышления. В зависимости от того, осуществляется познание с помощью чувств или разума, принято выделять чувственное и рациональное познание.
  2. Аналитическую – с помощью сознания люди анализируют события своей жизни, события в политической, экономической, социальной жизни общества, собственные поступки и поведение окружающих.
  3. Оценочную – человек дает оценку самому себе и окружающим его людям, оценивает жизненные обстоятельства, события как приятные или неприятные, хорошие или плохие, желательные и нежелательные.
  4. Креативную–благодаря наличию сознания люди способны к созидательной, творческой деятельности. Только человек может создавать произведения искусства, открывать научные законы и теории, изобретать способы излечения от многих болезней.
  5. Воспитательную–с помощью сознания люди передают свой опыт будущим поколениям, обучают его посредством накопленных обществом знаний.

Формы общественного сознания

В «горизонтальном» плане существуют такие формы общественного сознания, как экономическое, эстетическое, научное, философское и другие. Их, в свою очередь, различают

1) Через объект отражения

2) На пути размышлений

3) В соответствии с их социальной ролью.

Они взаимодействуют друг с другом и исторически изменяются. Кратко охарактеризуем наиболее важные из них.

Экономическое сознание отражает деятельность людей и их отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Его характерной особенностью, по сравнению с другими формами общественного сознания, является наиболее тесная связь с повседневной жизнью людей. Необходимость экономического сознания вытекает из самого существования экономики как сферы общественной жизни. Экономическая жизнь немыслима без сознания, направленного на ее понимание и совершенствование. Учитывая условия хозяйствования и роль экономики в общественной жизни, экономическое сознание направлено на упорядочение и развитие хозяйственной жизни, поиск методов управления, соответствующих объективным условиям.

Политическое сознание — это особая форма общественного сознания, через которую отражаются и частично регулируются политические отношения (т.е. отношения власти) между классами, нациями и государствами. Политические отношения обусловлены экономическими отношениями. Политическое сознание не является однородным. На идеологическом уровне она предстает как система политических взглядов, идей, теорий. Программы, лозунги, выражающие основные интересы различных классов, наций, государств. На уровне общественной психологии политическое сознание предстает как несистематизированные политические взгляды, чувства, установки, представления людей о государстве и власти, об отношениях между государствами, нациями, партиями и т.д.

Правосознание (правосознание) — это совокупность взглядов, теорий, идей людей по отношению к действующему праву как системе установленных государством правовых норм и практической деятельности. Правосознание возникает с появлением классов и государства. Закон в первую очередь защищает интересы правящего класса. Она особенно тесно связана с экономическим и политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание проявляется в виде определенной системы правовых взглядов, правовых доктрин, теорий и кодексов. На социально-психологическом уровне она представляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между людьми, институтами, социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализация правовых знаний индивидами, участниками юридических сделок); оценочную (субъект оценивает индивидуальные правовые акты в соответствии со своими интересами и знанием права); регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правовом сознании. Как и в политическом сознании, существуют большие различия (особенно во времена политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.

Суть религиозного сознания заключается в удвоении мира путем провозглашения, наряду с реальным, существования потустороннего мира, в котором якобы могут быть разрешены все противоречия земного существования. Основной характеристикой религиозности является вера в сверхъестественные силы. Атеизм — это противоположность религии. Это не самостоятельная форма общественного сознания, а социально санкционированный противовес общественному сознанию.

Моральное (нравственное) сознание возникло в первобытном обществе. Для выживания человеку нужны не только средства труда, но и определенные правила совместной жизни. Эти правила воплощаются в морали, которая в первую очередь выполняет регулятивную функцию и в этом отношении близка к праву. Но в отличие от них, моральные нормы поддерживаются силой обычая, общественного мнения.

Социальная неоднородность определяет разнообразие моральных норм в разные эпохи и между разными народами и социальными группами. Однако в них содержится вневременное человеческое содержание.

Эстетическое сознание — это форма общественного сознания, отражающая действительность с точки зрения совершенства (или несовершенства) явлений природы и общества.

Научное сознание — важнейшая форма общественного сознания — представляет собой совокупность объективных знаний о той или иной области природы или общественной жизни. Социальная обусловленность науки чрезвычайно сложна. Прежде всего, необходимо рассмотреть основные моменты научного знания

Уровни общественного и индивидуального сознания

Практика демонстрирует, что человек раскрывается на двух уровнях сознания — на индивидуальном, и через общественное сознание. При этом, данные уровни имеют свои подуровни, также имеющие довольно специфические черты и свойства, которыми обладают отдельные индивиды или более обширные социальные группы.

Например, в сознании принято выделять обыденное или эмпирическое сознание. По своей сути, данный вид сознания проистекает как раз непосредственно из того опыта, который индивид приобретает в своей повседневной жизни. С одной стороны, обыденное сознание – это непрерывный опыт социализации человека, то есть возможность приспособиться к постоянно изменяющимся общественным условиям. С другой стороны, как подчеркивают исследователи, благодаря такому уровню сознания индивид может осмысливать общественное бытие с точки зрения собственных уникальных интересов и потребностей, а также предпринимать попытки к тому, чтобы оптимизировать общественный опыт на повседневном уровне и учесть свои интересы.

Несмотря на свое многообразие, обыденное сознание все же называют низшим уровнем общественного сознания. Оно позволяет устанавливать некоторые связи между происходящими событиями и явлениями, строить наиболее привычные, простые умозаключения, открывать самые простые истины, которые не несут в себе глубокого научного контекста, что упрощает восприятие таких умозаключений со стороны других членов общества. При этом обыденное сознание не предполагает глубокое проникновение в сущность вещей и явлений, так как в нем не поднимаются серьезные теоретические обобщения.

Но есть и другой уровень сознания, который может соотноситься и с индивидуальным, и с общественным сознанием – это научно-теоретическое сознание исследователи подчеркивают, что это более сложная форма общественного сознания, которая не подчиняется обыденным, повседневным задачам, а в основном стоит выше них. В рамках научно-теоретического сознания индивиды приобретают более серьезный опыт и знания, которые, к тому же, не всегда можно применить в повседневной жизни, поскольку они носят более серьезный, профессиональный характер.

Таким образом, индивидуальное и общественное сознание достаточно сильно связаны друг с другом, что создает еще и некоторую зависимость. Так или иначе, люди обладают обоими формами сознания, поскольку это позволяет им осуществлять свою деятельность и на уровне повседневности, и с использованием более серьезных механизмов. Развивать нужно одновременно обе формы сознания, чтобы личность отличалась гармоничностью и развитостью, адаптировалась к постоянно трансформирующимся условиям окружающей действительности.

Самооценка

Самооценка – это мнение личности о самой себе, ее оценка собственных качеств, достоинств и недостатков, которая основывается на сравнении себя с другими людьми.В отличие от самосознания, самооценка всегда предполагает оценивание, сравнение, сопоставление, наличие взгляда на себя со стороны. Самооценка человека является составной частью самосознания, однако самосознание может существовать в чистом виде, без самооценки.

Психологи выделяют три основных вида самооценки личности:

Завешенная самооценка- необъективные представления личности о самой себе, оценивание только собственных достоинств и фактическое игнорирование своих недостатков. С одной стороны, завышенная самооценка придает индивиду уверенность в себе, помогает ему добиваться поставленных целей и задач (ведь чем больше у человека веры в собственные силы, тем более он становится волевым и целеустремленным)

С другой стороны, завышенный уровень самооценки не дает личности развиваться, ведь люди, уверенные что они все знают и умеют, перестают учиться у других, таким образом, они начинают постепенно деградировать.
Заниженная самооценка –искаженное восприятие индивидом самого себя, из-за которого он не может увидеть собственных достоинств, сосредотачивает внимание только на своих недостатках. В этом случае, влияние самооценки еще более губительно сказывается на развитии личности, нежели в случае с завышенным самомнением

Индивид с заниженной самооценкой испытывает дискомфорт в общении с окружающими (ведь он постоянно сравнивает себя с другими, и находит, что намного хуже остальных), чувствует себя неполноценным, недостойным, не верит в собственные силы. Люди с заниженной самооценкой не могут реализовать полностью свои таланты и способности, бояться ставить перед собой высокие цели и достигать их.
Адекватная самооценка — объективное восприятие индивидом самого себя, приближенная к действительности оценка собственных достоинств и недостатков. Человек с такой самооценкой знает, что есть люди, превосходящие его в качествах, и есть люди, которые еще не достигли такого уровня развития как он сам. В этом случае уверенность в себе не может стать чрезмерной, так как личность видит и признает свои недостатки, стремится их исправлять.

Заключение

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существует определенная связь. Язык выступает как способ существования сознания. Связь сознания и языка проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно при включении человека в мир словесного языка. Вместе с речью человек учится логике мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче наполнение духовного мира человека, тем больше ему нужны языковые знаки для его передачи. Изменение языка — это показатель изменения сознания. Язык — это система знаков, с помощью которых человек познает мир и себя. Знак — это материальный объект, воспроизводящий свойства другого объекта. Можно выделить естественные (словесная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственные, возникающие на основе естественной (язык логики, математика, музыка, живопись) системы знаков языка.           

У языка есть следующие функции.

Одним из условий возможности формирования и объективации индивидуального сознания является способность посредством языка заявить о своем независимом существовании. В вербальном общении человек приобретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка влияет на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов, чтобы передать эмоциональное состояние, переживание внутреннего опыта. Разница между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ фиксации и передачи мыслей. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и себя. Можно выделить следующие типы речи:         

Слово, как единица языка, имеет внешнюю звуковую (фонетическую) и внутреннюю смысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют копировальные знаки (оттиски), знаки-знаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Существуют также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, который отличается точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности и ясности формулировок. В социальных и гуманитарных знаниях использование искусственного языка затруднено.    

Одно из основных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Следовательно, современная философия обязательно является лингвистической (лингвистической) философией.   

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: