В доме, который построил ив

Valentino и оскорбление японской культуры

В японской культуре неприемлемо стоять и ходить в «грязной» обуви в помещении, а тем более пачкать ею какие-либо предметы. Поэтому жители Японии всегда разуваются перед входом в дом. Valentino не учли эту важную особенность японской культуры, и все обвинения справедливы.

Сначала представители бренда оправдывались, что это просто кусок ткани, а не пояс оби, потом все-таки признали свою вину

«Ткань напоминает японский традиционный пояс оби, и модный дом Valentino глубоко извиняется за любое нанесённое оскорбление», — заявил представитель бренда, отметив, как важно «воспитывать культуру равенства и инклюзивности в мировом масштабе»

Модный дом YSL

Найдя нового инвестора – американского предпринимателя Марка Робинсона – Ив Сен-Лоран и Пьер Берже учредили собственный дом моды с логотипом YSL. Перед презентацией коллекции в конце января 1962 года парижане перешептывались о грядущем провале, полагая, что у модельера нет денег для воплощения задуманного. Но недоброжелатели были посрамлены: новой линии одежды с отвечавшими духу времени силуэтами рукоплескали Франсуаза Саган и баронесса де Ротшильд.

Логотип «Ив Сен-Лоран»

В 1965-м Ив Сен-Лоран подарил миру революционную коллекцию «Мондриан», объявив, что ему надоело обшивать жен миллионеров. А-силуэты нарядов с геометрическими рисунками нидерландского художника Пита Мондриана удивили мир моды. В коллекции дизайнер использовал работы модернистов Каземира Малевича и Сержа Полякова. Рисунок коллекционных платьев – не принт, а сшитые цветные куски ткани. Концепцию подхватили коллеги Сен-Лорана, сделав собственные интерпретации, но у истоков идеи стоял Ив Сен-Лоран.

Коллекция Ива Сен-Лорана «Мондриан»

В 1966 году YSL праздновал открытие первого магазина-бутика с одеждой прет-а-порте, в названии которого фигурировало Rive Gauche (левобережье Сены, где селились вольнодумцы, студенты и революционеры). Название диктовали революционные изменения, которые Ив Сен-Лоран ввел в фэшн-индустрию: женщин кутюрье одел в мужские костюмы, которые выглядели сексуально и элегантно.

Через год состоялся показ коллекции «Смокинг», которой Ив Сен-Лоран «добил» остатки патриархальной моды. В женском гардеробе появились «мужские» вещи – смокинги, брючные костюмы, жакеты в стиле «Сафари», комбинезоны и куртки-бушлаты. Но эти модели, заимствовав «мужественные» силуэты, не лишали женщин сексуальности.

Марлен Дитрих демонстрирует коллекцию Ива Сен-Лорана «Смокинг»

Коллекция «Либерасьон» 1971 года стала самой провокационной, накликав на голову автора шквал критики. На линию костюмов мэтра вдохновила Палома Пикассо. Обладавшая тонким вкусом и не боявшаяся экспериментов женщина купила на блошином рынке костюм 40-х годов, поразивший Ива Сен-Лорана. На дефиле вышли женщины в одежде, напоминавшей о Второй Мировой войне.

Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран

Еще одной музой, вдохновившей Сен-Лорана на коллекцию «Либерасьон», была известная провокаторша и попирательница устоев Марлен Дитрих. Модницы постарше возмутились: они вспомнили годы нацистской оккупации. Черные колготки, туфли на платформе и яркий макияж навеяли модным критикам аналогии с женщинами легкого поведения из Булонского леса. Но на смену шквалу критики неожиданно пришел бум на женские «мужские» костюмы от YSL: Ив Сен-Лоран опять предугадал веяния, оказавшись на два шага впереди.

Марлен Дитрих и Ив Сен-Лоран

Редактор фэшн-издания Диана Вриланд заявила, что у кутюрье «есть специальная волшебная дудочка для женщин», и что бы ни сделал маэстро, модницы всех возрастов пойдут за ним. В 1976-м Ив Сен-Лоран подарил жаждущим новинок модницам коллекцию «Русские балеты и оперы», на которую его вхохновил русский театр, балет Сергея Дягилева и национальные мотивы. На подиуме дефилировали красавицы в пестрых «крестьянских» платьях с вышивкой и золотым шитьем.

Платья «Ив Сен-Лоран»

1990 год ознаменовался коллекцией-трибьют, которую мэтр, предвидя скорый уход, посвятил любимым людям – актерам, танцорам, художникам. Попрощался Ив Сен-Лоран с поклонниками и миром моды в январе 2002 года. Показ последней коллекции прошел в Центре Жоржа Помпиду. Прощание с маэстро, 40 лет радовавшим и диктовавшим моду, стало национальным событием.

Реклама парфюма «Опиум» от Ив Сен-Лорана

Косметика и парфюм – еще одна глава яркого творчества Сен-Лорана. В 1971-м звезда мировой фэшн-индустрии подарила мужской аромат «Опиум». Реклама оказалась столь же провокационной, как и сам аромат: для презентации духов Ив Сен-Лоран обнажился. В дальнейшем туалетную и парфюмированную воду «Опиум» рекламировали Линда Евангелиста, Руперт Эверетт и последовавшая примеру кутюрье голая Софи Даль.

Грустная история про животных и «Аэрофлот»

24 января клиент «Аэрофлота» Максим Чумаченко рассказал на своей странице в Facebook, что две его кошки породы американский колор-пойнт погибли после перелета из Нью-Йорка в Москву. По правилам «Аэрофлота» пассажир был обязан сдать животных в багажный отсек в специальных переносках.

В Москве у Максима была пересадка на следующий самолет в Болгарию, но на этапе трансфера он обнаружил сломанные переноски, одну из которых перевязали веревкой, иначе она просто развалилась бы. К несчастью, первая из кошек погибла во время рейса из Москвы в Софию, а вторая — на столе у ветеринара уже в Болгарии. В истории фигурировала третья кошка, которую Максим отправил другим рейсом: та осталась жива, но получила серьезные обморожения. 

Представители «Аэрофлота» не отрицали случившееся, но переложили ответственность на компанию «Шереметьево Хэндлинг» — это ее грузчики разбирают багаж в аэропорту, и по их вине переноски оказались сломаны.

Неравнодушные пользователи не оставили ситуацию без внимания и следующие дни атаковали соцсети компании с призывами ответить за гибель кошек.

Сммщики авиакомпании удаляли многие комментарии, но люди продолжали писать под постами в официальном Instagram-аккаунте «Аэрофлота».

На все упоминания в Twitter авиакомпания отвечала стандартной фразой «Мы разделяем Ваше беспокойство по поводу ситуации с обслуживанием домашних животных».

В сети вспомнили и о других инцидентах, связанных с перевозкой животных в «Аэрофлоте». Так, пассажир Анастасия Штейн еще до случая с котами создавала петицию с требованием наказать компанию за жестокое обращение с животными. Когда Анастасия летела из Перми в Берлин с пересадкой в Москве, ее собаку потеряли в момент трансфера. Сотрудники «Аэрофлота» не смогли помочь девушке, а в разговорах звучала фраза «Ваша собака для нас — чемодан». Пес добрался до Берлина только спустя 12 часов — уставший, голодный и обезвоженный. 

На основе фразы «Ваша собака для нас — чемодан» появился хэштег #янечемодан, а затем вторым хэштегом стал #янебагаж, который отсылал к истории с толстым котом Виктором (в ноябре 2019 года хозяину кота не разрешили взять питомца в салон из-за веса, превышающего допустимые нормы). 

26 января «Аэрофлот» публично прокомментировал печальный инцидент с кошками, но так и не признал свою вину, а представители компании еще раз подчеркнули, что ответственность понесет «Шереметьево Хэндлинг». 

Чуть позже, по словам пострадавшего Максима Чумаченко, авиакомпания сообщила, что расследование не подтвердило гибель животных. Также перевозчик предложил выплатить 3 тысячи рублей за сломанную переноску и вернуть 75 долларов, которые были оплачены за сверхнормативный багаж.

Руководство «Шереметьево» отдельно прокомментировало ситуацию и пообещало, что все виновные будут наказаны. 

Вскоре представители «Аэрофлота» выступили с инициативой изменить правила перевоза животных в багажном отсеке. Компания предложила пассажирам, путешествующим с животными, помочь им составить новые правила, учитывающие все нюансы.

Кроме того, авиакомпания провела несколько показательных акций, например, благополучно перевезла львенка Симбу, ставшего жертвой «черных фотографов», из Махачкалы в Челябинск. Однако многие пользователи увидели в этом попытку «отмыться» от прошлого пиар-скандала и публиковали под постами хэштеги #аэрофлотверниживотных или #аэрофлотживодеры. 

Активисты во главе с Максимом Чумаченко продолжают вести борьбу с «Аэрофлотом»: они собирают информацию об аналогичных случаях и хотят добиться увольнения всех сотрудников, причастных к смерти животных. 

BMW и ЛГБТ-флаг в соцсетях

С того дня в соцсетях BMW начался пожар — пользователи со всего мира обвинили компанию в навязывании «либеральных ценностей» и писали о предательстве тех, кто не поддерживает ЛГБТ. Некоторые владельцы BMW заявили, что теперь им стыдно ездить на своем автомобиле, и они были готовы продать свои машины и навсегда забыть о существовании марки. 

Главные баталии происходили под постом в Facebook с радужным логотипом BMW. Под ним оставили более 60 тыс. комментариев: были пользователи, кто одобрял акцию автоконцерна, но большинство посылали в адрес бренда проклятия. 

При этом логотип аккаунта «BMW Россия» не менялся, как и профили бренда, ориентированные на жителей арабских стран. Это не помешало русскоязычной аудитории прийти на основную страницу BMW и высказать все, что они думают о компании:

Для российских автолюбителей ситуация с BMW оказалась особенно критичной еще и потому, что за машинами этой марки давно закрепился образ «пацанской тачки». Комментаторы задавались вопросами «как же теперь смотреть в глаза пацанам на районе».

Одни пользователи соцсетей писали о том, что бренд зря привлекает внимание к меньшинствам, зная, что во многих странах это вызовет волну негатива. Другие критиковали BMW и остальные корпорации за неискреннюю поддержку ЛГБТ со словами, что бренды присоединяются к «месяцу Прайда» только ради выгоды и мировой моды. . 29 июня представители BMW ответили на критику в комментарии под тем же постом с новым аватаром: 

29 июня представители BMW ответили на критику в комментарии под тем же постом с новым аватаром: 

«Мы в BMW живем в разнообразии. Мы верим в открытую культуру, в которой никто не должен находиться в неблагоприятном положении или преследоваться за цвет кожи, расу, национальность, пол, религию или возраст. Все мы люди, которых связывает удовольствие от вождения. Ни в нашей компании, ни в наших соцсетях нет места ненависти или неуважению. Поэтому мы призываем всех относиться друг к другу с уважением. Поскольку речь идет о толерантности и уважении, мы принимаем ваше решение . Тем не менее, мы будем вам рады, если однажды вы вернетесь к нам».

Pepsi и Кендалл Дженнер

Производитель газированного напитка в рамках масштабной рекламной кампании привлек известную модель Кендалл Дженнер. Все это происходило под слоган «Жить сегодняшним днем».

В ролике Кендалл изображала модель, которая сбегает со съемок, чтобы присоединиться к колонне протестующих. Сначала она нерешительно смотрит на толпу молодых людей разных национальностей и вероисповедания. А затем просто срывает с себя парик и присоединяется к активистам. И тут в кадре зритель видит банку Пепси, которую модель предлагает одному из полицейских. Дружеский контакт установлен, все улыбаются и дружно проходят мимо стражей порядка. Так заканчивается эта акция протеста.

Зрители обвинили создателей ролика в грубой эксплуатации образа протестующих против расового неравенства. Еще больше возмущения вызвал выбор модели на место главной героини. Несостыковка: успешная белая девушка возглавляет акцию протеста и еще получает за это немаленький гонорар.

Вот официальный ответ представителей бренда:

Видео было сразу же удалено со всех ресурсов компании, что вызвало еще больше возмущения. Это расценили как лицемерный поступок со стороны бренда.

JC Penny и образ Гитлера

Неудачный рекламный баннер от компании JC Penny. На нем был изображен чайник, а рядом с ним надпись «Излишества, которые вы заслуживаете». На первый взгляд, ничего необычного. Таких рекламных щитов сотни. Но ни один из создателей баннера не увидел, что чайник имеет поразительное сходство с Адольфом Гитлером. Или просто проигнорировали эти ассоциации.

Но если присмотреться, то можно увидеть, что носик с колокольчиком похож на характерный фашистский жест, крышка – это усики, а в форме ручке отчетливо видна прическа фюрера.

Возможно, если стоять вплотную к баннеру, то это и похоже на чайник. Но кто подходит близко к рекламным щитам, расположенным вдоль автомагистралей?

Компания получила в свой адрес множество гневных комментариев и жалоб на пропаганду фашизма. Поэтому реклама была срочно демонтирована. А чайники все же быстро раскупили. С одной стороны продажи выросли, а с другой люди теперь с опаской относятся к этому бренду.

Kaiewei Ni и фальшивый волос на экране

Китайский производитель кроссовок Kaiwei Ni решил схитрить и разместил рекламный баннер в центре экрана смартфона. Так делают многие производители, но не все догадываются поместить изображение с волосом. Пользователи, желая избавиться от этой помехи, случайно нажимали на заставку и переходили на сайт производителя. Довольно мерзкий прием увеличить посещаемость. Возмущенные пользователи оставили жалобы на эту рекламу в Instagram. Результат: баннер был удален, так как он нарушал политику платформы. И стоило идти на такой дешевый трюк, чтобы получить негатив от целевой аудитории?

Безупречный Uncle Ben’s

У российской тети Аси был заморский, правда, вряд ли кровный родственник — афроамериканский дядюшка Бен. Заморский дядюшка все 90-е пропагандировал с российских экранов сначала кетчуп, а потом, как ни странно, рис. Однако этим летом дядю Бена с упаковки решили убрать владельцы бренда — американская корпорация Mars. Сделано это было в рамках социальной ответственности и борьбы с дискриминацией, говорилось в официальном заявлении компании. Хотя у тех, кто еще в детстве зачитывался Майн Ридом и «Хижиной дяди Тома», все равно остается недоумение и вопросы к могущественной корпорации. Неужели вы и правда думаете, что мы верим, что этот черный американец лично выращивал рекламируемый рис, как крепостной на плантации? В общем, black lives matters.

«Деда, это журавли летят? — Нет, это окорочка летят».

Логично, что реклама с летающими куриными окорочками от «Союзконтракта» должна идти после рекламы водки. Потому что, прямо скажем, нетривиальный сюжет. Хотя, если копнуть чуть глубже, то сценаристы, придумавшие перелетных мертвых куриц, были правы во всем. Неловко признаваться, но рекламируемая курица, прямо скажем, не самая редкая, была импортируемой аж из самой Америки. В народной памяти они остались под кодовым названием «ножки Буша» — по имени тогдашнего президента США Джорджа Буша — старшего. Эту курицу ела каждая третья российская семья. Интересно, что до «ножек Буша» «Союзконтракт» занимался импортом таких популярных товаров, как, например, «Херши-кола».

Spinneys and the Lebanese Breast Cancer Foundation — The Bread Exam

Как рассказать о том, о чем нельзя говорить и показать то, что нельзя показывать? А именно, как показать женщинам-мусульманкам правильные методы самодиагностики рака груди, если нельзя показывать ни грудь, ни раздетую (или даже одетую в обтягивающее бельё) женщину, ни процесс ощупывания груди? Британская Исламская Медицинская Ассоциация нашла решение: в ролике женщина месит две небольших круглых буханки хлеба. О груди не говорится ни слова, но все движения — уместные, а слова — правильные. Никаких комочков, конечно, быть не должно.

Гран-при в номинации Public Relations; золото в номинациях Branded Entertainment & Content, Public Relations и Social Media; серебро в номинации Partnerships & Collaborations; шорт-лист в номинации Digital/Mobile & Social Media Craft

Есть идея рекламного ролика, но не знаете, как реализовать проект?

Если вам понравились какие-то примеры и хотите реализовать собственный амбициозный проект, напишите нам. Мы поможем доработать и воплотить в жизнь вашу идею, либо создадим рекламный ролик с нуля.

Написать нам →

*Meta признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

Скандал с владелицей интернет-магазина «Мам, купи!»

«Мам, купи!» — магазин молодежной одежды, в котором продаются как собственные коллекции бренда, так и лимитированные мерчи, созданные в коллаборациях с популярными артистами и блогерами.

В начале июня в центре обсуждений оказалась создательница магазина Дарья Зарыковская. В Twitter появилась переписка Дарьи с одной из сотрудниц компании, в которой директор бренда грубо общается со своей подчиненной. 

Владелица магазина была недовольна стоимостью доставки мебели и способом оплаты, поэтому обозвала продавца Викторию самыми нелицеприятными словами. 

Отдельно сотрудница рассказала о том, что после переписки она «рыдала весь день», а в итоге Дарья уволила ее в разгар карантина.

Сначала в сети начали говорить о том, что руководитель не имеет права оскорблять подчиненных и поведение основательницы «Мам, купи!» нельзя назвать адекватным.

А некоторые пользователи Twitter стали делать мемы по мотивам переписки.

В ответ на шквал критики Дарья согласилась, что вела себя недопустимо, но при этом сделала акцент на то, что сливать корпоративные переписки — не лучший способ решения рабочих конфликтов.

Не сказать, что оправдания Дарьи подействовали на общество, так как претензии в ее адрес не прекратились.

Бывшие сотрудники только подливали масла в огонь и раскрывали все больше подробностей, связанных с работой в «Мам, купи!». Тогда же вспомнили не только грубое отношение, но и слишком низкие для Санкт-Петербурга зарплаты.

В итоге Дарья Зарыковская еще раз извинилась и призналась, что находится в «диком стрессе». 

После этого часть людей решили понять и простить владелицу «Мам, купи!», а остальные не увидели в словах Дарьи искренности и напомнили, что она не извинилась перед уволенной сотрудницей лично. 

Renault и слово на букву N

На рекламном плакате компании Рено напечатали надпись: «В течение 10 дней мы не используем слово на букву «Н». Чем думали создатели этого слогана непонятно. Вряд ли они не знали, какая реакция после этого последует.

Любой американец при упоминании запретного слова на букву «Н» подумает только об одном. Это расистское ругательство «nigger», но никак не слово «Нет». Это очевидно для всех, кроме рекламщиков из компании Рено.

Компания прекрасно понимала, какой будет реакция людей, и она намеренно привлекла внимание, используя нечестный прием, чтобы заставить потребителя прочесть весь текст. Это была не простая оплошность, а целенаправленное и оскорбительное употребление вызывающего негативные ассоциации слова для продажи машин

Итог был довольно предсказуем: куча негатива, поспешное окончание акции и публичные извинения. Все, как всегда, когда известный бренд допускает ошибку в своих рекламных материалах.

Dior и азиатская девушка

Компания Диор осенью этого года представила фото для каталога на выставке в Шанхае. На нем изображена азиатская женщина в традиционном костюме, держащая в руках сумку Lady Dior.

Автор этой фотографии – художница Чэнь Мэн (Chen Man). Но ее работа вызвала негативную реакцию в Китае. Пользователи были возмущены действиями французского модного дома. Они решили, что Диор специально изуродовал модель, чтобы показать свое отношение ко всему азиатскому миру. Больше всего возмущения вызвал неудачный макияж, который сделал модель похожей на актрису из фильмов ужасов. А веснушки ассоциируются у жителей Китая с бедностью. Зажиточный класс старательно бережет свое лицо от солнечных лучей, чтобы не допустить появления веснушек и загара. И только женщины из бедных слоев населения вынуждены работать в поле и просто не имеют денег на приобретение косметики.

Поэтому потребители не поняли посыла рекламной кампании: даже жуткая деревенская бедная китаянка покупает сумку Диор или товар предназначен только для малоимущих представительниц женского пола?

Представители бренда принесли свои извинения и удалили фото из каталога.

Крем для лица Oil of Olay (Apple): «Как не повезло яблоку и как повезет вам»

Этот крем попал в нашу выборку по двум причинам. Во-первых, как продолжение темы экспериментов, начатой в прошлом выпуске рекламой Blend-A-Med, чудодейственные свойства которой тестировали на куриных яйцах. Как справедливо заметили читатели, реклама вводила в заблуждение. Однако отметим, что заодно и побуждала в школьниках желание провести этот эксперимент. До сих пор в YouTube можно найти эти видео домашних опытов, где видно, что скорлупу от щелочной среды зубная паста не спасает.

Эксперимент с кремом для лица, где человеческая кожа сравнивается с яблочной кожурой, в домашних условиях точь-в-точь повторить нельзя. Да и сам подход и сравнение, если честно, вызывает много вопросов — надеемся, что учителя биологии смогли на них ответить. Сам по себе ролик — переводный, снят в США в 1990 году и просто дублирован на русский. Слоган про сравнение везучести фруктов и людей настолько запал в нашу русскую душу, что почти сразу ушел в фольклор.

H&M и обезьянка

В онлайн-каталоге детской одежды H&M внимательные пользователи заметили толстовку с надписью Coolest Monkey in the Jungle (самая крутая обезьянка в джунглях). Причем одет в нее был темнокожий мальчик. Компанию обвинили в расизме. Причина – так уничижительно называют темнокожих людей уже многие десятилетия.

Компания признала свою ошибку и была вынуждена принести извинения:

Эта оплошность стала одной из многих неудач H&M в том году. Начались падения продаж в ряде стран. Это стало причиной закрытия нескольких магазинов. Инвесторов больше не привлекал бренд. В результате акции ритейлера упали на 30%.

Помимо финансовых потерь были и репутационные. Амбассадор H&M певец The Weeknd осудил компанию в своем официальном аккаунте и отказался продолжать сотрудничество.

«Тануки»

Рекламные кампании «Тануки» не раз оборачивались скандалами. В 2019 году бренд японских ресторанов решил пойти по дорожке Burger King и уколоть конкурентов в своей рекламе. Для этого в преддверии 14 февраля они опубликовали пост с двумя девушками. Указывалось, что одна из них поела пиццу из «Го Го» (аллюзия на «Додо»), а вторая — в «Тануки». Но проблема была в телосложении этих девушек: та, что якобы ела пиццу, была полнее той, что выбрала сеть японских ресторанов.

Реклама провисела в Instagram только пару часов, но скриншоты кампании быстро распространились по соцсетям. Комментаторы разделились на тех, кто поддерживал бренд и смеялся над «всегда голодной» девушкой, и тех, кто обвинял «Тануки» в неприкрытом сексизме. Ситуацию ухудшало и то, что на одном из фото была участница реалити-шоу My Big Fat Fabulous Life («Моя полная жизнь») Уитни Тор, которая набрала вес из-за проблем со здоровьем.

Цитаты

  • «С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».
  • «В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не я».
  • «Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот».
  • «Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче».
  • «Мои платья рассчитаны на женщин, которые могут позволить себе путешествовать с сорока чемоданами».
  • «В один «прекрасный» день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов. Пришлось говорить, что это все ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами».
  • «Самая лучшая одежда для женщины — это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я».
  • «Мода проходит, стиль вечен».

«Читайте «ТВ-Парк», и ваши волосы будут мягкими и шелковистыми»

Реклама еженедельного гида «ТВ-Парк» была поистине уникальна. Во-первых, сложно представить даже в конце нулевых, что по телевизору будет рекламироваться другое СМИ. А во-вторых, совместить в двух роликах пародии на все рекламные клише западных брендов — от зубной пасты до шампуня — нужно иметь определенную смелость по отношению к рекламодателям. А точнее, к их зубастым юристам. Неудивительно, что такие хулиганские выходки мог себе позволить только настоящий режиссер — автором этих роликов был Юрий Грымов.

Все же авторские права на реализованные сценарии и слоганы, которые пародировала эта реклама, никто не отменял. В общем, это был очень смелый журнал про телевидение, который позволял себе то, что сейчас сочли бы антинативкой. Он выходил с 1994 по 2013 год. RIP.

Fiat и странные письма

Компания Фиат в рамках своей рекламной кампании отправила нескольким тысячам женщин Испании любовные письма. На розовой бумаге были написаны довольно странные фразы: «Я заметил, с каким интересом вы на меня смотрите», «Хочу побыть с вами несколько минут», «Давайте отправимся в совместное путешествие».

И это стало причиной массового психоза. Бедные женщины решили, что стали объектом преследования какого-то маньяка и были вынуждены обратиться в полицию. Кто-то даже боялся выходить из дома без сопровождения.

Кто стоял за отправкой писем стало понятно только после приглашения на тест-драйв машины Cinquecento. Именно тогда на компанию стали подавать в суд оскорбленные женщины, которые несколько дней жили в страхе за свою жизнь. Рекламную кампанию остановили. Суд назначил Фиат штраф и выплату компенсаций пострадавшим от неудачной попытки продвинуть новую модель машины.

«Хочу будоражить людей»

Столетняя история дома Gucci помнит множество взлетов и падений. Громкие скандалы между родственниками, убийство бывшей женой одного из владельцев бренда Маурицио Гуччи и едва ли не полное банкротство сменялись признанием голливудских звезд и ошеломительным успехом под руководством дизайнера Тома Форда. При американском модельере доходы компании взлетали на десятки процентов, а к 2004 году, когда он покинул Gucci, стоимость компании оценивалась в 10 миллиардов долларов.

Итальянский дизайнер Фрида Джаннини, взявшая командование над Gucci после Форда, сохраняла высокое положение дома в индустрии на протяжении десяти лет. Поэтому неожиданное назначение на пост креативного директора мало известного Алессандро Микеле в 2015 году насторожило таблоиды. Но сомнения публики развеялись после показа осенне-зимней коллекции, которую ему пришлось подготовить всего за пять дней.

Один из владельцев Gucci Маурицио Гуччи в 1978 году
Фото: Tony Palmieri / WWD / Penske Media via Getty Images

Один из владельцев Gucci Альдо Гуччи с дочерью Патрицией в 1982 году
Фото: Michel Delsol / Getty Images

Магазин Gucci во Флоренции, 1969 год
Фото: Touring Club Italiano / Marka / Universal Images Group via Getty Images

Один из владельцев Gucci Маурицио Гуччи в 1978 году
Фото: Tony Palmieri / WWD / Penske Media via Getty Images

В первой же линейке дизайнер полностью изменил концепцию марки: модели впервые представили одежду, лишенную гендера (именно она впоследствии стала фирменным стилем Микеле). На подиуме не осталось и следа от нарочитой сексуальности и женственного гламура, над которыми долгое время трудились сначала Форд, а потом Джаннини. Испарилась также роскошь и вычурность — визитная карточка Gucci с момента основания. Именно благодаря ей в XX веке бренд полюбился княгине Монако Грейс Келли, голливудским актрисам Элизабет Тейлор и Ингрид Бергман и даже первой леди СШАЖаклин Кеннеди, в честь которой появилась коллекция сумок Jackie.

Микеле вдребезги разбил представления о бренде, формировавшиеся десятилетиями. Мужчины астенического телосложения в безразмерных свитерах, женственных рубашках и растянутых пиджаках и девушки в костюмах с мужского плеча на подиуме не только беспринципно изменили вектор развития Gucci, но и определили новые веяния для всей индустрии. Одежда стала асексуальной, а модели — андрогинными и выходящими далеко за рамки параметров 90-60-90.

Алессандро Микеле

Революционное, по мнению модных критиков, видение Микеле, которое он демонстрировал и в последующих коллекциях, нашло отклик в сердцах молодежи, готовой отказаться от любых стереотипов. К ней и обращался дизайнер через линейки, отрицающие какие-либо правила и гендерные границы: в них не было ни взрослого, ни инфантильного, ни винтажного, ни ультрамодного, ни мужского, ни женского. И хотя сам модельер утверждал, что в своих произведениях лишь переосмысливает прошлое, неожиданные сочетания, казалось бы, привычных стилей вывели его в топы рейтингов модной индустрии.

«Баунти»: «Райское наслаждение»

Импортные шоколадки российские рекламщики продвигали в народ очень по-разному, иногда совершенно с парадоксальными образами. Танцующие верблюды, рекламирующие вафли в шоколаде «Пикник», или иностранные бытовые сценки, как в рекламе «Марса». Однако реклама «Баунти» осталась в нашей коллективной памяти за счет визуализации того, как может хотя бы выглядеть «райское наслаждение» в середине 90-х. Сейчас-то мы бы просто сказали «Мальдивы, неделя на двоих, все включено». Но в наш рейтинг эта реклама попала не за красоту островных съемок, которые потом много кто еще использовал, а за то количество шуток, которые и породил этот слоган.

Регина Тодоренко неудачно высказалась о домашнем насилии

23 апреля на Youtube-канале журнала PeopleTalk было выложено интервью с телеведущей Региной Тодоренко и ее мужем Владом Топаловым. Одной из тем для обсуждения было домашнее насилие, и на вопрос интервьюера, стоит ли выносить сор из избы, Регина отметила, что не понимает, когда женщины начинают публично рассказывать о своем опыте, но не спрашивают у себя «Мой муж меня бьет, а почему? Не задумывалась об этом? А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил? А что ты делала для того, чтобы он тебя ударил?»

После этих слов на Тодоренко обрушился шквал критики и негодования: по мнению большинства, такими заявлениями она оправдывала домашнее насилие. 

Пользователи сети попросили у журнала Glamour забрать у телеведущей звание «Женщина года», которое она получила в 2019 году. Glamour заявил, что «категорически не поддерживает» позицию Тодоренко, а через несколько часов объявил о лишении Регины звания. 

Кроме того, на страницах брендов J7 и Pampers, лицом которых была Тодоренко, стали появляться комментарии с призывами расторгнуть рекламные контракты. Так и произошло: спустя пару дней обе компании приостановили маркетинговые кампании с участием ведущей.

Вскоре Регина Тодоренко опубликовала в своем Instagram видео с извинениями и назвала свои формулировки некорректными.

Как это обычно бывает, одних извинений было недостаточно, и общественность продолжила закидывать Регину обвинениями, а некоторые пользователи перешли на откровенные оскорбления.

Тогда же конфликт начал переходить в другое русло: стало очевидно, что реакция на слова Тодоренко — это травля, которая никак не помогает справиться с проблемой домашнего насилия. Запустилась весьма популярная в последние годы «культура отмены», когда публичную личность начинают хейтить за один единственный проступок. 

3 мая Регина Тодоренко опубликовала на своем YouTube-канале фильм о проблеме домашнего насилия, в котором она поговорила со специалистами в этой теме, в том числе с руководительницей проекта «Насилию.нет» Анной Ривиной. 

«Возможно, в один день стоило потерять титулы, контракты, доверие зрителей, чтобы услышать сотни тысяч голосов, нуждающихся в помощи. Если вы посмотрите этот фильм, значит все было не зря», — прокомментировала фильм телеведущая. 

Тодоренко пообещала направить все средства от монетизации фильма в фонды борьбы с домашним насилием и призвала зрителей жертвовать деньги в такие организации.

К декабрю 2020 года ролик собрал более 4,3 млн просмотров и 200 тысяч лайков. Конечно, были и те, кто вновь не поверил в искренность Тодоренко и посчитал фильм лишь попыткой восстановить репутацию и вернуть контракты. 

Так или иначе, история с ведущей «Орла и Решки» показала, что знаменитостям лучше хорошенько подумать, прежде чем заявлять что-то публично, тем более, когда речь заходит о крайне сложной для России темы. В то же время, все совершают ошибки, даже звезды, а Регина Тодоренко смогла исправить свою и вернуть доверие аудитории.

Кейс с Региной подробно разбирали на «РБК», и вот как подытожила всю ситуацию одна из самых известных российских активисток Александра Митрошина: «Для меня вообще неважно, был ли это искренний порыв или же вынужденная мера, чтобы „обелить” свою репутацию, потому что конечный итог помогает широко осветить проблему и призвать больше людей к помощи жертвам»

Ford и оскорбленные знаменитости

Агрессивная рекламная кампания от Ford Figo прошла под слоганом «Оставь свои проблемы позади». За разработку и воплощение идеи отвечало креативное агентство из Индии JWT. В результате появились эти рекламные материалы. Это карикатуры на известных личностей, которые везут связанных конкурентов и соперников в багажнике машины.

Сильвио Берлускони

Так принято избавляться от соперников в политике.

Задумка получилась с юмором, только не все его поняли

Создатели хотели заострить внимание на вместительном багажнике нового Форда, а получили только волну критики

Вот как прокомментировал ситуацию представитель сестер Кардашьян:

Компания срочно принесла свои извинения всем героям скандальных постеров. Вот их официальный ответ:

Рекламное агентство также поспешило сообщить, что оскорбительные рисунки были инициативой отдельных работников и появились в сети без разрешения ответственных лиц и самого клиента. В общем спихнули всю ответственность на излишне ретивых сотрудников. Только вот имена их не назвали, но это мелочи.

Chipotle — A Future Begins

Сюжет ролика узнаваем и прост: ребёнок покидает семейную ферму и отправляется в колледж. Со временем хозяйство становится неподъёмным и выставляется на продажу. Тем временем молодой человек в попытках найти своё призвание осознаёт, что его истинный долг — вернуться в родной дом и возродить семейный бизнес, используя традиционные методы выращивания и новые технологии

Этой рекламой мексиканская сеть ресторанов быстрого питания хотела привлечь внимание к проблеме законодательной доступности земли для молодых фермеров в США. 

Примечательно, что нынешняя кампания является продолжением ролика 10 летней давности, в котором рассказывалось о проблеме превращения натуральных фермерских хозяйств в промышленные неэкологичные предприятия.

Золото в номинации Film Craft (Animation); бронза в номинации Branded Entertainment & Content

Вывод

Никто не застрахован от таких ошибок и оплошностей. Известные зарубежные бренды умело признают свои промахи и вовремя приносят извинения.

Самое сложное во время проведения рекламных кампаний – предугадать реакцию аудитории. Не все оперативно могут отвечать на волну критики и обрабатывать возражения потребителей.

Компаниям следует лучше просчитывать все риски и учитывать культурные и социальные особенности аудитории. Тогда подобных ошибок можно избежать. Ответственным за запуск рекламы всегда нужно думать о контексте. Тогда представленные материалы не будут оскорблять потенциальных покупателей и поклонников бренда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Студия54
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: