Изменение политики воспитания
Проблемы воспитания подростка – это непростая задача, так как те методики, которые были актуальны для детей в более раннем периоде, перестают быть эффективными с подростками. Если проявлять чрезмерную строгость, она будет провоцировать отдаленность, отстраненность и конфликтные ситуации, и подросток в итоге перестанет говорить родителям о своих переживаниях и проблемах.
Но и полное попустительство с их стороны, исполнение всех желаний и бесконтрольность могут привести к проблемам в школе и попаданию в опасные компании, употреблению алкоголя или наркомании.
Оптимальным вариантом общения считается покойное, доброжелательное отношение к ребенку как равному
Важно, чтобы родители любили ребенка и могли поддержать в тяжелый для него период, но одновременно с этим они должны проявлять твердость в некоторых вопросах и терпение, отказывая в некоторых просьбах
Важно
Умеренность в сочетании с разумной строгостью — это оптимальное отношение к подростку.
Важно, чтобы родители понимали специфику поведения своих детей и знали обо всех их проблемах, когда дети с ними сталкиваются. Если знать особенности возрастной психологии, поставив себя на место ребенка, родителям будет проще найти оптимальный выход из самых сложных ситуаций
Проблема конфликтов подростков со сверстниками
В переходном возрасте возникает необходимость в расширении границ общения, появлении друзей и подруг. С ними дети проводят все свободное время, они постепенно учатся построению отношений, любви и дружбе. Подобные навыки будут затем во многом определять дальнейшую жизнь. Именно конфликты со сверстниками могут быть самыми неприятными в жизни подростка, они возникают не редко
И важно не просто общаться с ровесниками, а занять среди них определенное положение, обладать определенным статусом – лидерским, на какой-либо доминирующей позиции. Чем выше собственная самооценка ребенка и его возможности, тем на более высокие позиции он хочет претендовать. Иногда на лидерские роли в группе претендует сразу несколько подростков, в силу чего не редкими становятся конфликты, если интересы пересекаются и входят в конфронтацию
События могут развиваться в дальнейшем исходя из особенностей воспитания, складывающегося стиля общения в семье, уровня агрессивности и темперамента. Высокий интеллектуальный уровень приводит к меньшей конфликтности подростков, они могут договариваться и находить компромиссы. Те подростки, которые не достигли своего в данной группе, могут уйти на вторые роли или пробуют добиться желаемого в другой группе
Иногда на лидерские роли в группе претендует сразу несколько подростков, в силу чего не редкими становятся конфликты, если интересы пересекаются и входят в конфронтацию. События могут развиваться в дальнейшем исходя из особенностей воспитания, складывающегося стиля общения в семье, уровня агрессивности и темперамента. Высокий интеллектуальный уровень приводит к меньшей конфликтности подростков, они могут договариваться и находить компромиссы. Те подростки, которые не достигли своего в данной группе, могут уйти на вторые роли или пробуют добиться желаемого в другой группе.
Девиантное поведение
Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.
Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.
Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.
Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.
Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:
- освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
- избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
- демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
- побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.
Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.
Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.
Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.
Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Взросление как телесная зрелость
Еще один из способов измерить уровень взросления — это телесная зрелость. Ведь должна же быть какая-то точка в развитии, после которой мы прекращаем телесно развиваться и становимся взрослым организмом? Однако и это зависит от единиц измерения. Сексуально люди становятся зрелыми после пубертатного периода, который может начаться в возрасте 8–13 лет для девочек и 9–14 лет для мальчиков, и всё это — варианты нормы.
К тому же простое достижение половой зрелости не означает прекращение роста и развития. Кстати, в течение столетий критерием зрелости служило физическое развитие (а если конкретнее — развитие скелета).
Основы конфликтного поведения: проблемы подростков
Нередко основой конфликтов и аномального поведения являются определенные проблемы подростков, завязанные на физиологии и психологи их возраста. Так, резкие гормональные всплески могут не лучшим образом отражаться на самочувствии, приводят к головным болям и недомоганиям, излишней эмоциональности, что может провоцировать их резкие высказывания и поведение.
Ощущение тревоги, уровень которой у подростков повышен, может приводить к вспышкам эмоций. Они переживают о том, как их примут в коллективе сверстников, насколько они будут значимыми для окружающих
Важно! Постоянная тревога может стать причиной депрессий и неврозов
Стыдливость и страхи, которые связаны с ломкой голоса, изменениями тела, боязнью совершения глупых поступков и неправильно сказанных слов, фраз. Они боятся выглядеть маленькими, сказать что-то неуместное или глупое, смешно выглядеть.
Злость и агрессия, связанные с изменениями гормонального фона, нарастания у мальчиков уровня тестостерона. Это провоцирует проблемы в общении с родителями, если в отношении них демонстрируется злость и негативизм. Попытки отделения от близких людей могут быть болезненными, и подпитываются еще и внутренними конфликтами в душе подростка. Отсюда резкие ответы, грубость и агрессия.
Наличие неуверенности в себе и то, что ребенок сам себе не нравится, подстегивает конфликтность и агрессию, может провоцировать разлад в общении с родителями и друзьями, приводит к проблемам с учебой. Наличие критики и претензий, замечаний родителей приводит к убежденности в том, что он ничтожность, и он боится, что об этом узнают друзья.
Проблемы с успеваемостью, общей трудоспособностью за счет ростового скачка, если рост скелета опережает все остальные ткани и системы. Кора мозга может страдать от временного дефицита кровообращения, что приводит к снижению успеваемости и утомляемости, проблемам с памятью, общим неудовлетворительным состоянием.
Отклонения от средних сроков физического и полового развития. Если ребенок внешне существенно отличается от сверстников, он может стать объектом нападок и насмешек окружающих
Важно, чтобы он понимал – это индивидуальные особенности, а не его пороки, явление это временное и исправимое
Гормональные изменения и физические особенности приводят к эмоциональным всплескам, они делают ребенка непослушным, эмоциональным и взрывным. Нередко такое поведение у родителей вызывает непонимание и агрессию уже с их стороны, чтобы сохранить лидерские позиции и усмирить обнаглевшего отпрыска. И тогда вспыхивают нешуточные конфликты, когда проблемы одних натыкаются на непонимание других.
Особенности самооценки подростка
Подростковый возраст — самый сложный, но самый важный в становлении личности. В формировании самооценки взрослеющего ребёнка очень важную роль играет его семья, взаимоотношения в этой семье, стиль воспитания родителей. Родительские ценности, убеждения, моральные принципы, отношения к собственным детям, восприятие детей, в целом определяют позицию подростка к отношениям с людьми и к миру.
Согласно исследованиям психологов, на сегодняшний день одна из самых распространённых проблем общества — это внутрисемейные проблемы. Нарушение взаимоотношений между родителями и детьми часто приводят к негативным последствиям для психического развития подростка. Система воспитания, которая присутствовала в детстве будет взята за основу и перенесена во взрослую жизнь.
Считается, что различные травмирующие ситуации и переживания в детстве способны сформировать у ребёнка повышенную тревожность, отсутствие безопасности, доверия к миру и людям. У ребёнка может развиваться ощущение собственной ненужности, незначительности, беспомощности и подверженности опасности. Таким образом, дети лишаются уверенности в своей ценности, нужности. Они становятся ранимыми, обидчивыми, мнительными.
Самооценка — это то, как человек оценивает себя сам, свою внешность, свои возможности, таланты и умения. Самооценка может быть адекватной и неверной, ложной и правдивой, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
В раннем возрасте ребёнок чаще оценивает свои физиологические способности и качества. Например, я сильный или большой.
В подростковом возрасте самооценка выходит на первый план. В этот период молодые люди начинают оценивать себя как личность, которая наделена определёнными психологическими качествами. У них появляется новый взгляд на себя, желание разобраться в себе и своих чувствах, оценить себя и сопоставить с окружающими.
Чтобы обеспечить устойчивую самооценку, подростки постоянно находятся в поисках одобрения себя, своих поступков и мыслей. Часто в погоне за тем самым одобрением общества, они могут жертвовать собственными нестойкими убеждениями и принципами. А всё лишь из-за страха быть не принятым в группу, клан. В этот момент один может стать беспокойным, неуверенным, ранимым. В то время как другой — зазнайкой, с завышенным самомнением. И здесь, как никогда нужна помощь и поддержка взрослого.
Ведь именно взрослый может показать ребёнку пути к самосовершенствованию, выходы из различных проблем, а также помочь поверить в себя. В случае усугубления проблем и сложностей с определением своего места в коллективе, подросток может стать жертвой буллинга, и если эту проблему быстро не решить его низкая самооценка закрепится и создаст серьёзные сложности во взрослой жизни.
Самооценка подростка формируется вследствие равнения на сверстников, на их убеждения, ценности. Требования и правила, которые присутствуют в кругу общения ребёнка влияют на его самоощущение прямо пропорционально. Это связано с тем, что в этом возрасте ещё полностью не сформировались и не укрепились внутренние, личные основы и принципы, на которые можно было бы опереться. И здесь опять важную роль играет взрослый.
В наше время общение всё чаще уходит в онлайн. Именно там подростки самоутверждаются, там общаются, знакомятся, там же может возникнуть травля, буллинг и шейминг
А сам формат общения закономерно вызывает зависимость от интернета и гаджетов.Очень важно соблюдать баланс между реальной и виртуальной жизнями вашего ребёнка. Старайтесь чаще выходить все вместе, сами контролируйте своё телефонное время.
Если в семье преобладают уважительные отношения, доверие к друг другу и поддержка, то у родителей есть реальная возможность и сила влиять на окружение ребёнка. Задача мамы и папы научить детей разбираться в людях, в их мотивации. А главное — научить оценивать свои личные поступки и их последствия.
Проблема конфликтов подростков со сверстниками
В переходном возрасте возникает необходимость в расширении границ общения, появлении друзей и подруг. С ними дети проводят все свободное время, они постепенно учатся построению отношений, любви и дружбе. Подобные навыки будут затем во многом определять дальнейшую жизнь. Именно конфликты со сверстниками могут быть самыми неприятными в жизни подростка, они возникают не редко
И важно не просто общаться с ровесниками, а занять среди них определенное положение, обладать определенным статусом – лидерским, на какой-либо доминирующей позиции. Чем выше собственная самооценка ребенка и его возможности, тем на более высокие позиции он хочет претендовать
Иногда на лидерские роли в группе претендует сразу несколько подростков, в силу чего не редкими становятся конфликты, если интересы пересекаются и входят в конфронтацию. События могут развиваться в дальнейшем исходя из особенностей воспитания, складывающегося стиля общения в семье, уровня агрессивности и темперамента. Высокий интеллектуальный уровень приводит к меньшей конфликтности подростков, они могут договариваться и находить компромиссы. Те подростки, которые не достигли своего в данной группе, могут уйти на вторые роли или пробуют добиться желаемого в другой группе.
Какой возраст считается переходным
Период полового созревания, или пубертат, длится несколько лет. Классик отечественной психологии Д. Б. Эльконин писал, что возраст подростков распространяется на период с 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения расширяет рамки с 10 до 19 лет.
Многие современные психологи считают, что критический период в жизни человека длится еще дольше. Первые его проявления можно заметить у детей уже с 8-9 лет. Завершается же взросление у некоторых людей ближе к 22-23 годам.
Специалисты выделяют 3 этапа взросления.
Ранний подростковый возраст 10-14 лет
В этот период в организме ребенка начинается активное физиологическое развитие. На фоне интенсивной выработки гормонов становятся заметными вторичные половые признаки.
Изменения у девочек начинаются с перепадов настроения, повышенной эмоциональности. Девичье тело приобретает более округлые формы, вырисовывается талия, бедра, на лобке, под мышками появляется растительность. Признаком наступления половой зрелости считаются первые месячные. В норме они приходят в период с 11 до 13 лет.
У мальчиков изменения наступают на 1-1,5 года позже. Признаком начавшегося взросления у будущих мужчин считается:
- рост яичек, увеличение размера пениса;
- рост волос на лобке, под мышками;
- поллюции.
Гормональные перепады провоцируют у мальчиков такие же эмоциональные перепады, как и у девочек.
Средний подростковый возраст 15-17 лет
К 15-17 годам период первых серьезных физиологических изменений завершается. Тело приобретает взрослые формы, стабилизируется работа гормональной системы. Физиологически подросток уже готов к продолжению рода.
Но психологическое взросление еще продолжается. Психика подростков очень нестабильна, что отражается в поведении. Молодые люди импульсивны, категоричны, склонны к необдуманным поступкам.
С одной стороны, они ощущают в себе силу действовать по-взрослому. С другой, еще не умеют предвидеть последствия своих поступков.
Значимыми людьми в этот период подросткового возраста становятся сверстники. Юноши и девушки прислушиваются к их мнению, отвергая и считаются устаревшими взгляды родителей.
Поздний подростковый возраст — старше 18 лет
Начинаясь в 17-18 лет, поздний подростковый период завершается к 20-23 годам. К этому времени человек приобретает умение рационально мыслить, становится независимым от родителей, часто уже владеет профессией и знает, чего хочет от жизни.
Повзрослевший человек уже не зависит от мнения окружающих, становится авторитетом сам для себя.
Половая жизнь подростков
Часто мальчики и девочки, парни и девушки, подростки интересуются в период полового созревания такими вопросами, как половая жизнь, сексуальная жизнь, поллюции, половые органы, большие половые губы, малые половые губы, гениталии, эрекция, половой член, влагалище, клитор, девственная плева, половозрелость, половое сношение. Также подростков интересуют следующие вопросы. Что такое мужской половой орган? Какой пол интереснее? Что такое нудизм? Кто такие натуристы, девочки нудистки, puberty name? Сколько длится процесс полового созревания? Какая норма полового развития, нормативы? Почему возникает детское позднее половое созревание, импотенция? Чем опасны фригидность, простатит, раннее семяизвержение, вагинизм? Как достичь оргазма девушке? Почему не стоит член? Почему у меня кривой член? Как продлить секс? Почему сухое влагалище? Почему опух клитор после секса? Почему узкое влагалище? Что делать, если капает с члена, жгет во влагалище?
Дорогие подростки, если у Вас возникли вышеуказанные вопросы, Вы можете на сайте сарклиник абсолютно бесплатно задать вопрос доктору по интересующим Вас темам и получить актуальные ответы. Сайт и врач ждут Ваших вопросов.
Терапевтическое вмешательство
Терапевтическое вмешательство была направлена на налаживание взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах
На начальном этапе работы важно было установить контакт с подростком и мотивировать его на работу. Была проведена сессия отдельно с подростком
Особенностью такого контакта являлись равноправные отношения психолога с подростком с целью совместного изучения создавшейся психологической ситуации и путей ее разрешения.
На совместном приеме матери с сыном использовалась техника прояснения коммуникаций и техника дублирования.
Неэффективности используемых методов воспитания, и необходимости передачи ответственности за учебу Саше. Если Ирина ослабит свое давление на сына, то он, в свою очередь, откажется от крайней позиции.
Пересмотр отношений с отцом Саши. Если Ирина не проявит уважение к отцу, то контакт с Сашей может потерять
Важно вступить в контакт с отцом Саши, возможно тогда отец захочет помочь, чтобы Саша доучился. Согласие родителей по этому вопросу сможет изменить позицию и отношение Саши к учебе
Ирине было предложено провести совместную сессию с бывшим супругом, что вызвало сильное сопротивление. Ирина согласилась позвонить бывшему супругу и обсудить тему воспитания Саши.
Поскольку на момент обращения к психологу семья Саши находилась в состоянии кризиса, и была сосредоточена на актуальных проблемах, вопросы о расширенной семье вызывало сильное сопротивление. Об отношениях с Борисом Ирина говорить тоже не стала, сказав, что проблем в их отношениях нет. Ирина нуждалась в помощи по воспитанию Саши, и данные вопросы находились за пределами ее интересов.
Половое созревание: лечение, как лечить нарушения полового созревания
Сарклиник проводит лечение нарушений полового созревания в Саратове, лечение нарушений полового созревания в России, лечение отставания, лечение задержки полового созревания, лечение преждевременного полового созревания, лечение раннего полового созревания, лечение нарушений половой функции, лечение позднего замедленного полового созревания у мальчиков и девочек, парней и девушек, детей и подростков. На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить нарушения полового созревания, как вылечить отставание полового созревания.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Запись на прием и консультации.
Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: () Zastavkin | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Парень и девушка, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Самоубийства и преступления в молодежной среде
Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу.
Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.
Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.
Причины конфликтов родителей и подростков
Сложности подросткового периода психологи объясняют возрастным кризисом. Он начинается, когда ребенку исполняется 10-12 лет, и заканчивается по достижению 17-19 лет. Это переходный период от одного этапа детского развития к другому. В подростковом возрасте происходят перемены в структуре общения ребенка, перестройка его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И в первую очередь это ощущают на себе именно родители. Кажется, что еще вчера их малыш был милым и общительным, но сегодня он уже замкнутый и озлобленный на весь мир.
Научим договариваться и достигать компромисса
Записаться на консультацию
Российские психологи и педагоги провели опрос среди подростков и их родителей с целью выявить основные причины возникающих в семье конфликтов. При этом ответы детей и взрослых практически совпадают. В числе наиболее распространенных причин конфликтов родителей и подростков называют:
- плохую успеваемость ребенка в школе,
- несовпадение взглядов на жизнь,
- невыполнение ребенком домашних обязанностей.
- позднее возвращение ребенка домой.
Многие конфликты между родителями и подростками обычно возникают буквально «из ничего». Но за любой даже мелкой ссорой стоят глубокие проблемы.
«Четверть века» и новые вопросы»
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Основы конфликтного поведения: проблемы подростков
Нередко основой конфликтов и аномального поведения являются определенные проблемы подростков, завязанные на физиологии и психологи их возраста. Так, резкие гормональные всплески могут не лучшим образом отражаться на самочувствии, приводят к головным болям и недомоганиям, излишней эмоциональности, что может провоцировать их резкие высказывания и поведение.
Ощущение тревоги, уровень которой у подростков повышен, может приводить к вспышкам эмоций. Они переживают о том, как их примут в коллективе сверстников, насколько они будут значимыми для окружающих
Важно! Постоянная тревога может стать причиной депрессий и неврозов
Стыдливость и страхи, которые связаны с ломкой голоса, изменениями тела, боязнью совершения глупых поступков и неправильно сказанных слов, фраз. Они боятся выглядеть маленькими, сказать что-то неуместное или глупое, смешно выглядеть.
Злость и агрессия, связанные с изменениями гормонального фона, нарастания у мальчиков уровня тестостерона. Это провоцирует проблемы в общении с родителями, если в отношении них демонстрируется злость и негативизм. Попытки отделения от близких людей могут быть болезненными, и подпитываются еще и внутренними конфликтами в душе подростка. Отсюда резкие ответы, грубость и агрессия.
Наличие неуверенности в себе и то, что ребенок сам себе не нравится, подстегивает конфликтность и агрессию, может провоцировать разлад в общении с родителями и друзьями, приводит к проблемам с учебой. Наличие критики и претензий, замечаний родителей приводит к убежденности в том, что он ничтожность, и он боится, что об этом узнают друзья.
Проблемы с успеваемостью, общей трудоспособностью за счет ростового скачка, если рост скелета опережает все остальные ткани и системы. Кора мозга может страдать от временного дефицита кровообращения, что приводит к снижению успеваемости и утомляемости, проблемам с памятью, общим неудовлетворительным состоянием.
Отклонения от средних сроков физического и полового развития. Если ребенок внешне существенно отличается от сверстников, он может стать объектом нападок и насмешек окружающих
Важно, чтобы он понимал – это индивидуальные особенности, а не его пороки, явление это временное и исправимое
Гормональные изменения и физические особенности приводят к эмоциональным всплескам, они делают ребенка непослушным, эмоциональным и взрывным. Нередко такое поведение у родителей вызывает непонимание и агрессию уже с их стороны, чтобы сохранить лидерские позиции и усмирить обнаглевшего отпрыска. И тогда вспыхивают нешуточные конфликты, когда проблемы одних натыкаются на непонимание других.